День Ильи Муромца

Автор:

Опубликована:
01 января 2024 года

1 января в нашей стране, помимо Нового года, отмечается ещё и День Ильи Муромца. Илья Муромец — самый известный и любимый народом русский богатырь, родом из села Карачарова, что под городом Муромом. Об Илье Муромце рассказаны многие десятки былин, которые объединяют несколько сюжетов. Главными из которых являются: обретение силы Ильёй Муромцем; освобождение города Чернигова от полчищ захватчиков; поимка Соловья-разбойника и доставка его в Киев-град; освобождение Киева от Идолища поганого, а также от напастей, исходящих от Калина-царя. При этом, Илья Муромец не чурается и службы по охране границ на Московской заставе и со стороны Индеи (Галиции).

Происхождением Илья — крестьянский сын, не княжеского рода, а значит из простого русского народа. При этом богатырь Илья из города Муромля с князем Владимиром ведёт себя на равных, не допуская какого либо принижения своей персоны. Смело идёт на ссору с князем и не боится тюремного заключения. Характер русского богатыря таков, что, несмотря на обиды, он всегда встаёт на защиту Русской земли, не отказываясь от этого ни при каких обстоятельствах.

Свою воинскую доблесть Илья Муромец проявляет всегда в Русской земле, почти никогда не покидая её пределы. Противниками на поле боя (в чистом поле) у Ильи Муромца становятся в основном татары (не ордынцы), в лице Идолища и Калина-царя. Илья, помимо прочего, кроме сражения с татарвой и защиты границ, занимается и правоохранительной деятельностью. Он очищает дороги Руси от грабежей и насилия, изловив и нейтрализовав Соловья-разбойника, а также разгромив казачью станицу, промышлявшую дорожными грабежами. Илья Муромец закрывает дорожный притон, освобождая из него незадачливых любителей развлечений.

Выполняя свой священный долг по защите родного Отечества Илья Муромец строго следует своим нравственным принципам и существовавшим тогда законам, не останавливаясь ни перед чем. Нарушившего богатырские заповеди племянника князя Владимира, Ермака, Илья Муромец несколько раз предупреждает и за непослушание — убивает. Сражаясь с Подсокольником, Илья Муромец признаёт в нём своего сына, но, убедившись в том, что тот идёт против Руси, также убивает его.

В былинах Илью Муромца часто называют «старой казак», тем самым подтверждая его причастность к старому войску, существовавшему на Руси до всех потрясений. Былины рассказывают о многих богатырях, среди которых Илья Муромец занимает особое место. Только он общается с русскими богатырями из разных поколений. Богатыри Алатырской земли (Западной, Поморской Руси) Самсон, Колыван и Муромлян к Илье имеют непосредственное отношение.

И если богатырь Колыван не покидает своих рубежей, находясь возле города Колывани (Таллина), то богатырь Муромлян, возможно, является основателем города Муромля (Мурома), а богатырь Самсон Самойлович, либо Колываныч, назван в былинах крестным отцом Ильи Муромца.

Илья Муромец, единственный из русских богатырей, который встречается с богатырём Святогором на Святых горах. Илья перенимает у Святогора его богатырскую силу, принимает от легендарного богатыря меч-кладенец и участвует в похоронах Святогора. Приняв силу богатырскую и легендарное оружие, Илья Муромец возвращается из своей «загранпоездки» на Святую Русь и вновь становится её незаменимым защитником.

Почему вновь? Потому что «старой казак» Илья и раньше стоял на рубежах Русской земли, но он затем засыпал на три дня и три ночи (почитай на три тыщи лет), потом сиднем сидел тридцать лет (а не тридцать три года, как некоторые думают), и напоследок Илья Муромец упокоился в Киеве. Всё это время, пока Илья Муромец находился в состоянии «каменного» успокоения, либо сиднем сидел, Русскую землю настигали невиданные беды и несчастья.

Многие считают, что крестьянский сын Илья из города Муромля, из села Карачарова, был финно-угорского происхождения. Потому как в русской летописи говорится о городе Муроме и народе мурома, жившем вокруг этого города.

«И овладел всею властью один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — славяне, в Полотске — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.»

© Повесть временных лет.

Всё так, но ведь в летописи есть и другая запись, относящаяся ко времени до Рюрика. И её также стоит учитывать, чтобы понимать, где жил народ мурома за несколько столетий до того, как призвали Рюрика. Ведь появление славян историки ориентировочно связывают с 4 — 6-м веками, а Рюрик — это конец 9-го века.

«И по смерти братьев [Кия, Щека и Хорива] этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск. Именно там сидят кривичи, от них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке — там, где она впадает в Волгу, — мурома, говорящая на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке.»

© Повесть временных лет.

По всей видимости, летописец не просто так уточнил место размещения народа мурома — устье реки Оки. Там сейчас стоит город Нижний Новгород, от которого до Мурома, вверх по Оке, 150 км. После муромы указан народ мордва, живший на реке Сура, впадающей в Волгу, как и Ока. От устья Оки, до устья Суры — 170 км. Скорее всего, мурома там и жили по Волге, подобно другому финно-угорскому племени, черемисам. А по Оке, не исключено, что ещё жили русские, которые сначала были вытеснены с Суры, а потом и из Мурома на Оке, вплоть до Старой Рязани (170 км от Мурома вверх по Оке).

