Что хранится в сказках

Что хранится в русских сказках
Опубликована: 30 августа 2023 года

Что хранят в себе русские сказки? Какой кладезь информации о прошлом Русской земли заложен в них?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понимать, что из себя представляют сказки русского народа. А они содержат информацию и сюжеты не только для развлечения детей, но и несут в себе частицу устного народного эпоса. И это значит, что в них хранятся сведения об очень давних временах Русской земли. В этом плане сказки служат хорошим дополнением не только к былинам, старинам и побывальщине, но даже к летописям. Ведь русские летописи, в частности «Повесть временных лет», содержат в себе достаточно материалов изустной истории Русской земли.

Главная особенность русских сказок

Главной особенностью русских сказок является то, что они поддаются систематизации. То есть, сказки можно разделить на определённые группы, которые содержат в себе похожие сюжеты и действующих лиц.

Первым, кто занялся систематизацией сказок вообще, был российский учёный финского происхождения Антти Аматус Аарне (1867 — 1925). Аарне получил образование в Санкт-Петербурге и в 1908 году защитил докторскую диссертацию на тему «Сравнительное изучение сказок». В 1910 году появился его труд «Указатель сказочных типов», которым стали пользоваться учёные всего мира. Аарне в последствии преподавал в Императорском Александровском университете в городе Гельсингфорс (ныне Хельсинки) и стал там профессором.

На основе «Указателя сказочных типов» Аарне, русским и советским фольклористом Николаем Петровичем Андреевым (1892 — 1942) в 1929 году разработан «Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне», который стал основным систематизатором русских сказок, легенд и баллад. Николай Петрович был профессором Ленинградского педагогического института имени Герцена; к сожалению, во время Великой Отечественной войны он умер от голода в Блокадном Ленинграде.

Результатом его трудов стал «Сравнительный указатель сюжетов сказок восточных славян»

Что представляют из себя русские сказки

Основой для систематизации сказочных сюжетов стал сборник «Народных русских сказок», подготовленный Афанасьевым Александром Николаевичем (1826 — 1871), русским собирателем фольклора. Афанасьеву удалось собрать и опубликовать около 600 русских народных сказок. Наличие под рукой такого объёмного материала, да плюс ещё финский народный эпос в виде «Калевалы», позволили Аарне создать «Указатель сказочных типов» и опубликовать его на немецком языке в 1910 году.

А. Н. Андреев осуществил перевод «Указателя Аарне» на русский язык и доработал его необходимыми сведениями о восточнославянских сказках; так как русскому человеку проще разобраться и понять сюжет и задумку этих сказок, нежели сделать это финну, пусть и хорошо знающему русский язык. Поэтому «Указатель Андреева» наиболее подходит для понимания всех восточнославянских сказок, нежели «Указатель Аарне — Томпсона», который также хорош для этой цели.

Согласно «Указателя сказочных сюжетов по системе Аарне» русские сказки имеют интересную «номерную» классификацию. Аарне и Андреев разделили все сказки по сюжетам:

I. Сказки о животных.

II. Собственно сказки:

a) волшебные;

b) легендарные;

c) новеллистические;

d) сказки о глупом чёрте.

III. Анекдоты.

Что интересно, Н. П. Андреев разделил русские сказки на русские, украинские и белорусские. Так вот, в Указателе Андреева, в первом разделе «Сказки о животных» представлено 119 русских, 87 белорусских и 336 украинских сказок. Такое трёхкратное преобладание украинских сказок о животных над русскими и белорусскими связано с тем, что большинство этих сказок собрано в Галиции и Закарпатье, где присутствуют несколько иные сказочные традиции, нежели на Белой, Малой и Великой Руси.

О чем говорят сказки о животных

Сказки о животных имеют определённую нумерацию, от 1 до 299. При этом, сам раздел включает в себя:

сказки о диких животных (от 1 до 99), где больше всего внимания уделено лисе;

сказки о диких и домашних животных (от 100 до 149);

сказки о человеке и диких животных (от 150 до 199);

сказки о домашних животных (от 200 до 219);

сказки о птицах и рыбах (от 220 до 274);

сказки о других животных, предметах, растениях и явлениях природы (от 275 до 299).

