Мартовский и сентябрьский стиль календаря

Опубликована: 11 октября 2023 года

О календарях

На протяжении летописной истории Русской земли, а затем и России, от призвания варягов в Лето 6370-е или в 862 году от Р. Х. и до настоящего времени, известны четыре момента по принятию и уточнению новых календарей для государственного использования. Наряду с существовавшим ранее на Руси счислением времени, Русским государством были приняты, а впоследствии уточнены, два летоисчисления и один календарь.

В 11-м веке, после утверждения Христианства на Руси, была принята Византийская эра счисления времени, ведущая свой счёт от 1 марта (пятницы) 5508 года до нашей эры. И это при том, что в самой Византии счёт лет вёлся от 1 сентября 5509 года до н. э.

В 15-м веке Русское государство, во главе с Великим княжеством Московским, в Лето 7000-е (в 1492 году) перешло на счёт лет с 1 сентября 5509 года до н. э.

Далее, уже Русское царство, в начале 18-го века перешло на летоисчисление от Рождества Христова. При этом, в официальных документах, начиная с 11-го века, наряду с другими, встречается Юлианский календарь. С переходом на новое летоисчисление Юлианский календарь окончательно утвердился в Русском царстве, а затем и в Российской империи. В начале 20-го века (в 1918 году) Юлианский календарь уточнили по датам, тем самым был осуществлён переход на его более точную версию — Григорианский календарь. Насколько точную? Тот ещё вопрос.

Если считать относительно Космоса, к которому привязан звёздный год, когда Солнце возвращается в одну и ту же точку небесной сферы, то Юлианский и Григорианский календари, основанные на тропическом годе, короче Звёздного на 20 минут 24 секунды. Но, мы пользуемся Юлианским, а затем и Григорианским календарями из-за того, что они не привязаны к Космосу, а считают только время, прошедшее между двумя прохождениями Солнцем точки весеннего равноденствия.

Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что Юлианский календарь был основан на звёздном Египетском календаре с поправкой Эвергета, имевшем продолжительность 365 и 1/4 дней в году (365,25 дней). Юлианский календарь также установил начало счёта месяцев с 1 января. Однако, с появлением Христианства, Новые года, начинавшиеся 1 января и 1 марта, ушли на второй план, а главенствующее значение приобрело «весеннее равноденствие», от которого отсчитывали время наступления «христианской Пасхи» — дня празднования Воскресения Христова.

Прошедший в Никее Первый Вселенский собор (в 325 году) установил точку весеннего равноденствия — 21 марта, на основании тогдашних астрономических наблюдений. Но, как оказалось, эта точка не стоит на месте. Из-за прецессии земной оси происходит явление, называемое «предварением равноденствий». Оно заключается в том, что момент пересечения эклиптики с небесным экватором, когда Солнце переходит из южного полушария в северное (весеннее равноденствие) ежегодно смещается сторону, обратную движению Солнца.

Из-за этого явления Юлианский календарь стал выдавать ошибку в определении даты исходной точки (весеннего равноденствия) для определения главного христианского праздника — Воскресения Христова. Христианская церковь, имевшая сильные позиции по астрономическим расчётам в Александрии (Египетской), поручила Александрийской церкви производить расчёт Пасхалий (даты Пасхи на каждый год) на длительный период — Великий Индиктион (532 года), чтобы все христианские церкви отмечали Пасху в один день.

Со временем выяснилось, что за время Великого Индиктиона точка весеннего равноденствия «уплывает» назад на 4 дня с гаком. К 16-му веку начало весны «ушло» от расчётного на 10 дней. Это стало причиной того, что Папа Римский Григорий 13-й внёс поправку в Юлианский календарь на 10 дней, при этом удалил три високоса из 400-летнего периода. Его календарь, получивший название Григорианского, был введён в католических странах в 1582 году.

Что это дало? А это решение зафиксировало момент наступления весеннего равноденствия на одной дате — 21 марта. Это произошло из-за того, что «предварение равноденствия» в Юлианском календаре смещало точку весеннего равноденствия на один день назад каждые 125 лет. Григорианский календарь также смещает свои даты на один день каждые 128 лет. С тех пор прошло уже более 440 лет, а день весеннего равноденствия «зафиксировался» на отметке 20 — 21 марта, хотя должен был «уплыть» за этот период на три дня — к 18-му марта. В «классическом» же Юлианском календаре эта дата приходится на ещё более раннее число — 8 марта.

Такие временные сдвиги происходят между «родственными» календарями (Юлианским и Григорианским), ориентированными на точку весеннего равноденствия. Но если брать в расчёт «звёздный год», то уход этой точки будет ещё более значительным. За Великий Индиктион (532 года) точка весеннего равноденствия смещается относительно неподвижных звёзд на целую неделю — 7 с половиной дней. 

Как это отразилось на Русской земле

Русская земля в 9-м веке, когда был призван Рюрик с братьями, представляла собой лоскутное одеяло, сшитое из разных земель, огромных по размеру (если мерить европейскими мерками), населённых различными народами: русью, чудью, славянами и многими другими. У этих народов были не только разные нравы и обычаи (о них говорится в «Повести временных лет»), от почитания «закона отцов» до звериных порядков, человеческих жертвоприношений и людоедства (да, это всё было на Руси, к сожалению); но, эти народы имели также и свои календари (примерно как сейчас в Индии), основанные на восходе звёзд, движении планет, солнца и луны. Годы и Лета могли начинаться весной, летом, осенью и даже зимой. Привести всё это к единому знаменателю, была та ещё задачка.

Поэтому, русские князья занимались не только собиранием земель, установлением единых законов для всей Руси, но и приведением разных календарей к общепринятому для Русского государства. Причём ставка делалась на национальные традиции, а не на то, что пришло на Русь из Византии.

Русский математик и астроном-любитель, специалист в области хронологии, Николай Васильевич Степанов (1857 — 1914) в 1909 году написал книгу «Единицы счета времени (до XIII века) по Лаврентьевской и 1-й Новгородской летописям». Где поделился своими мыслями и расчётами.

«Задавшись целью изследовать основы русскаго времясчисления, я счел необходимым сначала изследовать времясчисление главнейших памятников древне-русской письменности. К числу таких памятников я отношу Лаврентиевскую и 1-ю Новгородскую летописи.

Предпринятое мною изследование времясчисления в древней Руси показало, что летописное времясчисление сложилось из соединения собственно русской системы счета времени и из систем, перенесенных в Русь вместе с византийской хронологией.

Определение первой слагающей, т. е. собственно русской системы счета времени, сопряжено с значительными трудностями, так как летописцы стремились в своих записях держаться не равнодействующей этих двух слагающих, а одной слагающей — византийскаго счета. Влияние русской системы счета времени явным образом сказалось только в одном факте: в непризнании русскими византийского начала года — 1-го сентября. Бытописатели наши долго держались своего взгляда на это дело; начало года приходилось ранней весной.»

© Н. В. Степанов. Единицы счета времени

На основе этих исследований Н. В. Степанов ввел определение «мартовский стиль», показывающий начало года (Лета) на Руси — 1 марта. Также Степанову принадлежат термины «ультрамартовский стиль» и «цирко-мартовский стиль» (около мартовский). 

Какие календари использовались на Руси до 13-го века

Согласно исследований Н. В. Степанова на Руси до нашествия монголов в 13-м веке использовалось несколько календарей, как лунных, так и солнечных. При этом, начало года (Лета) могло быть разным:

по византийскому счёту — отсчёт вёлся с 1 марта 5508 года до н. э., это был «мартовский стиль», хотя в самой Византии, начиная с 4-го века, отсчёт вёлся с 1 сентября 5509 года до н. э.;

«ультрамартовский стиль» — тоже самое, что и «мартовский», только начало ведётся от 5509 года до н. э.;

«цирко-мартовский стиль» — около мартовский стиль, когда начало года выпадало на полнолуние вблизи 1 марта; Новый год мог начаться в период от начала февраля до конца марта; летоисчисление византийское — 5508 год до н. э.

