Эра от Рождества Христова

Главное > Календари > Эра от Рождества Христова

Автор:

Раздел:
Опубликована:
18 сентября 2023 года

Эра «от Рождества Христова» — это та точка отсчёта, которая воспринимается за основу большинством жителей нашей страны, пользующихся Григорианским календарём и считающими себя христианами (православными, католиками, протестантами и прочими). Для приверженцев других религий, а также атеистов, не верующих в Бога, что было характерно для эпохи Советского Союза, эта точка отсчёта времени названа «новой эрой» или «нашей эрой».

Что интересно, советский народ, хоть и воспитывался на идеях атеизма, всё же для жителей нашей страны «эра от Рождества Христова» была названа «нашей», а не чьей-то чужой или заморской.

При этом, необходимо относиться с уважением к тем, кто не верит в Христа, но почитает богов славянских и старорусских, которым поклонялись народы Русской земли до Крещения Руси. Эти люди, а также староверы, используют летоисчисление «от Сотворения Мира», рассчитанное, опять же, по Библии, византийскими монахами в 6-м веке от Р. Х. 

Значение слова "эра" и какие эры бывают

Эра - римское слово или аббревиатура

Происхождение слова «эра» имеет два источника. Общепринято считать, что слово «эра» произошло от латинского «aera», означающего — «отдельное число». Есть и другое объяснение этому слову, согласно которого слово «эра» (aera) представляет собой аббревиатуру или начальные буквы латинской фразы «Ab exordio regni Augusti», что означает: «От начала воцарения Августа», так как в Александрии существовал счёт лет от начала царствования Августа Октавиана. При консуле Августе Рим превратился из республики в Римскую империю, а Октавиан Август стал первым римским императором.

При всём могуществе Рима и имеющихся у него возможностях, календарными реформами занимались египетские учёные, а не римские, греческие или вавилонские. Египетская Александрия стала центром изучения и составления всевозможных календарных продуктов, от римского календаря Юлия Цезаря и Октавиана Августа (Юлианский календарь) до церковных пасхалий, таблиц, по которым определяли дни празднования Христианской Пасхи на определённый период (95 лет).

Потому у римлян, наряду с эрой «от Сотворения Рима», появились и другие эры, связанные с римскими императорами: Эра Августа, отсчитываемая от 1 августа 43 года до н. э., когда Октавиан Август стал первый раз консулом; Эра Диоклетиана, отсчитываемая от 29 августа 284 года н. э.

Помимо этого, существовало великое множество всевозможных «эр» в жизни человечества: Эра Олимпиад (с 776 года до н. э.); Эра Набонассара (с 747 года до н. э.); Эра от основания Рима (с 21 апреля 753 года до н. э.); Византийская эра «от Сотворения Мира» (с 1 марта 5508 года до н. э.); Еврейская эра «от Сотворения Мира» (с 7 октября 3761 года до н. э.); Китайская циклическая эра (с 2697 года до н. э.); Эра Скалигера (с 1 января 4713 года до н. э.) и множество других. 

Эра "от Сотворения Мира"

Начиная с первых веков нашей эры многие христианские писатели и историки стремились произвести подсчёт лет, произошедших от библейского Сотворения Мира до тех событий, которые происходили у них на глазах. Они начали считать поколения людей, живших «от Адама до Авраама», «от Авраама до Давида» и так далее, чтобы установить число лет, прошедших со времени библейского «Сотворения Мира». Помимо христиан, эти же расчёты вели и иудеи, только самостоятельно, вне христианского влияния.

В итоге получилось около 200 эр «от Сотворения Мира», по которым промежуток времени от «Сотворения Мира» до «Рождества Христова» насчитывает от 3483 до 6984 лет. При этом среднее значение колеблется у отметки в 5500 лет. Почему именно 5500 лет?

Определённую роль во всех проводившихся в то время хронологических расчётах сыграли представления евреев и первых христиан о тесной связи между числом «дней творения мира» и продолжительностью его существования, опираясь на тексты Библии.

В Ветхом Завете, Псалтырь, псалом 89:

«89.5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний…» 

В Новом Завете, 2-е послание апостола Петра:

«3.8 … у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.»  

И вот, исходя из того, что «Адам был создан в середине шестого дня творения», христианские богословы и пришли к выводу, что Спаситель мира Иисус Христос снизошел на землю, как «новый Адам», в середине шестого тысячелетия, или около 5500 года от Сотворения Мира. Подсчёт же времени по продолжительности жизни упомянутых в Библии патриархов и царей приводил к некоторому уточнению этой даты.