Наиболее популярными сказками о животных у русского народа были те, которые распространялись повсеместно, это: «Лиса крадет рыбу с воза» (№ 1 в Указателе Андреева — Аарне), «Волк у проруби» (№ 2), «Звери в яме» (№ 20), «Кот, петух и лиса» (№ 61), «Кот и дикие животные» (№ 103), «Волк-дурень» (№ 122), «Зимовье животных» (№ 130), «Звери в санях у лисы» (№ 158), «Коза луплена» (№ 212), «Терем мухи» (№ 283).

Стоит обратить внимание на то, с чего начинаются все имеющиеся Указатели сказочных типов (Аарне — Томпсона — Андреева). Под номером один стоит сказочный сюжет, который называется «Лиса крадёт рыбу с воза». И этот сюжет подробно описан в сборнике Афанасьева, в сказке «Лисичка-сестричка и волк». Чем же интересна эта сказка, которая у Афанасьева также записана первым номером?

Если переложить сказку на реальную жизнь, то мы попадаем в те времена, когда верования у людей были связаны ещё с почитанием диких животных. Отголоски тех верований сохранились в календарных системах, таких как Европейский Зодиак и Китайский календарь.

Ключевым значением в самой первой сказке является то, что действие в ней происходит зимой. Лесные звери ищут пропитание и находят его только у человека. Причём еда представлена лишь рыбой. О чём это говорит? А этот сюжет относит нас к Ледниковому периоду, который начал отступать около 13 тыс. лет назад. Когда человек стал возвращаться на свои исконные земли, к Студёному морю, где полно было всевозможной пищи в виде морепродуктов. Скорее всего, средой обитания тех людей стало Поморье, если уж в качестве пищи фигурирует рыба. И это были берега Алатырского моря, ставшего потом Варяжским, Белым и Балтийским.

Из этого можно сделать вывод, что у человечества в тот период уже появились организованные в сообщества племена на фоне диких и неорганизованных соседей. Сюжет № 2, «Волк у проруби», ясно даёт понять, что дикие племена пытались как-то организовать добычу пропитания в тех суровых условиях, но у них это плохо получалось. Поэтому им приходилось охотиться на своих, более организованных собратьев, чтобы выманить и отобрать, либо обменять собственную добычу на еду (как это делает в сказке лисичка-сестричка).

Возможно, в сказке делается намёк на начальный племенной союз, возникший у людей, для того чтобы выжить в суровых условиях климата и дикого окружения своих собратьев. Первая сотня сюжетов посвящена именно этому периоду. Затем в сказках появляются дикие и домашние животные, а потом человек и дикие животные. Возможно это связано с появлением у человека вождей, ставших затем богами в человеческом облике. Этому посвящена вторая сотня сюжетов.

И только в третьей сотне появляются сказки о птицах, рыбах, растениях и явлениях природы. Таким образом, в сюжетах первых русских сказок может отражаться рождение мифологии русского народа. Которая началась с почитания диких животных, а следом и домашних. Затем появляются боги в образе людей; птицы (соколы, орлы, вороны) и рыбы (когда море перестало быть скованным льдом и стало возможно мореходство); и только потом явления природы в виде ветра, грозы и молнии. 

Собственно сказки, что в них важного

Собственно сказки начинаются с номера 300, который для Руси имеет особое значение. В «Указателе сказочных сюжетов» эти сказки нумеруются числами от 300 до 1199.

Важные сведения из русской старины содержатся в основном в «волшебных сказках», нумеруемых от 300-го до 749 числа. В них говорится о чудесном противнике (Змей или Кощей Бессмертный); о чудесной супруге или родственнике (похищенная жена, Царь-девица, заколдованная царевна, Царевна-лягушка); о чудесной задаче (путешествие к солнцу, Марко Богатый, пойди туда — не знаю куда, Борма-ярыжка); о чудесных помощниках (Медный лоб, Рыба-Счастье, Золушка, Летучий корабль, Конек-горбунок); о чудесном предмете (Волшебное кольцо, Чудесный мешочек, Лампа Алладина, Двое из сумы, Диво дивное); о чудесной силе или знании (Иван медвежье ушко, Еруслан Лазаревич, Илья Муромец, Василий Буслаевич, Семь Симеонов); а также прочие чудесные мотивы (мальчик с пальчик, Снегурочка, Безручка, Бова-королевич, волшебное зеркальце, Горе).

