Переяславль — символ русской славы

Город Рязань
Опубликована:
04 ноября 2022 года

Переяславль — город, в котором отражена былая русская слава. Таких городов не мало на просторах нашего Отечества. И все они связаны с суровым противостоянием русского народа с жестокими и беспощадными захватчиками. Наша память хранит величайший подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Та война показала несломленное мужество людей, выдержавших тяжкие испытания, выпавшие на их долю. В память о том героическом подвиге, в нашей стране были присуждены почётные звания городов-героев, первыми из которых были: Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса; эти города стали героями в 1945 году. В последующие годы «высшую степень отличия» получили: Киев, Москва, Брестская крепость («Крепость-герой»); а также Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск и Смоленск. Всего таких городов — тринадцать. Эти города-герои являются символами советской славы, мужества и доблести.

В 2007 году в Российской Федерации было введено новое почётное звание — «Город воинской славы», за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества. Первыми городами воинской славы стали Белгород, Курск и Орёл. Всего таких городов в нашем Отечестве — сорок пять (по состоянию на 2015 год).

Как видим, города — символы советской славы, названы героями; а вот города российские — отмечены фразой «воинская слава». Не исключено то, что само слово «слава» имеет русские корни. И хотя от этого слова поименованы «славяне», сами славяне не имеют отношения к городам русской славы, названным Переяславлями. Таких городов шесть, и все они отмечены героическим подвигом русского воинства; три города находятся в нашей стране и по одному там, где воссияла слава русского солдата: в Болгарии, Сербии и Германии.

Переяславль в Повести временных лет

Переяславль-Русский

Киевский князь Владимир в 992 году на берегу реки Трубеж (левый приток Днепра), в честь победы над печенегами, основал город Переяславль. Город был так назван потому, что в этом месте была перенята слава у врага. Слава, как некий символ, была отбита у неприятеля в честном поединке и возвращена законному владельцу — русскому народу. «Повесть временных лет» подробно рассказывает о тех давних событиях:

«В лето 6500 (в 992 году). Пошел Владимир на хорватов. Когда же возвратился он с хорватской войны, пришли печенеги по той стороне (Днепра) от Сулы; Владимир же выступил против них, и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту сторону. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: «Выпусти ты своего мужа, а я своего — пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года». И разошлись.

Владимир же, вернувшись в стан свой, послал глашатаев по лагерю, со словами «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?» И не сыскался нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему, и пришел к князю один старый муж и сказал ему: «Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил еще оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился и разодрал кожу руками». Услышав об этом, князь обрадовался, и послали за ним, и привели его к князю, и поведал ему князь все. Тот отвечал: «Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, — испытайте меня: нет ли большого и сильного быка?» И нашли быка, большого и сильного, и приказали разъярить его; возложили на него раскаленное железо и пустили. И побежал бык мимо него, и схватил быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила его рука. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться».

На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: «Есть ли муж? Вот наш готов!». Владимир повелел в ту же ночь надеть вооружение, и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил печенежина руками досмерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали их. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того, и назвал его Переяславцем, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победою и со славою великою.» © Повесть временных лет.

Построенный князем Владимиром в 992 году, в 80 км к юго-востоку от Киева, на левобережье Днепра, город Переяславец стал на многие годы форпостом, защищавшим Киев от нападений степных кочевников, печенегов, а затем и половцев. Город-страж стал центром Переяславского княжества, защищавшего русские земли от нападений со стороны Крыма и Дикой степи. В 1239 году город был взят монгольскими войсками хана Батыя и разрушен. В следующем, 1240 году, пал Киев. На том закончилась история Киевской Руси. После освобождения от монголо-татарского ига, в 16 веке, на месте Переяславля, запорожскими казаками была построена Переяславская крепость. Крепость выполняла роль рубежа, отражавшего нападения крымских татар на южную Русь. В 1654 году, по инициативе запорожского гетмана Богдана Хмельницкого, состоялась Переяславская Рада о присоединении Малой Руси (польской Украины) к Русскому царству. Тогда в состав Русского царства вошла «вся Украина»: Киевское, Черниговское и Брацлавское (ныне Винницкая область) воеводства Речи Посполитой (польско-литовского государства).

