Опубликована: 05 апреля 2024 года
Египетская мифология
Египетская мифология насчитывает многие тысячи лет; в то время как, почему-то принято считать, что русская мифология тесно связана со славянской и, к тому же, с какого-то перепугу, ещё и моложе скандинавской; потому не может быть старше одной-полутора тысяч лет. Отсюда возникло много заблуждений, которые часто заводят исторические поиски в различные тупики. Чтобы как-то выбираться из этих тупиков и оправдать собственные доводы, многие исследователи сходятся к мысли о том, что исторические материалы, освещённые в русских летописях, былинах и сказках, являются выдумками, либо были изменены переписчиками.
Исходя из таких рассуждений получается, что стомиллионный русский народ, обладающий самой большой территорией суши на планете Земля, не имеет собственной истории, а насобирал по кусочкам от разных народов, всего по чуть-чуть. Этим исследователям даже в голову не приходит такая мысль, что «те кусочки», якобы заимствованные порой от малочисленных скандинавских или славянских народов, изначально были русскими.
Русская земля за свою продолжительную историю не раз подвергалась жестокой агрессии и разрушительному опустошению. Многое «первичное» на исторической Русской земле было уничтожено или стёрто из памяти, но сохранилось во «вторичном», слегка изменённом варианте, у соседей — скандинавов или немцев. Тому примером является сравнение русских и скандинавских имён: Рюрик — Рорик, Олег — Хельг, Игорь — Ингвар и тому подобное.
Когда на Русской земле начинали громить захватчиков, очищать от них Отечество, а затем и восстанавливать былую историю по собственному устному народному эпосу, не прибегая к помощи соседей, и уже записывая это в летописи, возникают голоса, «поющие» о том, что всё русское — это враньё и не правда, а вот скандинавское или немецкое — чистая монета, заимствованная русами.
На фоне этих «песен» из скандинавского эпоса, где есть что-то там похожее по звучанию на русское, представляет интерес тесная связь русской мифологии с египетской. И в этой связи нет чего-то там похожего или созвучного, а наблюдается полное совпадение, как в названиях, так и в характере мифологических героев.
В повести «Переяславль — символ русской славы» говорится о боге-кузнеце, которого египтяне нарекли Сварогом, потому что он выковал для них оружие и научил сражаться. Откуда пришёл в египетскую землю этот кузнец, не говорится, но он стал египетским царём, а после Сварога царствовал над Египтом его сын, Даждь-бог. Эта информация отражена в «Повести временных лет» в статье, посвящённой Лету 6622-му (1114 году).
Если верить древнеегипетскому историку Манефону, то династический период в истории Египта, когда этой страной стали править египтяне, начался в 3120 году до нашей эры. Время правления в Египте Сварога и его сына Даждь-бога относится к окончанию Всемирного потопа на Руси, или 3212 году до нашей эры. Подробный расчёт этой даты произведён в повести «Временной способ сохранения истории».
Сколько времени царствовал в Египте Сварог после Потопа не известно, но про его сына Даждь-бога сказано, что он царствовал 7470 дней или двадцать с половиной лет. Кто царствовал в Египте после Даждь-бога, русская летопись умалчивает, скорее всего, из русских царей — уже никто. В общей сложности, Сварог и Даждьбог царствовали в Египте около 30 — 40 лет после окончания Потопа. Сколько времени принадлежал Египет Руси в допотопное время, не известно, но, судя по всему, не мало.
Вполне возможен такой вариант, по которому с Египтом в 32-м веке до н. э. произошла та же ситуация, что и с Финляндией в веке 20-м. В 1809 году Швеция уступила России Финляндию. С 1809 по 1917 годы Финляндия была частью Российской империи, как российский регион — Великое княжество Финляндия. При этом, Великим князем Финляндским был не представитель финского народа, а российский государь-император. Не стоит исключать того, что Египет был освобождён русскими войсками во главе с Сварогом, от каких-нибудь соседей, азиатов-захватчиков, примерно как император Александр Первый в 1809 году освободил Финляндию от шведского порабощения.