Большое влияние на применяемые в Русской земле календари оказало Христианство, которое вело отсчёт свой в неделях, прошедших со дня новолетия (1 сентября), а также по христианским праздникам. Это вносило много путаницы в учёт событий, фиксировавшихся летописью. Потому неточность в определении даты события, допускаемая современными исследователями, могла достигать 1 — 2 лет.

Степанов вводит понятие «лунно-пасхального года», в котором счет велся не днями и месяцами, а по недельно, применительно к церковным праздникам.

«Пасхальный год не есть чисто лунный год. Лунный год, состоящий из 12-ти лунных месяцев, как известно содержит 354 дня; между тем, пасхальный лунный год замыкается неделей о Мытаре и Фарисее. Это значит, что недели, начиная с воскресенья о Мытаре и Фарисее, идя одна за другой по солнечному календарю к концу юлианского года. Через 50 недель после воскресенья о Мытаре и Фарисее (т. е. через 350 дней) почти закончится 12-ти месячный лунный год. Вследствие чего конец 50-й недели, вообще говоря, можно принять за замкнутый лунно-пасхальный год

«Изучение порядка следования Пасхи по Лавр. и 1-й Новгор. летописям показывает, что и в те времена Пасха назначалась в порядке, принятом ныне, т. е. православная пасхалия дошла до наших дней в неизменном виде. Все предыдущее приводит к следующим заключениям:

1) Кроме солнечного года по твердому юлианскому календарю в Лаврентиевской и 1-й Новгородской летописи имеем в наличности еще и лунный (пасхальный) год.

Пасхальный лунный год отличается от чисто луннаго года тем, что пасхальный год замыкается целым числом недель: либо 50-ью, либо 54-мя неделями (=350, 378 дн.), а в особых случаях 51-ой и 55-ю неделями (357 и 385 дн.), а лунный имеет 354, 384, 383 дня.

2) Лунный пасхальный год начинается в воскресенье о Мытаре и Фарисее. Это есть первое после новолуния, случающагося за 2 и 1/2 лунации до весеннего полнолуния.

3) Весеннее полнолуние есть то, которое случается 21 марта или ближайшим образом после 21 марта. Так как чисто лунный год (в 354 и 384 или 383 дня), юлианский год (365 или 366 дней) не заключают в себе целаго числа недель, а по величине больше пасхально-луннаго года, то начало пасхального года колеблется и по лунному и по солнечному календарю.»

Исходя из этого, можно предположить что на Руси в 11 — 13 веках, когда шло становление Христианства на Русской земле, вполне мог применяться и «Лунно-пасхальный год», продолжительностью 50 или 54 недели (350 или 378 дней). Для того, чтобы определить, когда мог начинаться этот год, проведем некоторые расчёты.

Из таблицы Пасхалий на 21-й век выберем дату Пасхи 2100 года, которая придётся на 2 мая 2100 года. Разница между неделей мытаря и фарисея и Воскресением Христовым составляет ровно 70 дней. Поэтому эта неделя начнётся 21 февраля. Используем правило «Великого Индиктиона», который был придуман для того, чтобы рассчитывать Пасхалии на длительные периоды (532 года).

Произведя вычет из 2100 года два периода Великого Индиктиона (532 х 2 = 1064 года) получим точно такую же дату Пасхи (что будет в 2100 году), применительно к 1036 году (2100 — 1064 = 1036), а вернее к Лету 6544-му (1036 + 5508 = 6544) — 2 мая (по Григорианскому календарю). Но, в 1036 году Григорианского календаря ещё не существовало, поэтому дату Пасхи необходимо перевести в Юлианский стиль. К 2100 году разница между Юлианским и Григорианским стилями достигнет 14 дней. Поэтому в Лето 6544-е на Руси отмечали Воскресение Христово — 18 апреля. А начало этого «Лунно-пасхального года» пришлось на 7 февраля Лета 6543-го.

Изучая только две русские летописи, Степанов Н. В. встретился с таким понятием, как «Русский лунный год». Суть его заключалась в том, что в нём использованы лунные циклы и счёт по неделям, как и в «Пасхальном годе», но дата начала этого года была совсем другая.

«Все сказанное в предыдущей главе приведено мной отчасти для того, чтобы раскрыть значение следующего места Лаврентьевской летописи.

«В лето 6688 [6688 — 5508 = 1180 год]. Преставися князь Мстислав, сын Ростиславль, внук Мстиславль, в субботу 50-ю, и положен бысть в святей Софьи, юже созда Володимер Ярославич». Есть полное основание думать, что 6688-й год первой своей частью протекал по 1180 Январскому году, а концом по 1181-му году.

Пасха 1180 года была 20 апреля; Пасха 1179 года была 1 апреля.

Вследствие чего в 1180 году неделя о Мытаре и Фарисее приходилась по счету 38-й по Пятидесятнице предшествующего года [так как церковь наша из счета 50 недель выбрасывает 10 недель, предшествующих Пасхе, и 7 недель после Пасхи, всего 17 недель, и продолжает счет с 18-й недели, называя ее 1-ой по Пятидесятнице (неделя Всех Святых)], а 50-й неделей 1180-го года была неделя о Фоме. 50-й субботой могла быть суббота этой недели, т. е. 3-ье мая 1180 года.

С другой стороны, при счете недель от недели о Мытаре и Фарисее 1180-го года, т. е. от 3 — 9 февраля 50-й неделей могла быть неделя о Мытаре и Фарисее 1181-го пасхального года, т. е. неделя 19 — 25 января 1181 года.

Эта неделя принадлежит 6688-му летописному году. Таким образом можно допустить, что Мстислав Ростиславич Храбрый умер в субботу 24-го января 1181 года, ибо с некоторой точки зрения это есть 50-я суббота. Мы имеем только две возможные даты смерти Мстислава: в субботу 3-го мая 1180 года или в субботу 24 января 1181 года. Остальные статочности должны быть отброшены.

Но в 1-ой Новгородской летописи под 6688 годом значится:

«В лето 6688. Преставися князь Мстислав Новегороде Ростиславиц, внук Мстиславль, месяця июня в 14 и положиша и в святей Софии у святыя Богородиця».

Таким образом наш подсчет дал, оказывается, не верныя числа.

14 июня 1180 года действительно приходилось в субботу. Эта суббота была пред праздником Всех Святых (15 июня 1180 г.), т. е. принадлежала седьмице Всех Святых. Но я уже показал [ранее], что эта неделя может по разным счетам быть: 1, 8, 18, 51, 52, 55 и 56-ой, но не 50-ой.

Таким образом является новая задача: по какому счету 14-ое июня 1180 года может быть 50-й неделей?

Изучение хронологических и календарных фактов в разных памятниках древней русской письменности вообще, а Лавр. и 1-ой Новгор. в частности, привело меня к непоколебимому убеждению, что наши отдаленные предки считали время по луне. Не есть ли «суббота 50-я» вылившееся наружу свидетельство летописи, что это была последняя неделя древне-русскаго луннаго «лета» пред началом новаго «лета»? Ведь неделя Всех Святых есть 8-ая неделя после Пасхи. При правильном назначении Пасхи в эту неделю бывает всегда полнолуние. При том это есть то именно полнолуние, в которое народ праздновал свой языческий праздник Ярилы, встречу лета.

Лунный год имеет либо 50 недель и 4 дня, либо 54 недели и 6 дней. Пятидесяти-пяти недельный лунный год (13-ти месячный) бывает реже, чем 50-ти недельный. Поэтому естественно было последнюю неделю луннаго «лета» величать 50-й. Что встреча «лета» есть искони укоренившееся торжество, удержавшееся долго у русских, это есть общеизвестный факт. Еще в XVIII веке епископ Воронежский Тихон писал и произносил протестующия речи против этого языческаго торжества.

Отзвуки этого торжества сохранились и до наших дней в загуле рабочих в Троицкую (Всехсвятскую) неделю, в украшении наших домов, улиц березками на Троицын день. В до-христианское время праздник Ярилы не всегда совпадал с тем временем, на которое падает неделя Всех Святых, но падал на полнолуние, ближайшим образом прилегающее к периоду наикратчайшей ночи и длиннейшаго дня. Этот период однако был чрезвычайно близок к периоду Всехсвятской недели. Поэтому в христианский период праздник Ярилы естественно слился с Троицкой неделей.

