Женские имена на флоте

Главное > Забытые легенды > Женские имена на флоте

Автор:

Опубликована:
27 мая 2023 года

В повести «Три девицы в русских сказках, кто они?» рассказано о трёх сказочных девичьих именах: Василисе, Алёне и Марье, носители которых, вполне возможно, в прошлом сыграли значимую роль в истории Русской земли. Не стоит исключать того, что эти девушки жили в одно время и участвовали в событиях, которые привели к созданию многонационального государства Росии (с одной буквой «с» и ударением на первый слог). По мнению автора проекта они могли быть:

  • Василиса-Диана (Премудрая) — женой Ивана Купалы, а также матерью ещё одной прославленной Василисы-Дианы (Василисы Прекрасной);
  • Алёна — женой Финиста Сокола, а также матерью основоположника новой царской династии — Роса, давшему имя великой стране Росии;
  • Марья — правительницей приморского царства, матерью Скифа (от Геракла-сокола), создателя великого воинского народа — скифов, защитников рубежей Росии.

Это всего лишь предположение автора, его смелая гипотеза, основанная на том, что эти девичьи имена набрали свою популярность не только в сказках, но и дали названия кораблям Русского императорского флота. Как известно, на флоте ничего не называют случайно. Каждое название корабля несёт определённый смысл и значение.

Женские названия кораблей Русского императорского флота

Корабельный состав Русского императорского флота имел определённую градацию или ранжирование по классам: на вершине стояли броненосцы (эскадренные и береговой обороны) и линейные корабли (линкоры); далее шли крейсера (1-го ранга, 2-го ранга, вспомогательные и минные); затем транспорты, эскадренные миноносцы (эсминцы) и миноносцы; завершали эту иерархию корабли обеспечения. Все русские корабли были распределены между двумя флотами (Балтийским и Черноморским), а также военными флотилиями (Сибирской и Каспийской). На Тихом океане защищала рубежи Отечества Тихоокеанская эскадра, составленная из кораблей Балтийского флота.

При этом, у многих кораблей были прославленные имена. А вот женских имён было немного, и все они получили под свои названия корабли верхней иерархии: линкоры и крейсера 1-го ранга. Как известно, на русском флоте женщин особо не жаловали. Потому женские названия кораблей говорят о выдающейся роли носительниц «корабельных имён» в истории нашего Отечества.

Крейсера 1-го ранга типа "Диана"

В Российской империи, на Балтийском заводе в Петербурге, в период с 1901 по 1903 годы, было построено три бронепалубных крейсера 1-го ранга типа «Диана»:

  • крейсер «Паллада» (введён в строй в мае 1901 года) — назван в честь греческой богини Афины Паллады, девы-воительницы, покровительницы городов и государств; вполне возможно, что под греческой Палладой скрывается сказочная девица-воин, а также царица — Марья Моревна; что интересно, у греческого Геродота при описании царицы страны Гилеи и матери Скифа опущено имя, так и в названии русского крейсера есть прозвище «Паллада», а имени нет, хотя все прекрасно знают, что у Паллады есть имя — Афина;
  • крейсер «Диана» (введен в строй в декабре 1901 года) — назван в честь римской богини охоты и плодородия Дианы; скорее всего, под именем Диана скрывается сказочная девица Василиса, о которой немало сказано в предыдущих публикациях;
  • крейсер «Аврора» (введён в строй в июне 1903 года) — назван в честь римской богини утренней зари Авроры; хотя под этим именем может скрываться русская сказочная девица Алёна или Алёнушка.
Крейсер "Паллада"
Крейсер "Паллада"
Крейсер "Диана"
Крейсер "Диана"
Крейсер "Аврора"
Крейсер "Аврора"

Что интересно, названия этих кораблей связаны с римскими и греческими богинями; но, скорее всего, под этими «богинями» скрываются личности, прославившиеся на Русской земле. Потому что, мужские названия кораблей этой категории говорят сами за себя: «Витязь», «Адмирал Корнилов», «Варяг», «Аскольд», «Громобой», «Олег», «Рюрик» и далее в том же духе. Все эти «мужские» названия крейсеров говорят о прославленных именах Русской земли. Исходя из этого, и «женские» названия крейсеров должны входить в ту же категорию — прославленные девицы Русской земли.

А, так как, крейсера типа «Диана» похожи друг на друга как родные сёстры, да и построены они почти в одно и то же время и на одном заводе; то и сказочные девицы, чьи имена скрываются под греко-римскими богинями, должны были жить в одно и то же время.

Важность «русских девичьих имён», зашифрованных в названиях крейсеров типа «Диана», показала Русско-японская война 1904 — 1905 годов. В эту войну Российская империя понесла колоссальные потери в корабельном составе Русского императорского флота, особенно пострадал Балтийский флот. В связи с этим, государь-император принял решение о скорейшем восстановлении корабельного состава Балтийского флота путём постройки новых кораблей.