После краха Российской империи в 1917 году и произошедшей в России Октябрьской революции, 6 декабря 1917 года Финляндия объявила о своей независимости от того, что осталось от бывшей Империи. Так как ранее Финляндия не имела собственной государственности, этой новой Республике потребовалось время, чтобы создать и обустроить необходимые государственные институты. Становление Финляндии, как самостоятельного государства, завершилось к 1955 году, когда она стала полноправным членом ООН. К слову сказать, членство в ООН Финляндия получила с разрешения СССР, как представителя бывшей Российской империи, составной частью которой была Финляндия.
Для официального международного признания, от момента объявления о своей независимости до членства в ООН, Финляндии потребовалось 38 лет, а также разрешение того государства, частью которого она когда-то была. В случае с Египтом, от последних русских царей, до первых египетских правителей прошло около 50 — 60 лет, что вполне объяснимо, с точки зрения необходимых процессов обретения собственной государственности.
Исходя из этого, рассмотрим не вопросы египетского присутствия на Русской земле, а наоборот, то, что попало в Египет вместе с русскими. Так как русское присутствие на Египетской земле, по неизвестной пока причине, закончилось за полстолетия до того, как у Египта возникла собственная государственность и у них появилась первая египетская династия царей.
Река, ведущая к обители Солнца - Ра
Эпитет «Великая русская река» принадлежит Волге, это общеизвестный факт. Река Волга имела в старину много названий, включая и «Ра». Когда река Ра стала называться Волгой трудно сказать, но есть предположение, что оба эти названия были в ходу у русского народа в одно и то же время, только относились они к разным рекам.
Дело в том, что левый приток Волги, река Кама, в месте слияния двух рек имеет прямое русло, а вот Волга поворачивает вправо на 90 градусов. Оттого географически получается, что не Кама является притоком Волги, а наоборот, река Волга впадает в более полноводную Каму. Кстати, арабы называли эту реку (где главное русло идёт не по Волге, а по Каме) — Итиль.
Река Итиль, если двигаться вверх по течению, имела русло по реке Каме до впадения реки Белой, далее по реке Белой до её истока, находящегося на Южном Урале, в Башкирии. Таким образом, река Итиль брала своё начало в Уральских горах, далее включала в своё русло реку Белую, нижнее течение реки Камы, Среднюю и Нижнюю Волгу и затем впадала в Каспийское море. Река Кама, при этом, была правым притоком реки Итиль (Белой), впадая в более полноводную реку Белую под углом, как и Волга в Каму.
По всей видимости, как в случае с рекой Итиль, Волга изначально была притоком реки Камы, а затем уже приобрела всё русло вплоть до Каспийского моря. По нашему мнению, название великой русской реки Волги произошло от девичьего имени Вольга или Ольга, имевшее большое распространение на Руси во все времена, включая и современность. Не стоит исключать того, что так могли звать дочь царя Сварога, в честь которой была названа не только река, но и целая страна — Болгария. Об этом подробно рассказано в повести «Переяславль — символ русской славы».
Таким образом, великая русская река, по имени Волга, берущая своё начало в Тверской области, в различные эпохи, устье имела разное: сейчас это Каспийское море, а вот в стародавние времена она впадала в полноводную реку, которую сейчас называют Камой. Как раньше называлась та полноводная река? Большинство античных историков называют её — Ра.
Для Русской земли река Волга была внутренним водоёмом, делившую страну на Северную Русь (Заволжье, былинное «поле Боиканово» — Вологодскую землю, и далее на север по Двине, до моря Варяжского — Ледовитого океана); Среднюю Русь (междуречье Оки и Волги, летописный «Оковский лес» или Русскую Месопотамию); и Южную Русь (правобережье Оки и далее на юг до линии Самара — Сызрань — Пенза, которая часто подвергалась завоеваниям и опустошениям.
О нелёгкой судьбе русских, живших в завоёванной Южной Руси, говорится в русских былинах «Суровец-суздалец» и «Высота ли, высота поднебесная». Уход русских от гнёта завоевателей (беженцы) в Среднюю и Северную Русь привёл к опустению русских земель. Этим воспользовались угорские народы, которые заняли пустующие земли по реке Суре и стали называться по-русски — мордвой, хотя самоназвание у них совсем другое.