После монгольского разорения и многовекового польского владычества, благодаря Переяславлю, старинный русский город Киев вернулся в состав Русских земель.

Переяславль-Русский
Переяславль-Русский, Киевская область
Переяславль-Рязанский

Помимо Переяславля, построенного князем Владимиром на левобережье Днепра, есть в Русской земле и другие Переяславли, отмеченные «Повестью временных лет». Что интересно, Переяславль у Днепра был построен князем Владимиром, правнуком Рюрика, спустя 130 лет после призвания варягов «княжить по праву». Однако, в русской летописи, задолго до Владимира, упоминается другой город Переяславль:

«В лето 6415 (в 907 году). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве… И пришел к Царьграду… и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли… и послал к ним в столицу со словами: «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе». И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полотска, для Ростова, для Любеча и для прочих городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.» © Повесть временных лет.

Если говорить о Рюрике, то в «Повести временных лет» ничего не говорится о его титуле; но у него в родичах был князь Олег. Это значит, что Олег Рюрику был ближайший родственник, возможно двоюродный брат. Если рассуждать по аналогии с российским императором Николаем Вторым, то его братья, как родные, так и двоюродные, назывались «великими князьями». По всей видимости, Рюрика можно смело называть «царём» или, по крайней мере, «представителем царского рода»; ведь его не просто так позвали «княжить по праву» чудью, славянами, кривичами и весью; а потому, что он имел на то законные права. И, не смотря на то, что Рюрик имел «все права» на царствование Русской землёй, предложить ему было нечего; потому как Русские земли предстояло ещё собрать воедино. Но, Рюрик согласился и на «княжение»; главное заключалось в том, что его призвала «земля его отцов», а это дорогого стоило.

Это всё равно, что генералу, имевшему чин командующего армией, предложили должность командира дивизии, состоящей из разношёрстных полков. «А как же армия?» — спросил генерал. «Будет и армия: великая, русская, непобедимая армия на бескрайних просторах; но вам придётся её сформировать самому, из того что есть» — последовал ответ. И Рюриковичи сформировали Русское царство, в тяжёлом труде и борьбе, спустя 685 лет.

А пока родич Рюрика, русский князь Олег, собирал разношёрстное войско, состоящее из «варягов и славян, и чуди, и кривичей, и мери, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцов», среди которых были и пара русских полков; он это делал для того, чтобы иметь возможность собирать русские земли и облагать данью своих давних «партнёров» — греков.

Зачем Олегу понадобилась дань, да ещё добытая сложным военным путём, с комбинированной переброской войск, «конями и кораблями»? Ведь земли, на которые был призван Рюрик с братьями, были «велики и обильны». Но, так было не везде. И, если славяне жили «как сыр в масле», то другие народы, в особенности русский, не сказать чтобы голодали, но жили достаточно скромно, не имея многого необходимого.

Византийский император Константин Багрянородный, живший в одно время с княгиней Ольгой, в своей книге «Об управлении империей» рассказал о росах и печенегах; а также о том, что русские и славяне — это разные народы, разговаривавшие каждый на своём языке.

«Росы озабочены тем, чтобы иметь мир с пачинакитами [печенегами]. Ведь они покупают у них коров, коней, овец и от этого живут легче и сытнее, поскольку ни одного из упомянутых выше животных в Росии не водилось.» 

«[Да будет известно], что приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы [лодки-однодревки, которым для похода по морю наращивали борта и получались ладьи] являются одни из Немогарда [Новгорода], в котором сидел Сфендослав [Святослав], сын Ингора [Игоря Рюриковича], архонта Росии [князя], а другие из крепости Милиниски [Смоленска], из Телиуцы [Любеча], Чернигоги [Чернигова] и из Вусеграда [Вышеграда]. Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава [Киев], называемой Самватас.

Славяне же, их пактиоты [данники, союзники], а именно: кривитеины [кривичи], лендзанины [ляхи, которые радимичи и вятичи] и прочие Славинии [балканские славяне] — рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются в Киову. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам, росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство… снаряжают их.

