Для чего людям календарь

Для чего людям календарь? И в самом деле, что он даёт нам и как упрощает нашу жизнь?

Календарь — это  система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел: Солнца — в солнечных календарях, Луны — в лунных календарях и одновременно Солнца и Луны в лунно-солнечных календарях. При этом, не стоит забывать и о самых первых календарях, «звёздных», когда человек ориентировался на ночное звёздное небо, наблюдая как «блуждающие» звёзды (планеты) движутся относительно неподвижных звёзд, либо созвездий. 

Самой первой и главной единицей отсчёта календаря стал день, в современном понимании — сутки. Потому что его учесть было проще всего. День закончился, солнце село, значит можно поставить галочку или зарубку; либо расцвело и солнце встало, знаменуя новый день. За начало нового дня принимались разные отметки, связанные с положением солнца: заход, восход и полдень (середина дня), когда солнце находится в высшей точке над горизонтом. Подробнее…

Оставьте комментарий

Для чего людям календарь

Блог > Для чего людям календарь

Автор:

Раздел:
Опубликована:
29 сентября 2023 года

Для чего людям календарь? И в самом деле, что он даёт нам и как упрощает нашу жизнь?

Календарь — это  система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел: Солнца — в солнечных календарях, Луны — в лунных календарях и одновременно Солнца и Луны в лунно-солнечных календарях. При этом, не стоит забывать и о самых первых календарях, «звёздных», когда человек ориентировался на ночное звёздное небо, наблюдая как «блуждающие» звёзды (планеты) движутся относительно неподвижных звёзд, либо созвездий. 

Как появился календарь

День - главная счётная единица календаря

Самой первой и главной единицей отсчёта календаря стал день, в современном понимании — сутки. Потому что его учесть было проще всего. День закончился, солнце село, значит можно поставить галочку или зарубку; либо расцвело и солнце встало, знаменуя новый день. За начало нового дня принимались разные отметки, связанные с положением солнца: заход, восход и полдень (середина дня), когда солнце находится в высшей точке над горизонтом.

Начало нового дня при заходе солнца используют те народы, которые пользуются лунным календарём, в частности семиты (арабы и евреи). Это связано с тем, что началом месяца у них считается новолуние, а вернее «неомения» — первое появление лунного серпа после новолуния. Это явление можно наблюдать только при заходе солнца.

Те народы, которые пользуются солнечным календарём, за начало дня принимают рассвет или восход солнца. Этот обычай использовался в Египте и на Руси.

Вообще-то, египтяне пользовались своеобразным календарём, который можно назвать «звёздным». Так как в основе египетского календаря лежит гелиакический (предсолнечный) восход звезды Сириус, который выпадает всегда на одну и ту же дату — 19 июля, когда после определённого периода невидимости Сириус восходит в лучах утренней зари.

На Руси, традиционно пользовавшейся солнечными календарями, день считался от рассвета до рассвета. Русские земли исстари простираются до Ледовитого океана, то есть далеко за Полярный круг (в частности, Новгородская земля). В районе Полярного круга (66º 33′ 44″ северной широты) наблюдается эффект «коло» («полуночное солнце»), когда солнце в день летнего солнцестояния проходит по всему небосводу, не садясь за горизонт.

Солнце в Полярный день
Движение Солнца в Полярный день ("полуночное солнце")

Астрономически, солнце в этот момент наблюдается в северной части небосвода в самой низкой точке своего движения, то есть в полночь. Но, так как солнце в это время находится над горизонтом, то никакой ночи нет. В последующие дни солнце начинает цеплять горизонт своим диском и со временем скрывается под его линией полностью, наступает ночь. Первые ночи длятся лишь минуты и по ощущениям совсем на ночи не похожи. Но, после того как солнце станет уходить под линию горизонта, ночи будут всё темнее и продолжительнее. Затем наступает рассвет, появляется солнечный диск и начинается новый день. Потому на Руси за начало дня и использовался восход солнца.

С развитием мореплавания, когда координаты кораблей определялись приборами, ориентированными по времени восхода и высоте солнца, за начало нового дня стали использовать полдень, момент наивысшего положения солнца над горизонтом. Начало дня (суток) в полдень (12 часов) послужило на руку астрономам, так как их «рабочий день» начинается после захода солнца, в благоприятное время для наблюдений за звёздами и другими светилами.

Но, ритм жизни живых существ, к которым несомненно относится и человек, активизируется с рассветом и угасает после заката. Смена суток в полдень стала неудобной, поэтому было решено начало суток перенести с полдня на полночь, когда Солнце находится не в зените, а в противоположной точке — надире. Такое положение вещей устроило большинство населения, которое предпочитает спать во время перехода от одних суток к другим. Этим «началом нового дня» мы пользуемся повсеместно. Но, при отмечании своих религиозных и национальных праздников, мы применяем то начало дня, которое соответствует нашим традициям. 