Что интересно, река Сура течёт параллельно Волге, но в противоположном направлении, с юга на север. Сура впадает в Волгу в нижнем её течении, когда сама Волга пока ещё впадала в реку Ра (Каму). Река Ра была пограничной рекой и, скорее всего, имела правый берег населённый русскими, а левый берег — враждебными и агрессивными племенами. По этой причине, Вся Русь (Северная, Центральная и Южная) могла иметь главную водную транспортную артерию по реке Волге, от истока и до устья реки Руса (название реки Сура, только наоборот), далее по реке Руса до района города Пензы, где и проходила южная граница Русской земли.
Изначальное название ключевой реки Южной Руси так и называлось — Руса, а от неё и название народа — русь. Когда же Южная и Центральная Руси, в силу негативных факторов, опустели, эти земли были заняты финно-угорскими народами. Название реки Руса было изменено на обратное — Сура, что соотносится с мордовской легендой о заселении тех земель.
Откуда могло появиться название пограничной реки «Ра»?
Если посчитать расстояние от русла реки Русы (Суры) до Волги, в районе Ульяновска (среднее течение), и в районе Сызрани (верхнее течение и исток Русы), то получим значение 108 — 110 километров или, примерно, сто и одна верста (верста равна 1066,8 м). Таким образом, получается, что от Русы до пограничной реки, где размещались богатырские пограничные заставы, описанные в былинах, среднее расстояние составляло 101 версту, что в русском алфавитном счёте значилось как «ра».
Отсюда следует, что для транспортного сообщения на Руси использовались реки Руса и Волга, а восточная пограничная река получила название «101 рубеж» или «река Ра». В советское время был даже такой термин «101 километр», за который отселяли всех неблагонадёжных элементов из крупных городов. Многие железнодорожные полустанки до сих пор носят это название.
Если для Русской земли река Ра имела только пограничное значение, отделяя Русь от неблагонадёжных племён, да ещё использовалась купцами для путешествия в Персидские земли, то для народов, живших в Малой Азии и Северной Африке, река Ра имела важнейшее значение. По ней можно было доплыть до тех земель, где находится «обитель Солнца» — то место на Земле, где Солнце не уходит за горизонт — Северный полярный круг.
Маршрут к «обители Солнца» мог проходить следующим образом: через Каспийское (Хвалисское) море заходили в реку Ра, по которой поднимались до того места, где солнце не садится во время летнего солнцестояния, чтобы наблюдать эффект «коло», когда солнце движется по кругу, не садясь за горизонт. Место, где «солнце ночует» и было обителью бога-Солнца.
Географически маршрут проходил следующим образом (бассейн реки Ра): из Каспийского моря вверх по Волге, далее по реке Каме до устья реки Южная Кельтма (левый приток Камы); между реками Южная Кельтма и Северная Кельтма существовала протока, по которой в 18-м веке даже был построен Северо-Екатерининский канал (длинной 20 км), соединивший эти две реки; из Камы по реке Южная Кельтма и по протоке перебирались в Северную Кельтму, которая в свою очередь впадает в реку Вычегду; по течению реки Вычегды плыли до Двины (Северная Двина), по которой добирались до Белого (Варяжского) моря; а по нему вдоль береговой линии заходили в Кандалакшский залив, расположенный за Полярным кругом. Там путешественники и искатели находили «обитель Солнца».
Путь был не близкий, хотя и не очень сложный, позволявший южным народам, к которым относятся и египтяне, находить «Солнечную колыбель». Для Руси «путь к Солнцу» был значительно короче. Он начинался в Северной Руси, у Вологды — былинного «поля Боиканова», по реке Сухоне, вниз по течению до Двины, а далее в море Варяжское. По этой причине пограничная река Ра на Руси не имела «солнечного» значения, а использовалась как «101 рубеж» богатырской службы.
Для египтян же, река Ра могла представлять собой многодневное путешествие к «обители Солнца», с которым могли справиться только боги. Отсюда и главный египетский бог Солнца назывался — Ра.
Соколиное племя на Руси и в Египте
Имя Сокола на Руси имеет важное значение. Это имя нашло своё отражение: в русских народных сказках; в русских былинах; в русских летописях, а также в греческой «Истории» Геродота. Отсюда следует, что Сокол на Руси известен с самых стародавних времён.
