Забытая легенда о Коляде

Коляда
Главное > Забытые легенды > Забытая легенда о Коляде

Автор:

Опубликована:
25 декабря 2023 года

25 декабря отмечается самый старый и весёлый славянский праздник — Коляда, связанный со временем зимнего солнцестояния. Истоки этого праздника уходят в глубокую старину, когда ещё народы не разделялись по национальностям, а жили в одном сообществе, руководимые Колядой и поклонявшиеся не только Солнцу, но и своим тотемным животным. Коляда — это не столько славянский, сколько праздник всех жителей Европы, к числу которых относятся и славяне. 25 декабря происходит нарождение нового Солнца, начинает увеличиваться день и сокращаться ночь.

25 декабря в Древнем Риме отмечали главный языческий день в году — Праздник Солнца. Этот праздник затем переняли и христиане, начав отмечать в этот же день Рождество Христово. В России же христианский праздник, благодаря сдвигу Юлианского календаря, отмечается в январе. Тем самым была освобождена от «накладок» важная дата — 25 декабря для празднования, пожалуй, самого старинного праздника наших предков — Коляды.

Что известно о Коляде

Славяне почитают Коляду как бога, наделяя его соответствующими качествами. Европейцы в дохристианскую эпоху с Колядой связывали Праздник Солнца. С установлением Христианства в Риме, а затем и в Европе, языческий Праздник Солнца был заменен на Рождество Христово, или день рождения Иисуса Христа, основателя Христианства. Такая замена говорит о том, какую важность в старину представлял собой Коляда, если он был сопоставлен с Иисусом Христом.

Славяне о Коляде

На сайте «Славяне» можно найти следующую информацию о Коляде:

«Коляда – Бог Молодого Солнца, Бог Зимнего Солнца, рожденный в ночь зимнего солнцеворота, в самую длинную ночь года. Есть несколько версий происхождения имени Бога Коляды:

— этимологический словарь славянских языков определяет происхождение слова «Коляда» от названия обряда, связанного с началом года; 

— происхождение от слова «колед», что значит «вокруг идущий», либо от слова «коледа», т.е. «круговые яства» (версия Дмитрия Щепкина);

— Пётр Бессонов считает, что имя Коляда произошло от слова «колода» и связано с традицией сжигания пня во время празднования Коляды;

— по версии Николая Костомарова, «Коляда» происходит от «Коло», что означает круг.» 

Бога Коляду славяне почитают как Бога Волхвов, принесшего мудрость, воплощение Вышнего Бога, Бога, направляющего людей по дороге Прави. С его приходом связывают не только свет солнца, которое начинает прибывать после Зимнего Солнцестояния, но и свет мудрости, знаний.

Согласно славянской мифологии Бог Коляда рожден Майей-Златогоркой, первой супругой Даждьбога. Майя-Златогорка ушла в Навь, не выполнив своего предназначения, не родив ребенка, который станет новым воплощением Вышнего Бога. Тогда Род-Творец попросил Макошь изменить судьбу Златогорки, Вий дал разрешение на время вернуть её душу в мир Яви, а Велес принес Даждьбогу кольцо, способное повернуть время вспять. Так вместе Боги всё уладили, чтобы мог появиться на свет Коляда, Бог Молодого Солнца.

Славянский Бог Коляда недаром рожден в самую длинную ночь. Славянские мифы рассказывают, что Боги решили повернуть время вспять, чтобы смог родиться Коляда, потому что боялись, что люди свернут с пути Прави. Даже Темные Боги помогли рождению Коляды, потому что задача мира Нави — отделять Явь и Правь от Хаоса, стремящегося захватить мир.

Особо почитают Коляду волхвы. По легенде Молодой Бог Коляда собрал 60 волхвов из разных народов и передал им знания о том, как следовать пути Прави. Коляда же научил людей исчислению времени, благодаря чему они смогли чуть дальше заглянуть в будущее, перестали жить одним днем и начали задумываться о результатах своих поступков в далеком будущем.

Как рождаются боги

Мифология разных народов такова, что описываемые в ней боги изначально были людьми, прославившимися своими деяниями. В подавляющем большинстве обожествлённые в мифологии люди были царского происхождения. Для почитания этих царей, а затем уже и богов в календарях народов выделялись специальные дни и даже месяцы. Так было у шумеров, египтян, греков и римлян.