Изначально человек пользовался для своих календарных расчётов только сменой дня и ночи. Чтобы определить начало или конец определённых событий, приходилось вести трудоёмкий подсчёт количества прошедших дней. Это было неудобно и громоздко, но все календари начинались с этого. Так как подсчёт дней — самый надёжный способ ничего не пропустить. О такой системе счёта говорится в «Повести временных лет» под Летом 6622-м (1114 год):

«Того ради прозвали его Сварогом и чтили его египтяне. И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждьбогом, 7470 дней, что составляет двадцать лет с половиной. Не умели ведь египтяне иначе считать: одни по луне считали, а другие днями годы считали; число двенадцать месяцев узнали потом, когда начали люди дань давать царям.»

Если мы разделим число дней царствования Даждьбога (7470) на 20,5 лет, то узнаем сколько дней было в году в те времена у египтян и которое знали на Руси (7470 : 20,5 = 364,4). Отсюда следует, что русские и египтяне пользовались солнечным календарём (состоящим из 12 месяцев), в котором продолжительность года составляла 365 дней.

Другим примером использования дней для календарного счёта являются указания, отданные персидским царём Дарием ионийским тиранам (правителям ионийцев — главного из древнегреческих племён). Это нашло своё отражение в «Истории» Геродота, книге четвертой «Мельпомене». Когда персидский царь Дарий собрался в поход на скифов, то подчинённым ему ионийцам он приказал построить мост через Дунай (Истр) и после прохода персидского войска разобрать его, но потом передумал и сказал стеречь его 60 дней:

«98. После этих слов Дарий завязал на ремне 60 узлов. Затем он вызвал ионийских тиранов на совещание и сказал им следующее: «Ионяне, прежнее мое приказание о мосте я отменяю. Возьмите этот ремень и поступайте так: как только увидите, что я выступил против скифов, начиная с этого времени развязывайте каждый день по одному узлу. Если я за это время не возвращусь, а дни, указанные узлами, истекут, то плывите на родину. Пока же, так как я переменил свое решение, стерегите мост и всячески старайтесь его сохранить и уберечь. Этим вы окажете мне великую услугу». Так сказал Дарий и поспешил с войском дальше.»

© Геродот. История. книга четвертая. Мельпомена.

Это всё примеры летописные, но есть и современные данные, использующие счёт времени только в днях. К ним относится «эра Скалигера» или «Юлианская дата» в которой взята определённая временная точка, «начало всех начал», и от неё отсчитывается время не в годах и месяцах, а только в днях. Этот способ является самой точной системой отсчёта и часто используется в астрономии и истории, для подтверждения подлинности событий и дат. Жозеф Скалигер (1540 — 1609), французский учёный, предложил найти такой день, который бы приходился на 1 января, понедельник, и новолуние, а также на начало индикта.

При расчёте этой «начальной точки» (нулевого дня), за основу был принят Юлианский календарь, в котором год состоит из 12 месяцев и продолжается он 365 дней с четвертью (365,25 дней). Такой точкой отсчёта стало: 12 часов пополудни, 1 января 4713 года до нашей эры, понедельник. Это и стало отправной точкой времени или «нулевым днём». От него рассчитывается «юлианская дата», исчисляемая в сутках до нужного события, минуя всевозможные переходы из эры в эру и из года в год. Любые ошибки при этом исключаются, так как счёт времени ведётся в днях, самой надёжной единице времени.

Для примера, рассчитаем «юлианскую дату» важнейшего праздника нашей страны — Дня Победы. Эту дату принято считать с момента сообщения Совинформбюро, в котором был зачитан Акт о безоговорочной капитуляции Германии и Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении дня 9 мая праздником Победы. Это событие произошло в 2 часа 10 минут московского времени, 9 мая 1945 года, в среду.

Юлианской датой этого события будет: 2431584,59028 дней. То есть, с начала «эры Скалигера» до Дня Победы прошло 2 млн 431 тыс. 584 дня, 14 часов 10 минут и 00 секунд.

Этапы создания календарей

Главным календарным ориентиром для человека с самых давних времён всегда было Солнце. Потому что именно оно определяло, когда закончился один день и начался другой. Не важно, что продолжительность дня была не постоянной, зимой короче, летом длиннее. Это всё компенсировалось длительностью ночи, при коротком дне была длинная ночь и естественно при длинном дне — короткая ночь. Дважды в году, весной и осенью, продолжительность дня и ночи становится одинаковой, что приводит к равноденствию. Но, главное, в паре день-ночь, продолжительность суток всегда постоянная, и это целое число.