В былинах об Илье Муромце говорится про город Муромль, а не Муром. Скорее всего, народ мурома изменил название города Муромля на свой лад — Муром. Как назывался сам народ, доподлинно не известно. Потому как их так прозвали русские, от города Мурома. Точно так же русские называют финно-угорские народы мокшан и эрзян одним словом — мордва. Город Муромль имеет исключительно русское окончание «-ль», известное только по одному городу — Суздаль, в русском происхождении которого никто не сомневается.

Таким образом, русский богатырь Илья Иванович Муромец — русского происхождения и к финно-угорскому народу мурома не имеет никакого отношения. Точно также, как русский город Коло и Ивана (Колывань), о котором рассказано в повести «Забытая легенда о Коляде», не имеет никакого отношения к финскому народу эстов.

После ухода русских с побережья Балтийского моря (с Поморской Руси), возможно даже с Рюриком на Старую (Материнскую) Русь, финским племенем эстов была занят город, который они называли Kalevan и построили там крепость. Эту крепость эстонцы стали называть «tali linn», что на их языке означает «зимний город». Возможно, это было сделано в память об общеевропейском легендарном воине Коляде, который разместил там свой военный лагерь, а затем построил столицу своего царства — Колывань.

У военных есть такой термин — «пункт постоянной дислокации воинской части» или ППД. В ППД как правило размещаются батальоны, полки и дивизии. В Русской императорской армии основной воинской частью постоянного состава был полк, потому как полки в дивизии сводились только в военное время. ППД каждого полка размещался, как правило, в городе, а если на границе, то в крепости. Каждый полк размещался в своём городе и казармы этого полка так и назывались — «зимние квартиры».

Эстонский «зимний город» Тали-линн, возможно берет своё начало от «зимних квартир» войска Коляды, которое действительно зимовало на берегу Балтики, чтобы пережить суровую зиму послеледниковой Европы. А уже летом, из этого «зимнего города» Коляда отправлял экспедиции на Север, к Полярному кругу, чтобы наблюдать за движением Солнца, для составления точного лунно-солнечного календаря.

После захвата викингами (датчанами) эстонской крепости в 1219 году, там был построен замок, который стал называться «taani linn» — «датский город». В настоящее время «зимние квартиры» Колядовского полка называются по-эстонски Таллинн.

Согласно наставлений калик перехожих, давших богатырю силу, Илье Муромцу «смерть на бою не писана», он может ратиться с любым богатырём или поляницею удалою, при соблюдении четырёх запретов:

«не выходи драться с Святогором-богатырем: его и земля на себе через силу носит»;

«не ходи драться с Самсоном-богатырем: у него на голове семь власов ангельских»;

«не бейся и с родом Микуловым: его любит матушка сыра земля»;

«не ходи еще на Вольгу Всеславьича: он не силою возьмет, так хитростью-мудростью».

Смысл этих наставлений сводится к тому, чтобы Илья не выходил биться с теми, кто стоит на защите Русской земли, то есть «русский против русского». Не известно, кто кого победит, но обороноспособность Русской земли при этом пострадает в любом случае.

Что интересно, Илья Муромец не является Змееборцем, как другие его ратные товарищи, Добрыня Никитич и Алёша Попович. По всей видимости, служба Ильи Муромца по защите родной Русской земли проходила в то время, когда со Змеем, а может быть и с Драконом, были мирные добрососедские отношения. В любом случае, нет былин, в которых Илья Муромец сражается со Змеем.

Илья Муромец получил обучение ратному мастерству от двух богатырей: Самсона Самойловича и Святогора. При этом, он сам был наставником русскому богатырю Добрыне Никитичу и обучал того всем премудростям богатырской службы. На Алёшу Поповича сия наука не распространялась. Тот обучался ратному делу в стенах своего родного города — Ростова Великого.

Век Ильи Муромца закончился его мирной кончиной в стенах города Киева, где он и был похоронен, согласно былин и преданий. Что характерно, это произошло до ордынского нашествия Батыя на Русь, когда был взят штурмом и разорён славный Киев-град в 1240 году. Такой вывод можно сделать потому, что самый младший русский богатырь из «легендарной троицы», Алёша Попович, сложил свою голову в битве при Калке (ныне река Кальмиус в ДНР) в 1223 году, сражаясь с передовыми монгольскими отрядами войск Чингисхана. А Илья Муромец преставился раньше Алёши Поповича и Добрыни Никитича.

Русские былины об Илье Муромце

Илья Муромец в былинах
Илья Муромец

Былин про Илью Муромца достаточно много, но, в большинстве своём они повторяют основные сюжеты про русского богатыря. Напомним основные из них.