И если известные издавна европейцам народы прославляли своих царей, делая из них богов; посвящали им в последствии месяцы и дни своих календарей, то почему славяне должны были поступать иным способом.

В шумерском календаре, который затем перешёл в Вавилон, четвертый месяц Дуузу (июнь — июль) был посвящён полумифическому шумерскому царю Думузи.

В древнеегипетском календаре первый месяц Тот был посвящён богу мудрости, знаний и Луны Тоту. Изначально у египтян календарный год состоял из 12 месяцев по 30 дней (360 дней). Египтяне знали, что год состоял не из 360, а из 365 дней, но ничего не могли изменить в своём календаре. Однако они смогли к двенадцати месяцам добавить пять дополнительных дней. Эти дни были посвящены египетским богам Осирису, Гору, Сету, Исиде и Нефтиде. Но и этот календарь оказался не совсем точен. 

Во время правления царя Египта Птолемея III Эвергета (3-й век до н. э.) в египетский календарь было введено понятие «високосного года», в котором раз в четыре года к 360-ти дням добавляли не пять, а шесть дней. Однако народ Египта такие нововведения в свой календарь не принял. И только после захвата Египта римлянами, этот календарь вступил в действие. Шестой добавочный день стали называть днём Эвергета, тем самым египетский царь был приравнен к богам.

Подобные явления ещё большее распространение имели в Древней Греции и Древнем Египте. Консул Римской республики Гай Юлий Цезарь во время своего годичного правления отказался от старого римского календаря, копировавшего бестолковый греческий и создал свой, Юлианский календарь, на основе древнеегипетского календаря Эвергета. Этот календарь был подкорректирован первым римским императором Октавианом Августом.

Что интересно, календарь был назван в честь его создателя — Юлианским, а именами двух правителей Юлия Цезаря и Октавиана Августа были названы 5-й и 6-й месяцы нового римского календаря — июлем и августом (первым месяцем был март, а последним февраль, в котором и появляется дополнительный день). Тем самым, римские правители были приравнены к богам и богиням: Янусу (январь), Марсу (март), Майи (май) и Юноне (июнь). При этом, главный праздник римлян был посвящён Солнцу и отмечался он 25 декабря. А первые числа всех двенадцати римских месяцев назывались «календами».

Отсюда можно заключить, что, с большой долей вероятности, Коляда изначально был царём и, как Юлий Цезарь, создал первый европейский календарь, основанный на движении не только Луны, но и Солнца. За свои заслуги царь Коляда впоследствии был признан европейскими народами божеством. Однако, жёсткая христианизация Европы, проводимая латинской церковью, стёрла из памяти европейцев светлый и весёлый дохристианский праздник Коляды, а вот у славян и русских этот праздник остался. Потому как Рождество Христово в нашей стране, благодаря тому же Юлию Цезарю, перенесено на 7 января, дав возможность наслаждаться этим весёлым и радостным зимним праздником всем неравнодушным к этому торжеству людям.

После праздника Коляды ещё двенадцать дней (с 26 декабря по 6 января) справляются колядки, когда люди наряжаются в различные звериные или мифические костюмы и колядуют. В Европе этот обряд был также уничтожен латинской церковью, заменив его святочными днями. В России святки проходят в период от Рождества до Крещения (с 7 по 18 января), что не затрагивает старинный народный праздник Коляды и колядки.

Что говорится в русской летописи

В «Повести временных лет» ничего не говорится о Коляде, но, согласно славянской мифологии, Коляда связан с Даждьбогом, а Даждьбог со Сварогом и оба они с Египтом. 

«Того ради прозвали его Сварогом и чтили его египтяне. И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждь-богом, 7470 дней, что составляет двадцать лет с половиной. Не умели ведь египтяне иначе считать: одни по луне считали, а другие днями годы считали; число двенадцать месяцев узнали потом, когда начали люди дань давать царям.»

© Повесть временных лет.