Но, как мы уже говорили, считать время одними днями, дело хлопотное и трудоёмкое. Нужны были другие показатели, более продолжительные по времени, чем день. Тут-то возникли трудности. Потому что, нет ни одного видимого ориентира, в который бы укладывалось целое число дней. А считать приходилось много, ведь продолжительность жизни человека, а значит и количество всевозможных событий измерялось не днями и месяцами, а десятилетиями.

Следующим по продолжительности календарным отрезком стала неделя. Неделя хорошо сочеталась с количеством пальцев на руке. Ведь их у человека пять, если брать одну руку. А как называется палец, находящийся посередине кисти руки? Средний, или третий по счёту с любой стороны.

А как называются дни недели? Первый — понедельник (после недели — воскресенья), второй — вторник (второй день), третий — среда (середина недели), четвёртый — четверг (четвертый день), пятый — пятница (пятый день), шестой — суббота (от еврейского «шаббат» — не рабочий день), седьмой — воскресенье (по-славянски — неделя, по-христиански — воскресенье, день недели, в который воскрес Иисус Христос).

В семидневной неделе середина приходится на четверг, но почему тогда «средой» называют другой день недели — третий, а не четвёртый? Отсюда следует, что раньше неделя была пятидневной, потому третий день (среда) назван «серединой недели». И счёт вёлся по пальцам руки, потому как середина недели — среда и середина кисти руки — средний палец, имеют одинаковое название.

С первыми месяцами тоже было не так сложно, потому что они были расчётными (как сейчас) и не зависели от положения светил. Славянский верховный бог Род имеет свой знак — «колесо Юпитера». Этот знак представляет собой круг с шестью спицами, символизирующими Свет. Шесть спиц колеса — удобная вещь для простейшего календаря. Если мы возьмём шесть раз по пять, что соответствует шести пятидневным неделям, то получим число 30 (5 х 6 = 30 дней) или «расчётный месяц Юпитера».

Планета Юпитер тем хороша, что период обращения его вокруг Солнца составляет около 12 лет (11,86 лет). Значимыми являются противостояния Юпитера, когда планета выглядит наиболее ярко. Так как Юпитер расположен дальше Земли, относительно Солнца, то во время противостояний он появляется на востоке сразу после захода Солнца и виден на небосводе всю ночь. Китайские астрономы называют Юпитер — Суй-син («Звезда года»), из-за его яркого свечения и периода обращения в 12 лет.

Годы, в которые Юпитер виден наиболее ярко, называют великими противостояниями и они происходят осенью, в период с 21 сентября по 23 октября, в дни, близкие к точке осеннего равноденствия. 

Из-за того, что орбита Земли имеет эллиптическую форму, зимой наша планета движется быстрее, чем летом. От точки осеннего равноденствия до точки весеннего равноденствия проходит 180 дней, а от точки весеннего равноденствия до осеннего, уже 186 дней. Удобно считать осенне-зимние месяцы по 30 дней, а весенне-летние по 31 дню.

Но, если ориентироваться по Юпитеру, у которого есть два периода обращения: «синодический» (период между двумя противостояниями, наблюдаемыми с Земли), равный 399 дням (398,88); и «сидерический» (период за который Юпитер совершает полный оборот вокруг Солнца, наблюдаемый на фоне неподвижных звёзд), равный 4332,5 дней или 11,86 земных лет.

Синодический период Юпитера (399 дней) больше подходит для астрологов, так как за календарный год (365 дней) и один месяц (399 — 365 = 34 дня) видимое положение Юпитера смещается на 30° (1/12 от полного круга в 360°), тем самым планета переходит из одного «зодиакального» созвездия в другое, расположенное по-соседству.

Если же мы используем 30-дневный «расчётный месяц Юпитера» для составления годового календаря, то нам потребуется учесть дважды шестиспицевое «колесо Юпитера». Таким образом, мы получаем простейший календарь, состоящий из 12 месяцев, в каждом из которых по 30 дней (шесть недель). Продолжительность такого «года Юпитера» составит 360 дней.

Если мы сравним наш реконструированный «год Юпитера», состоящий из 360 дней, с 12-летним сидерическим периодом обращения планеты Юпитер вокруг Солнца, то получим следующие значения:

1. Двенадцать периодов «года Юпитера» имеют продолжительность 4320 дней (360 х 12 = 4320).

2. Двенадцатилетний цикл обращения Юпитера (4332 дня) больше наших двенадцати «годов Юпитера» только на 12 дней (4332 — 4320 = 12).

Таким образом, мы получили точный, простой и удобный звёздный «календарь Юпитера», состоящий из 12-ти «годов Юпитера» и 12-ти простых дней, которые можно назвать «светками», по второму имени божества Рода — Свет, или более привычно — «святками», которые имеют продолжительность тоже 12 дней.