В былине «Конец богатырей» говорится о том, что поляница удалая сразила в бою 300 русских богатырей, из которых в живых остались только трое: Добрынюшка, Олешенька и Илья Муромец. Они от той страсти и ужаса уезжали на поле Боиканово, где разставили шатры белополотняные и спали они три дня и три ночи, «не пиваючи и не едаючи».

Под полем Боикановым многие исследователи понимают Вологодскую землю или северное Заволжье, когда уцелевшая часть русских войск отошла за Волгу, оставив на поругание врагу «Русскую Месопотамию» или междуречье Оки и Волги, называемую в летописях «Оковский лес». Также была оставлена «колыбель Руси» — река Сура.

Засыпание русских богатырей беспробудным сном на три дня и три ночи, можно рассматривать как оставление русскими своих исконных земель на три тысячелетия.

В былине «Илья Муромец и Святогор» говорится о том, как Илья Муромец поехал на Святые горы и встретил там богатыря Святогора. По началу Илья пробовал сбить с коня спящего богатыря, но у него ничего не вышло. Только после третьего удара Святогор проснулся, сунул Илью в карман и дальше поехал. И когда его конь стал спотыкаться, Святогор вынул Илью из кармана вместе с конём и побратался с ним. Далее они поехали вместе по Святым горам и наехали на белый гроб, в который лёг Святогор и больше из него не встал. Илья Муромец пытался разбить крышку гроба, но всё было тщетно. Святогор стал помирать и передал свою силу богатырскую Илье Муромцу.

В былине «Обретение силы Ильей Муромцем» говорится о том, как Илья Муромец сиднем сидел тридцать лет.

«В славном городе во Муромле,

Во селе было Карачарове,

Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,

Сиднем сидел цело тридцать лет.»

Илья Муромец, защитник Русской земли, как бы уже был, но никаких действий по освобождению своей земли не предпринимал, на протяжении тридцати лет. Почему именно 30 лет, а не 33, как думают многие? Дело в том, что число 30 несёт в себе негативную составляющую, как «тридесятое царство», которое было враждебно для Руси. А вот число 33 становится уже позитивным и всячески приветствуется русским народом. Это отличие в числах хорошо показал русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях.

В поэме «Руслан и Людмила» говорится о тридцати витязях, которыми руководит дядька их морской.

«Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;»

На деле дядька оказался злым волшебником Черномором, который промышлял тем, что похищал девиц с брачного ложа. 

«Узнай, Руслан: твой оскорбитель
Волшебник страшный Черномор,
Красавиц давний похититель,
Полнощных обладатель гор.»

В другом своём произведении, «Сказке о царе Салтане», Александр Сергеевич представляет Черномора совершенно в ином облике.

«В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.»

Как мы видим, в этой сказке уже не 30 витязей прекрасных, а 33 богатыря, и с ними дядька Черномор, который представлен уже в позитивном ключе. Так что, для русского человека числа 30 и 33 несут в себе определённый смысл. Илья Муромец, просидевший без дела тридцать лет, набрав силу начинает освобождать Русскую землю от всякой нечисти.

В былине «Первые подвиги Ильи Муромца» говорится о том, как Илья поехал «из города из Муромля» в стольный Киев-град. По дороге он подъехал к городу Чернигову, а там силушки нагнано, черным-черно, ни пешком пройти, ни конём проехать, ни птицей, черным вороном, не пролететь. Стал Илья Муромец эту силушку (неизвестной принадлежности) конём топтать, да копьём колоть, так и освободил город Чернигов от неприятеля.

От мужиков черниговских Илья узнал, что дорожка прямоезжая до Киева вся заколодела, замуравела, и ей давно уже никто не пользовался. Потому как сидит там Соловей-разбойник Одихмантьев сын и всех проезжих и проходящих смерти предаёт. Отправился Илья Муромец из Чернигова в Киев этой, прямоезжей дорожкой. Попытался Соловей-разбойник подействовать своим свистом на русского богатыря, да не тут-то было, натянул Илья Муромец тетивочку шелковую и пустил калену стрелу, которой выбил Соловью один глаз.

Свалился Соловей-разбойник с дерева, подхватил его Илья и пристегнул к своему стремени. Поехал дальше богатырь в Киев мимо логова Соловьиного. А там три его дочери, напустили своих мужей, чтобы отбили их отца у «мужичища-деревенщины». Но Соловей-разбойник сказал своим зятьям, чтобы выкупили его у русского богатыря любыми дарами и боем с ним не связывались. Однако Илья поехал дальше, в Киев.

Там он пошёл к князю Владимиру и рассказал про освобождение Чернигова и поимку Соловья-разбойника. Князь Владимир сначала не поверил и обвинил Илью во вранье, но когда ему предъявили живого Соловья, то захотел на него посмотреть и свист его послушать. В итоге, засвистел Соловей на княжьем дворе, сколько было там людей, все мертвы лежат. Взял Илья Муромец его в охапку, вывез в чисто поле и срубил ему буйну голову.

В былине «Илья Муромец и Идолище» говорится о «татарине поганом» Идолище, который набрал силы «многие тыщи» и пошёл с ней на князя Владимира. Окружил силой несметной Киев и стал угрожать князю Владимиру. Убоялся князь, потому как не было в Киеве могучих богатырей, ни Ильи, ни Добрыни, ни Михайлы Потыка, один Алешенька Левонтьевич (Попович), который хоть и смелый, но не удалый.