Полнолуние в 1180 году было 9-го июня в 12 час. дня, следовательно, ночи на 10, 11, 12 числа освещались полной (почти) луной. Всехсвятская неделя тянулась от 8-го по 14 июня.

Ныне солнцестояние падает на 8 — 9 июня, в XII веке оно приходилось на 14 июня. В 1180 году солнцестояние было 14-го июня в 2 часа 40 минут после полудня по московскому времени.»

Отсюда следует, что упоминание одного и того же события (смерть князя Мстислава Ростиславича в Новгороде) летописцами в разных местах Русской земли записано с использованием разных календарей.

Киев (Лаврентьевская летопись) использовал для датировки этого события лунный календарь и «пасхальный» счёт недель, всё в христианских, казалось бы, традициях. Но начало года (Лета) в этих записях принято народное (языческое, от слова язык — народ), дохристианское — от дня летнего солнцестояния (14 июня).

Новгород же использовал для датировки этого события солнечный календарь, указав день смерти князя по правилам Юлианского стиля. При этом датой начала года (Лета), скорее всего, было 1 марта, с использованием «мартовского стиля».

На Руси помимо того, что пришло с Христианством из Византии, использовались собственные календари, ведущие счёт как по Солнцу, так и по Луне. Счёт времени производился днями (как в Египте), неделями (тоже египетское изобретение, в Александрии — Пасхальная Луна), месяцами (солнечными и лунными), годами и летами.

В те времена на Руси «Лето», которыми вёлся счёт от Адама (1 марта 5508 года до н. э.), состояло из двух годов. Как это выглядело. Рассмотренное ранее Лето 6688-е состояло из 1180 года (от 1 марта до 31 декабря) и 1181 года (от 1 января до 28 февраля). Таким образом, годом на Руси, скорее всего, называли то, что сейчас именуют «сезоном». А так как в северной Руси главных сезонов было два — лето и зима, то и «годичный» период «Лето» состоял из двух «сезонов — годов».

Кто бывал в Мурманской области, тот знает, что зима там длится восемь месяцев, с метелями и морозами; а на лето приходится оставшиеся четыре месяца. Правда лето там холодное, потому как руки без перчаток мёрзнут, но это лето. На весну и осень в тех краях приходится по два-три дня, не более. В тех краях летом наблюдается такое явление, как «полярный день» (когда солнце не садится), а зимой — «полярная ночь» (когда солнце не встаёт).

В полярную ночь и ясную погоду круглыми сутками можно наблюдать не только за Северным сиянием, но и за звёздной картиной неба и прекраснейшей Луной, которая, в отличие от Солнца, никуда не девается. Вполне возможно то, что русские северяне внесли свою лепту в имевшиеся на Руси календари.

В пользу той версии, что раньше «годом» называли сезоны (зиму, весну, лето и осень) говорит тот факт, что временной интервал в один, два, три и четыре года сейчас называют годами (в память о четырёх сезонах), а всё что продолжительнее или старше (пять, шесть, семь лет) измеряется в летах.

Отсюда следует, что на Руси имел хождение также и лунно-солнечный календарь, в котором продолжительность месяца была лунная (29 или 30 дней), а продолжительность «лета» была солнечной, почти. В таком календаре, состоящем из 12 месяцев, для того, чтобы сезоны — года не «убегали», необходимо было периодически вводить дополнительный 13-й месяц. И этот месяц назывался «грудень».

Вот что по этому поводу говорил Н. В. Степанов:

«Если все изложенное мною действительно свидетельствует о том, что русские в эпоху до XIII века держались счета времени по дням небесной луны, то весьма естественным является вопрос о числе месяцев в лунном русском годе и о начале счета лунных годов. Многие памятники древней русской письменности сохранили нам названия русских месяцев [в частности, Остромирово Евангелие 1056 — 1057 гг.]. Но летописи выделяют только один месяц «грудень».

В Лаврентьевской летописи под 6605 годом, разсказывая об ослеплении Василько, летописец говорит:

«Онем же обедавшим, поидоша с ним вскоре на колех, а по грудну пути, бе бо тогда месяц груден рекше ноябрь».

Меня часто удивляло, почему это посчастливилось одному грудню попасть на страницы летописи?

Ответить на это так, чтобы ответ был неоспорим, невозможно. Но позволяю себе поделиться следующими соображениями.

В статье Миклошича «Die slavischen Monatsnamen» [«Названия славянских месяцев», нем.], на стр. 13 значится:

Др. сл. grudьnь — november

Нов. сл. gruden — december

Кроат. gruden — december

Др. рус. grudenь — november.

чеш. hruden, hruden neben leden ianuarius. (груден рядом с леденом — январём, перевод с немецкого).

Не здесь ли находится ключ к разъяснению того, почему только один грудень попал на страницы летописей. Не было ли у русских когда либо того же, что и у чехов? Ведь лунное времясчисление у громадного большинства народов было в сущности лунно-солнечным.

12-ть лунных месяцев дают период в 354 дня, 13-ть лунных месяцев дают 384 дня. Если считать только 12-ти месячными лунными годами, то по истечении уже не многаго числа лет происходило смещение сезонов по дням 12-ти месячного луннаго года.

Так праздник Ярилы переходил на осенние (по названию) месяцы луннаго года. Поэтому для исправления календаря время от времени (чрез 2 года в 3-й) лунный год доводился до 13 месяцев. К году прибавлялся лишний месяц. Но где, когда, в какой сезон вставлялся этот месяц? Этого мы не знаем. У чехов это был месяц «грудень». Не было ли того же самого и у русских? Не был ли грудень этим 13-м месяцем, который вставлялся не в начале и не в конце года, а в середине, в период безобразной ломки погоды, непроездных, грудных дорог?»

Такое положение вещей удивляло русского исследователя 19-го, начала 20-го века. Но было вполне естественным для многообразия применяемых на Руси календарей. Тот календарь, который начинался с Ярилы и дня летнего солнцестояния, конечно же был солнечным. А вот церковные календари, привязанные к празднованию Пасхи, вели счёт неделями и были, скорее всего, лунно-солнечными. Для 11-го века, когда на Русь пришёл Византийский календарь, имело хождение начало Лета (года) как весной (февраль — март, Велес), так и летом (июнь, Ярила).

Вставка дополнительного 13-го лунного месяца (груденя) производилась в ноябре (а точнее, перед декабрём), который к тому времени оказался «посреди года», что было не характерно для существовавших на Руси традиций. Но ведь мы сейчас не удивляемся тому, почему в високосный год прибавляется дополнительный день (29 февраля) «посреди года» (в конце второго месяца — февраля), а не в начале или конце года.

Так происходит потому, что раньше год начинался 1 марта и февраль тогда был не вторым (как сейчас), а двенадцатым (последним) месяцем в году. За 29 февраля следует 1 марта, начало Нового года на Руси во времена «мартовского стиля». То есть, дополнительный день вставлялся в самом конце года или, по-современному, считался «32-м декабря». Когда перешли на «январский стиль», место вставки дополнительного дня в високосный год менять не стали.

Это является наследием прошлого, напоминающим о том, что когда-то Новый год отмечали 1 марта. Точно таким же «наследием прошлого» является и месяц «грудень», вставлявшийся в конце года. Отсюда следует, что на Руси был период, когда Новый год начинался 1 декабря.

В память о тех временах говорило начало учебного года на Руси. Это сейчас начинают учиться 1 сентября (с началом Нового года по «сентябрьскому стилю»). А раньше, из-за того что у крестьян год был насыщен всевозможными работами, своих ребятишек они учили грамоте в свободное от хозяйских дел время, то есть зимой. Оттого и учебный год на Руси начинался 1 декабря.