Наиболее популярными у русского народа являются «настоящие» сказки про «Победителя змея» (в Указателе Аарне — Андреева под № 300), «Бой на калиновом мосту» (№ 300А), «Три подземных царства» (№ 301), «Смерть Кащея» (№ 302), «Двух братьев» (№ 303), «Девушку, встающую из гроба» (№ 307), «Чудесное бегство» (№ 313), «Звериное молоко» (№ 315), «Марко Богатого» (№ 461), «Мачеху и падчерицу» (№ 480), «Медный лоб» (№ 502), «Чудесную корову» (№ 511), «Сивко-Бурко» (№ 530), «Конька-горбунка» (№ 531), «Незнайку» (№ 532), «Волшебное кольцо» (№ 560), «Правду и Кривду» (№ 613), «Ивана медвежье ушко» (№ 650А), «Безручку» (№ 706), «Чудесных детей» (№ 707).

Самым популярным у русского народа был сказочный сюжет «Три подземных царства» или № 301, рассказывающий о трёх царствах, укрытых под землёй: медном, серебряном и золотом. Этот сюжет имеется более чем в 200 вариантах русских сказок.

Вполне возможно, что в этом сюжете рассказывается о периодах развития человеческого общества, известных ныне как: Медный, Бронзовый и Железный века. Медный век — это медное царство; Бронзовый век — это серебряное и золотое царства, так как бронза выглядит как золото, а получают его сплавом меди и олова, похожего на серебро. А существующий ныне Железный век в этой сказке представлен жемчужным царством. Медный и Бронзовый века развития человечества — наследие прошлого, известное лишь по археологическим находкам, которые спрятаны временем под землю. Люди и раньше находили под землёй медные и бронзовые предметы, потому эти три сказочных царства и оказались «подземными».

Вызывает интерес русская сказка «Финист ясный сокол» (сюжет № 432). Это сказка имеет более 15 вариантов у русских рассказчиков и ни одного среди белорусов и украинцев. Эта сказка была упомянута в повести «Греческий герой Геракл — мифы и реальность», где рассказывается о двух соколах: Геракле и Финисте, а также в повести «Три девицы в русских сказках, кто они?». Во второй повести говорится о красной девице Алёне, которая отправилась на поиски своего возлюбленного Финиста ясного сокола за тридевять земель или за границу. Она не только его нашла, но и привезла домой, где они и поженились.

Родным домом девицы Алёны, а затем и её жениха Финиста, была Соколиная Гора, ныне Восточный административный округ города Москвы. Широкое распространение этой сказки только среди русских рассказчиков косвенно подтверждает выводы, сделанные в повести «Три девицы в русских сказках, кто они?», относительно «московской прописки» красной девицы Алёны и её мужа, ясного сокола по имени Финист.

Стоит также обратить внимание на то, что некоторые сюжеты сказок характерны только для русских и не встречаются у других народов. Такой сказкой является «Никита Кожемяка», которая относится к первым сказочным сюжетам, как в Указателе Аарне — Томпсона «Победитель змея» (№ 300), так и в Указателе Андреева «Змееборец Кожемяка» (№ 300-2). В сборнике Народных русских сказок Афанасьева, переизданном в советское время, сказано, что у этой сказки имеется 15 вариантов: 5 русских, 7 украинских и 3 белорусских. Потому как, во времена Афанасьева, никакого деления русского народа не было и в помине, то в советский период без этого обойтись уже не могли.

В чём-то и хороши советские издания. В них произведено деление русских сказок на русские, белорусские и украинские. Это позволяет более точно определять место возникновения сказочного сюжета, а вместе с ним и значимого исторического события, связанного с этим сюжетом.

В связи с этим можно отметить широко распространённые сюжеты в русских и украинских сказках, но редко встречающиеся в белорусских — это «Чудесная птица» (№ 567), «Молодильные яблоки» (№ 551) и «Волшебное зеркальце» (№ 709). Широко известны русским и белорусским сказочникам и редкие в украинских сказках сюжеты «Елена премудрая» (№ 329) и «Красавица-жена» (№ 465А). Единственная волшебная сказка, известная более чем в 8 украинских записях, но отсутствующая в русских и в белорусских публикациях — «Любовь к трем апельсинам» (№ 408). Вместе с тем можно отметить лишь единственный сюжет, имеющий четырнадцать русских и три опубликованных белорусских варианта, но не имеющий параллелей в украинском, как, впрочем, и в фольклоре соседних с восточными славянами народов — «Борма-ярыжка» (№ 485).