Отсюда следует, что Коляда мог родиться в Египте в царской семье правителей этой страны. Славяне считают, что Коляда был сыном Даждьбога и Майи-Златогорки, а значит царевичем. При этом, во времена царствования Даждьбога, египтяне не знали календаря и считали время днями. Даждьбог хоть и был строгим царём, но справедливым, потому как египтяне при нём не платили ему дань. Скорее всего, египтяне были подданными единого государства, в котором царствовал Даждьбог. Календарь появился при сыне Даждьбога — Коляде, но египтяне о нём ещё не знали.

По всей видимости, свой календарь Коляда создал уже вне Египта, а к египтянам календарь из 12-ти месяцев попал уже с другими царями. При этом, не стоит забывать о том, что в славянской мифологии говорится о трудностях с рождением Коляды. Что в его появлении на свет поучаствовал славянский бог-творец Род и многие другие боги. Возможно, с рождением Коляды может быть связано европейское «Сотворение Мира», очень уж события похожи на Библейский сюжет, только произошедший намного ранее. Европейское «Сотворение Мира» могло произойти во времена освобождения Европы от Ледника, когда там стали появляться первые люди в виде охотников.

Учитывая те факты, что, по мнению учёных, человек разумный современного облика появился около 190 тысяч лет назад, ориентировочно в Африке; последняя фаза обледенения наступила около 50 тысяч лет назад, а закончилась (вернее ослабла) не менее чем 12 тысяч лет назад, человечество могло что-то запомнить из этих глобальных климатических изменений. Люди могли оставить свои земли в Европе с наступлением Ледника и укрыться там, откуда они пришли в Европу ранее, в том же Египте (Север Африки).

На основании этих обрывочных сведений мы решили написать легенду о Коляде, считая, что она существовала раньше, но, в связи с многочисленными потрясениями, была основательно забыта.

Легенда о Коляде

Во времена обледенения люди оставляли свои земли и уходили на юг. На могилах своих предков они обещали вернуться, когда твёрдая вода растает и освободит землю, сделав её пригодной для жизни. Люди уходили во многие стороны, кто-то остался на европейском континенте, ища защиту у гор, а кто-то направлялся далеко, за тёплое море.

Предки рассказывали о преданиях, в которых говорилось о том, что и раньше Ледник закрывал землю, но это было не навсегда. Наступали времена, когда великая звезда неба — Солнце своими лучами растапливала Ледник, освобождая землю для жизни. Ледник отступал не сразу, а постепенно. Земля становилась пригодной для жизни (благодатной) только тогда, когда можно было дойти до тех северных земель, в которых наблюдается «коло» — полный оборот Солнца над горизонтом в течение всего дня и поэтому ночь не наступала совсем.

Многие народы, ушедшие за тёплое море, помнили эти предания и рассказывали о них своим детям. Сигналом к тому, что Ледник начал уходить должна была стать остановка звезды Вега (спускающийся с небес орел), которая должна показать направление (на север), где находится «колыбель Солнца». Тысячи лет волхвы наблюдали за звёздным небом в разных уголках Земли, стараясь не пропустить знамение. Наблюдали за небом и племена, обосновавшиеся на юго-восточных берегах Тёплого (Средиземного) моря, в земле Египта.

Звезда Вега стала Полярной, указывающей северное направление, около 14 тысяч лет назад. Неподвижное положение «глаза орла», когда вокруг Веги крутился небосвод (как сейчас это происходит вокруг Полярной звезды) на протяжение всей ночи стало знамением для тех, кто желал вернуться на земли своих предков. Вожди племён (цари) стали посылать своих лучших воинов в направлении, указанном Вегой, чтобы они могли дойти до «колыбели Солнца» и увидеть «коло». Тому воину, кто принесёт счастливую весть, будут оказаны царские почести и память народа сохранит его имя в вечности.

Многие поколения царей Египта отправляли экспедиции в земли предков, однако мало кто возвращался из этого трудного и опасного путешествия живым, при этом, не принеся с собой ничего. И вот, настало время правления царя Египта Александра (имя взято по месту его правления, Александрии Египетской, расположенной в устье Нила, на берегу тёплого Средиземного моря), который собрал лучших воинов из двенадцати подчинённых племён, и направил на поиски заветной «колыбели Солнца». Воины пошли в этот поход после самой длинной ночи в году, чтобы с набирающим силу Солнцем, искать его колыбель.