Эта дата в календаре зовётся как «Наумов день». Есть даже поговорка: «Придёт Наум — наведёт на ум». В настоящее время, учебный год с началом 1 декабря сохранился только у военных. Российская армия, правопреемница как Советской армии, так и Красной армии, свою боевую учёбу начинает ежегодно 1 декабря на всех полигонах страны. Подготовительным же месяцем при этом является «грудень», или ноябрь. 

Таким образом, в 13-м веке, когда раздробленная на удельные княжества Русь подверглась жесточайшему завоеванию монгольским ханом Батыем, на самой Руси существовало множество календарных систем и летоисчислений, как своих «старых», так и «новых», пришедших из Византии вместе с Христианством. Такое положение вещей единства Руси и русскому народу не добавляло. Усугубило положение установившееся на Руси Ордынское владычество, известное как Монголо-татарское иго. Это иго легло тяжким бременем на Русь, остановив почти все жизненные процессы, связанные с развитием русского народа.

Встал вопрос самого существования Руси, как национального образования. Монголо-татарское иго продолжалось долгие 240 лет, в течение которых говорить о единой календарной системе для Руси даже не приходилось. И только после объединения Русских земель вокруг Московского княжества, после распада Золотой Орды и отмены её владычества на Руси в Лето 6988-е (в 1480 году), возникла необходимость введения на Руси единого календаря и общего для всех Русских земель летоисчисления.

Что происходило на Руси до перехода на сентябрьский стиль

Русское государство в течении нескольких веков исправно пользовалось Византийским календарём с началом «Лета» — 1 марта («мартовский стиль») вплоть до Лета 7000-го или 1492 года. После чего был осуществлён переход на «сентябрьский стиль», с началом «Лета» — 1 сентября. В самой Византии «сентябрьский стиль» использовался с самого начала, как только он был рассчитан и принят в 4-м веке нашей эры. Несколько позже, в 6-м веке, опять же в Византии появился «мартовский стиль», который и был принят Русскими княжествами в 11-м веке.

На протяжении почти пяти веков Русь придерживалась Византийской эры, берущей свой отсчёт от 1 марта 5508 года до н. э. Но, с 7000-го лета (7000 — 5508 = 1492), которое наступило 1 марта 1492 года от Р. Х. было принято решение о переходе на летоисчисление, начинавшееся 1 сентября 5509 года до н. э. Таким образом, спустя шесть месяцев, наступило Лето 7001-е.

С момента принятия Русью Византийской эры прошло почти полтысячелетия, во время которых наши предки принципиально придерживались только «мартовского стиля», напрочь отвергая сентябрьский. Даже во времена тяжких испытаний, выпавших на долю Русских земель с монгольским нашествием. Но, времена меняются.

15-й век, в котором наступило 7-е тысячелетие, был насыщенным на события. На Руси в те времена шло объединение Русских земель вокруг Москвы, которая стала центром возрождения Русского государства, особенно после того, как Монголо-татарское иго кануло в лету. Почему именно Москва стала объединяющим центром Руси?

Тому поспособствовал монгольский хан Тохта, который в Лето 6807-е (в 1299 году) разорил и опустошил Киев, никого не щадя. Пострадали и православные монастыри. Киевский митрополит Максим, грек по происхождению, назначенный на эту должность Константинополем, не мог сносить чинимые ордынцами погромы и насилие. «… в 1299 г. митрополит Максим, не стерпев насилия татарского, собрался со всем своим клиросом и уехал из Киева во Владимир на Клязьму…».

Таким образом, кафедра митрополита «всея Руси» переместилась из разорённого Киева в город Владимир. Преемник митрополита Максима, митрополит Киевский и всея Руси Павел в 1325 году перенес своё постоянное местопребывание из Владимира в Москву. Тем самым Москва стала центром Православия на Руси.

Кто бы что ни говорил, но именно Вера Православная в Господа Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу помогла русскому народу выдержать все испытания, выпавшие на его долю во время Монголо-татарского ига. Вместе с Православием, центр которого с 14-го века находился в Москве, Русская земля встала на борьбу с ненавистной Ордой. Игумен Радонежский Сергий благословил Московского князя Дмитрия на битву с Мамаем в 1380 году. Победа русских полков в Куликовской битве стала залогом освобождения Русской земли от Монголо-татарского ига.

Наступивший затем 15-й век принёс с собой много ключевых событий.

Во-первых, в 1453 году прекратила своё существование Византийская империя. Город Константинополь после двухмесячной осады был взят 29 мая 1453 года османскими (турецкими) войсками султана Мехмеда II, а византийский император Константин XI убит при штурме города. После этого события Киевская митрополия в 1458 году разделилась на западную (Киевскую), основные епархии которой находились под Польшей и Литвой, и восточную (Московскую), с епархиями, относившимися к Русскому государству. С 1461 года Московские владыки стали именоваться «митрополитами Московскими и всея Руси».

Во-вторых, великим князем Московским в Лето 6970-е (в 1462 году) стал Иван III Васильевич (1440 — 1505), дед Ивана Грозного, за расширение Русского государства и объединение многих Русских земель под властью Москвы получивший прозвище — Великий. В правление Ивана III активизировался процесс расширения внешних границ великого княжества Московского за счёт других русских земель, не принадлежащих великому княжеству Литовскому. Основными этапами в этом стало присоединение: Новгородской республики (1478), Тверского великого княжества (1485), Вятской республики (1489), Югорской земли (1500) и Пермской земли (1505).

В-третьих, в Лето 6980-е (в 1472 году) Иван III отказался выплачивать дань Орде и в контактах с Крымских ханством начал фигурировать как независимый правитель, а в 1480 году, после стояния на Угре, Русское государство стало полностью независимым от Орды. Хотя выплата дани Крымскому хану продолжалась до 1700 года.

На фоне этих происходящих событий, кардинально меняющих жизнь русских людей в лучшую сторону, подходило время наступления одного неприятного события — «конца света» или Апокалипсиса. За время Монголо-татарского ига вера русских людей в Христа позволяла стойко переносить все тяготы и лишения. Однако, испытав на «своей шкуре» все прелести монгольского завоевания, многие люди стали готовиться к ещё худшим временам — «концу света», о котором упомянуто в Новом Завете (Откровение Иоанна Богослова).

Согласно «Апокалипсиса» наступлению «конца света» должны были предшествовать определённые события:

снятие семи печатей;

семь ангелов должны были протрубить в трубы;

явление семи персонажей Откровения;

появление семи чаш гнева;

семь видений судов Божьих.

Частое повторение числа «семь» настораживало, и особо впечатлительные натуры посчитали, что если Бог создал Мир в шесть дней, а на седьмой день отдыхал, то этот Мир должен был просуществовать семь тысячелетий, а потом всё — «конец света». Потому как во 2-м послании Петра сказано:

«у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день».

Седьмое тысячелетие наступало через 12 лет после отмены власти Орды, в 1492 году от Рождества Христова.

В этом году должен был состояться очередной «конец света». Даже Пасхалия была рассчитана только до этого года, о чём в конце делалась приписка: «Сие лето на конце явися, в оньже чаем всемирное торжество пришествие Твое». Считалось, что наступает 7000-е Лето от Сотворения Мира, а 7000 лет — это срок существования Мира. В 1491 году многие не засеяли свои поля, из-за чего наступил голод. Грек из окружения жены великого князя Софьи Палеолог Дмитрий Траханиот в связи с этим написал для архиепископа Геннадия Новгородского «О летах седьмой тысящи», в котором утверждал, что, коль скоро «никто не весть числа веку», то конец света в 7000-е Лето может не наступить, но дата конца света обязательно будет связана с числом 7.

Русское государство, только начавшее приходить в себя после сотен лет власти Орды, не собиралось опять «погибать». Поэтому с этими «семью тысячами лет» что-то надо было делать, не пускать же ситуацию на самотёк. Не таким был правитель Русского государства Иван Великий. В связи с этим, требовалось изменить эти 7000 лет, прошедших после «Сотворения Мира», на другую подходящую дату.