В общей сложности, звёздный «календарь Юпитера» составляет: 360 х 12 + 12 = 4332 дня. За такой же период яркая планета Юпитер делает полный круг по небосводу и возвращается к первоначальному своему положению. Для человека того времени и высчитывать ничего не надо было, а только лишь выбрать заметную звезду ночного неба и наблюдать, когда Юпитер будет находиться рядом с этой звездой.

Избрав этот момент за начало года, можно было быть уверенным в том, что ровно через 12 «лет Юпитера» (по 360 дней в году) и 12 дней, планета снова окажется рядом с этой звездой. Так работает «звёздный» календарь. Основой для него является неподвижное звёздное небо.

Исходной точкой отсчёта для такого календаря могла стать любая из ярких звёзд зодиакальных созвездий: Альдебаран (созвездие Тельца), Регул (созвездие Льва), Спика (созвездие Девы) или Антарес (созвездие Скорпиона). Так как наклон орбиты Юпитера относительно траектории движения Солнца (эклиптики) незначительный, чуть более 1°, то движение планеты проходит совсем рядом от упомянутых звёзд.

Подтверждением нашей реконструкции старейшего и забытого «календаря Юпитера» является другой звёздный календарь — Египетский. Египтяне использовали календарь, состоящий из 12-ти месяцев (каждый из которых был по 30 дней) плюс 5 дней (чем ни кисть руки или наша пятидневная неделя). Итого, в египетском году было 365 дней (30 х 12 + 5 = 365).

Наш реконструированный календарь был всем хорош и удобен, но в нём имелся один существенный недостаток, он не был привязан к природным явлениям — смене сезонов, так как год в нём был короче солнечного на 5 дней. В итоге, за 12-летний период (когда Юпитер делал полный оборот) «календарь Юпитера» убегал вперёд более чем на два месяца (63 дня). Для поддержания культа Юпитера и выполнения религиозных обрядов, этого было достаточно. Но, когда люди из охотников и собирателей превратились в земледельцев, этот календарь стал неудобен и пришлось подыскивать ему замену. 

Человек начал искать другие временные ориентиры и обратил свой взор на Луну. Луна имеет период обращения вокруг Земли, равный 29,53 суток. Но, если брать видимую Луну от растущего серпа (при заходе солнца) и до убывающего серпа (перед восходом солнца), то этот промежуток времени будет составлять 28 дней. Ещё 1,5 — 2 дня Луна находится в соединении с Солнцем (новолуние) и потому не видна.

Учитывая тот факт, что Луна имеет ярко выраженные четыре фазы: новолуние, первую четверть, полнолуние и последнюю четверть, то видимое движение Луны (28 дней) разделили на четыре части, которые и стали неделями, продолжительностью семь дней (28 : 4 = 7). Таким образом, народы, применившие лунный календарь, стали использовать семидневную неделю.

Лунный календарь, помимо семидневных недель, получил деление и на месяцы, которые затем складывались в лунный год. Особенность лунного календаря такова, что первый день месяца в нём всегда приходится на новолуние или на «неомению», видимый после заката солнца тонкий серп Луны. Чтобы совместить лунный календарь с временами года, которые подчиняются только солнечным циклам, но никак не лунным, пришлось делать разную продолжительность лунного года, периодически увеличивая число лунных месяцев в нём.

Лунный год, состоящий из двенадцати лунных месяцев, имеет продолжительность 354 дня (29,53 х 12 = 354,36). Солнечный же год состоит из 365,2422 суток. Отсюда получается, что лунный год короче солнечного на 11 дней (365 — 354 = 11). Чтобы это как-то компенсировать, в лунный год периодически (раз в 3 — 4 года) вставляют дополнительный 13-й месяц.

Как это делать, то есть, после какого по счёту года и, главное, куда вставлять этот 13-й месяц (в середину или конец года), стали решать «мудрые» и авторитетные люди. Вот тогда-то и появилась очень прибыльная «профессия» — жрецы. Только им было позволено решать, когда и как вставлять в календарь дополнительный месяц и даже месяцы (как практиковалось в Греции и Риме). Очень часто обязанности жреца исполнялись «по совместительству» правителями народов. Так было в Риме и других государствах Древнего Мира.

Почему Юлий Цезарь принял решение ввести свой Юлианский календарь, ещё во времена Римской республики, именно в 707 году от основания Рима (в 46 году до н. э.)? Да потому что, в этот год Юлий Цезарь исполнял обязанности как консула республики, так и верховного жреца (по совместительству), потому он имел полное право делать с календарём всё что угодно, мог вносить любые изменения. Что значит верховный жрец.