В русской народной сказке «Пёрышко Финиста ясна сокола» рассказывается о русской девушке Алёне, которая не испугалась трудностей ради возвращения своего возлюбленного, воина-сокола по имени Финист. В повести «Три девицы в русских сказках» рассказывается о происхождении девицы Алёны, которая вернула своего возлюбленного из чужой страны и стала Алёной Сокол — женой Финиста ясна Сокола.
Алёна и Финист Соколы проживали на территории современной Москвы. В память о них остались названия «Сокольники» и «Соколиная Гора». Если название «Сокольники» ещё можно связать с Соколиным двором для царской охоты, существовавшем на том месте в 17-м веке, то «Соколиная Гора» никак с этим уже не вяжется. По правилам русского языка, если бы то место было связано с птицей соколом и охотой, то оно называлось бы «Соколья Гора». А вот если место связано с именем женщины, которая замужем за Соколом, то оно приобретает название «Соколиная Гора».
В русских былинах говорится о Соколе-корабле, на котором прославленные богатыри Илья Муромец и Добрыня Никитич ходят по морю Синему (Хвалунскому) и несут сторожевую службу. Это отражено в былине «Илья Муромец на Соколе-корабле».
Имя греческого мифического героя Геракла может ассоциироваться с птицей соколом, потому как на греческом языке сокол звучит как «гераки». Геракл является отцом Скифа, ставшего прародителем народа-воина скифов.
Избранный из варягов на княжение в Русской земле князь Рюрик также имеет непосредственное отношение к соколу. Имя Рюрик, в переводе со славянского, означает «Сокол». Его сын Игорь и внук Святослав имели на своём гербе изображение атакующего сокола — кречета. Посему, образ Сокола в Русской земле имел важное значение во все времена, начиная с незапамятных (отражённых в сказках).
В Египте многие боги имели образ сокола, либо человека с соколиной головой.
В русской сказке про Финиста ясна сокола, а также в былине о Соколе-корабле говорится об определённой местности, связанной с рекой Ра (современной Волгой-Камой). Алёна и Финист, основатели рода Соколов жили на Москва-реке, которая впадает в Оку, а затем и в Волгу, а Волга уже в реку Ра. Это середина реки Ра. Сокол-корабль ходил по морю Синему — морю Хвалунскому, которое сейчас именуется Каспийским, и оно являлось устьем реки Ра.
Чтобы добраться до «обители Солнца» нужно из моря Синего по «соколиной» реке Ра плыть вверх по течению, почти до самого истока. Возможно поэтому верховный египетский бог Солнца — Ра изображался в виде человека с соколиной головой над которой находится солнечный диск. Обратим внимание на то, что Солнце находится у бога Ра не в руках, не где-либо ещё, а именно над головой, тем самым показывая путь к Солнцу, который проходит по телу (руслу) Ра, от подножия (устья) до изголовья (истока).
Одним из воплощений египетского верховного бога Ра является птица Феникс. Легендарную птицу Феникс, восстающую из пепла, можно сравнить с Жар-птицей из русских сказок. Название этой птицы созвучно с именем воина-сокола, ставшего мужем русской девицы, Феникс — Финист.
Египетский бог неба Гор или Хор изображался в виде сидящего сокола, либо человека с соколиной головой или крылатым солнцем. Гор был сыном Осириса и Исиды, который сражался со своим дядей Сетом за отцовское наследство.
Онурис — египетский бог охоты и войны. В египетских мифах он помогает не только богу Ра победить Змея — символа Хаоса, но также и богу Гору в его борьбе с Сетом. Онурис изображался в виде юноши с поднятой рукой и в короне, увенчанной двумя или четырьмя соколиными перьями.
Аш — бог-покровитель Ливийской пустыни, священным животным которого был сокол. Аш изображался в виде человека с головой сокола и торчащим над ней пером. Образ бога Аша приняли на себя ливийские лучники, украшавшие свой головной убор соколиным пером.
Кебехсенуф — бог-хранитель мёртвых, был четвёртым сыном Гора. Изображался в виде человека с головой сокола.
Монту — древнеегипетское божество войны, «владыка Фив», столицы Верхнего Египта. Изображался человеком с головой сокола, солнечным диском (подобно Ра) и двумя соколиными перьями.