Практически вся Европа, за исключением нескольких стран, уже с 8-го века (за 200 лет до Крещения Руси) перешла на летоисчисление от Рождества Христова. Тем самым у европейцев 15-го века до Апокалипсиса имелся «запас времени» в 5,5 тысяч лет. Можно было бы и Русскому государству сменить летосчисление с Сотворения Мира на Рождество Христово, чтобы снять вопрос «конца света». Но, учитывая тот факт, как русские противились введению «сентябрьского стиля» ещё в 11-м веке, настаивая на весеннем начале года, такой кардинальный шаг в веке 15-м вряд ли был бы принят народом.

С момента гибели Византийской империи не прошло и 40 лет. Сентябрьский стиль со смещением даты «Сотворения Мира» на 1 сентября 5509 года вполне подходил, как преемственность погибшей Византии. В пользу этого варианта говорил тот факт, что женой великого князя Ивана III и великой княгиней Московской была Софья Палеолог, родная племянница последнего византийского императора Константина XI, убитого османами при взятии Константинополя.

Народу можно было сказать, что «второе пришествие Христа» ожидается к Его Рождеству — Лета 7000-го, декабря 25-го. А 1 сентября объявить, что Апокалипсис откладывается, потому как в этот день наступило Лето 7001-е. Но, для тех, кого такое объяснение не устраивало, можно было поменять дату самого «Сотворения Мира», опираясь на Новый Завет и русскую летопись 12-го века — «Повесть временных лет».

Ведь «сотворений мира» было сколько угодно, около 200, даже имеется славянско-арийское — «Сотворение Мира в Звёздном Храме», а вот о чисто русском «Сотворении Мира» никто ещё не говорил.

Как рассчитывали наступление "конца света" в разное время

12 бед русского народа

Возможное наступление «конца света» лихорадило население не только Российского государства, но и других стран, исповедовавших Православие, в частности Грецию и Египет. Не отставали от христиан в этом вопросе и евреи. Как только люди смогли рассчитать дату «Сотворения Мира», у них сразу возникал вопрос: «А сколько времени этот Мир продержится?» И чтобы найти на него ответ, исследователи вопроса вновь погружались в свои религиозные книги: христиане — в Библию, а евреи — в Талмуд.

Советский учёный-астроном Иван Антонович Климишин (род. в 1933 г.) в своей книге «Календарь и Хронология» всевозможные изыскания по этому вопросу описал следующим образом:

«Определенную роль во всех проводившихся в то время хронологических «изысканиях» сыграли представления евреев и первых христиан о тесной связи между числом «дней творения мира» и продолжительностью его существования и, в частности, такое содержащееся в Библии утверждение: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний…» (Псалтирь, 89, 5), которое встречается и в новозаветном «Втором послании апостола Петра»: «… у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (3, 8).

Потому-то в Талмуде вполне однозначно утверждается, что «шестидневное число творения мира было для свидетельства и означения, что мир продолжится 6 тысяч лет». На этом же основании раввин Елиезер утверждал, будто 84-летний период и составляет «1 час дня Господня» и по истечении его Солнце и Луна возвращаются к тому самому пункту, из которого вышли при творении.»

Исходя из этих предположений у разных народов стали возникать всевозможные прогнозы относительно наступления «конца света». Здесь фантазия дала бурный рост. Даты последних дней Мира стали расти как грибы после дождя. Что интересно, ошибки в прогнозах не отворачивали людей от этой темы, а заставляли искать всё новые и новые «знамения», приближающие «конец света».

«Ранее уже отмечалось стремление христианских и еврейских толкователей Библии «предугадать» судьбу мира, исходя как из рассказа о шести днях «творения», так и из текстов Библии в целом. Одно из таких «предвидений» еврейских книжников выглядело так: «В первом и последнем стихах Библии первая буква алеф встречается шесть раз, а так как шесть алеф = 6000, то… существование мира будет продолжаться 6000 лет».

В понятиях христиан числа 6000 и 7000 также приобрели особый смысл как некоторые «эквиваленты» числа дней творения и полной седмицы. Потому-то, например, Григорий, епископ Нисский, еще около 375 г. писал: «Когда прекратится и это быстро движущееся и преходящее время…, тогда, несомненно, окончится и эта седмица, измеряющая время, и ее место заступит восьмой день, т. е. последующий век, который весь представляет собой один день…»

И все же конец «6-й тысячи лет от сотворения мира» (по византийской эре в 6000 — 5508 = 492 г.) прошел довольно спокойно, по-видимому потому, что в то время не было еще сформированного и принятого подавляющим большинством христиан представления о том, «когда» должна закончиться эта последняя тысяча лет.

К X в. н. э. Западная Европа практически перешла на летосчисление от «рождества Христова», и в конце X в., как только исполнилась 1000 лет этой эры, многие летописцы прекратили свои записи, люди из городов тысячами убегали в леса и пещеры — все ожидали конца мира и страшного суда.

Для христиан восточного обряда, в частности в Византии и на Руси, 7-я тысяча лет от «сотворения мира» заканчивалась в 7000 — 5508 = 1492 г. Конец ее был тревожным: в 1453 г. турками была захвачена столица восточного христианства — Константинополь. Ожидание «конца мира» отразилось и в списках пасхалий. В частности, хотя в 1408 г. закончился 13-й великий индиктион (877 — 1408 гг.) — 532-летний круг пасхальных таблиц, ни в Греции ни на Руси никто не решался расписать таблицы дат пасхи на новое 532-летие, а ограничивались всего короткими списками по … 1492 г. Из-за суеверия никто не решался «перешагнуть» в счете лет за 7-ю тысячу лет!

Наоборот, на последнем листе одной из таких пасхальных таблиц сделана такая приписка: «Зде страх, зде скорбь, зде беда велика в распятии Христове сии круг бысть, и се лето на конци явися, в ня же чаем всемирное твое пришествие о владыко…». Очевидно, речь идет о круге Солнца или Луны.

Конечно, и в то время были здравомыслящие люди: на другом сохранившемся листе пасхалии никакого предсказания конца мира нет. Наоборот, писец спокойно отметил следующее: «Неции же глаголют — тогда же будет второе пришествие Господне; глаголет же святый Марко евангелист: о дни том и о часу никто же не весть…». Впрочем, и здесь таблица все же ограничена 7000-м = 1492-м годом, хотя 14-й индиктион начался в 1409 г. и его следовало продолжить по 1940 г.

Писатель и историк Н. М. Карамзин говорит: «Истекла седьмая тысяча лет от сотворения мира по греческим хронографам: суеверие с концем ея ждало конца миру».

Но вот наступило 1 сентября (7000 — 5509 =) 1491 г., потом 1 марта (7000 — 5508 =) 1492 г., снова 1 сентября уже 7001 г. и «Суеверные успокоились, увидели, что земля стоит и небесный свод не колеблется с исходом седьмой тысячи…».

И так как «роковой» 1492 г. миновал благополучно, то Московский церковный собор сразу же в сентябре 1492 г. утвердил пасхалию на последующие годы. Собор тогда же принял решение перенести начало года с 1 марта на 1 сентября. 

© И. А. Климишин. Календарь и Хронология

Что означает число "конца света" - 2242

Конец света

Как только люди смогли рассчитать дату «начала времён» или Сотворения Мира, у многих возник вопрос: а сколько времени этот мир будет существовать? Когда наступило большинство ключевых дат, на которые выпадал «Конец Мира», связанный якобы со вторым пришествием Христа, и ничего при этом не произошло, большинство впечатлительных натур успокоилось.

Но те индивидуумы, кто продолжил искать дату наступления пусть не «Конца Мира», а хотя бы «конца света», продолжили тратить своё время на поиски неизвестного. Большим подспорьем для таких искателей стали труды (пророчества) французского врача 16-го века, Мишеля Нострадамуса (1503 — 1566).

И хотя сам Нострадамус при своей жизни делал немало прогнозов, которые сбывались, этот талант предсказательства оказался доступен только самому алхимику. Ни один из тех, кто брался за трактовку «предсказаний Нострадамуса» и аргументированно расписывал уже произошедшие события, ни разу не угадал того, что писал французский врач о ненаступившем ещё будущем.