Илья Муромец был в отъезде, в Царе-граде, там узнал про беду великую. Обратной дорогой встретил пилигрима Иванище, облачился в его одежды и пришёл в Киев к князю в виде старца. Идолище поганое пировал у князя как хотел и сколько хотел, но завидев пилигрима заподозрил недоброе. С виду одет как старчище, а по походочке так Илья Муромец.

Сел Илья за стол вместе с Идолищем и начал разговоры дерзкие вести. Не понравилось это Идолищу, выхватил нож и бросил его в старца. Илья ловок был и тот нож словил. Затем взял свою старческую клюку в сорок пудов и сбил ею голову Идолищу будто пугвицу. После этого вышел Илья во двор и начал охаживать клюкой всех татаровей. Освободил Илья Муромец и город Киев и князя Владимира от полона.

В былине «Илья Муромец на Соколе-корабле» говорится о том, как ходил Сокол-корабль по морю синему, Хвалунскому (Каспийскому), в течение двенадцати лет. На якорях корабль не стаивал, к крутым берегам не приваливал, желтых песков не хватывал. Хозяином на том корабле был Илья Муромец, его верный слуга — Добрынюшка Никитин сын и пятьсот гребцов, удалых молодцов.

Захотел турецкий пан Салтан захватить Сокол-корабль, а Илью Муромца в полон взять. Узнав об этом Илья только лишь пригрозил турецкому пану своим тугим луком, да каленой стрелой, чем напрочь отбил желание пана Салтана когда-либо связываться с Ильей Муромцем.

В былине «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром» говорится о княжеском пире, на который прибыл Илья Муромец после того как объехал множество разных городов, а вот в Киеве давно не бывал. Да так давно, что встретив его князь Владимир даже не признал. Илья Муромец назвался Никитой Заолешаниным и посадили его не за боярский стол, а к боярским детям. Илье это не понравилось и он сказал об этом в глаза князю Владимиру.

Владимир оскорбился таким поведением незнакомого гостя и приказал трем богатырям выкинуть того вон из гридницы. Но три богатыря ничего не смогли сделать. Вышло ещё трое, а потом ещё. И вдевятером не могли сдвинуть Илью с места. Бывший на пиру Добрыня Никитич сказал князю Владимиру, что это никакой не Никита Заолешанин пришел, а стар казак Илья Муромец. В это время Илья Муромец стал возиться с девятью богатырями, как с малыми котятами, повалив всех на пол. Да так повалил, что те ползали, а встать не могли.

Князь Владимир предложил Илье Муромцу любое место подле себя. Но, Илья Муромец, оскорбившись, ответил князю:

«Володимир, князь земли Святорусския!

Правду сказывал Добрынюшка,

Добрынюшка Никитич млад:

Не умел ты гостя на приезде учёствовать,

На отъезде гостя не учёствуешь!

Сам ты сидел со воронами,

А меня садил с воронятами!»

В былине «Бой Ильи Муромца с Подсокольником» говорится о том, как стояли на горной заставе три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, стерегли-берегли красен Киев-град. Завидел как-то по утру Илья Муромец, что едет по чисту полю богатырь в сторону Киева и на заставу не заворачивает. Послал ему в догонку Илья сначала Алешу Поповича, но тот вернулся ни с чем, потому как богатырь оказался ему не по плечу.

Следующий гонец за незваным гостем, Добрыня Никитич смог лишь расспросить удалого молодца, куда тот путь держит. А держит путь тот удалец прямо в Киев, чтобы город полонить, князя Владимира живком схватить, а княгинюшку Апраксию в жёны себе взять. Не понравился такой настрой чужеземца Илье Муромцу, и решил богатырь сам остановить удалого молодца. Нагнал Илья того молодца и сошлись они в поединке, как две горы.

Долго они бились, поизломалось у них всё оружие и сошлись они в рукопашную. Подломилась нога у Ильи Муромца, упал он на сыру землю, а удалой молодец сверху, хочет кинжалом вспороть белы груди и посмотреть на ретиво сердце Ильи. И взмолился Илья Муромец Спасу и Богородице, просит у них милости. И прибавилось силы у Ильи вдвое, и смахнул он с себя удалого молодца, и вскочил тому на белы груди, хочет тому кинжалом грудь вспороть.

Но, сначала Илья решил расспросить, какого тот роду племени. Со второго раза молодец ответил, что он от моря синего, от камня от латыря и мать его — баба Салыгорка. Илья Муромец понял, что это его сын Подсокольничек. Поднял Илья молодца с земли и обнял как сына, после чего богатыри побратались. После этого поединка заснул Илья Муромец в своём шатре на целых два дня.

Подсокольничек затаил обиду на своего отца и решил спящего заколоть копьём. Но копьё уперлось в чуден крест Господен, который спас Илью от неминуемой смерти. Пробудился Илья от этого, схватил своего сына и бросил выше леса стоячего. Упал Подсокольничек на сыру землю и разбился в крошечки.