В ту войну погибли 8 крейсеров 1-го ранга: «Владимир Мономах», «Дмитрий Донской», «Адмирал Нахимов», «Рюрик», «Баян», «Светлана», «Паллада» и «Варяг». Крейсера «Диана» и «Аврора» в ту войну получили серьёзные повреждения, но были затем восстановлены. У всех погибших крейсеров были громкие и прославленные имена. Поэтому, было принято решение строящимся крейсерам давать названия из наиболее значимых имён среди погибших кораблей.

Что интересно, уже в 1905 году были заложены 4 новых крейсера Балтийского флота: «Адмирал Макаров», «Паллада II», «Баян II» и «Рюрик II». Крейсер «Адмирал Макаров» получил своё название по имени командующего Тихоокеанской эскадрой в Порт-Артуре, погибшего в 1904 году при подрыве на мине броненосца «Петропавловск». Три других крейсера получили не княжеские и адмиральские имена (более чем достойные), а легендарные и былинные, связанные с русским народным эпосом: Рюрик (Сокол), Баян (Велесов внук) и Паллада (Марья Моревна).

Таким образом, уже к 1911 году, наша «сказочная девичья троица»: «Диана» (Василиса), «Паллада» (Марья) и «Аврора» (Алёна) были снова в строю.

Крейсер 1-го ранга "Светлана"

Среди крейсеров 1-го ранга в Русском императорском флоте на особом счету был бронепалубный крейсер французской постройки «Светлана». Несмотря на легкость конструкции и слабость вооружения, крейсер «Светлана» в мае 1905 года геройски сражался в Цусимском проливе и погиб в неравном бою. В честь этого крейсера, за его героический подвиг, в ноябре 1913 года, на Русско-Балтийском заводе был заложен лёгкий крейсер «Светлана», давший название целому типу, состоящему из четырёх крейсеров.

Однако, в связи с начавшейся Первой Мировой войной, построить крейсера не успели. Потому достраивали крейсера типа «Светлана» уже в советское время.

Крейсер "Светлана"
Крейсер "Светлана"
Крейсер "Красный Крым"
Крейсер "Красный Крым" типа "Светлана"

Связь кораблей русского флота с именем Светлана вызывает удивление. То, что крейсер 1-го ранга был назван женским именем — это нормально, а вот само имя «Светлана» — не входит в привычные рамки. И дело тут вот в чём. Имя Светлана почти не «сказочное», его нет ни в одной известной русской сказке, за исключением одной — «Светлана Прекрасная». Эта сказка из сборника красноярского этнографа и фольклориста Марии Васильевны Красножёновой (1871 — 1942) «Сказки нашего края», то есть Красноярского края Сибири.

В этой сказке красавица Светлана представляет собой заколдованную царевну, превратившуюся в ведьму, королеву всех чертей. Светлана познала все тонкости колдовства, но была поймана и посажена в клетку. Однако коварством и обманом выпорхнула оттуда, чем навлекла беды и несчастья на своего освободителя. Юношу Митю, за освобождение Светланы, собрались жестоко наказать, но заменили казнь женитьбой на Светлане. В результате чего только добавили мучений молодому человеку, однако он со всем справился и выбил железным прутом «всю дурь колдовскую» из своей жены, когда та собралась его съесть. Вот такая «сказочная Светлана», ведьма, колдунья и людоедка.

Что интересно, имя Светлана появилось в обиходе и набрало популярность только в 19-м веке, благодаря русскому поэту Василию Андреевичу Жуковскому (1783 — 1852) и его балладе «Светлана». В этой балладе девушка Светлана гадает перед зеркалом в крещенскую ночь и ей привиделось то, что она едет венчаться с мертвецом.

В настоящее время, имя Светлана достаточно распространённое в русском народе. Оно означает «свет» или «светлая». Однако в святцах этого имени нет и Русская православная церковь до революции 1917 года запрещала давать детям такие имена. Запрет был снят в 1943 году, когда разрешили крестить детей с этим именем, давая им при крещении греческое имя Фотиния, означающее также «свет».

А теперь представим себе Русский императорский флот Российской империи, в которой Православие было законодательно закреплено как государственная религия. В 1700 году, русским царём Петром Первым был создан Балтийский флот. Символом русского военно-морского флота стал Андреевский флаг, в честь первого ученика Иисуса Христа, апостола Андрея Первозванного. Андреевский флаг представляет собой косой крест, на котором был распят апостол Андрей.

В петровское время кораблям Балтийского флота часто давали имена святых: «Святой Андрей», «Святой Пётр», «Святой Александр», «Святая Екатерина» и так далее; а также имена архангелов: «Гавриил», «Рафаил», «Архангел Михаил», «Салафаил» и всё в том же духе.