И в июне месяце, двигаясь по реке Днепр, они спускаются в Витичеву, которая является крепостью-пактиотом росов, и, собравшись там в течение двух-трех дней, пока соединятся все моноксилы, тогда отправляются в путь и спускаются по названной реке Днепр.

Прежде всего они приходят к первому порогу, нарекаемому Эссупи, что означает по-росски и по-славянски «Не спи». Порог [этот] столь же узок, как пространство циканистирия [императорский манеж в Константинополе], а посередине его имеются обрывистые высокие скалы, торчащие наподобие островков.

Когда они пройдут этот первый порог, то снова, забрав с суши прочих, отплывают и приходят к другому порогу, называемому по-росски Улворси, а по-славянски Островунипрах, что значит «Островок порога».»

© Константин Багрянородный. Об управлении империей.

Как мы видим, у русского князя Олега была необходимость облагать данью богатую Византийскую империю, чтобы насытить товарами и продуктами не только «бывший славянский город» Киев, но и русские города, среди которых и Переяславль. Это делалось для того, чтобы русский народ ощутил улучшение жизни с приходом «своих» русских князей. Со славянами же русские жили мирно и в добрососедстве, несмотря на ощутимую разницу в достатке; покупали их товары; это говорит о том, что русские — мирные соседи и им было чем расплачиваться.

После смерти князя Олега в 912 году, княжить в Киеве стал Игорь Рюрикович. Греки сразу же «забыли» о своём договоре с Олегом. Пришлось снова с ними воевать. После грозного похода Игоря в 944 году, византийские цари Роман и Константин решили восстановить выплату дани; для этого, в следующем же году, греки отправили своих послов в Киев.

«В лето 6453 (в 945 году). Прислали Роман и Константин, и Стефан послов к Игорю восстановить прежний мир. Игорь же говорил с ними о мире; и послал Игорь мужей своих к Роману.

И, когда придут, пусть живут у церкви святого Мамонта, и тогда пошлем мы, цари, чтобы переписали имена ваши, и пусть возьмут месячину — послы посольскую, а купцы месячину, сперва те, кто от города Киева, затем из Чернигова и из Переяславля и из прочих городов.»

© Повесть временных лет.

Исходя из информации, почерпнутой в книге византийского императора и в русской летописи, можно предположить то, что существовала «внешняя Росия» (расположенная на южном побережье Балтийского моря), куда входил и Новгород, достаточно богатый, чтобы обходиться без греческой дани. Из этой «внешней Росии» был призван Рюрик с братьями — представителями царской династии Росов. Отсюда следует, что существовала «внутренняя» или просто Росия, в которой проживали разные славянские народы и бесправный русский народ, живший сам по себе; об этом народе славянские князья «как-бы забыли», будто его и не было. Но, пришли русские князья из «внешней Росии» и восстановили справедливость. Князь Игорь Рюрикович помнил про русский город Переяславль и снабжал его данью, в третью очередь, после Киева и Чернигова, как было при Олеге.

Остаётся узнать, что это за город Переяславль, имевший большое значение для русских князей. Переяславль стал упоминаться только при Олеге, русском князе. То что Олег был именно русским князем, а не славянином, упомянуто в «Повести временных лет» не один раз.

Под 852 годом: «А от первого года царствования Михаила до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет.» Под 912 годом: «посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукой его — светлых и великих князей, и его великих бояр.» 

Если были русские князья, русский город Переяславль, то должна была быть Русская земля, где этот город стоял. Бывает так, что одно и то же понятие, отражённое в документах разных эпох, кардинально изменяет своё значение.

В двух исторических документах, написанных примерно в одно время, даётся характеристика, показывающая, где находится она, эта «загадочная» Русь. Почему так важно сравнение документов одного периода? Потому что в них отражается единое понятие существующих на тот момент вещей.

Первый документ: берестяная грамота под номером 105, найденная в Великом Новгороде и датируемая 1160 — 1180 годами. Она гласит:

«От Семка к Кулотке. Что [касается того, что] ты говорил Несде про те деньги, то когда ты приходил в Русь с Лазовком, тогда взял их у меня Лазовко в Переяславле.» (перевод со старорусского языка).

