Новолетие

Новолетие

Автор:

Опубликована:
14 сентября 2023 года

14 сентября или 1 сентября по старому стилю (Юлианскому календарю) Русская православная церковь отмечает начало Церковного года — Новолетие. Название «новолетие» связано с понятием «Новое Лето» от слова «лето», так у чехов и греков называется временной промежуток, более известный как «календарный год». И если с Нового года (1 января) начинается отсчёт всех событий календарного (гражданского) года, то Православная церковь отсчёт своих событий и праздников начинает с Новолетия — с 1 (14) сентября.

Что интересно, в Вере Православной главными являются два действующих лица, Господь Иисус Христос и его мать Пресвятая Богородица. Так сложилось, что первым православным праздником с началом Новолетия стало Рождество Пресвятой Богородицы, отмечаемое через 7 дней после начала Новолетия — 8 (21) сентября. А рождение её Сына, Иисуса Христа, отмечаемое как Рождество Христово, празднуется спустя 9 месяцев, на 7 день после начала Нового года или 7 января.

Главными здесь являются не даты праздников, а порядок их празднования. Рождество Христово празднуется на седьмой день от начала Нового года, а Рождество Богородицы — через семь дней от начала Новолетия. Русская православная церковь делит праздники на «Господские», связанные с Господом Иисусом Христом, и «Богородицкие», относящиеся к Пресвятой Богородице. Господские праздники имеют более высокий статус относительно Богородицких, впрочем как и значимость Нового года также превалирует над Новолетием. 

История праздника

Термин «Новое лето» или Новолетие пришёл на Русь вместе с Византийским календарём и Христианством от греков. На греческом языке год звучит как «етос», что созвучно слову «лето». У славян календарный год называется «летом» только у одних чехов. У остальных славянских народов этот термин звучит как: год, година или рок. Поэтому слово «лето» для обозначения календарного года — не славянское и уж тем более не русское.

Греческий термин «Новолетие» связан с Византийским календарём и означает «начало года». Поначалу Новолетие совпадало с Новогодием на Руси и отмечалось 1 марта — считавшимся началом года не только на Русской земле, но также у греков и римлян. По Византийскому летоисчислению, счёт «лет» вели от Сотворения Мира или от 1 марта 5508 года до нашей эры. Это летоисчисление было введено на Руси в 11-м веке и более известно как «мартовский стиль».

Но, со временем, у монахов, отвечающих за ведение календаря, возникло ощущение того, что эта дата не совсем подходит для «Сотворения Мира», потому решили её немного «удревнить». В результате чего, появился «сентябрьский стиль». Дату празднования «Нового лета» не просто перенесли с 1 марта на 1 сентября, а ещё и отодвинули на шесть месяцев назад. Это привело к изменению даты «Сотворения Мира», которое стало считаться с 1 сентября 5509 года до н. э. Таким образом, 14 сентября 2023 года по Византийскому летоисчислению начинается 7532-е лето от Сотворения Мира.

Что интересно, дата создания Адама так и осталась в «мартовском стиле» и соответствует 6 марта 5508 года до Р. Х. Поэтому, в русских летописях, в частности, в «Повести временных лет» весь счёт ведётся от Адама, чтобы не было путаницы с чехардой, происходящей с Сотворениями Мира. 

Новолетие - ключ к Сотворению Мира

Согласно Ветхого Завета Библии, Бог сотворил Небо и Землю, а затем, в середине шестого дня, создал первого человека Адама, причём сразу взрослым, так как нет такого понятия как «рождество Адама». При этом, сотворённая земля имеет название Эдем, что созвучно с именем первого человека, созданного в этой земле — Адам. Поэтому термин «Сотворение Мира» имеет отношение непосредственно к Ветхому Завету.

Во второй части Библии, называемой Новый Завет, говорится об Иисусе Христе от Его рождения до крестовой смерти и последующего Воскрешения. Далее следует возникновение церкви Христовой или Троицы, а потом и Деяния апостолов. Потому и ключевым в Новом Завете является «Рождество Христово» и образование Христианства, как религии. Отсюда и новое летоисчисление «от Рождества Христова» (Р. Х.), заменившее ветхозаветное «от Сотворения Мира» (С. М.).

Новый Завет по своему стилю и содержанию кардинально отличается от Ветхого Завета, потому, вполне логичным, стало и  уточнение по дате «Сотворения Мира». Если сравнить фразы, которыми начинаются Ветхий и Новый Заветы, то можно найти много интересного.

Библия (Книги). Ветхий Завет. книга Бытие. Глава 1.

«1.1. В начале сотворил Бог небо и землю.

1.2. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.» 

О какой земле здесь идёт речь? Наверное о той, которая называется Эдем и в которой был создан Адам.

Теперь посмотрим, что говорится на сей счёт в Новом Завете. Евангелие (Благая весть) от Иоанна. Глава 1.