Каким образом, при всех существующих традициях, на Балтийском флоте в 1859 году появляется парусно-винтовой фрегат с именем «Светлана», остаётся загадкой, которую требуется ещё разрешать. Что интересно, русские «сказочные имена» были зашифрованы под именами римско-греческих богинь. Почему в этом случае не поступили подобным образом, назвав фрегат на греческий манер «Фотинья», также остаётся загадкой. И этот случай названия военного корабля Светланой был не случайным и не единичным.

Название корабля «Светлана» передавалось «по наследству» другим кораблям, сохраняя это имя для истории. Скорее всего, имя Светлана, имеющее языческо-славянский подтекст, имеет настолько важное значение в забытой истории нашей страны, что его не смогли затенить ни сказочная ведьма-чертовка, ни гадалка из баллады Жуковского, ни церковный запрет.

Линейные корабли типа "Императрица Мария"

На Черноморском флоте, в Николаевских судоверфях, в 1911 и 1914 годах были заложены четыре линейных корабля (линкора) типа «Императрица Мария». Строящиеся корабли получили названия: «Императрица Мария» (принят на вооружение в 1915 году), «Императрица Екатерина Великая» (1915), «Император Александр III» (1917) и «Император Николай I» (недостроен и впоследствии разобран).

Линкор "Императрица Екатерина Великая"
Линкор "Императрица Екатерина Великая"
Линкор "Императрица Мария"
Линкор "Императрица Мария"

Помимо новых линкоров, в Севастополе базировались и другие корабли этого класса: «Георгий Победоносец», «Три Святителя», «Ростислав», «Князь Потемкин Таврический», «Евстафий» и «Иоанн Златоуст».

На Балтийском флоте линкоров с женскими именами не было: «Цесаревич», «Андрей Первозванный», «Слава», «Император Павел I», «Гангут», «Петропавловск», «Полтава» и «Севастополь».

Как мы видим, из 18 линейных кораблей Русского императорского флота, только два удостоились имён прославленных правительниц. По всей видимости, судя из названия, линейные корабли Черноморского флота были названы в честь императрицы Екатерины Второй, жены Петра Третьего, и императрицы Марии, жены Павла Первого и матери императоров Александра Первого и Николая Первого.

При этом, большее уважение оказано не Екатерине, а Марии, назвав в её честь целый тип линейных кораблей. Что здесь важно, и Екатерина Вторая и Мария были немецкими принцессами Софией Фредерикой и Софией Доротеей, которые родились в одном месте — польском городе Щецине в Померании, Восточная Пруссия, на берегу Балтийского моря. Но, их имена дали кораблям не Балтийского, а Черноморского флота. Здесь, возможно, кроется какая-то загадка, потому что в старину Чёрное море называлось Русским, это отмечено в летописи.

Вполне возможно, в забытом прошлом нашей страны, уже были правительницы с именами Екатерина и Мария, и это были русские женщины-царицы, уже не девицы, как в случае с крейсерами. Линкор — корабль серьёзный и солидный. Ладно, имя Мария было широко распространено в православной России, но ведь царь Пётр где-то же взял имя Екатерина для своей второй жены. Значит оно было важно для государства российского. Здесь мы тоже имеем две загадки, кем были в прошлом царицы Мария (Марья) и Екатерина?

Вывод

Русский императорский флот названиями своих кораблей приоткрывает завесу таинственности над забытой историей нашей Русской земли. То, что многие говорят про какие-то документы, которых нет; про отсутствие упоминания в записках иноземных путешественников, всего лишь отговорки и не желание брать на себя смелость говорить о русской истории, опираясь всего лишь на легенды. Так ведь, в большинстве своём, вся русская старина изустная, которая передавалась сказителями от отца к сыну, от деда к внукам, из уст в уста; она осела во множестве названий и легенд, включая и военные корабли русского флота.

Здесь представлены приоткрытые легенды прославленного прошлого нашей страны; названы имена четырёх девиц и двух женщин, прославившихся в старину давнюю, настолько давнюю, что почти ничего не дошло до нас в открытом виде. Но, благодаря тем людям, которые давали названия военным кораблям, мы смогли восстановить имена шести прославленных соотечественниц: девиц Алёны, Василисы-Дианы и Светланы; а также в этом списке две Марии (девица и царица) и царица Екатерина (возможно Катя).

В дальнейшем, мы постараемся докопаться до каждого имени и представить свои находки на суд читателя.

Возможно заинтересует

Русские повести. Выпуск 1.
Валерий Салфетников. Русские повести. Выпуск 1
Сказание о Русской земле. Варяги
Валерий Салфетников. Варяги
Сказание о Русской земле. Революции, цари и палачи
Валерий Салфетников. Революции, цари и палачи
Сказание о Русской Земле. Город Святого Петра.
Валерий Салфетников. Город Святого Петра
Сказание о Русской Земле. Русские и европейцы.
Валерий Салфетников. Русские и европейцы
Каковы особенности России. Том 1. Иллюстрации
Валерий Салфетников. Каковы особенности России. Том 1.

Оставьте комментарий

ru_RUРусский