Одним из первых христианских богословов, создавших эру «от Сотворения Мира», был антиохийский епископ Феофил. Его эра начиналась 1 сентября 5969 года до н. э. и была составлена в 180 году н. э. Климент Александрийский (в 190 году) высчитал другое число 5472 год до н. э.

Римский епископ Ипполит (в 200 году), а вслед за ним и Секст Юлий Африканский (в 221 году) определили этот промежуток времени ровно в 5500 лет.

В хронике Евсевия Кесарийского от Сотворения Мира до Рождества Христова насчитано 5199 лет. Широкую известность около 400 года н. э. получила эра двух александрийцев — Панодора и Анниана, в которой Рождество Христово наступило в 5493 году от Сотворения Мира. Только у Панодора первый год этой эры начинался 29 августа (египетский Новый год — 1 день месяца Тота), а у Анниана, подправившего дату «начала», — 25 марта (Благовещенье Пресвятой Богородицы, когда архангел Гавриил известил Деву Марию о том, что Она приняла в чреве Святого Духа, тем самым Господь сошёл на землю).

Широкую известность в средние века получила «Пасхальная хроника» неизвестного византийского писателя, составленная после 628 года. В эту хронику включены сведения из Библии и «жития святых», а также в ней давалось руководство по установлению даты Пасхи. Исходными данными в этой Хронике приняты 21 марта 5509 года до н. э.

На Русь попали несколько эр, так называемая болгарская эра, с Сотворением Мира в 5504 году до н. э. и две византийские эры: первая — составленная в 4-м веке при императоре Констанции, в которой счёт вёлся с пятницы 1 сентября 5509 года до н. э., так называемый «сентябрьский стиль», и вторая — Византийская эра, составленная в 6-м веке, начинавшаяся также с пятницы, 1 марта 5508 года до н. э. — «мартовский стиль». Счёт Византийской эры ведётся «от Адама», который был сотворён в пятницу, то есть 1 марта 1 года этой эры. 

Появление эры от Рождества Христова

Появлению эры «от Рождества Христова» способствовал случай.

Потому как, отсчёт лет не «от Сотворения Мира» или другой даты, а «от Рождества Христова» впервые был предложен в 525 году нашей эры архивариусом Папы Римского, аббатом Дионисием Малым (470 — 544). Дионисий был родом из Малой Скифии, с берегов Дуная, сейчас это территория Румынии. Будучи архивариусом Папы Римского, Дионисий имел доступ к обширной Папской библиотеке. Помимо прочего, по месту своего рождения, Дионисий был знаком с различными поверьями Восточной церкви.

Одно из таких поверий заключалось в том, что три важнейших Библейских события произошли в один день — 25 марта, правда в разные годы: Сотворение Мира, «воплощение Господа» или Благовещенье Пресвятой Богородицы, Воскресение Христово или первая «Христианская Пасха».

Кстати, если отсчитать от Благовещенья Девы Марии, 25 марта, — девять месяцев, то получаем дату 25 декабря — Рождество Христово. Таким образом, и воплощение Господа и Его рождение произошли в один год — 1-й год нашей эры. 

Почему этим занялся Дионисий Малый

Многих богословов того времени интересовал вопрос количества лет, прошедших со времени Сотворения Мира, чтобы случайно не пропустить «Конец Света». Ведь по существовавшим тогда поверьям, Мир должен был просуществовать 7 тысяч лет и погибнуть в Апокалипсисе. У иудеев это число меньше — 6000 лет. Но и Сотворение Мира «по-еврейски» началось позже христианского на 1747 лет, потому у них запас лет оказался существеннее.

Что же касается даты рождения Иисуса Христа, то она ни на что не влияла, потому, большого интереса не вызывала у богословов того времени. Почему этот вопрос возник тогда у аббата Дионисия Малого? Всё дело оказалось в Пасхалиях. Согласно указаний Первого Вселенского собора 325 года, все христиане должны были отмечать Пасху (Воскресение Христово) в один день. Но этого никак не получалось из-за того, что Восточные церкви принимали за «день Пасхи» 15 Нисана, а Западные церкви — нет. Оттого разница в праздновании Пасхи составляла неделю и более.

Составлением Пасхалий занимались монахи Александрийской церкви, которые составляли график ежегодного празднования Пасхи на определённый период, продолжительностью 95 лет. Формула определения дня Пасхи была не сложной. Нужно было определить первое весеннее полнолуние (15 нисана), наступавшее после дня весеннего равноденствия (21 марта).