Справедливости ради следует сказать, что тот римский календарь представлял собой копию лунного греческого и был просто «кошмарным». Как выразился французский учёный Вольтер:

«Римляне всегда одерживали победы, но никогда не знали, в какой день это случилось».

Потому римский консул и верховный жрец Гай Юлий Цезарь решил покончить с этой неразберихой и бестолковщиной календаря. Чтобы довести конец текущего года до римского «праздника Солнца» (25 декабря), Юлий добавил в него сразу 90 дней, как говорится, одним махом. Потом глянул на небо, а там убывающая луна (в последней четверти), нет — не пойдёт, такое положение светила приносит несчастье, нужна растущая луна (римляне были очень суеверными). Подождав недельку, Юлий Цезарь начал следующий консульский год с новолуния, на которое и выпало 1 января (45 года до н. э.). Вот что значит быть жрецом.

В связи с тем, что лунный месяц короче солнечного, происходит «гуляние» начала лунного месяца и, соответственно, лунного года относительно солнечных календарных дат. Из-за этого, полюбившийся в России «восточный» (китайский) Новый год с его зверушками, наступает в разное время.

Например, следующий, 2024 год, считается годом Дракона и начнётся он по китайскому обычаю в новолуние — 10 февраля 2024 года. Но мы, в России, ждать этого не будем, а пользуясь «полномочиями» Юлия Цезаря и верховного жреца, передвинем начало года Дракона на 1 января 2024 года, потому что нам так удобнее. 

Мы привыкли пользоваться солнечным календарём, где все даты строго фиксированы с временами года, то есть с природой, и никуда не уползают, как в случае со звёздными и лунными календарями. Но в прошлом, не имея возможности наблюдать эффект «коло» и не зная точной продолжительности солнечного года, люди были вынуждены довольствоваться лунным календарём, слушая при этом указания жрецов и других «повелителей календаря».

Для чего людям календарь

Рассмотренный нами простейший календарь, основанный на движении планеты Юпитер, в котором «год Юпитера» равен 360 дням, не совсем подходит для его связи с природой. Такой год короче солнечного (тропического) года на пять с небольшим дней. Из-за этого несоответствия продолжительности года, невозможно было отслеживать смену сезонов. А это напрямую было связано с хозяйственной деятельностью человека.

В настоящее время мы пользуемся календарём, созданным в Древнем Риме более двух тысяч лет назад. Календарь, принятый римским консулом Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры, стал настоящей находкой, потому что продолжительность года Юлианского календаря почти сравнялась с расчётной. Юлианский год равен 365,25 суток, а солнечный тропический год — 365,2422.

После принятия Юлианского календаря, появилась возможность рассчитать время начала и окончания Библейских событий, а также вычислить дату библейского «сотворения мира». Помимо этого, необходимо было точно вычислять наступление 1 января, так как в этот день вступали в должность два римских консула, назначаемых на один календарный год.

Кроме этого, государственным делом было взимание податей, а для этого опять нужен был календарь. В Древнем Риме подати собирались с населения раз в 15 лет. Для этого был создан временной интервал, называемый «индикт». В других странах были свои интервалы сбора подати. В частности на Руси, согласно былин, дань выплачивалась раз в 12 лет.

Первые календари были сложными и непонятными, в которых «знали толк» в основном жрецы, да правители. Для простого крестьянина такой календарь был недоступным, а сеять и убирать урожай надо было вовремя. Поэтому земледельцы для своих работ использовали астрономические наблюдения, доставшиеся им от предков.

Римские крестьяне в своей жизнедеятельности пользовались наблюдениями неподвижных звёзд, точно зная что нужно делать, когда восходит та или иная звезда. Советский астроном, профессор Идельсон Наум Ильич (1885 — 1951) в своей книге «История календаря» (1925 год) написал:

«Земледелец, в распределении своих работ, не знал никакого писанного календаря; едва-ли он умел вести правильный счет дней по сложной технике римских фаст (так называлось то, что сейчас именуется словом календарь); все это было делом ученых и жрецов, трудное и таинственное дело, к которому не просто было подойти. Но земледелец знал, что когда впервые поутру восходят Плеяды, начинается время жатвы, с восходом Арктура — сбор винограда; с первым видимым заходом Ориона — посев озимых и т. д. В этой постоянной, полной внутренней закономерности, смене созвездий на горизонте заключается его неписанный, природный, аграрный, если можно так выразиться, календарь; он жил по восходам и заходам ярких звезд, как бы по вехам, поставленным небом на протяжении года.» 

Подобные наблюдения звёзд и созвездий, связанные с работами в поле, были и у других народов, включая русских и славян. Существовал также целый набор примет и обычаев, позволявших точно определять, когда и какие работы проводить. Поэтому, главная потребность в календаре была, в первую очередь, у земледельцев, а потом уже у лиц, власть предержащих.

