Женские имена на флоте

Женские имена на флоте
Опубликована: 27 мая 2023 года

В повести “Три девицы в русских сказках, кто они?” рассказано о трёх сказочных девичьих именах: Василисе, Алёне и Марье, носители которых, вполне возможно, в прошлом сыграли значимую роль в истории Русской земли. Не стоит исключать того, что эти девушки жили в одно время и участвовали в событиях, которые привели к созданию многонационального государства Росии (с одной буквой “с” и ударением на первый слог). По мнению автора проекта они могли быть:

  • Василиса-Диана (Премудрая) – женой Ивана Купалы, а также матерью ещё одной прославленной Василисы-Дианы (Василисы Прекрасной);
  • Алёна – женой Финиста Сокола, а также матерью основоположника новой царской династии – Роса, давшему имя великой стране Росии;
  • Марья – правительницей приморского царства, матерью Скифа (от Геракла-сокола), создателя великого воинского народа – скифов, защитников рубежей Росии.

Это всего лишь предположение автора, его смелая гипотеза, основанная на том, что эти девичьи имена набрали свою популярность не только в сказках, но и дали названия кораблям Русского императорского флота. Как известно, на флоте ничего не называют случайно. Каждое название корабля несёт определённый смысл и значение.

Женские названия кораблей Русского императорского флота

Корабельный состав Русского императорского флота имел определённую градацию или ранжирование по классам: на вершине стояли броненосцы (эскадренные и береговой обороны) и линейные корабли (линкоры); далее шли крейсера (1-го ранга, 2-го ранга, вспомогательные и минные); затем транспорты, эскадренные миноносцы (эсминцы) и миноносцы; завершали эту иерархию корабли обеспечения. Все русские корабли были распределены между двумя флотами (Балтийским и Черноморским), а также военными флотилиями (Сибирской и Каспийской). На Тихом океане защищала рубежи Отечества Тихоокеанская эскадра, составленная из кораблей Балтийского флота.

При этом, у многих кораблей были прославленные имена. А вот женских имён было немного, и все они получили под свои названия корабли верхней иерархии: линкоры и крейсера 1-го ранга. Как известно, на русском флоте женщин особо не жаловали. Потому женские названия кораблей говорят о выдающейся роли носительниц “корабельных имён” в истории нашего Отечества.

Крейсера 1-го ранга типа "Диана"

В Российской империи, на Балтийском заводе в Петербурге, в период с 1901 по 1903 годы, было построено три бронепалубных крейсера 1-го ранга типа “Диана”:

  • крейсер “Паллада” (введён в строй в мае 1901 года) – назван в честь греческой богини Афины Паллады, девы-воительницы, покровительницы городов и государств; вполне возможно, что под греческой Палладой скрывается сказочная девица-воин, а также царица – Марья Моревна; что интересно, у греческого Геродота при описании царицы страны Гилеи и матери Скифа опущено имя, так и в названии русского крейсера есть прозвище “Паллада”, а имени нет, хотя все прекрасно знают, что у Паллады есть имя – Афина;
  • крейсер “Диана” (введен в строй в декабре 1901 года) – назван в честь римской богини охоты и плодородия Дианы; скорее всего, под именем Диана скрывается сказочная девица Василиса, о которой немало сказано в предыдущих публикациях;
  • крейсер “Аврора” (введён в строй в июне 1903 года) – назван в честь римской богини утренней зари Авроры; хотя под этим именем может скрываться русская сказочная девица Алёна или Алёнушка.

Что интересно, названия этих кораблей связаны с римскими и греческими богинями; но, скорее всего, под этими “богинями” скрываются личности, прославившиеся на Русской земле. Потому что, мужские названия кораблей этой категории говорят сами за себя: “Витязь”, “Адмирал Корнилов”, “Варяг”, “Аскольд”, “Громобой”, “Олег”, “Рюрик” и далее в том же духе. Все эти “мужские” названия крейсеров говорят о прославленных именах Русской земли. Исходя из этого, и “женские” названия крейсеров должны входить в ту же категорию – прославленные девицы Русской земли.

А, так как, крейсера типа “Диана” похожи друг на друга как родные сёстры, да и построены они почти в одно и то же время и на одном заводе; то и сказочные девицы, чьи имена скрываются под греко-римскими богинями, должны были жить в одно и то же время.

Важность “русских девичьих имён”, зашифрованных в названиях крейсеров типа “Диана”, показала Русско-японская война 1904 – 1905 годов. В эту войну Российская империя понесла колоссальные потери в корабельном составе Русского императорского флота, особенно пострадал Балтийский флот. В связи с этим, государь-император принял решение о скорейшем восстановлении корабельного состава Балтийского флота путём постройки новых кораблей.