После развала Советского Союза в 1991 году, страну наводнили всевозможные предсказатели и умники-учёные, которые говорили про расшифрованные ими катрены и центурии Нострадамуса. Этому способствовало подходящее к концу второе тысячелетие от Рождества Христова. Самое время рассказывать о приближающемся «конце света».

В этом ключе вызывает интерес прочтение «пророчеств» в книгах, изданных 30 лет назад (в 90-е годы), в которых пророчества авторов, опиравшихся на Нострадамуса, к настоящему времени, должны были уже свершиться. В 1993 году в издательстве «Прометей» (Москва) была напечатана книга «Апокалипсис Нострадамуса», автором которой является Сапелкин Андрей Александрович. В этой книге подробно расписаны события гибели цивилизации, которые должны были наступить перед окончанием 2-го тысячелетия от Рождества Христова.

«Гражданская война, которая вспыхнет в России, наполнит ужасом и страхом весь мир: русский бунт, дело известное, цивилизованных форм не принимает. Гнев «угнетенных» народов, возжаждавших «свободы и независимости», буквально взорвет изнутри страну и взбудоражит весь мир, нарушив его «обычный ход».»

«Остается лишь добавить, что, по некоторым расчетам, развал России на мелкие территориальные образования с вытекающим отсюда началом гражданской войны выпадет на 1994 год.»

© Апокалипсис Нострадамуса. 1993 г.

Про угрозу территориальной целостности России в 1994 году, когда начался вооружённый конфликт на Северном Кавказе, переросший в Чеченскую войну, и возникла реальная угроза полномасштабной гражданской войны на территории России, когда страну захлестнула волна террористических актов, с автором можно согласиться.

Но тогда ситуация стала развиваться не по Нострадамусу. Страну от развала спасла Российская армия, русские офицеры, не жалевшие своей жизни для того, чтобы сохранить Россию от гибели. Решительные действия властей, не побоявшихся ввести войска на территорию самопровозглашённой Ичкерии, охладили пыл некоторых руководителей национальных республик, особенно в Поволжье, и не позволили рассечь страну на части. Пророчество Сапелкина не сбылось, даже «расшифрованный» им Нострадамус не помог.

Ещё сложнее обстоят дела у этого предсказателя с завершением тысячелетия в Европе, которую Сапелкин также погрузил в пучину войны, основываясь на катренах Нострадамуса.

«Итак, III мировая война разразилась. Первые семь месяцев, с сентября 1995 года, она носила характер гражданской войны в Европе (чуть раньше она началась в России), а с марта 1996 года война принимает собственно мировой характер, когда в нее вступает мусульманский Восток.»

«Первые семь месяцев, как мы помним, война носила характер межнациональных конфликтов в Европе — гражданская война, дата начала которой выпадает на 2 сентября 1995 года. С 23 марта 1996 года война станет мировой и, продлившись три года, завершится, стало быть, в марте 1999 года.»

«Итак, решительный перелом в III мировой войне в пользу Запада произошел. Он будет обусловлен вступлением в нее «тех, которые придут с арктического, то есть северного, полюса» — имеются ввиду крупнейшие арктические державы, каковыми являются Россия и США… Устроив свои внутренние дела, Россия решит вступить в войну на стороне Запада в союзе с США.»

«На далеком Востоке возможен взрыв другого «парового котла», в котором давление превысит критическую точку, — Китая. Здесь вероятна война между Китаем, с одной стороны, и Россией, Японией и США — с другой.»

«К периоду, который заключен между 23 ноября и 21 декабря 1999 года все будет завершено: пятая земная цивилизация — вавилонская — прекратит свое существование… 1999 год проведет границу между двумя годами, двумя веками, двумя тысячелетиями, двумя эпохами, двумя цивилизациями… Пройдя очищение огнем, Земля обновится, и история жизни на ней начнется заново.»

© Апокалипсис Нострадамуса. 1993 г.

Автора книги «Апокалипсис Нострадамуса», конечно же, привлекали даты на рубеже тысячелетий. Тем более у него появлялись и собственные подтверждения приближающегося «конца света», который казался ему, в далёком 1993 году, неизбежным.

Обратим внимание на дату начала 3-й Мировой войны (по Сапелкину) — 2 сентября 1995 года. Если мы отнимем от этой даты 50 лет, то получим — 2 сентября 1945 года. Именно в этот день закончилась кровопролитная Вторая Мировая война. Число 50 часто фигурирует во всевозможных расчётах и имеет некий мистический подтекст. К примеру, в Ветхом Завете Библии ровно 50 книг, а в первой книге Бытие — ровно 50 глав.

Другим фактором, подтверждающим скорое наступление «конца света», предположительно в 1998 году, для автора стало «число зверя», которое он решил отложить трижды от начала эры — Рождества Христова. Конечно, трудно пропустить такое совпадение: и предсказаний Нострадамуса, и конца тысячелетия и собственных умозаключений с библейским «числом зверя» из Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова), равное 666. Арифметика здесь простая и легко проверяется калькулятором:

666 х 3 = 1998.

Но, как показало время, все эти «пророчества» Андрея Александровича Сапелкина оказались ошибочными, от слова совсем. Не угадал ни по одному пункту, хотя «аргументы» были более чем существенными. Может быть Мишель Нострадамус подвёл своих «дешифровщиков»?

В этом случае стоит проследить, какими «аргументами» пользовался сам «великий французский предсказатель», составляя свои катрены и центурии.

Нострадамус и число 2242

В своих пророчествах Нострадамус говорит, что они составлены до 3797 года:

«J’ay composé livres de propheties contenant chascun cent quatrains astronomiques de propheties, lesquelles j’ay un peu voulu raboter obscurement : & sont perpetuelles vaticinations, pour d’yci a l’an 3797.»

«Я составил книги пророчеств, каждая из которых содержит сотню астрономических пророческих катренов, которые я пожелал написать туманно; это непрерывное прорицание отсюда до 3797 года».

Первое издание «Пророчеств Нострадамуса» увидело свет в 1555 году. Если считать «отсюда» и до 3797 года, то получаем период будущего, который был описан в предсказаниях Нострадамуса:

3797 — 1555 = 2242 года.

Однако, многие исследователи считают, что «астрономические пророческие катрены» Нострадамуса были составлены до 2242 года от Рождества Христова. И тому есть несколько подтверждений.

«Нострадамус основывается на астрологической модели планетарных циклов, о которых говорит в Liber Rationum еврейский астролог испанского происхождения Ибн-Эзра (или Avenezra), а также широко используют французские циклологи Пьер Тюррель (1531) и Ришар Русса (1550) в своих размышлениях о конце света: полный цикл длительностью около 2480 лет делится на семь периодов по 354 года и 4 месяца, каждый из которых называется «великим лунным годом» и управляется одной из семи планет: Сатурн, Венера, Юпитер, Меркурий, Марс, Луна, Солнце – в порядке обратном принятому порядку управителей дней недели (суббота – Сатурн, Венера – пятница, четверг – Юпитер, среда – Меркурий, вторник – Марс, понедельник – Луна, воскресенье – Солнце).»

«Три полных цикла, каждый из которых состоит из семи периодов по 354 года и 4 месяца, управляемых последовательно семью планетами, дают в сумме 7441 год. Принимая за точку отсчета дату “создания мира” по Евсевию Кесарийскому (5200 – 5199 до н.э.), получаем 1533 г, 1887 г. и 2242 г. как начала лунного, солнечного, и сатурнианского периодов соответственно. Эти данные подтверждены четверостишием 48 первой центурии: пророчества распространяются до начала гипотетического возобновления царства Сатурна, то есть до изменения мира в 2242 году.»

«Нострадамус сообщает о постоянных дождях и о наводнениях, предшествующих катастрофе, которая затронет большую часть земли:

«В мире перед вселенским пожаром произойдет столько потопов и наводнений, что совсем не найдется участка суши не затопленного водой, и это будет происходить так долго, что кроме энографии и топографии все погибнет».»

© Патрис Гинар. Крушение мира по Нострадамусу.