Некоторые сказочные сюжеты, популярные у русских, но редкие в белорусских и украинских записях, находятся в сказках о Бове-королевиче (№ 707В), Еруслане Лазаревиче (№ 650В) и Портупее-прапорщике (№ 301D). Последний сюжетный тип распространен и в литовской народной среде, а также имеются башкирские и татарские варианты, довольно своеобразные, но явно восходящие к русским источникам. Весьма характерны для сказочного репертуара всех восточнославянских народов «Терем мухи» (№ 283В), «Бой на калиновом мосту» (№ 300А), «Катигорошек» (№ 312D), «Свинка золотая щетинка» (№ 530А), «Горе» (№ 735А) и некоторые разновидности сюжетов о неверной сестре и жене-колдунье, сказки о железном волке (№ 315) и царской собаке (№ 449). 

Главное в волшебных сказках

Волшебные сказки русского народа содержат в себе сюжеты, имеющие параллели в старой русской литературе, а также в летописях и былинном эпосе. Начало волшебных сказок (с № 300) можно сопоставить с сюжетом «Повести временных лет» о Русской земле и о её становлении.

В былине «Конец богатырей», записанной в 19-м веке, в Олонецкой губернии в деревне Сойды, учителем Константином Маклионовым у крестьянина Дементия Тимофеева, говорится о 300 богатырях, собравшихся на Боикановом поле. Сильнее этих богатырей не было никого. Однако все они были поражены удалою поляницей.

«Собиралосе на поле Боиканово триста богатырей;»

     …

«Прибила поляница всех сильных могучих богатырей,

Оставила только три русскаго могучаго богатыря:

Перваго богатыря Добрынюшку,

Другаго Олешеньку,

Третьяго Илью Муромца.»

В былине говорится о 300 богатырях и о выживших троих из них. Что интересно, первым указан среди выживших не Илья Муромец, как мы привыкли считать, а богатырь Добрынюшка. Вне всякого сомнения, здесь указан рязанский богатырь Добрыня Никитич. Почему же тогда Илья Муромец записан третьим?

Ответ на этот вопрос не сложен. Дело в том, что Добрыня Никитич и Алёша Попович являются «Змееборцами», у каждого из них есть былины, в которых они побеждают Змея. А вот Илья Муромец, как и богатырь Святогор, змееборцем не является, потому и поставлен был в третью шеренгу.

Змееборцы Добрыня и Алёша входили в число 300 сильных и могучих богатырей. Оттого, наверное, и главные русские сказки начинаются с номера 300. Подтверждением тому является первый сюжет волшебных сказок — № 3001 «Победитель змея» и № 3002 «Змееборец Кожемяка». У Кожемяки есть имя, в русских вариантах его зовут Никита, что хорошо соотносится с отчеством Добрыни — Никитич. Вполне правдоподобной может быть параллель, в которой отец и сын, Никита и Добрыня, являются змееборцами.

Исходя из этого, можно заключить, что после гибели 297 богатырей из 300, погибла (почти) и Русская земля. Однако, спустя какое-то время, появились «змееборцы», из состава тех, кто выжил из 300. Эти змееборцы не только сражались со Змеями, но и победили их, так как есть сюжет «Победитель змея», и это главный сюжет русских сказок. Потому что, с этого события начинается возрождение Русской земли. В летописи так и записано: «Откуда есть пошла Русская земля».

Следует заметить, что кроме Кожемяки, Добрыни и Алёши, этих змееборцев, есть ещё и основной «Победитель змея» — Георгий Победоносец, являющийся символом города Москвы. Георгий, или по русски Егор, уже соотносится с именем Святогор, у них общий корень «гор». Святогор не числится в рядах змееборцев, как впрочем и Георгий. Но Георгий назван Победоносцем, потому что он принёс победу. А вот его былинный «тёзка» Святогор победу добыть не смог.