Второй документ: русская летопись «Повесть временных лет», написанная ориентировочно в 1110-е годы. В ней сказано:

«Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, а направляется на север и впадает в море Варяжское [Белое]. Из этого же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское [Каспийское]. Так и из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и дальше на восток пройти в удел Сима, а по Двине — в землю Варягов, от Варяг до Рима, от Рима же и до племени Хама. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, — по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра.»

Как известно, рек с названием Двина — две: Северная Двина, впадающая в Белое море; и Западная Двина, впадающая в Балтийское море. Балтийское море по-латышски звучит как Baltijas jūra, что в переводе на русский означает «Белое море». Так что обе Двины впадают в Белое море, называвшееся раньше Варяжским. Из берестяной грамоты следует, что город Переяславль находится в Руси, и эта Русь не ограничена одним городом; а русская летопись говорит нам, что Русь — это «Оковский лес» или лес, растущий по берегам Оки. Географически — это Валдайская возвышенность на которой находятся истоки Волги, Днепра, Западной Двины, Ловоти и многих других. Историческая Русь находится там, что не исключает наличие ещё одной Руси во «внешней Росии». Ведь появилась же Пруссия после ухода Руси вместе с Рюриком на историческую Родину.

Отсюда следует, что Переяславль из новгородской грамоты необходимо искать на берегах реки Оки. Как и днепровский Переяславль, оковский Переяславль построен на реке Трубеж, впадающей в Оку. В настоящее время на месте впадения Трубежа в Оку, на высоком правом берегу, красуется город Рязань; который до 1778 года назывался Переяславль-Рязанский.

Русский город Рязань, сожжённый Батыем в 1237 году, находился ниже по течению Оки, в 50 км. На месте прежней Рязани осталось городище «Старая Рязань», а «погибший» русский город был перенесён в Переяславль-Рязанский. По мнению рязанского историка Аполлона Григорьевича Кузьмина (1928 — 2004) название Рязани произошло от слова «Резань»:

«В какой-то момент русские колонии в районе Средней Оки оказались «отрезанными» от «Русской» земли — лесами, полями, болотами и нередко — неприятелем. Они получили название «отрезанной земли» или «Резани».»

Оно и не удивительно, с востока и севера Рязань осаждали угорцы — мурома, черемисы и мордва, а с запада и юга — ляхи — вятичи. Русской Рязани помогали держать оборону два русских полка: от муромы — Муромский, а от славян — Переяславский, державший рубеж обороны по Трубежу.

После смерти Рюрика, князь Олег стал расширять владения Рюриковичей, подчиняя славян и угров своей воле.

Город Рязань
Рязань (Переяславль-Рязанский)

В 885 году были подчинены ляхи-радимичи (сидевшие по реке Сож, левом притоке Днепра), а в 907 году в составе войска Олега появились ляхи-вятичи (сидевшие на верхней и средней Оке). Скорее всего, в этом же году была снята блокада с Руси и Рязани, а в рубежной крепости Переяславле на Оке был посажен русский князь, ставленник Олега. С вятичами, скорее всего, договорились; потому что они продолжали платить дань хазарам, а с Русью держали нейтральные отношения. Вятичи были побеждены только Святославом, в 966 году. А до того времени, киевские князья могли связываться с Переяславлем-Рязанским через Смоленск и Ростов, далее по Москве-реке выходили на Оку и Рязань.

Ведь не просто так, при упоминании о Переяславле-Русском, что на левобережье Днепра, было рассказано про юношу (отрока), разрывавшего бычью кожу голыми руками. Что интересно, летописец Нестор не указывает имён, ни юноши-кожемяки, ни его отца — возрастного, но крепкого человека, вышедшего на битву. 

Существует старая русская сказка «Никита Кожемяка», в которой рассказывается о киевском мастеровом Никите Кожемяке, поборовшего змея и разделившего землю на две равные части: русскую и змеиную.

«Около Киева проявился змей, брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной девке; возьмет девку да и съест ее. Пришел черед идти к тому змею царской дочери. Схватил змей царевну и потащил ее к себе в берлогу, а есть ее не стал: красавица собой была, так за жену себе взял.