В ту войну погибли 8 крейсеров 1-го ранга: “Владимир Мономах”, “Дмитрий Донской”, “Адмирал Нахимов”, “Рюрик”, “Баян”, “Светлана”, “Паллада” и “Варяг”. Крейсера “Диана” и “Аврора” в ту войну получили серьёзные повреждения, но были затем восстановлены. У всех погибших крейсеров были громкие и прославленные имена. Поэтому, было принято решение строящимся крейсерам давать названия из наиболее значимых имён среди погибших кораблей.

Что интересно, уже в 1905 году были заложены 4 новых крейсера Балтийского флота: “Адмирал Макаров”, “Паллада II”, “Баян II” и “Рюрик II”. Крейсер “Адмирал Макаров” получил своё название по имени командующего Тихоокеанской эскадрой в Порт-Артуре, погибшего в 1904 году при подрыве на мине броненосца “Петропавловск”. Три других крейсера получили не княжеские и адмиральские имена (более чем достойные), а легендарные и былинные, связанные с русским народным эпосом: Рюрик (Сокол), Баян (Велесов внук) и Паллада (Марья Моревна).

Таким образом, уже к 1911 году, наша “сказочная девичья троица”: “Диана” (Василиса), “Паллада” (Марья) и “Аврора” (Алёна) были снова в строю.

Крейсер 1-го ранга "Светлана"

Среди крейсеров 1-го ранга в Русском императорском флоте на особом счету был бронепалубный крейсер французской постройки “Светлана”. Несмотря на легкость конструкции и слабость вооружения, крейсер “Светлана” в мае 1905 года геройски сражался в Цусимском проливе и погиб в неравном бою. В честь этого крейсера, за его героический подвиг, в ноябре 1913 года, на Русско-Балтийском заводе был заложен лёгкий крейсер “Светлана”, давший название целому типу, состоящему из четырёх крейсеров.

Однако, в связи с начавшейся Первой Мировой войной, построить крейсера не успели. Потому достраивали крейсера типа “Светлана” уже в советское время.

Связь кораблей русского флота с именем Светлана вызывает удивление. То, что крейсер 1-го ранга был назван женским именем – это нормально, а вот само имя “Светлана” – не входит в привычные рамки. И дело тут вот в чём. Имя Светлана почти не “сказочное”, его нет ни в одной известной русской сказке, за исключением одной – “Светлана Прекрасная”. Эта сказка из сборника красноярского этнографа и фольклориста Марии Васильевны Красножёновой (1871 – 1942) “Сказки нашего края”, то есть Красноярского края Сибири.

В этой сказке красавица Светлана представляет собой заколдованную царевну, превратившуюся в ведьму, королеву всех чертей. Светлана познала все тонкости колдовства, но была поймана и посажена в клетку. Однако коварством и обманом выпорхнула оттуда, чем навлекла беды и несчастья на своего освободителя. Юношу Митю, за освобождение Светланы, собрались жестоко наказать, но заменили казнь женитьбой на Светлане. В результате чего только добавили мучений молодому человеку, однако он со всем справился и выбил железным прутом “всю дурь колдовскую” из своей жены, когда та собралась его съесть. Вот такая “сказочная Светлана”, ведьма, колдунья и людоедка.

Что интересно, имя Светлана появилось в обиходе и набрало популярность только в 19-м веке, благодаря русскому поэту Василию Андреевичу Жуковскому (1783 – 1852) и его балладе “Светлана”. В этой балладе девушка Светлана гадает перед зеркалом в крещенскую ночь и ей привиделось то, что она едет венчаться с мертвецом.

В настоящее время, имя Светлана достаточно распространённое в русском народе. Оно означает “свет” или “светлая”. Однако в святцах этого имени нет и Русская православная церковь до революции 1917 года запрещала давать детям такие имена. Запрет был снят в 1943 году, когда разрешили крестить детей с этим именем, давая им при крещении греческое имя Фотиния, означающее также “свет”.

А теперь представим себе Русский императорский флот Российской империи, в которой Православие было законодательно закреплено как государственная религия. В 1700 году, русским царём Петром Первым был создан Балтийский флот. Символом русского военно-морского флота стал Андреевский флаг, в честь первого ученика Иисуса Христа, апостола Андрея Первозванного. Андреевский флаг представляет собой косой крест, на котором был распят апостол Андрей.