«1.1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

1.2. Оно было в начале у Бога.

1.3. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

1.4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

1.5. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.»

Исходя из этого, можно предположить, что до того, как Бог начал творить небо и землю, у Него уже было и Слово, и свет, и жизнь человеков. Только, наверное, в другом месте Земли. Которое было создано несколько ранее, чем упомянутая в Ветхом Завете земля Эдем. Насколько ранее?

Согласно книги Бытие, Адам был создан в середине шестого дня, то есть от Сотворения Мира до его создания прошло пять с половиной дней. Если мы обратимся к Деяниям апостолов Нового Завета, то во 2-м послании Петра, в главе 3 находим следующие строки:

«3.5. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою:

3.6. потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.

3.7. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.

3.8. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.»

Здесь речь идёт о Слове Божьем, которое уже было у Господа, и этим же Словом были сотворены небеса и земля. Принято считать, что Иисус Христос — это «новый Адам». Потому Его Рождество рассчитывают по формуле Петра, где один день творения равен тысяче лет. От этого и исходят, говоря, что Иисус родился в 5500 году от Сотворения Мира. Таким образом получается, что 5,5 дней соответствует 5,5 тысячелетиям, это если мерить днями и тысячелетиями. А когда всё перевели в года (лета) и провели необходимые уточнения, то получили не ровно 5500 лет, а немножко больше — 5508 лет.

И если от Адама до Христа прошло 5,5 тысяч лет, а от Слова, которым создавалась земля Эдем, до Адама прошло 5,5 дней, то тогда сколько же лет прошло от Слова Господа до рождения Иисуса Христа? Если формула Петра применена в прямом расчёте (от Адама до «нового Адама» Христа), то почему её нельзя применить в обратном счёте (от Адама до Слова)? Таким образом, мы получаем «уточнённое Сотворение Мира», случившееся за 11 тысяч лет до рождения Иисуса Христа (5,5 + 5,5 = 11).

Но, наука нам говорит, что возраст Земли исчисляется не пятью или одиннадцатью тысячами, а миллиардами лет. Что же тогда могло значить это Сотворение Мира, о котором говорится в Библии, в Ветхом и Новом Заветах? Ответ на этот вопрос дал Иисус Христос, который прочёл в синагоге города Назарета пророчество Исаии о наступлении лета благоприятного.

Евангелие от Луки в главе 4-й так описывает произошедшее:

«4.16. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

4.17. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

4.18. Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,

4.19. проповедовать лето Господне благоприятное.»

Если понимать буквально, то «лето Господне благоприятное» может означать наступление условий, благоприятных для жизни человеков на земле. И эта проповедь Иисуса Христа была произнесена 1 сентября, что и стало началом новой жизни и Нового лета.

Если наложить слова библейские на научную основу, то мы получаем некую землю, на которой был Богом «Сотворён Мир» или наступило «Лето Господнее благоприятное», благодаря которому на земле возникли условия, в которых сможет существовать человек. То есть, земля перестала быть безжизненной. Для Европейского континента такая ситуация складывалась не так уж и давно, с археологической точки зрения.

Европейская земля была безжизненной и покрыта именно водой, замёрзшей водой — льдом, как и сказано в Евангелии от Иоанна. Ледниковый период в Европе продолжался десятки тысяч лет, континент был безжизненным. Но, наступило время и Ледник стал отступать, появилась жизнь и свет для человеков. Наступило Лето благоприятное. И туда пришёл человек, взрослый уже (как Адам), не родившийся там, а пришедший.

Научные исследования показывают, что условия для жизни человека на Европейском континенте, после отступления Ледника, наступили около 13 тысяч лет назад или на рубеже 11 — 12 тысячелетия до Рождества Христова.

Потому то, Новолетие 1 (14) сентября, празднуемое Русской православной церковью, напоминает нам о более важных временах, связанных не с адамовым Сотворением Мира, относящемся к 5508 году до н. э. и «мартовскому стилю», а о временах более ранних.

На Руси переход от «Адама» к «Слову Господнему», от Ветхого Завета к Завету Новому, или от «мартовского стиля» к «стилю сентябрьскому», когда Новолетие стало наступать 1 сентября, имел символическое значение. И здесь важную роль сыграло «счастливое число семь», являющееся сакральным для Русской земли.

С числом семь связаны следующие события:

на седьмой день Бог отдыхал от трудов по Сотворению Мира и Адама;

Рождество Христово отмечается на седьмой день от Нового года;

Рождество Пресвятой Богородицы наступает через семь дней от Новолетия;

переход празднования Новолетия на Руси с 1 марта на 1 сентября произошел через «семь дней» после Сотворения Мира, или 7000 лет, согласно формулы апостола Петра.

Таким образом, 1 марта 1492 года наступило Лето 7000-е от Сотворения Мира, а спустя полгода, 1 сентября 1492 года наступило 7001-е лето от С. М.