Основными в волшебных сказках русского народа являются три первых сюжета (300, 301, 302):

3001 «Победитель змея» — в сюжете герой освобождает обречённую на съедение царевну и женится на ней;

3002 «Змееборец Кожемяка» — герой по просьбе царя побеждает змея, освобождает царевну и возвращается домой, только без женитьбы на царевне;

300A «Бой на калиновом мосту» — победив одного за другим трёх многоголовых змеев, герой подслушивает разговор их жён (дочерей) и матери, расстраивает колдовские козни, спасая тем самым братьев, укрывается от преследования в кузнице и с помощью кузнецов губит змеиху;

301A «Три подземных царства» — герои идут искать исчезнувшую царевну; поочередно варят обед; старичок с ноготок калечит братьев или спутников силача, но терпит поражение в схватке с ним; тот по следам старичка спускается под землю, освобождает трех царевен и, несмотря на предательство братьев, не пожелавших вытащить его обратно, возвращается наверх (на гигантской птице); приходит на свадьбу царевны и мнимого её спасителя; женится на ней;

301D «Солдат находит исчезнувшую царевну» — спутники оставляют его на острове или на заморском берегу, но он возвращается в день свадьбы царевны и капитана корабля или генерала; женится на царевне;

3021 «Смерть Кащея в яйце» — герой при содействии помощников (благодарных животных) находит себе невесту; её похищает Кащей; добыв Кащееву смерть в спрятанном яйце, герой освобождает свою нареченную;

3022 «Смерть Кащея от коня» — этим сюжетом заканчивается русская сказка «Марья Моревна».

Таким образом, главными сюжетами русских народных сказок, с чего они собственно и начинаются, являются: Победа над Змеем, Три подземных царства и Смерть Кащея (Бессмертного). Во всех этих сюжетах фигурируют царевны, которых похищают злодеи, а главный герой побеждает этого злодея, освобождает царевну и женится на ней. В некоторых случаях, женитьба происходит до похищения. Тогда герой отправляется на поиски своей жены.

Эти сюжеты могут быть связаны с данью, возложенной на Русь завоевателями, в виде молодых девушек, которых отправляли в гаремы покорителей Русской земли: Змея, Кащея и тому подобных. Долгом чести русских воинов было не только вернуть своих любимых из плена, но и освободить Русскую землю от подобной напасти. 

Что ещё интересного в собственно сказках

Остальные, популярные в прошлом, русские сказки, легендарные, новеллистические и другие, носят в основном бытовой характер:

из сказок легендарных — «Чудесная дудочка» (№ 780), «Кто съел просвирку» (№ 785), «Золотое стремечко» (№ 790), «Ангел на земле» (№ 795), «Поп в козлиной шкуре» (№ 831), «Мстительный святой» (№ 846);

из новеллистических — «Семилетка» (№ 875), «Три добрых совета» (№ 910В), «Царь Соломон и его неверная жена» (№ 920), «Беззаботный монастырь» (№ 922), «Дядя и племянник» (№ 950), «Солдат и царь» (№ 952), «Жених-разбойник» (№ 955), «Девушка и разбойники» (№ 956В);

из сказок-анекдотов — «Муж в мешке и притворно больная жена» (№ 1360С), «Жена-доказчица» (№ 1381), «Ловкий вор» (№ 1525 А), «Дорогая кожа» (№ 1535), «Мертвое тело» (№ 1537), «Шут» (№ 1539), «С того света выходец» (№ 1540), «Мужик выпрашивает у барыни свинью в гости» (№ 1540А), «Фома Беренников» (№ 1640), «Знахарь» (№ 1641), «Дурак и береза» (№ 1643), «Набитый дурак» (№ 1696), «Влюбленный поп» (№ 1725), «Человек влезает на небо по дереву» (№ 1889К), «Нет козы с орехами» (№ 2015). 

Вывод

Русские сказки обладают той народной мудростью, которая смогла сохранить, пусть и в таком виде, предания старины глубокой. Настолько глубокой, что можно составить представление о жизни русского народа с самых давних времён.

Систематизация русских сказок позволила разделить события, описанные в сказках, на временные эпохи, через которые проходил русский народ. Эти времена не всегда были благополучными. Приходилось проходить и через горечь поражений, терпеть унижения от завоевателей. Но эти периоды заканчивались восстанием русского народа и его непременной победой над завоевателями.

Часть этого сложнейшего пути русского народа, от глубокой старины до современности, нашла своё отражение и в русских народных сказках. 

Возможно заинтересует

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Сказание о Русской земле
Добавить комментарий