Как писатель Сапелкин за свои «ориентиры» брал эру от Рождества Христова и «число зверя», так и врач Нострадамус пользовался собственными «ориентирами» — расчётами своего соплеменника Ибн-Эзра и еврейским «Сотворением Мира», так как сам происходил из еврейской семьи.

«2242 год — конец эпохи Солнца по теории смены планетных эпох, которая была изложена в трудах ибн Эзра (XII в.), Авраама и Абу Машара  (IX в.). В средние века (XII век) теорию хронократов  излагал в своей книге «Liber Rationum» еврейский ученый из Испании – Абрахам Авенезр. По его расчетам, периоды мировой истории чередуются через 354 года и 4 месяца – цикл Сатурна, Венеры, Юпитера, Меркурия, Марса, Луны и Солнца. Теория обрела популярность в астрологии Средневековья. Считалось, что во время перехода из одного цикла к другому на нашей планете происходят катастрофические события.
Согласно астрологическим трактатам Р. Русса (1550) «конец света» наступит к концу летоисчисления Еврейского календаря (6000 лет), то есть в 2240-2242 году.»

© Конец света 2242 год. Смена эпох.

Если в Христианстве «Сотворение Мира» отсчитывается от 1 марта 5508 года (либо 1 сентября 5509 года) до нашей эры, то в Иудаизме своя дата «Сотворения Мира» — 7 октября 3761 года до нашей эры.

Христианские богословы посчитали, что Мир был создан, согласно Библии, на период в 7000 лет, потому «сумасшествие» по поводу «конца света» накрыло весь Христианский мир паникой и безумством в Лето 7000-е от Сотворения Мира (в 1492 году). Вторая волна «паникёрства» прокатилась по Земному шару на рубеже второго и третьего тысячелетий от Рождества Христова, которую также благополучно пережило человечество и ничего с ним не случилось.

Третья волна ожидается через два столетия, в 2242 году от Рождества Христова, которая затронет, по традиции, особо впечатлительные натуры. Но эта волна будет впечатляющей, потому как к ней присоединятся ещё и иудеи со всего Света. По их религиозным представлениям, Мир продержится 6000 лет, после чего рухнет. Если мы отложим шесть тысячелетий от еврейской даты «Сотворения Мира», то получим 2240 год. Так что, панику по поводу «конца света» могут поднять иудеи, а впечатлительные христиане к ним присоединятся через годик — другой.

Откуда могло взяться число "конца света" 2242

Доктор философии (Франция) Патрис Гинар в своей публикации «Крушение мира по Нострадамусу» рассказывает, откуда могло взяться число «2242» у Нострадамуса. По его мнению, это число «библейское» и отражает период времени от создания Адама до начала Потопа.

«В греческой версии Библии (Септуагинта, созданная группой александрийских переводчиков), время жизни Адама и его потомков до потопа составляет ровно 2242 года (хотя в еврейской версии всего 1656 лет): Адам, Сиф, Енос, Каинана, Malalehel, Джаред, Енох, Мафусаил и Ламех жили соответственно 230, 205, 190, 170, 165, 162, 165, 167, и 188 лет прежде чем родить первенца (Бытие 5), и Ной, сын Ламеха, жил 600 лет до Великого потопа (Бытие 7:6). Интервал 2242 года у Нострадамуса, следовательно, есть время между Великим Потопом и началом отсчета, которое должно быть совмещено с началом христианской эры. Однако речь идет не о конце мира, жизни или человеческого рода, а о конце истории; на эту тему многие философы продолжают размышлять и строить модели.»

© Патрис Гинар. Крушение мира по Нострадамусу.

Ссылка Патриса Гинара на текст греческой Библии придаёт основательность его словам. Но, давайте перепроверим эти его слова, потому как Библия является сейчас общедоступной в любых вариантах. 

В Ветхом Завете Библии (русский синодальный перевод), в книге Бытие (главы 5 и 7) показана родословная от Адама до Ноя, во времена которого наступил Всемирный Потоп или «конец света».

«5.3. Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.»

«5.6. Сиф жил сто пять [205] лет и родил Еноса.»

«5.9. Енос жил девяносто [190] лет и родил Каинана.»

«5.12. Каинан жил семьдесят [170] лет и родил Малелеила.»

«5.15. Малелеил жил шестьдесят пять [165] лет и родил Иареда.»

«5.18. Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.»

«5.21. Енох жил шестьдесят пять [165] лет и родил Мафусала.»

«5.25. Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха.»

«5.28. Ламех жил сто восемьдесят два [188] года и родил сына,

5.29. и нарек ему имя: Ной»

«7.6. Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.»

© Библия. Ветхий Завет. Бытие.

В скобках обозначены временные периоды, соответствующие тем, которые указаны в Библии на церковно-славянском языке. Те же числа (в скобках) соответствуют и католической Библии, написанной на латыни. Их и возьмём для расчёта.

Если мы посчитаем, сколько времени прошло от Адама до Потопа, то получим следующее значение:

230 + 205 + 190 + 170 + 165 + 162 + 165 + 187 + 188 + 600 = 2262.

Как мы видим, не получается число «2242», потому как, расчётное число больше искомого на 20 лет. Если посмотреть текст Патриса Гинара, то можно заметить, что время жизни Мафусаила до рождения Ламеха равно 167 годам, в то время как в Библии (что католической, что православной) это число лет равно 187.

Скорее всего, Патрис Гинар встретил у Нострадамуса указание на число «2242», но объяснения этому в католической Библии не нашёл. Потому пришлось искать возраст Мафусаила в других источниках: в Библии греческой.

Может быть, у греков действительно так было написано и французский доктор философии ничего «не подгонял»? Чтобы узнать, где закралась неточность, обратимся к этим самым грекам. В «Хронике» Георгия Амартола, византийского летописца 9-го века, монаха, находим следующий текст:

«Мафусал же, достигнув 167 лет, родил Ламеха и после этого жил 802 года.»

© Временник Георгия Монаха. Книга 2. Глава 1.

Выходит, что в греческой Библии 9-го века действительно было написано, что Мафусаил родил Ламеха в возрасте 167 лет. Тогда всё совпадает. От создания Адама до начала Потопа должно было пройти 2242 года. Но, если верить тому же монаху Георгию, это не так. Потому как далее, он написал следующее:

«Так что от Адама до потопа 2262 года, а от потопа до смешения (при) столпотворении и до смерти Фалековой считают 536 лет, когда произошло разделение, или рассеивание, сыновей Ноевых и их потомков.»

© Временник Георгия Монаха. Книга 2. Глава 3.

В своих расчётах времени начала Потопа, греческий монах Георгий указал число «2262», что соответствует данным Библии, как православной, так и католической, по которым был произведён наш расчёт. 

Почему так произошло? Трудно сказать. Скорее всего, в данных греческой Библии закралась ошибка при переписывании, которая была исправлена другими переписчиками.

Что интересно, в русской летописи «Повесть временных лет», написанной монахом Нестором в 12-м веке, хорошо знали монаха Георгия, даже ссылались на него.

«Говорит Георгий (Амартол) в своем летописании…»

© Повесть временных лет

Но, текст со временем начала Потопа в русской летописи не совпадает с тем, что указано во «Временнике Георгия Монаха».

«От Адама же и до потопа прошло 2242 года, а от потопа до разделения народов 529 лет.»

© Повесть временных лет. Лето 6494.

Как мы видим, русские летописцы ориентировались на свои собственные данные, как по началу Потопа, так и по дате разделения народов, не совпадающие ни с данными греческой летописи, ни с текстом Библии, который хорошо был знаком монаху Киево-Печерского монастыря Нестору Преподобному.

Отсюда следует, что число «2242» — не библейское. О нём ничего не сказано в греческой летописи 9-го века, но, оно было известно русским летописцам 12-го века и французскому врачу в веке 16-м. По всей видимости, у числа «конца света» 2242, связанного с Потопом (как в русской летописи, так и в предсказаниях Нострадамуса), был свой собственный источник, известный как на Руси, так и в средневековой Европе. 