Вот раз царь с царицею и пишут к царевне: узнай, кто сильнее змея? Царевна стала приветливей к своему змею, стала у него допытываться, кто его сильнее. Тот долго не говорил, да раз и проболтался, что живет в городе Киеве Кожемяка — тот и его сильнее. Услыхала про то царевна, написала батюшке: сыщите в городе Киеве Никиту Кожемяку да пошлите его меня из неволи выручать.

Долго ли, коротко ли бился с змеем Никита Кожемяка, только повалил змея. Тут змей стал молить Никиту: «Не бей меня до смерти, Никита Кожемяка! Сильней нас с тобой в свете нет; разделим всю землю, весь свет поровну: ты будешь жить в одной половине, а я в другой».» © Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. Никита Кожемяка.

Сказка взята из сборника русского собирателя фольклора и историка Александра Николаевича Афанасьева (1826 — 1871), записанная в городе Козлов (ныне Мичуринск) Тамбовской губернии. Что интересно, в сказке говорится о Никите Кожемяке, жившем в Киеве; однако украинские варианты этой сказки говорят о Кирилле Кожемяке; а Никоновская летопись повествует о силаче Яне Усмошевце (от слова усма — «выделанная кожа» на старорусском языке). Всего вариантов этой сказки — 15, но все они присутствуют только у русского народа (5 — русских, 7 — украинских, 3 — белорусских варианта), у других народов Кожемяки нет.

Стоит обратить внимание на то, что в летописи князь Владимир искал поединщика сначала в своём лагере, то есть в киевском, но не нашёл. После чего был кинут клич по всему войску, и тут появился старик, который пришёл из другого города, не из Киева. Этот старик вполне мог быть уроженцем Рязанской земли, ведь в сказке кожемяку зовут Никита. Вполне возможно, что тут прослеживается связь с русским богатырём Добрыней Никитичем, который был родом из Рязани. В пользу этого варианта говорит и то, что сказка записана в городе Козлов (современный Мичуринск Тамбовской области), расположенный в 200 км к югу от Рязани (Переяславля-Рязанского). А всего кожемяк известно трое: киевский Кирилл, рязанский — Никита, и ещё один — Ян или Иван.

Возвращаясь к князю Олегу и его здоровому «протекционизму» относительно греческой дани русскому городу Переяславлю, можно задаться вопросом: если уж Русь была и ранее, то зачем потребовалось звать на княжение варяга-руса Рюрика? Ответ на этот вопрос даёт повесть Былины как исторический документ. В этой повести говорится о том, что былинный город Чернигов расположен географически там, где стояла Старая Рязань. В былине Первые подвиги Ильи Муромца рассказывается о том, как Илья, первым своим делом, освободил город Чернигов (Рязань) от несметных полчищ, осадивших город; после чего к нему вышли горожане, одни мужики, и попросили Илью Муромца стать у них воеводой. То есть, в этом русском городе не было не только князя с дружиной, но даже воеводы — руководителя городского ополчения. При этом, несметные полчища врага — силушка великая, не смогли взять город, обороняемый одними русскими мужиками, потому держали его в жёсткой осаде.

Усилиями русских воинов из соседнего города Мурома, расположенного в 170 км от Рязани (Старой) с одной стороны, и русским князем, посаженным Олегом в Переяславле, что в 50 км от Рязани по другую сторону; осада города Рязани была снята и блокада Рязанской земли прекращена. Благодаря покровительству русских князей, Рязань появляется в составе Черниговского княжества, расположенного на левобережье Днепра, в земле славянского племени северян. Поначалу Рязань входила в Черниговское княжество как часть Муромского княжества с 1024 по 1127 годы. Затем Муромское княжество набрало силу и отделилось от Черниговского. В 1150-е годы столица Муромского княжества перемещается в Рязань и оно начинает называться Муромо-Рязанским княжеством.

В 1160-е годы появляется Рязанское княжество, отделившееся от Муромского. После гибели Рязани в 1237 году, столица Рязанского княжества перемещается в Переяславль Рязанский. 