В былине «Илья Муромец и Калин-царь» говорится о том, как князь Владимир поразгневался на Илью Муромца и посадил его в глубокий погреб холодный на три года. Так бы и сгинул Илья в погребе от холода и голода, если бы не дочь княжеская, которая приказала сделать ключи поддельные, да набрала людей потаенных, которые и снабжали Илью Муромца в погребе всем необходимым в тайне от князя.

А тут, как назло, воспылал ненавистью к Киеву собака Калин-царь. Грозится разорить стольный Киев-град, мужиков всех повырубить, Божьи церкви на дым пустить, а князю Владимиру и Апраксе-королевичне головы срубить. Опечалился князь Владимир, что некому постоять за Киев-град, сгинул защитник земли Русской, Илья Муромец, в заточеньи, и залился князь горькими слезами.

Подходит к нему любимая дочь и говорит, что жив Илья. Схватил князь Владимир ключи и поспешил в погреб холодный, вывел оттуда живого Илью Муромца, усадил за стол и стал угощать всякими яствами. А также просить Илью встать на защиту стольного города. Отправился Илья Муромец в свои палаты белокаменны, снарядил коня и отправился в чисто поле.

Наехал Илья в поле силушку великую татарского войска, которой и края не видать. Поднялся Илья на горы с трёх сторон, чтобы увидеть край войска, но так его и не увидел. Поднялся Илья на гору с четвёртой, восточной стороны. Видит, стоит белый шатёр. Отправился Илья Муромец к нему. И нашёл там русских богатырей числом двенадцать.

Во главе этой богатырской дюжины был богатырь Самсон Самойлович, крестный отец Ильи Муромца. Богатыри пригласили Илью Муромца за свой стол, откушать что Бог послал. После трапезы Илья призвал всех богатырей снаряжать своих коней и отправляться на бой с татарами, которых привёл под стены Киева Калин-царь. Однако, в ответ получил отказ.

Богатырь Самсон объяснил своё странное поведение тем, что князь Владимир не заплатил им жалование, потому они не собираются воевать, ни за землю Русскую — за Отечество, ни за стольный Киев-град, на за веру Православную, ни за Божьи церкви, и, тем более, ни за князя Владимира и Апраксу-королевичну. Объяснил богатырь Самсон Самойлович это тем, что у князя Владимира достаточно бояр на пирах, чтобы защититься самому.

«У него ведь есте много да князей-бояр,

Кормит их и поит да и жалует,

Ничего нам нет от князя от Владимира.»

Такой ответ крестного отца Илью Муромца удивил и разочаровал. Вышел Илья из шатра, ничего не сказав богатырям русским, сел на своего коня и направился в сторону татарского войска. Илья Муромец решил в одиночку встать на защиту своего Отечества.

«Напущает-то богатырь святорусския

А на тую ли на силу на татарскую.

Он спустил коня да богатырского,

Да поехал ли по той по силушке татарскоей,

Стал он силушку конем топтать,

Стал конем топтать, копьем колоть,

Стал он бить ту силушку великую,

А он силу бьет, будто траву косит».

Но силы одного русского богатыря оказалось недостаточно на такого многочисленного противника. Видя безвыходную ситуацию, промолвил конь богатырский человеческим голосом, что им не справиться. Что есть у татар подкопы. Из двух подкопов конь сможет вывезти Илью, а из третьего нет. Не послушал Илья Муромец своего коня и продолжил сражение. Как и предостерегал богатыря его конь, в третьем подкопе конь просел сильно, но выпрыгнуть из него смог, а вот богатыря вывезти уже нет. Соскользнул Илья Муромец со своего коня богатырского и был тут же схвачен и связан татарами. Повели татары русского богатыря к своему царю Калину, чтобы тот решал, что с ним делать.

«Ай же ты, собака да наш Калин-царь!

Захватили мы да старого казака Илью Муромца

Да во тых-то во подкопах во глубокиих

И привели к тебе, к собаке царю Калину;

Что ты знаешь, то над ним и делаешь».

Калин-царь приказал развязать и расковать Илью Муромца. После чего стал предлагать русскому богатырю перейти на его сторону, сулил всякие дары. Однако, Илья Муромец от всего этого отказался, после чего вышел из палатки. А вокруг татарвы видимо-невидимо. У Ильи Муромца всё снаряжение и оружие при коне осталось, который смог убежать от татар в чисто поле.

Схватил Илья татарина за ноги, да и стал им помахивать, прочищая себе дорогу к чисту полю. Выйдя из татарского войска, Илья Муромец свистом позвал своего коня. Тот мигом прискакал на свист богатырский. Вскочил Илья на своего коня и на ту гору восточную, с которой виден шатёр русских богатырей. Видит Илья, что богатыри никуда не двинулись, их кони там так и стоят привязанные. Пустил Илья Муромец калену стрелу в тот шатёр, чтобы ещё раз попробовать пробудить совесть в русских богатырях. Сняла та стрела крышу с шатра и скользнула по груди богатыря Самсона.