Искатели «колыбели Солнца» прошли трудный и опасный путь, идя по следам северных оленей, наряду с хищниками, охотившимися на тех же оленей: медведями, росомахами и рысями. И, наконец, они дошли до тех возвышенностей, с которых они увидели, как солнце проходит по всему небосводу и не садится за горизонт. Колыбель Солнца была найдена, эффект «коло» — солнечный круг, увиден воочию. Цель была достигнута, осталось донести эту весть до Египта и сообщить её царю.

К тому времени от воинов, вышедших из Египта в составе двенадцати племен, остались только представители трёх племён: маны, илирики и росы. Остальные либо погибли, либо заблудились, либо повернули назад, не выдержав испытаний. Совершив обряд омовения в талой воде, сильно поредевший отряд направился в обратный путь.

Возвращаться получалось намного проще и быстрее, чем идти на север в поисках заветной цели. Эффект «коло» наблюдается во время летнего солнцестояния, когда наступает астрономическое лето в приполярных областях. Тающие ледниковые воды наполняли реки, которые несли всё, что в них попадало, в те места, где тепло набирало силу. Необходимо было лишь обуздать эти воды, чтобы использовать их течение для передвижения.

Выросшие на берегах Тёплого моря воины умели обращаться с лодками, которые они предусмотрительно тащили с собой, везя в них провизию, оружие и нужные припасы. Путь от «колыбели Солнца» до Египта составил около трёх месяцев: первый на дорогу от приполярных областей до Рифейских гор (Валдайская возвышенность), второй — от Рифейских гор, по рекам до Дуная, третий — от Дуная до устья Нила.

Для того, чтобы вести счёт дням, прошедшим после увиденного «коло», старший воин каждое утро завязывал новый узел на кожаном ремне. Воины трёх народов, спустя три месяца, предстали перед царём Александром, привезя ему счастливую весть и передав в дар ремень с узлами. Это событие произошло в день осеннего равноденствия (23 сентября).

Царь Египта щедро наградил вернувшихся воинов, принёсших такую долгожданную весть. По названию племён, воины которых принесли известие, была названа вновь обретённая (сотворённая) земля предков — МИР (от манов, илириков и росов). Подобно этому событию начинала своё объединение и Европа. В 1944 году было образовано единое европейское государство из трёх соседних — Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Название этого государственного образования было составлено из первых букв входящих в него стран: Бе-Ни-Люкс (Бенилюкс). Поэтому образование МИР возникло не на пустом месте, а в строгом соответствии с европейскими традициями.

Также, царь Египта, пользуясь своими полномочиями, объявил о начале новой эры, эры возвращения в землю предков, получившей новое название — Мир. День и год, когда пришло известие о том, что люди смогли дойти до «колыбели Солнца» и увидеть «коло», стало началом новой эры человечества, получившей название — Сотворение Мира.

Воин, принёсший это известие, получил славное прозвище «Иван», которое на санскрите, одном из древних языков, обозначает «живой». Иван не только смог выполнить поставленную задачу, но и вернуться живым обратно, принеся с собой важнейшее известие. Имя Иван может обозначать также и «рождённый человек», либо «дарующий жизнь».

Вполне возможно то, что старейший славянский праздник — Купало, со временем получил дополнительное слово «Иван», означающее «дарующий жизнь». В прежних публикациях мы писали, что летний праздник Иван Купала у многих народов, а не только у славян и русских, приобрёл значение брачных игр, в большинстве своём заканчивающихся созданием семьи. Во время молодёжных игрищ в ночь на Купало, когда совершалась взаимная близость любящих пар, часто происходило зачатие или появление новой жизни в чреве девушек, становившихся молодыми женщинами. Потому и праздник стал называться Иваном Купалой, означавшим «дарующий новую жизнь».