Гор, Хор, Хорс на Руси и в Египте
Одним из старейших богатырей русского былинного эпоса является Святогор. Богатырь Святогор хоть и рождён был в Русской земле, но служба его проходила на Святых Горах, вдали от Родины. Это произошло из-за того, что Святогор имел тяжесть, которую не могла выносить Мать сыра земля. Богатырь Святогор в былинах встречается с Ильёй Муромцем и передаёт тому свою богатырскую силу, чтобы Илья смог защищать Русь, так как сам Святогор этого делать уже не мог.
Помимо своей силы, Святогор передал Илье Муромцу и принадлежащее ему оружие — меч-кладенец. Кладенец означает — «выкованный из стали». По всей видимости, меч-кладенец был выкован очень давно и являлся несокрушимым оружием во времена меди и бронзы. Но где в те времена можно было достать сталь, чтобы выковать из неё оружие? Ответ находим в «Повести временных лет»:
«И после потопа и после разделения языков «начал царствовать сначала Местром, из рода Хама, после него Иеремия, затем Феоста», которого и Сварогом называли египтяне. «В царствование этого Феоста в Египте упали клещи с неба, и начали египтяне ковать оружие, а до того они палицами и камнями бились.»
Отсюда выходит, что в Египте царствовал после Потопа потомок Ноя, Местром из рода Хама. После него царём Египта был Иеремия, возможно семит (родственник Местрома, но из другого рода, скорее всего Сима). Третьим из рода библейского Ноя был его сын Иафет, к которому причисляли северные и западные страны.
Царь-кузнец из северной страны, по имени Феост, освободил египтян от хамитов и семитов, дав им в руки совершенное оружие — метеоритную сталь. Оттого и назвали египтяне Феоста — Сварогом — небесным кузнецом, так как только он смог расковать «небесный камень» в стальной клинок. Это чудо-оружие той эпохи, скорее всего, было тяжёлым и несокрушимым. Перед ним не могли устоять ни одни доспехи того времени, также и имевшееся тогда оружие против него было бессильно.
Для того, чтобы владеть таким оружием потребовался богатырь неимоверной силы и ловкости. Им стал воин из дружины Феоста по имени Гор. По всей видимости, Гор обладал недюжинной силой и только он смог с лёгкостью владеть мечом-кладенцом. С помощью Гора (Святогора) и меча-кладенца Феоста освободил Египет от власти хамитов и семитов. За это освобождение египтяне прозвали Феоста — Сварогом и попросили его стать их царём. А воин Гор стал легендой Египта и символом борьбы за справедливость.
Мифы о Горе (Хоре) непосредственно связаны с его отцом, богом Осирисом, который правил Египтом честно и справедливо, но был убит родным братом Сетом, жаждавшим царствовать в Египте единолично. Миф об Осирисе включает историю зачатия и рождения Гора.
«С помощью Анубиса или Тота Исида собрала воедино разрубленное Сетом тело супруга Осириса, а Анубис забальзамировал его, сотворив первую мумию. Согласно одной версии, Гор рождён или зачат до смерти своего отца; по другой — Исида забеременела от плода древа судьбы (обычно виноградной лозы). Превалировала теория, что Исида забеременела чудесным образом от воскрешённого ненадолго Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела.»
«Исида бежала из заточения в болота Нижнего Египта и в виде коровы спряталась от преследователей Сета на плавучем острове Хеммис, где родила Гора. Чтобы уберечь сына от гнева Сета, Исида положила младенца в корзину или сундук и пустила по водам Нила. Божественная няня Рененутет заботилась о нём, пока он не открыл себя миру, «надев свой пояс в густых зарослях» (то есть возмужал). Побуждаемый духом Осириса, Гор решил стать «мстителем за своего отца».»
«Гор и зачат, и рождён для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником Осириса. Гор идёт, «обутый в белые сандалии», на поединок с Сетом, требуя перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса ему, — единственному сыну умершего царя. После длительной тяжбы, продолжавшейся 80 лет (по одному из вариантов мифа), Гор признаётся правомочным (по-египетски — «правогласным») наследником Осириса и получает царство; бог Тот записывает решение суда богов.»
«Победив Сета, Гор воскрешает отца, дав ему проглотить своё око уаджет [соколиный глаз Гора]. Однако Осирис не возвращается на землю и остаётся править царством мёртвых — Аменти, предоставляя Гору править царством живых.»