Пробудился Самсон Самойлович ото сна и говорит своим товарищам, что не хорошо они поступили, оставив в беде одного Илью Муромца. Скоро седлали своих коней русские богатыри, да направились в чисто поле, к городу Киеву. Начали там рубить, топтать силу татарскую, и всю её изничтожили. Зашли они в палатку к Калину-царю и хотели тому голову срубить. Однако, Илья Муромец предложил отвезти собаку Калина-царя в Киев, к князю Владимиру. Так и сделали.

Усадил князь Владимир Калина-царя за свой стол и стал яствами всякими угощать. После этого подписали мирный договор, согласно которому Калин-царь обязался платить дань князю Владимиру веки вечные. На том и порешили.

В былине «Три поездки Ильи Муромца» говорится о том, как Илья Муромец ездил по чисту полю с младости до старости и наехал на горюч камень с подписью.

«Старому-де казаку да Илье Муромцу

Три пути пришло дорожки широкие:

А во дороженьку ту ехать, убиту быть,

Во другую-ту ехать, женату быть,

Да во третью ту ехать, богату быть».

Стал рассуждать Илья Муромец, куда ему поехать. Богатому быть? Не актуально, потому что у Ильи Муромца много своего злата-серебра и скатного жемчуга. Женатому быть? Тоже спорный вопрос. Молодую в жёны брать, чужая корысть, сотоварищи завидовать начнут, а на старой жениться совсем не хочется. Потому Илья поехал туда, где убитому быть.

Наехал Илья Муромец на станицу разбойников, численностью до пяти сотен. Окружили разбойники Илью Муромца и собрались его ограбить и коня отнять, а самого убить. Стал им Илья объяснять, что у него и взять-то нечего, по его понятиям. Денег с собой всего 7 тыс. (это царскими рублями), узда в тысячу, да седло в девять. Коню же цены вообще нет. Ну у коня ещё в уши вставлены скатный жемчуг и камни самоцветные, но это не для красы-басы, а чтобы ночью дорогу освещать.

Разбойники не утерпели, стали грубить Илье Муромцу и вести себя вызывающе. Тогда снял Илья свою шапку, да стал ею помахивать. Где махнёт, там улица, а отмахнёт — переулочек. Так он всю станицу разбойничью и разбил, освободив дорогу от любителей лёгкой наживы. Вернулся Илья к латырю-камешку и дописал там, где убитому быть:

«Да старому-де казаку, а Илье Муромцу,

На бою старику смерть не писана,

Да и та была дорожка прочищена».

Решил тогда Илья Муромец разведать дорогу, где женатому быть. Наехал Илья на крепость богатырскую. Встречают его двенадцать прекрасных девиц и среди них королевична. Приглашает королевична Илью Муромца в свой терем, отведать хлеба-соли. Соглашается Илья и идет в терем за красавицей. Наелся там всяких яств вволю и решил отдохнуть с дороги. Повела королевична Илью в опочивальню и показывает на кровать у стены. Русский богатырь смекнул, что та кровать подложная и решил сначала на неё уложить хозяйку.

«Да хватил королевну за белы руки,

Да шибал ее ко стены кирпичные.

Обвернулася кроватка тесовая,

Да увалилась королевна во глубок погрёб».

Вышел Илья из терема на улицу и стал искать, где может находиться выход из того подвала. Найдя нужную дверь, Илья Муромец вышиб её и выпустил из подвала сорок царей, сорок царевичей, сорок королей-королевичей, да сорок богатырей могучих. Вышла и королевична. Срубил её голову Илья по плечи, чтобы не морочила голову людям своей женитьбой, а пленников всех отпустил по своим местам.

Вернулся Илья Муромец к тому камню и подправил вторую надпись, что и эта дорожка прочищена. Осталась одна дорожка, где богатому быть. Поехал Илья в ту сторону. Наехал на чудный крест, стоящий на погребе, где было много злата-серебра. На те деньги построил Илья Муромец в Киеве церковь соборную, да потом в той церкви и упокоился.

В заключение можно сказать, что здесь представлены те былины, в которых раскрыты основные сюжеты, связанные непосредственно с Ильёй Муромцем. Помимо этого, образ русского богатыря Ильи из села Карачарова встречается в великом множестве других былин, посвящённых Добрыне Никитичу, Алеше Поповичу и другим богатырям. 

День русского народа

День русского народа
1 января - День русского народа

Великий русский народ имеет давнюю и насыщенную событиями историю. Но, так получилось, что многомилионный русский народ вроде как есть, а вот «Дня русского народа» — нет. Не нашлось в нашей стране ни сил, ни времени, чтобы обратить внимание на этот существенный недочёт. Это похоже на хорошо известного и уважаемого человека, который потерял свой паспорт и никто не занимается его восстановлением. Вроде как этого человека все знают, зачем ему паспорт?

С этим можно было бы согласиться, если бы и у других народов была похожая ситуация. Но нет, многие народы, даже немногочисленные, имеют свой национальный праздник, который составляет гордость этого народа и празднуется всеми его представителями. Почему же русский народ должен быть обделён в этом плане. Попробуем эту ситуация исправить. 