Вопрос зачатия или рождения новой жизни имел большое значение у многих народов в прошлом. Ведь Христианство не просто так это событие возвело в разряд праздника, отмечаемого всенародно. Достаточно вспомнить христианские праздники зачатия: Девы Марии (Благовещение Пресвятой Богородицы, когда архангел Гавриил принёс благую весть Деве Марии о том, что она зачала от Святого Духа), отмечаемого 7 апреля (25 марта по старому стилю) за девять месяцев до Рождества Христова; а также Её матери, праведной Анны (Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы), отмечаемого 22 декабря (9 декабря).

И, если славяне и русские отмечают 7 июля (24 июня) как День Ивана Купалы или просто Купало (21 июня), христиане называют его Рождеством Иоанна Крестителя, то лаконичные европейцы называют этот праздник (день летнего солнцестояния) намного проще и обыденнее — Иванов день, в память о том Иване, выжившем в экспедиции по обледенелой Европе, и принёсшем важную весть. Эта весть послужила началом новой эры от «Сотворения Мира», только не библейского или какого-то там ещё, а европейского, более приближенного к реальности.

Имя Иван имеется у всех европейских народов и не только у них. Даже если считать одно Православие, в котором в течение года именины Ивана отмечаются 111 раз, не говоря уже про другие вероисповедания, то можно судить о том, насколько это имя распространено среди многих народов. Имя Иван настолько интернационально, что нельзя про него говорить в том духе, что оно чисто русское, еврейское, немецкое, славянское или ещё какое-либо. Это имя принадлежит всему человечеству.

Царь Египта Александр стал понимать, что он не может покинуть комфортный и обжитой Египет, чтобы править Миром, возрождённой землёй предков. Для этого нужен молодой и амбициозный наследник, подготовленный (взращённый на этой идее) и способный выполнить столь не простую задачу. Если взять в расчёт временные показатели, известные разным народам, такие как: библейский Адам был создан на шестой день от Сотворения Мира; или исламский пророк Мухаммед, отец которого умер за два месяца до рождения своего сына, а в шестилетнем возрасте Мухаммед остался полным сиротой, когда умерла его мать, то можно выделить число шесть как знаковое.

На основании этих примеров, в нашей легенде сделаем допущение, что сын царя Египта был рожден через шесть лет после «Сотворения Мира». Воин, получивший прозвище «Иван», стал дядькою-воспитателем для родившегося царевича. Кто как не Иван лучше всех знал будущие владения правителя Мира. Такая практика дядьки князя была широко распространена на Руси. А так как Египет одно время был провинцией Руси (Даждьбог даже налогов с египтян не брал), то информация про дядьку Ивана становится вполне реалистичной.

Царь Александр назвал своего сына в честь Солнца — Коло, так как он родился (согласно предания) в день зимнего солнцестояния, когда нарождается молодое Солнце. Когда Коло исполнилось 20 с половиной лет (столько правил Даждьбог в Египте, согласно русской летописи), в 26-м году от Сотворения Мира, после празднования дня своего дядьки Ивана (в день летнего солнцестояния), он отправился вместе с дядькой и своей дружиной осваивать Мир, свои новые владения. 

Пройдя почти всю Европу, с юга на север, Коло со своей дружиной дошёл до берегов студёного моря. 13 тысяч лет назад, когда Ледник совсем недавно сошёл с поверхности Балтийского моря, дно этого моря было так прогнуто под его тяжестью, что ни современной Карелии, ни Дании ещё не существовало, эта территория была под водой, а Скандинавский полуостров был ещё островом Скандза. Остановившись на берегах Студёного моря, простиравшегося от Белого моря до Ла-Манша, царевич Коло и его дядька Иван основали свою будущую столицу — город Коло и Ивана, который в последствии мог называться Колывань.

Колывань — старинный русский город, который во времена Российской империи был базой Балтийского флота — Ревелем, а в настоящее время называется Таллин.

Расположившись на берегу моря, в Колывани, царь Мира Коло определил места жительства трём народам, давшим название его стране. Манам (будущим немцам) были отданы острова за Студёным морем; Илирикам (будущим славянам), как более теплолюбивым, земли к югу от реки Дунай (Иллирия и Македония); Росам, а может быть Расам или Рысам (от слова рысь) были отданы восточные земли Мира, по реке Ра, в будущем названной Волгой.