Первые календари были звёздными и лунными, а затем уже и солнечными. Так как календарные обычаи на Руси тесно переплетаются с теми, что были в Египте, а не в Греции или Вавилоне, рассмотрим один из старейших календарей — Египетский. Затем проследим, как этот календарь был преобразован в то, чем мы пользуемся сейчас, наивно полагая, что это был римский календарь.

Египетский звёздный календарь

Люди с давних пор искали возможность вычислить точную продолжительность солнечного (тропического) года, чтобы на его основе создать приемлемый для всех календарь. И только египтяне поняли, что в году не может быть целого числа дней, так как он продолжительнее 365 дней примерно на четверть. В этом им помогло наблюдение за самой яркой звездой небосвода — Сириусом.

Египет (имеется ввиду Древний Египет) — уникальная страна, которая напрямую связана с рекой Нил. Нил берет своё начало в центре Африканского континента, на протяжении 3 тыс. км течёт с юга на север по полупустыне и впадает в Средиземное море. Вся жизнь Египта сосредоточена в долине Нила, которая имеет ширину от 5 до 30 км. Это связано с плодородной землёй, питаемой водой во время разливов Нила. На протяжении тысячелетий египтяне жили в долине реки и хорошо изучили все особенности Нила, название которого переводится как «загадочный» и «таинственный».

На заре своего существования, египтяне пользовались лунным календарём, состоящим из двенадцати месяцев и имевшим продолжительность 354 дня (354,36 суток). При этом каждый третий лунный год «вырастал» до 355 дней. О лунной природе первого египетского календаря говорит название их первого месяца — Тот.

Тот — в египетской мифологии был богом мудрости, знаний, Луны, учёных, чиновников, государственного и мирового порядка. Поэтому Тот занимал главенствующее положение. Основными его качествами были мудрость и покровительство Луны. Оттого египтяне назвали первый месяц своего года — Тот.

Но, с развитием земледелия в долине реки Нил, около 6 тысяч лет назад, возникла необходимость в новом календаре, учитывавшем все особенности местности и климатических сезонов. Важной особенностью реки Нил является то, что во время летнего солнцестояния начинается его разлив.

В связи с этим, главным событием в жизни египтян стал ежегодный разлив реки Нил. Его воды с июля до ноября (по современному календарю) затопляли долину реки, превращая её в длинное узкое озеро. Уровень воды вблизи города Мемфис (древняя столица Египта) повышался на восемь метров. Когда беспокойная река в середине ноября (спустя четыре месяца) снова входила в берега, египтяне начинали сев ячменя и пшеницы (сорт эммер — двузернянка или полба), а через четыре месяца собирали урожай.

С марта же со стороны пустыни Сахары, на протяжении около пятидесяти дней, дул сухой знойный ветер (позже арабы назвали его «хамсун», что и означает «пятьдесят»), приносящий с собой темные тучи песка и сжигающий всё живое. А вскоре наступал очередной разлив реки.

Таким образом, весь годичный цикл у древних египтян состоял из трех сезонов — «наводнение», «выход» (освобождение земли из-под воды, период земледельческих работ) и «отсутствие» (период низкой воды). На протяжении многих столетий египтяне создали сложную систему орошения, включавшую в себя водохранилища, каналы, плотины, дамбы и шлюзы. Всю эту систему необходимо было каждый раз заблаговременно подготовить к очередному разливу реки. Для этого и потребовался новый календарь.

В самом Египте осадков выпадает немного, поэтому главным источником плодородия является ежегодный разлив Нила. Причиной разлива этой реки стали обильные муссонные дожди, обрушивающие свои воды на Абиссинское (Эфиопское) нагорье, откуда берет своё начало Нил. Проливные дожди в Эфиопии идут с мая по август, вызывая наводнения на всём протяжении реки Нил. В Египет большая вода приходит в начале июля и длится до конца октября. Но, подъём воды в Ниле египтяне начинают фиксировать с конца июня, когда наступает летнее солнцестояние.

В поисках новой временной точки отсчёта египетские жрецы начали сопоставлять начало разлива Нила с видом звёздного неба. Было замечено, во-первых, что разлив Нила наступает сразу же после летнего солнцестояния и, во-вторых, что непосредственно перед этим в лучах утренней зари, после 70-суточного периода невидимости, появляется ярчайшая звезда неба Сириус (по-египетски Сотис). Заметить это второе явление было гораздо легче, чем определить момент летнего солнцестояния.