Что из себя представляет русский народ

Русский народ составляет главную и определяющую силу, на которой держится всё государство под названием Россия. Чтобы это понимать, нужно обратиться к любой из проводимых в Российской Федерации переписи населения.

Последняя была осуществлена в 2021 году. Согласно этой переписи, в Российской Федерации проживает 147,2 млн человек 194 национальностей. Первым по численности является русский народ — 105,6 млн человек, что составляет 71,7 % от всей численности россиян. Вторым по численности является татарский народ — 4,7 млн человек, что составляет 3,2 % от численности россиян. Далее можно уже понять, что численность других народов России составляет всё меньшее и меньшее значение.

Из 194 национальностей, проживающих в России, только четыре имеют численность больше одного миллиона человек: русские, татары, чеченцы и башкиры. Отсюда следует, что главная роль по объединению всего народонаселения России всецело лежит на русском народе. И никакой другой народ не может, в силу объективных причин, заменить русских на этом поприще.

Так случилось исторически, что Россия всецело ассоциируется с русским народом. Но это не совсем так. Потому что в России живут и другие народы, кроме русских, которые, в большинстве своём являются коренными в тех регионах, в которых они проживают. И у каждого такого народа «с документами» всё в порядке. Поэтому, было бы не плохо, если бы и у русских нашёлся «паспорт», в котором была бы указана дата рождения.

Как выглядят документы у других народов

Второй по численности народ в России — это татары. Самым главным и любимым праздником для татар является Нәрәкә — День всех татар. Он отмечается 6 апреля и связан с памятью о создании Татарского автономного совета 6 апреля 1917 года. В этот день проводятся торжественные мероприятия, концерты, выставки, конкурсы. На улицах городов можно увидеть национальные костюмы и слышать звуки татарской музыки.

У другого народа нашей страны — бурят, также есть свой национальный праздник. Главным республиканским праздником Бурятии является праздник Белого месяца — Сагаалган — торжественный праздник монгольских народов, начало весны и Новый год по лунно-солнечному календарю. Бурятский праздник Белого месяца связан с новолунием и каждый год отмечается в разные даты. В 2024 году канун этого праздника приходится на новолуние 10 февраля.

Самый большой регион России — Якутия также имеет свой национальный праздник. 27 апреля — особая дата в истории Якутии. В этот день произошли сразу два знаковых события в общественной и политической жизни региона. В 1922 году была образована Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика (ЯАССР) в составе РСФСР. А ровно 70 лет спустя, в 1992 году, вступила в силу новая конституция республики, которая определила статус Якутии как субъекта Российской Федерации.

Свой национальный праздник — День образования Республики Саха (Якутия) — жители республики впервые отметили в 1999 году; он также имеет и второе название — День конституции Республики. В этот день проходят массовые мероприятия и демонстрации, выставки. По сложившейся традиции в День республики делегация руководителей региона во главе с президентом Якутии посещает малую родину Максима Аммосова — известного политического деятеля республики, который в 1921 году инициировал образование Якутской АССР в Центральном Комитете партии и Народном комиссариате по делам национальностей РСФСР.

У китайцев есть два главных праздника в году: 1 октября — день образования Китайской Народной Республики и китайский Новый год, который празднуется во второе новолуние после зимнего солнцестояния, в 2024 году — это 10 февраля. День образования КНР (1 октября) празднуется с 1949 года и соответствует нашему Дню России — 12 июня, появившемуся в 1990 году в РСФСР.

Китайский же Новый год связан с китайским календарём и знаменует смену знаков Зодиака в циклическом календаре. Китайский календарь насчитывает более 4700 лет и связан с легендарной династией Ся, объединившей китайские племена в единое государство. Потому китайский Новый год можно смело называть праздником образования китайского народа. Этот праздник и отмечается наиболее торжественно и продолжительно. Празднества продолжаются в течение двух недель.

Как это было у военных

В названии нашего государства слово «русский» использовалось для обозначения Русского государства — объединённого названия всевозможных княжеств на Руси, а также Русского царства, созданного в 1547 году царём Иваном Грозным. С 1721 года наше государство стало называться Российской империей, заменив слово «русский» на «российский». При этом, русскими стали называться армия и флот: Русская императорская армия и Русский императорский флот Российской империи.

В Советское время было произведено обновление терминологии, в соответствии с новыми политическими реалиями. Слово «русский» было заменено на «красный», а «императорская» на «рабоче-крестьянская». Так вместо Русской императорской армии появилась Рабоче-Крестьянская Красная армия или сокращённо РККА.

Днём образования РККА считается 23 февраля 1918 года, когда получили боевое крещение отряды Красной гвардии под Псковом. Хотя декрет об образовании РККА был подписан 15 (28) января 1918 года. С 1946 года Красная армия стала называться Советской. И день 23 февраля стал называться Днём Советской Армии и Военно-Морского Флота.