Но самым коротким в истории Русской земли было не это Лето 7000-е, длившееся 6 месяцев; а Лето 7208-е, которое началось 1 сентября 1699 года, а спустя три месяца, 1 января, наступил уже 1700 год от Рождества Христова.

Тем самым, ещё одна тема Ветхого Завета была закрыта, а летоисчисление на Руси перешло к Новозаветному Рождеству Христову. 

Связь Новолетия с другими календарями

Некоторые исследователи приписывают церковному Новолетию начало Славянского Нового Лета. Так происходит из-за близких точек соприкосновения, имеющихся у церковно-славянского и славяно-языческого «Нового Лета». Оба праздника называются одинаково и ведут свой отсчёт от Сотворения Мира. Только Христианство связывает Новолетие с событиями, происходившими в Древнем Риме, а славяне своё Новолетие относят к дню осеннего равноденствия и Сотворению Мира в Звёздном Храме.

Римский император Октавиан Август для сбора податей со своих граждан ввёл понятие «индикт». Началом индикта было установлено 23 сентября — день рождения императора, который чудесным образом совпадал с днём осеннего равноденствия. Продолжительность индикта принималась разной, от 5 до 15 лет. По окончании индикта все граждане были обязаны заплатить налоги в казну Римской империи.

В 314 году от Р. Х. римляне регламентировали продолжительность индикта — 15 лет, а спустя полсотни лет была установлена новая дата начала индикта — 1 сентября. Впоследствии, греки стали называть своё «лето» (календарный год) индиктом, так как он начинался вместе с Новолетием — 1 сентября. От греков фраза «Новолетие — начало индикта» перешла на Русь вместе с Церковным Уставом, где определяется порядок совершения богослужений в течение всего церковного года.

Истинный смысл индикта — сбор налогов, потерял своё значение и к Руси не имеет никакого отношения. Потому как период для сбора податей в 15 лет — это римское изобретение. На Руси же существовал другой период, когда взималась дань (налог) — 12 лет. Этот период указан в русских былинах, а реально на Руси подати (дани) собирали ежегодно.

С названием «индикт» связано ещё одно церковное понятие — Великий Индиктион. Это циклическая величина продолжительностью 532 года. Что он из себя представляет?

Например, возьмём какое-нибудь значимое событие в жизни христиан — распятие Иисуса Христа, которое произошло 14 числа месяца нисана. В 2023 году 1 день месяца нисана выпал на 22 марта — среду, это новолуние и 1-й день после весеннего равноденствия. Точно такое же совпадение даты весеннего равноденствия, новолуния и дня недели (среды) произойдёт не скоро. Насколько нескоро?

Лунный цикл обращения, когда новолуние повторно совпадёт с конкретной датой солнечного календаря, составляет 19 лет. Солнечный цикл обращения, когда конкретная дата выпадает на нужный день недели, составляет 28 лет. И чтобы повторилось точное положение солнца и луны в конкретную дату и день недели, необходимо солнечный и лунный циклы перемножить. 28 х 19 = 532. Это и есть Великий Индиктион.

Таким образом, 1 день нисана, который выпадет на 22 марта, и этим днём будет среда, состоится в 2555 году (2023 + 532 = 2555). Для расчёта подобных календарных совпадений и был придуман Великий Индиктион.

Что же касается славян, а конкретно новых славян-ариев, то их Новое Лето наступает 23 сентября, в день осеннего равноденствия. В этот день начинается новое Лето циклического календаря — Даарийского Круголета Числобога. Это круговой календарь, имеющий цикличность 144 года. Ключевой точкой для славян-ариев является 112-е лето этого календаря, называемое «Звёздный Храм». С этим летом связано важное событие, произошедшее в 5508 году до н. э.

Потому славяне-арии называют своё «Сотворение Мира» — «Сотворением Мира в Звёздном Храме». С чем их и поздравляем, но чуть позже.

Праздник Новолетие имеет важное значение для православного русского народа; с него начинается годовой цикл церковных событий, прославляющих Господа Иисуса Христа и его мать Пресвятую Богородицу. Всех, кто это приемлет, с Праздником! Слава Богу!

Возможно заинтересует

Русские повести. Выпуск 1.
Валерий Салфетников. Русские повести. Выпуск 1
Сказание о Русской земле. Варяги
Валерий Салфетников. Варяги
Сказание о Русской земле. Революции, цари и палачи
Валерий Салфетников. Революции, цари и палачи
Сказание о Русской Земле. Город Святого Петра.
Валерий Салфетников. Город Святого Петра
Сказание о Русской Земле. Русские и европейцы.
Валерий Салфетников. Русские и европейцы
Каковы особенности России. Том 1. Иллюстрации
Валерий Салфетников. Каковы особенности России. Том 1.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Сказание о Русской земле
Добавить комментарий

ru_RUРусский