Первый (гелиакический) восход звезды Сириус (Сотис), то есть «сияющей», «лучезарной», и давал возможность древним египтянам оценить промежуток времени между ежегодными разливами реки Нил. Вначале они определили длину года в 360 дней и соответственно этому разделили пояс небесной сферы вдоль эклиптики на 36 частей, ярчайшие звёзды которых, деканы, и должны были указывать время ночи на протяжении календарного года. 

Жрецы храма в Пилаке каждое утро устанавливали перед «могилой Осириса» 360 бронзовых жертвенных чаш; одна из них, наполненная молоком, знаменовала собой текущий день в году. Год же был разделен на 12 месяцев, в каждом из которых насчитывалось по 30 дней.

Каждый месяц египетского календаря делился на три большие недели по 10 дней в каждой, и на шесть малых недель по 5 дней в каждой. Структура такого календаря была чёткой и красивой, но, увы, длина самого календарного года оказалась слишком короткой.

Такая структура египетского календаря очень похожа на реконструированный нами «календарь Юпитера», состоящий из 12-ти «годов Юпитера» и 12-ти дополнительных дней. Год Юпитера, по нашим расчётам, состоял из 12 месяцев, в каждом из которых было по 30 дней, включавших 6 пятидневных недель. Общая продолжительность «года Юпитера» была 360 дней, как и в первом египетском календаре. Число месяцев, их продолжительность, а также используемые недели в «годе Юпитера» точно соответствовали значениям «египетского 360-ти дневного года».

Бесконечное движение небесных тел во Вселенной привело к тому, что в один прекрасный момент, как говорится, «звёзды сошлись». Есть постоянные значения, не меняющиеся миллионами лет, такие как периоды движения планет вокруг Солнца. Эта система находится в гармоничном равновесии. Всё остальное движется и естественным образом меняет картину неба и начало сезонов на земле.

Первый «возмутитель спокойствия» — наша планета Земля. Из-за прецессии земной оси происходит смещение точки весеннего равноденствия в западном направлении, ежегодно на 20 минут 24 секунды. Таким образом, следующее за весной начало астрономического лета (день летнего солнцестояния) каждые 72 года (71,6) наступает на один день раньше.

Вторым «возмутителем» является звезда Сириус, которая не стоит на месте, а идёт по небу своим путём. Из-за того, что звездная система Сириус находится недалеко от своей соседки, звезды по имени Солнце, на расстоянии 8,6 световых лет, её движение по небосводу заметно. Если 100 тысяч лет назад Сириус был главной звездой созвездия Близнецов, то сейчас он находится в созвездии Большого Пса, за это время проделав путь по небу более чем в 30°.

Через 20 тысяч лет Сириус будет вообще не виден в Северном полушарии, он уйдёт от нас своей дорогой, тогда египтянам придётся что-то с этим делать. Но, 6 тысяч лет назад «звёзды сошлись» как нельзя лучше для жителей города Мемфиса, столицы Древнего Египта. Мемфис находился недалеко от Каира, современной столицы Египта, в 20 км выше по течению Нила (или южнее, так как Нил течёт с юга на север), на параллели 30° северной широты.

В 4000 году до нашей эры (в датах современного календаря) жители города Мемфиса наблюдали появление звезды Сотис (Сириус) в лучах восходящего солнца, на рассвете 19 июля. Через 6 дней (25 июля) наступило летнее солнцестояние и начался подъём воды в реке Нил.

В 3000 году до нашей эры, в Мемфисе наблюдалась уже следующая картина — 19 июля взошла звезда Сотис и в этот же день начался подъём воды в Ниле, наступило летнее солнцестояние. На протяжении 5 тысяч лет, на широте Мемфиса, Сириус восходил каждый год в один и тот же день — 19 июля. При этом, начало разлива Нила и летнее солнцестояние в каждое следующее тысячелетие наступало раньше на 8 — 9 дней. После Рождества Христова Сириус стал «вставать» позже, тем самым увеличивая разницу между его восходом и разливом Нила.

Но, несмотря на это, преданные египтяне продолжали считать за начало своего года — первый восход «лучезарной» звезды Сотис. При этом, они увеличили продолжительность своего года до 365 дней. Длительные наблюдения жрецами восходов Сириуса позволили установить такую продолжительность года. Этот год стал называться «годом Сириуса». Он имел также 12 месяцев по 30 дней и плюс 5 дней «сверх года».

Переход от 360 к 365 дням выглядел следующим образом. По свидетельству Плутарха (около 46 — 126), древнегреческого писателя, существует египетская легенда.