Что интересно, основу Советской армии составляли Сухопутные войска, в которых самыми многочисленными и решающими исход боя войсками были мотострелки, которых называют по простому — пехота. Кроме пехоты (мотострелковых войск) в составе Сухопутных войск имеются танковые войска, артиллерия, войска ПВО и другие составляющие в этом самом многочисленном виде Вооружённых сил.

Так вот, у всех, кто обеспечивал победу пехоте в бою, есть свои профессиональные праздники: у танкистов — 11 сентября (сейчас второе воскресенье сентября), у артиллеристов — 19 ноября, у войскового ПВО — 26 декабря. Есть свои профессиональные праздники у лётчиков, военных моряков, десантников, а вот у советской пехоты, вынесшей всю тяжесть боёв в Великую Отечественную войну на своих плечах, такого праздника не было.

Существовавшее упущение в чествовании пехоты — «царицы полей» было исправлено только в Российской армии, когда в 2006 году, Указом Президента был установлен День Сухопутных войск — 1 октября. Эта дата взята из Указа русского царя Ивана Грозного о формировании стрелецких полков на постоянной основе — 1 октября 1550 года. 

Какая дата подходит для празднования Дня русского народа

Русский народ, самый многочисленный народ в России, и при этом не имеющий собственного национального праздника, заслуживает того, чтобы исправить этот исторический просчёт. Потому как большое вблизи плохо различимо, и у русского народа по сей день нет своего праздника, как его не было у самого многочисленного и героического вида Вооружённых сил — пехоты, как в Красной армии, так и в Советской армии. И только в Российской армии этот недочёт был исправлен.

У многих народов Российской империи не было своих национальных праздников, но они появились у большинства народов во времена РСФСР и СССР. Исключение в этом вопросе составляет только русский народ, у которого так и не появилось своего национального праздника.

Но, если сопоставить все существующие материалы «по имеющемуся делу», то, длящуюся веками несправедливость, можно легко исправить. Для этого приведём следующие аргументы:

1. При описании европейского сообщества Коляды, в которое входили двенадцать народов, по числу знаков Европейского Зодиака, вполне возможно допустить, что одним из этих народов был русский, либо далёкий предок русского народа.

2. День Коляды отмечается 25 декабря, после которого наступают колядки, длящиеся 12 дней, по числу народов.

3. Каждый день колядок посвящён одному из двенадцати народов; а так как раньше у народов были тотемы животных, то во время колядок принято наряжаться в этих животных.

4. Колядки длятся с 26 декабря по 6 января — ровно 12 дней.

5. Счастливым и сакральным числом Руси, России, а также русского народа является число 7 (семь).

6. Вполне возможно то, что колядки, посвящённые русскому народу или его предку, проводились на седьмой день из двенадцати.

7. Если отсчитывать 7-й день, начиная с 26 декабря, то получается, что днём колядок, который посвящен почитанию русского народа, становится 1 января.

8. 1 января отмечается День Ильи Муромца, самого известного и любимого в русском народе былинного богатыря.

9. 1 января начинается в России Новый год, который отмечается россиянами, более 70 % которых составляют русские, с большим торжеством. Пожалуй, это самый любимый и торжественный праздник для жителей всей России и особенно русских, у которых нет своего национального праздника.

10. У китайцев Новый год символизирует объединение всего китайского народа и празднуется две недели.

11. В нашем народе отмечается даже два Новых года: 1 января — собственно Новый год и 14 января — старый Новый год, между которыми также ровно две недели.

12. Исходя из всех аргументов, наиболее подходящей датой, по всем параметрам без исключения, для празднования Дня русского народа является 1 января

Вывод

1 января наиболее значимый и торжественный праздник в жизни большинства народов нашей страны, а русского народа тем более. К этому празднику готовятся заранее, украшают своё жилище, покупают подарки родным и друзьям, готовят праздничный стол, запасаются напитками и едой, как будто собираются выдерживать долгую осаду. Это Новый год.

1 января отмечается День Ильи Муромца, жизненный путь которого наиболее отражает судьбу русского народа. Он несколько раз почти погибал и чудом воскресал, три десятилетия был недвижим и не имел возможности распоряжаться своим имуществом (Крепостное право), был угнетаем и посажен в темницу своим же князем Владимиром, выказывал неповиновение и ссорился с князем (Русский бунт, ужасный и беспощадный), был тружеником и защитником своего Отечества — Русской земли, не щадя для этого ничего.

1 января — наиболее подходящая дата для празднования Дня русского народа. Много думать над этим не надо, достаточно принять соответствующее решение и перерезать ленточку. 

Возможно заинтересует

Русские повести. Выпуск 1.
Валерий Салфетников. Русские повести. Выпуск 1
Сказание о Русской земле. Варяги
Валерий Салфетников. Варяги
Сказание о Русской земле. Революции, цари и палачи
Валерий Салфетников. Революции, цари и палачи
Сказание о Русской Земле. Город Святого Петра.
Валерий Салфетников. Город Святого Петра
Сказание о Русской Земле. Русские и европейцы.
Валерий Салфетников. Русские и европейцы
Каковы особенности России. Том 1. Иллюстрации
Валерий Салфетников. Каковы особенности России. Том 1.

Оставьте комментарий

ru_RUРусский