«Гор считался покровителем царского дома и фараона. Имя Гора входило в царскую титулатуру. Живого древнеегипетского фараона представляли воплощением бога Гора.»
© Википедия. Гор (бог).
Не стоит исключать того, что после освобождения Египта от власти хамитов и семитов, Сварог оставил царствовать в Египте своего сына Даждь-бога, а сам, вместе с Гором, отправился на Русь, чтобы освободить её от власти захватчиков и других притеснителей русского народа, в лице славянского аналога египетского правителя Сета.
И это Сварогу удалось. Ведь не просто так, на Руси пользовались большим уважением небесный бог-кузнец Сварог и былинный богатырь Святогор, а также меч-кладенец, доставшийся Илье Муромцу от Святогора, вместе с его силой. Святогорова сила потребовалась Илье Муромцу также и для того, чтобы владеть тяжеленным стальным мечом-кладенцом.
На Руси существует традиция по изменению названий и мест проживания. Это связано с суевериями о проклятых местах, где нельзя жить, иначе можно накликать беду. В русских деревнях из-за этого не восстанавливают сгоревший дом, чтобы не пришлось жить на бывшем пепелище. Что-то похожее произошло и с городом Рязанью, сожжённым дотла монгольским ханом Батыем.
Следуя этой традиции, вполне возможно, и та часть Руси, которая подверглась завоеванию или порабощению, после своего освобождения могла сменить название, прозвавшись Горией, в честь освободителя Гора. О существовании Гории может говорить племя «горяне», жившие на Киевских горах вместе с полянами. О них упомянуто в «Истории Российской» Василия Никитича Татищева.
Помимо «горян», по сей день на Балканах (горы) существует государство «Черногория». Вполне возможно, что Святые Горы, по которым ездил Святогор, находились в том краю, который в настоящее время именуется «Чёрными Горами». По аналогии с Русью, в которой, помимо собственно «Руси», были ещё и Белая Русь, Чёрная Русь, Червоная Русь и даже Киевская Русь (термин, возникший в 19-м веке); в собственно «Гории» могли быть, как «Черногория», так и «Белогория» или Белогорье. Название «Гория» до нас не дошло, Белогорье сохранилось лишь в сказках, а вот Черногория существует реально.
Помимо Святогора, на Руси пользовался большим почётом бог Солнца — Хорс. В пантеоне богов князя Владимира Хорс занимал второе место после Перуна:
«В Лето 6488 (980 год)… И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша.»
© Повесть временных лет. Лаврентьевская летопись.
Стоит обратить внимание на то, что крестился князь Владимир не где-нибудь: не в Киеве, где к его времени было достаточное количество христианских церквей; не в Константинополе (Царьграде), где крестилась его бабка, княгиня Ольга; а в крымском городе Херсонесе Таврическом, руины которого находятся рядом с Севастополем. По-русски, этот город назывался Корсунь и считался обителью бога Солнца — Хорса. Мало того, Корсунь был основан греческими колонистами, и не какими-нибудь, а гераклидами, то есть потомками мифологического Геракла.
Геракл на Руси ассоциировался с соколом, а также считался отцом Скифа, рождённого на Псковской земле. Князь Владимир также родился на Псковской земле и был сыном Святослава, считавшего себя тавро-скифом (крымским скифом), имевшего печать в виде атакующего сокола — кречета; Владимир был внуком князя Игоря, названного в честь легендарного Гора (Святогора), и княгини Ольги, легендарной Вольги, дочери Сварога и спутницы Гора; при этом всём, князь Владимир приходился правнуком Рюрика, имя которого означает — Сокол.
Славянский верховный бог Род и египетский бог Осирис
Советский археолог, академик Рыбаков Борис Александрович (1908 — 2001), исследуя мифологию славян, нашёл непосредственную связь египетского бога Осириса и славянского бога Рода, считая культы Осириса и Рода главными у египтян и славян.
«Наш автор [«Слово об идолах»] прослеживает историю того славянского культа, который доставлял наибольшее беспокойство русским церковникам, разоблачению и бичеванию которого писателями XI — XII вв. посвящены специальные поучения, — культа Рода и рожаниц; по отношению к этому культу распределяются остальные, более ранние и более поздние.