«Однажды бог земли Геб и богиня неба Нут заключили между собой брачный союз. Тогда бог Солнца Ра проклял богиню Нут и поклялся, что ее дети не будут рождаться ни в один из месяцев и ни в один из дней года. Богиня Нут обратилась за помощью к мудрому богу Тоту, который, поиграв с богиней Луны в кости, выиграл у нее от каждого дня 360-дневного года по одной семьдесят второй части ее света. Из этих частей он сделал пять дополнительных дней и поместил их в конце года, вне месяцев. Так богиня Нут получила пять дней, и у нее родилось пятеро детей: Осирис, Гор, Сет, Исида и Нефтида. Все они также стали почитаться за богов.

Чтобы умилостивить бога Солнца Ра, ему были отданы эти пять дней. С этого времени солнечный год увеличился с 360 до 365 дней, но так как богиня Луны проиграла пять дней, то лунный год сократился с 360 до 355 дней.

Дополнительные пять дней солнечного года, которые греки впоследствии называли «эпагоменами» (то есть «сверхгодичными»), не были прибавлены ни к одному из месяцев года, которые по-прежнему содержали по 30 дней. Они праздновались в конце года как дни рождения богов, появившихся на свет от союза Геба и Нут. Такой календарный год представлял собой лучшее приближение к истинной длине тропического года, чем прежний год в 360 дней.»

© С. И. Селешников. История календаря и хронология

С учётом того, что «год Сириуса» имеет продолжительность 365 дней, а используемый сейчас «юлианский год» на четверть дня длиннее (365,25), через каждые четыре года «год Сириуса» (1-й день месяца Тот) начинался на день раньше. Спустя 1460 лет начало года «1-е Тот» возвращалось опять к 19 июля юлианского календаря (восходу Сириуса). Этот период получил название «период Сотиса» или «Великий год».

После завоевания Египта римлянами (в 30 году до н. э.) через какое-то время (в 26 году до н. э.) египтяне стали использовать улучшенный календарь. У них появился високосный год. В каждый четвёртый год добавочными днями становились не пять, а шесть дней. В итоге, продолжительность египетского «високосного» года увеличилась до 366 дней. Дополнительный 6-й день назвали праздником бога Евергета, в честь египетского царя Евергета, который в 238 году до н. э. пытался ввести «високосный год», но это нововведение не было принято жрецами и народом.

Египетский календарь, созданный в глубокой древности и характерный своей простотой и отчетливостью, явился основой для всех дальнейших совершенствований солнечного календаря. 

Материал дополняется

Александр Фёдорович Гильфердинг

Александр Фёдорович Гильфердинг

Вывод

Русская земля всегда привлекала к себе многие народы. Кто-то пытался её захватить, но, всё же, большинство народов и народностей искали защиту и возможность жить по своим обычаям рядом с мудрым и гостеприимным русским народом. Русская земля широка и велика, не только своими размерами, но и великодушием русского народа. Русские умеют не только наказывать тех, кто приходит в гости с мечом, но и миловать поверженного и раскаявшегося врага.

Многие народы нашли свою малую родину на Русской земле; сохраняя собственную самобытность, они вошли в общую многонациональную семью, став единым российским народом. Это единство народов России позволяет справляться со всеми трудностями, выпадающими на долю нашего Отечества.

Те народности, которые живут на территории Славы, соседствуя с Россией, испытывают ложный страх, а вместе с ним и неприкрытую ненависть к русскому народу. Они бояться того, что придут русские и всё у них отнимут, так как они понимают, что та земля, которая под их ногами, она русская. Но, русский народ никогда так не поступал. Да, русские всегда возвращаются туда, откуда они были изгнаны; но, русский солдат, во все времена, когда он шёл победной поступью по «Старому Свету», вплоть до Берлина и Парижа, не говоря уже о Варшаве, Праге и Вене, всегда относился к местному населению с уважением и пониманием их положения. Кто искал защиты под крылом двуглавого орла или красной звезды, всегда её получал. А те, кто хотел жить самостоятельно, после того как русские их освободили, всегда получали такую возможность.

Так было всегда, так будет и впредь. На том стояла и будет стоять Русская земля! Слава! Слава! Слава!

Послесловие: в память о Русской земле — Славе и её главном богатстве — простом русском народе, во время самой страшной войны, Великой Отечественной, советским правительством был утверждён «солдатский орден» — орден Славы!

Возможно заинтересует

Сказание о Русской земле. Варяги
Валерий Салфетников. Варяги
Сказание о Русской Земле. Революции, цари и палачи.
Валерий Салфетников. Революции, цари и палачи
Сказание о Русской Земле. Город Святого Петра.
Валерий Салфетников. Город Святого Петра
Сказание о Русской Земле. Русские и европейцы.
Валерий Салфетников. Русские и европейцы
Каковы особенности России. Том 1. Иллюстрации
Валерий Салфетников. Каковы особенности России. Том 1.

Оставьте комментарий

ru_RUРусский