Для этого использовался «Метонов цикл» или Лунный круг продолжительностью 19 лет. В этом цикле заложено правило, что новолуние и другие фазы луны (включая и полнолуние) через 19 лет возвращаются к той же дате солнечного (Юлианского) календаря. Если полнолуние выпадало на 25 марта, то через 19 лет, весеннее полнолуние опять было 25 марта. Но, так как Метонов цикл был не совсем точен, то Пасхалии составляли на период до пяти циклов: 19 х 5 = 95 лет. А затем были новые расчёты, уточнённые.

Александрийские монахи для своих расчётов использовали Эру Диоклетиана, начавшуюся в конце 3-го века. Тем самым, для расчётов Пасхалий перехода на другую эру не требовалось. 

Аббат Дионисий служил архивариусом при Папе Римском. В 241 году (эры Диоклетиана) он получил задачу составить новые Пасхалии для следующих 95 лет, так как текущие заканчивались через 6 лет, в 247 году; и нужно было рассчитать новые, чтобы успеть их распространить по всем церквям.

Почему эту задачу получил Папский архивариус, а не Александрийские монахи? Это было сделано для того, чтобы примирить западные церкви с восточными в вопросе использования дня 15 нисана в качестве «дня Пасхи», если он выпадал на воскресенье. И это Дионисию удалось сделать.

Расчёты аббата Дионисия

Получив подобную задачу, аббат Дионисий приступил к её исполнению со всем прилежанием. Требовалось рассчитать Пасхалии на период с 248 года по 342 год эры Диоклетиана. Но, в самом начале расчётов у него возникли вопросы, а с ними появились и откровения.

Главное, Дионисию не нравилось то, что счёт лет шёл от эры Диоклетиана, римского императора, устраивавшего жестокие гонения на христиан. По мнению Дионисия, Диоклетиан был злейшим врагом Христианства, потому называть его именем Христианскую эру было кощунством. Из-за этого противоречия аббат предложил заменить «эру Диоклетиана» на другую эру, имеющую непосредственное отношение к Христианству. 

Как архивариус, Дионисий мог быть знаком с многими книгами, хранящимися в Папской библиотеке. В частности, имеется в виду серьёзнейший труд той эпохи — «Хронограф 354 года». Скорее всего, оригинал назывался иначе, так как в том году ещё не было летоисчисления от Рождества Христова, но он содержит много интересной информации.

В этом «Хронографе» отражены: список римских консулов от образования Республики (509 год до н. э.) до 354 года; даты празднования Пасхи с 312 по 411 годы; список префектов города Рима с 254 по 354 годы; дни памяти римских пап с 255 по 352 годы; дни памяти святых и многое другое.

Часть 12 «Хронографа», дни памяти святых начинается словами:

«VIII kal. Ian. natus Christus in Betleem Iudeae» — «За восемь дней до январских календ (25 декабря), Рождение Христа в Вифлееме иудейском».

В части 8, списке римских консулов, под 1 годом нашей эры находим имена консулов, которые назначались в Риме ежегодно 1 января: Гай Юлий Цезарь Випсаниан и Луций Эмилий Лепид Павел. В описании дел этих консулов находится запись:

«Hoc cons. dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Jan. d. Ven. luna XV» — «при этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны».

Таким образом, ориентиром для Дионисия стал труд, написанный за 200 лет до него. Основываясь на подобной «Хронике», Дионисий определил начало «новой эры», взамен «эры Диоклетиана»: 1 января 753 года «от основания Рима», 43-й год правления Августа, 4-й год 194-й олимпиады. Он также отмечает, что в этот день вступили в свои консульские должности Гай Цезарь и Эмилий Павел; с 21 апреля 1 года новой эры начался 754 год от «основания Рима», с новолуния 10 июня — 1-й год 195-й олимпиады, с 1 августа — 44-й год правления Августа.

Исходя из этого, Дионисий легко смог рассчитать начало эры Диоклетиана относительно созданной им «новой эры». Так как он знал из того же «Хронографа», когда начал своё консульское правление Цезарь Гай Аврелий Валерий Диоклетиан Август. В перерасчёте на «новую эру» — это было 1 января 284 года. А 29 августа того же года Диоклетиан стал императором.

Когда Дионисий перевёл свою работу «Пасхалии с 248 по 342 годы эры Диоклетиана» на «новую эру», то у него наступило откровение. Потому что, надо было считать Пасхалии уже не с 248 года ненавистного Диоклетиана, а с 532 года «новой эры» (284 + 248 = 532). А это уже получалось знаковое число. Ведь дело в том, что число 532 является Великим Индиктионом, в котором совмещены лунный (19 лет) и солнечный (28 лет) циклы.