В петровское время кораблям Балтийского флота часто давали имена святых: “Святой Андрей”, “Святой Пётр”, “Святой Александр”, “Святая Екатерина” и так далее; а также имена архангелов: “Гавриил”, “Рафаил”, “Архангел Михаил”, “Салафаил” и всё в том же духе.

Каким образом, при всех существующих традициях, на Балтийском флоте в 1859 году появляется парусно-винтовой фрегат с именем “Светлана”, остаётся загадкой, которую требуется ещё разрешать. Что интересно, русские “сказочные имена” были зашифрованы под именами римско-греческих богинь. Почему в этом случае не поступили подобным образом, назвав фрегат на греческий манер “Фотинья”, также остаётся загадкой. И этот случай названия военного корабля Светланой был не случайным и не единичным.

Название корабля “Светлана” передавалось “по наследству” другим кораблям, сохраняя это имя для истории. Скорее всего, имя Светлана, имеющее языческо-славянский подтекст, имеет настолько важное значение в забытой истории нашей страны, что его не смогли затенить ни сказочная ведьма-чертовка, ни гадалка из баллады Жуковского, ни церковный запрет.

Линейные корабли типа "Императрица Мария"

На Черноморском флоте, в Николаевских судоверфях, в 1911 и 1914 годах были заложены четыре линейных корабля (линкора) типа “Императрица Мария”. Строящиеся корабли получили названия: “Императрица Мария” (принят на вооружение в 1915 году), “Императрица Екатерина Великая” (1915), “Император Александр III” (1917) и “Император Николай I” (недостроен и впоследствии разобран).

Помимо новых линкоров, в Севастополе базировались и другие корабли этого класса: “Георгий Победоносец”, “Три Святителя”, “Ростислав”, “Князь Потемкин Таврический”, “Евстафий” и “Иоанн Златоуст”.

На Балтийском флоте линкоров с женскими именами не было: “Цесаревич”, “Андрей Первозванный”, “Слава”, “Император Павел I”, “Гангут”, “Петропавловск”, “Полтава” и “Севастополь”.

Как мы видим, из 18 линейных кораблей Русского императорского флота, только два удостоились имён прославленных правительниц. По всей видимости, судя из названия, линейные корабли Черноморского флота были названы в честь императрицы Екатерины Второй, жены Петра Третьего, и императрицы Марии, жены Павла Первого и матери императоров Александра Первого и Николая Первого.

При этом, большее уважение оказано не Екатерине, а Марии, назвав в её честь целый тип линейных кораблей. Что здесь важно, и Екатерина Вторая и Мария были немецкими принцессами Софией Фредерикой и Софией Доротеей, которые родились в одном месте – польском городе Щецине в Померании, Восточная Пруссия, на берегу Балтийского моря. Но, их имена дали кораблям не Балтийского, а Черноморского флота. Здесь, возможно, кроется какая-то загадка, потому что в старину Чёрное море называлось Русским, это отмечено в летописи.

Вполне возможно, в забытом прошлом нашей страны, уже были правительницы с именами Екатерина и Мария, и это были русские женщины-царицы, уже не девицы, как в случае с крейсерами. Линкор – корабль серьёзный и солидный. Ладно, имя Мария было широко распространено в православной России, но ведь царь Пётр где-то же взял имя Екатерина для своей второй жены. Значит оно было важно для государства российского. Здесь мы тоже имеем две загадки, кем были в прошлом царицы Мария (Марья) и Екатерина?

Вывод

Русский императорский флот названиями своих кораблей приоткрывает завесу таинственности над забытой историей нашей Русской земли. То, что многие говорят про какие-то документы, которых нет; про отсутствие упоминания в записках иноземных путешественников, всего лишь отговорки и не желание брать на себя смелость говорить о русской истории, опираясь всего лишь на легенды. Так ведь, в большинстве своём, вся русская старина изустная, которая передавалась сказителями от отца к сыну, от деда к внукам, из уст в уста; она осела во множестве названий и легенд, включая и военные корабли русского флота.

Здесь представлены приоткрытые легенды прославленного прошлого нашей страны; названы имена четырёх девиц и двух женщин, прославившихся в старину давнюю, настолько давнюю, что почти ничего не дошло до нас в открытом виде. Но, благодаря тем людям, которые давали названия военным кораблям, мы смогли восстановить имена шести прославленных соотечественниц: девиц Алёны, Василисы-Дианы и Светланы; а также в этом списке две Марии (девица и царица) и царица Екатерина (возможно Катя).

В дальнейшем, мы постараемся докопаться до каждого имени и представить свои находки на суд читателя.

Возможно заинтересует

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Сказание о Русской земле
Добавить комментарий