Исходной точкой культа божеств, связанных с глаголом «рождать», автор «Слова об идолах» считает культ египетского Озириса: «… проклятого же Осирида рожение. Мати бо его ражающи оказися и того створигаа богом и требы ему силны творяху, оканьнии». В соответственном месте Григорий Богослов ограничился одной фразой: «Здесь (в христианстве)… не растерзание Озириса, другое бедствие, чтимое египтянами, не несчастные приключения Изиды… не ясли Аписа тельца…». Никаких связей культа умирающего и воскресающего Озириса с верованиями других народов у Григория нет; это уже конструкция русского книжника.
Культ Рода и рожаниц проник будто бы и к халдеям: «И от тех (следует полагать от египтян) извыкоша древне халдеи и начаша требы им творити великия — Роду и рожаницам пороженью проклятого бога Осира». Далее говорится о том, что культ Рода и рожаниц перешел к эллинам (где это связано с почитанием Артемиды), затем к египтянам и римлянам.»
© Б. А. Рыбаков. Язычество древних славян.
Отсюда следует, что для Константинопольского архиепископа Григория Богослова, грека по происхождению, египетский культ бога Осириса не имел никакой связи с верованиями других народов. Русские церковники, наоборот, видели тесную связь культа Осириса и славянского бога Рода, с которым они пытались безуспешно бороться. Эта связь может заключаться в том, что трагические судьбы египетского фараона Осириса и славянского царя Рода были чем-то похожи, либо перекликались одинаковыми событиями.
Понимание этого вопроса требует отдельного исследования.
Рысь или Бестия
Если углубиться во времена совсем далёкие, когда человек осваивал северные территории, идя вслед за тающим ледником, то основным объектом для охоты и выживания человека был дикий северный олень.
«Северный олень в далёком прошлом дал возможность человеку освоить Север, в настоящее время остаётся важнейшим биологическим ресурсом более двадцати народов Евразии и Северной Америки. Объект охоты (с целью добычи мяса и шкуры).»
«Начиная с середины валдая [последняя ледниковая эпоха] и до современности северный олень был одним из объектов охоты человека… Северный олень привлекает за собой древнего охотника. Только охота на дикого оленя как основное занятие могла удовлетворить все потребности арктического населения.»
© Википедия. Северный олень.
Помимо человека на дикого северного оленя охотились ещё и многие хищные звери. Главным врагом дикого северного оленя по сей день является волк, который может убить больше, чем нужно ему для пропитания. Остальные животные охотятся на северного оленя только по необходимости. Главные охотники на этот вид оленя имеют тесную ассоциативную связь с Русью и Россией.
«Бурый медведь нечасто охотится на диких северных оленей. Медведь добывает оленя чаще всего на берегу реки, ручья или озера. Нередки случаи охоты медведей на диких северных оленей на водных переправах. Он нападает на него не только ранней весной, но и в течение всего лета и осени. Жертвой чаще становятся старые особи.»
«Росомаха очень тесно связана с северным оленем. Ареал росомахи почти полностью совпадает с ареалом дикого северного оленя. Экологическая связь в основном односторонняя. Дикий северный олень может обойтись без росомахи, хотя как «санитар», оздоровляющий популяции, росомаха — наиболее подходящий хищник.»
«Рысь очень редко нападает на диких северных оленей, и в тех местах, где она достаточно обычна, северные олени редки. В Лапландии же рысь — один из главных хищников для оленей.»
© Википедия. Северный олень.
Перечисленная троица охотников на дикого северного оленя, как нельзя лучше, характеризует предков русского человека, населявших Русскую землю испокон веков. Именно с этими животными и ассоциируются, как Русская земля, так и Россия в целом. И если два «медведя»: Большая Медведица — «гросс», и Малая Медведица — «росомаха», больше подходят к России, то дикая кошка — «рысь» может быть связана непосредственно с Русью.
Для жителей других стран, плохо понимающих что такое многонациональное государство, все жители России — русские, а сама Россия — страна медведей. По их представлениям, в сибирских городах нашей страны медведи спокойно ходят по улицам и даже ездят в общественном транспорте. Но, жители нашей страны хорошо понимают разницу между россиянином и русским.