Это значит, что расчёты «Пасхалий» Дионисия совпали по датам, лунным фазам и дням недели с началом «новой эры», то есть с годом, когда Пресвятая Богородица получила известие о том, что Она носит в чреве Своём, и в этот же год родился Спаситель, Иисус Христос. Вся эта картина прошла перед глазами аббата Дионисия и он благоговейно решил назвать свою новую эру — «от Рождества Христова».

Но это была лишь половина дела, порученного архивариусу, потому как Дионисию поставили задачу рассчитать Пасхалии, а не искать замену Диоклетиану. Покорённый преданием о дате «25 марта», практически прикоснувшись к ней в своих расчётах, Дионисий стал искать возможный год «первой Пасхи». Ориентируясь только на дату «25 марта» и совершенно забыв про то, что Иисус Христос был распят 14 нисана, а воскрес 16 нисана. 

Ориентирами для этих расчётов были строки из Евангелия от Луки, глава 3:

«3.1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее…»

«3.23 Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати…» 

Проведя расчёты по определению даты «первой Пасхи», Дионисий пришёл к выводу, что Воскресение Христово (первая Пасха) состоялась 25 марта 31 года «новой эры» или от Рождества Христова. А так как Иисус Христос родился в декабре, то 31 год Ему ещё не мог исполнится. Таким образом, Дионисий принял возраст «крестной смерти» Христа в 30 лет, что не расходилось с данными Евангелия от Луки. Но это было ошибкой. Так как 25 марта 31 года соответствовало 15 нисана и нарушало последовательность евангельских событий.

Возможно Дионисий это понимал, но желание соединить воедино три события в ключевой дате — 25 марта, взяли верх над данными календаря. К тому же его поддерживали служители восточных церквей, спокойно принимавших дату Пасхи в 15 нисана. А чтобы убедить в этом служителей западных церквей, потребовалось «административное давление» самого Папы Римского. Что собственно и было сделано, на тысячелетие возникло единство всех христианских церквей в определении даты празднования Христианской Пасхи.

Когда учёные сопоставили день распятия Иисуса Христа с датой еврейской Пасхи (15 нисана), то «календарная ситуация» получилась следующая: в первом веке нашей эры 15 нисана (еврейская Пасха) приходилась на субботу (а канун этой Пасхи — «день распятия Иисуса Христа» — на пятницу) лишь в 26 году н. э. (23 марта), в 33 году (4 апреля) и в 36 году (31 марта). Поэтому, Христианская церковь приняла наиболее вероятной дату Воскресения Христова (первой Пасхи) — воскресенье 5 апреля 33 года нашей эры.

При работе над публикацией были использованы материалы из книги советского учёного-астронома Климишина Ивана Антоновича (род в 1933 году) «Календарь и Хронология», Москва, 1985 год, издательство «Наука». В этой книге есть такие строки:

«Заканчивая этот обзор различных предположений о дате рождения Иисуса Христа, имеющий, как мы видели, непосредственное отношение к проблемам календаря, отметим: сегодня наши отечественные ученые все более склоняются к мнению, что Христос как историческая личность реально существовал.» 

Вывод

Многие скептики пытаются опровергнуть совпадение эры «от Рождества Христова» с годом, когда Иисус Христос появился на свет в облике человека. Однако наука, в лице советских учёных, после тщательных расчётов даёт на это утвердительный ответ. Она подтверждает, что Иисус Христос существовал, как историческая личность.

Христос родился в 1-м году нашей эры, названной Его именем. Также, Он пережил «крестовую смерть», случившуюся в пятницу 3-го апреля 33-го года по Юлианскому календарю, что в точности соответствовало 14 нисана по еврейскому календарю, накануне полнолуния. А воскрес Иисус Христос в воскресенье, 5 апреля 33 года, когда у евреев наступил день 16 нисана. 

Возможно заинтересует

Сказание о Русской земле. Варяги
Валерий Салфетников. Варяги
Сказание о Русской Земле. Революции, цари и палачи.
Валерий Салфетников. Революции, цари и палачи
Сказание о Русской Земле. Город Святого Петра.
Валерий Салфетников. Город Святого Петра
Сказание о Русской Земле. Русские и европейцы.
Валерий Салфетников. Русские и европейцы
Каковы особенности России. Том 1. Иллюстрации
Валерий Салфетников. Каковы особенности России. Том 1.

Оставьте комментарий

ru_RUРусский