Поселив наиболее проверенные и стойкие народы Мира по границам своей земли, Коло отправил в Египет посланников, чтобы пригласить другие народы вернуться на обширные и незаселенные земли предков. На призыв царя Коло откликнулись только девять народов, остальные не пожелали сменить чужеземный комфорт на суровую и необжитую землю предков.

Таким образом, на земле Мир в подданстве царя Коло оказалось двенадцать народов. Что интересно, точно такое же количество стран входило в состав Европейского Союза в момент его образования в 1992 году.

Авторитет царя Коло был непререкаем. На протяжении около 120 лет правил Миром мудрый и справедливый царь Коло. Когда пришло время уходить из своего Мира в мир иной, в возрасте 144 лет, царь Коло собрал всех правителей двенадцати племён и довёл до них своё завещание, которое получило название «Дар Коло» или «Коло Дар». Отсюда и имя царя вошло в память народов не как «Царь Солнца — Коло», а как Коляда, от «Коло Дар».

Со временем это имя приобрело божественные очертания и первый европейский правитель Мира стал европейским же божеством Колядой. В настоящее время память о Коляде сохранилась только у славян и в русском народе, как весёлый зимний праздник с колядками.

«Коло Дар» представлял собой лунно-солнечный календарь, продолжительностью 12 лет и 12 дней. На собрании правителей всех двенадцати племён, входящих в Мир, царь Коло объявил, что после его ухода в царстве Мир вводится равноправие всех племён. Царями Мира станут все предводители племён, согласно очередности, установленной в «Коло Даре» или календаре. Царствовать каждый правитель будет один год, потом передавать власть другому. Смена царей должна происходить в день рождения Коляды — на зимнее солнцестояние.

Такой порядок руководства федеративным государством, со сменой правителей каждый год, был установлен в Югославии. В настоящее время такой порядок существует в Евросоюзе. Но, из-за того, что членов ЕС много (27), правители ЕС меняются каждые полгода. Так что порядок правления в Мире после Коляды не взят с потолка, а имеет реальные примеры.

После того, как отцарствуют все двенадцать правителей Мира, перед началом «нового круга» Коляда определил 12 дней праздников, не входящих в календарь. В эти дни определялось наряжаться в тех животных, которые были тотемами мировских двенадцати племён. Каждый из двенадцати дней праздника был посвящён определённому племени, чтобы подчеркнуть единство всего Мира. Эти весёлые и порой шутливые празднества получили название от их создателя — Коляды и называются колядками. Они так понравились народам Мира, что смогли дожить до наших дней, пройдя сквозь временную толщу тысячелетий.

Продолжительность жизни Коляды в 144 года не является чем-то из рук вон выходящим. В настоящее время трудно достичь подобного возраста, но в старину это было реально. Есть новославянский календарь, называемый Даарийский Круголет Числобога. Это циклический календарь, имеющий периодичность 144 года. Исходя из этого в легенде сделано допущение, что Круголет может иметь следующее значение — круг одного лета. Летом в старину называли также и продолжительность жизни одного человека, «лето его закончилось», значит пришла пора умирать. Не стоит исключать того, что лето продолжительностью в 144 года могло быть у основателя первого европейского календаря Коляды.

Вот такая получилась легенда об известном славянском божестве Коляде, в прошлом правителе Мира и первом европейском царе после завершения обледенения Европы, создателе государства Мир, принявшем новый циклический календарь, с помощью которого это государство (Мир) управлялось на протяжении 600 лет.

А что было дальше? Дальше события имели своё продолжение, но это будет уже другая легенда.

Возможно заинтересует

Русские повести. Выпуск 1.
Валерий Салфетников. Русские повести. Выпуск 1
Сказание о Русской земле. Варяги
Валерий Салфетников. Варяги
Сказание о Русской земле. Революции, цари и палачи
Валерий Салфетников. Революции, цари и палачи
Сказание о Русской Земле. Город Святого Петра.
Валерий Салфетников. Город Святого Петра
Сказание о Русской Земле. Русские и европейцы.
Валерий Салфетников. Русские и европейцы
Каковы особенности России. Том 1. Иллюстрации
Валерий Салфетников. Каковы особенности России. Том 1.
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Сказание о Русской земле

ru_RUРусский