В европейских языках наша страна пишется как «Russia», и только в греческом — «Rossia». Многие наши соотечественники не видят разницы между «росом» и «русом», считая эти понятия одним и тем же. Всё это конечно так, но не совсем, есть некоторая разница. Если «росы» — это «медведи», так как не табуированное название этого животного — «рос»; то «русы», скорее всего, имеют большее отношение к диким кошкам — «рысям».
Это связано с периодом истории человечества, когда «главными в доме» были женщины (матриархат), которые также охотились на диких животных, как и потом мужчины. Женщины были не только «рысями» (дикими кошками), но и «росами» (медведицами). Ведь не спроста на ночном небе, рядом друг с другом, сияют три созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица и Рысь.
В Российской империи единый русский народ имел некоторые различия, их называли: великороссы, малороссы и белоруссы. Что интересно, «великороссов» иногда называли «великоруссами», что было тождественно друг другу. А вот жителей Малороссии никогда не называли «малоруссами», впрочем, как и жители Белой Руси никогда не назывались «белороссами». По всей видимости, у «великороссов-великоруссов» были воедино соединены как медвежьи начала, так и дикие кошачьи. Что может говорить о большой стародавности русского народа в целом.
Дикая кошка, к которой относится рысь, может быть «сущей бестией» по своему характеру и поведению. Чего нельзя сказать о кошках домашних, хотя и там попадаются индивиды с характером львицы.
В греческой мифологии есть титанида Рея, которая являлась матерью олимпийских богов, то есть относилась к ранним божествам греческого пантеона. Подобно греческой Реи, на Руси есть имя Рая, которое в полном варианте звучит как Раиса и может ассоциироваться с «рысью» — ранним почитанием на Руси диких животных.
Когда диких кошек одомашнили, то они стали добрыми и пушистыми хранительницами домашнего очага. По всей видимости, эти одомашненные «бестии» стали очень почитаемы в Египте.
«Баст, или Бастет — древнеегипетская богиня, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. Считалась защитницей фараона и бога солнца, покровительницей беременности и деторождения, защитницей от заразных болезней и злых духов.
Бастет впервые упоминается в 3 тысячелетии до нашей эры и изначально изображается в виде свирепой львицы или женщины с головой львицы (как Сехмет). Две тысячи лет спустя, Бастет и Сехмет стали характеризоваться как два аспекта одной и той же богини: Сехмет представляла воительницу, а Бастет, которую всё чаще изображали в виде кошки, представляла более мягкий аспект.»
«Отец её — бог Солнца; мать — Хатхор-Луна. Традиционно связывается с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная).»
«Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества. Хозяева даже сбривали брови в память об умершей кошке, а случайно переехавшего кошку возницу толпа насмерть забрасывала камнями. И даже фараоны совершали жертвоприношение в храме Бастет.»
© Википедия. Баст.
Вывод
Таким образом, русская и египетская мифологии имеют много общего не только в названиях, но и характерах главных персонажей. Не исключено, что народы Египта и Русской земли в прошлом довольно тесно контактировали между собой, что отразилось в похожей мифологии. Здесь вопрос даже не в том, кто у кого и какой миф перенял, и чья мифология первична, а чья вторична — русская или египетская. А большее значение имеет вопрос: каков возраст этих общих мифологий?
Сравнивая мифологии двух народов, русских и египтян, напрашивается мысль о том, что информация о появлении на мировой арене русских и славян в районе 4-го — 6-го веков нашей эры, давно уже не соответствует действительности. Этот период следует отнести назад не на пару столетий, а, как минимум, на несколько тысячелетий. Поэтому, даже сравнение русских и славян с римлянами и греками становится уже не совсем корректным.
Возможно, даже египтяне — более молодой народ, чем русские и славяне. Ответить на этот вопрос может только серьёзное исследование этого вопроса в научных кругах. А топтание на одном месте вокруг 4-го века ни к чему не приведёт. Идеи, высказанные Н.М. Карамзиным двести лет назад о русской истории, были революционными для своего времени, но сейчас они безнадёжно устарели. Нужно открывать Русь по-новому, с чистого листа, копнув сразу на несколько тысячелетий назад, не стесняясь и не оглядываясь ни на кого.