Как использовалось число "конца света" 2242

В повести «Числовой метод сравнения» говорится о «конце света», но, не как об общемировой катастрофе, а только о ликвидации государства под названием «Свет». Это словенское государство было образовано во времена Адама, в 5508 году до нашей эры. Об этом косвенно говорит славянская дата «Сотворение Мира в Звёздном Храме» (СМЗХ), не просто так совпавшая с христианским «Сотворением Мира» и созданием Адама в 5508 году до н. э. Год у этих событий один (5508), а вот даты разные: Адам был сотворён в начале марта; а СМЗХ произошло в конце сентября, на день осеннего равноденствия 23 сентября.

Судя по всему, государство Свет просуществовало 2242 года и было уничтожено нашествием с Востока на Европу армии Ноя. Для захвата Европы (Атлантики) Ною потребовалось 20 лет. Оттого разные даты начала Потопа в Европе, у Нестора и Нострадамуса (2242 год от Адама), и на Ближнем Востоке, у греков и составителей Библии (2262 год от Адама).

Ной «асфальтовым катком» прошёлся по территории Руси и Европы, уничтожив существовавшее тогда государство Свет. Разделенный на части Свет был наследован сыновьями Ноя, где Восток (Азия) достался Симу, Юг (Африка) — Хаму, Запад и Север (Атлантика) — Иафету. Континент Атлантика при этом был разделён на Север (Русь) и Запад (Европа).

Придя с Востока, в 2242 году Ной покорил Атлантику, что нашло отражение в записях русского народа (у Нестора) и кельтов — галлов (у Нострадамуса). Через 20 лет Ной высадился на Араратских горах и осуществил экспансию на Юг, захватив Малую Азию. Это время и стало основой для библейского текста (2262 год), а также для греков, пришедших позже на Южные Балканы, скорее всего, из Малой Азии.

Число 2242 было использовано трижды, для того, чтобы показать «конец истории» одного государства (Свет), отсюда появление термина «конец Света», и возникновение другого (Империя Ноя) с использованием воды и затопления.

Первое использование. Число 2242 применено в русской летописи, чтобы показать границы существования государства Свет: начало — Адам; конец — Потоп. Отсюда точка отсчёта взята 5508 год (Византийское Сотворение Мира, мартовский стиль), показывающая дату «конца Света» — 3266 год до нашей эры. Нострадамус эту дату никак не отметил. Скорее всего до Галлии (Франции), то есть Западной Европы, Ной не дошёл, но страху нагнал много. Потому и запомнилось кельтам это число.

Второе использование. Число 2242 (отметившееся в истории Европы как «конец света» и потоп) появляется в «предсказаниях» Нострадамуса с той же функцией (конец истории в результате затопления), только за точку отсчёта взята дата Рождества Христова. Исходя из этого, «конец Света, Мира или истории» запланирован на 2242 год, который должен наступить, по словам многих толкователей пророчеств, через два столетия.

Третье использование. Нострадамус, не уверенный в том, что дата 2242 год от Рождества Христова погубит Мир, на всякий случай, использовал это число ещё раз. Теперь за точку отсчёта им была взята дата первой публикации «Пророчеств» или 1555 год от Р. Х. Прибавив к этой дате проверенное в прошлом число 2242, Нострадамус получил новый срок окончания истории или «конца света» (1555 + 2242 = 3797) — 3797 год от Р. Х., что и было указано прямым текстом в Предисловии Нострадамуса своему сыну Цезарю. 

Чем всё закончится

Что же ожидать от, навевающего ужас на впечатлительного обывателя, числа «2242»?

Ответ простой — НИЧЕГО! В прошлом уже наступали «концы света» и не один раз, согласно предсказателям и толкователям всех мастей, однако все они прошли не замеченными большей частью населения Планеты. Ничего не произойдёт экстраординарного ни в 2242 году, ни в 3797-м. Как бы кто ни старался и не стращал приближением всемирной катастрофы.

Когда наступит «Конец Мира»?

Ответ на этот вопрос уже дан в той же Библии, только в Новом Завете. В Евангелии от Марка, в главе 13-й рассказывается о том, как апостолы задали этот вопрос Иисусу Христу:

«13.3. И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:

13.4. скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться?
13.5. Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
13.6. ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.
13.7. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – но это еще не конец.
13.8. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней.»
© Библия. Новый Завет. Евангелие от Марка.
На вопрос, когда? Иисус Христос ответил своим ученикам, что это Ему не известно. Не знают ответа и ангелы небесные, никто, кроме Бога Отца.

«13.32. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.

13.33. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.»
© Библия. Новый Завет. Евангелие от Марка.
Если дата «конца света, Мира или истории» не была известна апостолам, не знают её ни Иисус Христос, ни ангелы, ни кто-либо ещё, кроме Бога Отца Вседержителя, то что можно сказать про французского врача Мишеля Нострадамуса и великую армию его толкователей? Не знают они НИЧЕГО. Исторический опыт показал, что все предсказания «концов света» сделанные ранее — не сбылись. Потому не сбудутся и те, что ждут человечество в будущем. Можно спать спокойно. Но, как говорит русская пословица: «Бережёного — Бог бережёт».

Каков итог

Всего «Сотворений Мира», к настоящему времени, учёные насчитали около 200. Не исключено, что на Руси была своя дата «Сотворения Мира», намёк на которую можно увидеть в «Повести временных лет», как очередной «ребус Нестора», требующий разгадки.

Дата «Сотворения Мира» является «ключевой» при прогнозировании важных событий будущего, таких как «конец света» и тому подобных. Великое множество этих дат вводят в заблуждение публику, зарабатывающую на предсказаниях, что делает их работу лишённой всякого доверия. Даже Христианская церковь, в разное время своей истории, использовала три даты «Сотворения Мира» на основе византийских расчётов: 1 марта 5508 года до Рождества Христова (мартовский стиль), 1 сентября 5509 года до Р. Х. (сентябрьский стиль) и 1 марта 5509 года до Р. Х. (ультрамартовский стиль).

В Европе, и даже в самой Византии, использование мартовского, сентябрьского и ультрамартовского стилей было непоследовательным и хаотичным. Кто как хотел, тот такой стиль и использовал, в зависимости от собственных предпочтений. На Руси и в России, с введением Христианства, использование этих стилей было последовательным и понятным: от 1-го до 7000-го Лета (с 5508 года до н. э. до 1492 года н. э.) использовался мартовский стиль, с 7001-го Лета по настоящее время (после 1492 года) — сентябрьский стиль.

Большим прогрессом в этом вопросе стало введение Эры летоисчисления «от Рождества Христова», которая привела в порядок многие календари, при этом, точки отсчёта времени стали более менее понятными. Французский алхимик и врачеватель Мишель Нострадамус в своих «Пророчествах» потому и стал отталкиваться от Рождества Христова, а не от Сотворения Мира, чтобы придать вес и конкретность своим записям. Но, на всякий случай, он использовал собственную «точку отсчёта», которая была связана также с Рождеством Христовым, а не с плавающей датой Сотворения Мира — 1555 год от Р. Х..

От «Сотворений Мира» Нострадамус использовал только дату «конца света», связанную с Потопом в Европе — 2242 год, которую применил в своих «Предсказаниях» по своему усмотрению, причём два раза, надеясь на то, что хотя бы одна из них сработает. Но он не называет уже ключевое число «2242» «концом света», а говорит об «окончании истории», либо переходном моменте истории.

В связи с этим, можно вывести ещё одно число, «техническое», которое бы осуществляло последовательный переход от одной эпохи к другой. Таким числом может стать разница между двумя «концами света», по «Апокалипсису», который ожидали христиане всего Мира в конце 7000-го Лета (1492 года), и «концу истории» Нострадамуса, который он запланировал на 2242-й и 3797-й годы. Разница дат даёт нам искомое число:

2242 — 1492 = 750 лет.

Это число поможет рассчитать переход от «эры Ледникового периода», к «эре от Сотворения Мира».

Возможно заинтересует

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Сказание о Русской земле
Добавить комментарий