Переславль-Залесский

В сказке «Никита Кожемяка» говорится о неком рубеже, который разделил русскую и змеиную земли. Возможно и название реки Трубеж, на которой стоят все Переяславли (Русский, Рязанский и Залесский), имеет рубежную, оборонительную основу. При этом Переяславль, стоящий на реке Трубеж, представляет собой форпост, защищающий главный город от нашествия супостата.

Переяславль-Русский находится в 80 км к юго-востоку от Киева на Днепре; и с момента своего основания защищал город Киев от нападения печенегов, кочевых племён Дикой степи. Что интересно, Киев и Переяславль находятся на разных берегах Днепра. Киев на правом, а Переяславль всегда на том берегу, где ожидается неприятель.

Переяславль-Рязанский (город Рязань) находится в 50 км к западу от Старой Рязани; он также защищал город Рязань от набегов супостатов, возможно славян-ляхов (вятичей). Однако, причина постройки Переяславля-Рязанского могла быть не для защиты от ляхов, а, скорее всего, от другого неприятеля, приходившего намного ранее. Старая Рязань располагалась в излучине Оки на левом берегу; Переяславль же стоит на холме, на правом берегу Оки, скажем так, на противоположном от Руси (Оковского леса) берегу, охраняя подступы к Оке.

Переславль-Залесский стоит на реке Трубеж, на берегу Плещеева озера. Он расположен в 60 км к югу от Ростова Великого, стоящего на озере Неро (в старину Ростовское озеро). Название своё получил оттого, что находится в Залесье.

«Название «Залесье» географическое, южного происхождения, оно подразумевало всё то, что находилось «за лесом» по отношению к киевским и черниговским землям, от которых Залесье отделяли труднопроходимые брянские леса («дебрянские» — от слова «дебри») и земли, населенные вятичами. Существовали два основных пути, связывавших столицу Киевской Руси с Залесьем: окольный водный днепровско-волжский путь с волоком на Валдае и «дорога прямоезжая» через вятичские леса.»

© Википедия. Залесье.

Важным является то, что Переславле-Залесском родился один из главных защитников Русской земли, Рюрикович по прямой ветви, Александр Ярославич Невский (1220 — 1263).

Что интересно, город Ростов стоит на западном берегу Ростовского озера, а Переславль-Залесский на другом, восточном берегу, только Плещеева озера. И оба этих озера относились к одному народу — меря.

Переяславль-Залесский
Переславль-Залесский, Ярославская область

«Залесский» может также означать и находящийся за «Оковским лесом», то есть за Русью. И то, что этот Переславль является «защитником» Ростова Великого, нет никаких сомнений. В былине о первых подвигах Ильи Муромца говорится об окольной и прямоезжей дороге, от Чернигова (Рязани) до Киева (Ростова). Там также, как и в статье Википедии про Залесье, говорится о прямоезжей дороге через лес и об окольном — речном пути.

Что интересно, Старая Рязань была прикрыта с двух сторон: со стороны Волги — городом Муромом, откуда был «старый казак» Илья Муромец; а со стороны леса — Переяславлем на Трубеже. Ростов Великий также прикрыт с двух сторон: со стороны Волги — городом Ярославлем (на гербе которого изображён стоящий на посту медведь с секирой); а со стороны леса — традиционным, русским Переславлем на Трубеже.

Животным символом Руси и России считается «медведь», он изображён на гербах многих городов, включая Ярославль и Великий Новгород. А вот на гербе Ростова Великого изображён олень, как впрочем и на гербе Нижнего Новгорода. Возникает вопрос, кого защищают в Ростове русские форпосты: Ярославль и Переславль?

Есть предположение, что Ростов являлся культовым центром народа — прародителя Руси, потому его так бережно охраняли русские форпосты. Кстати, когда Рюрик, после смерти братьев, взял власть в свои руки; он, первым делом, посадил в Ростов своего князя; заметим, это сделал не Олег, как это было с Любичем, Полоцком и Переяславлем, а именно Рюрик. И только после смерти Рюрика, ростовский князь стал подчиняться Олегу. 

«Повесть временных лет» говорит о том, что Русская земля прозвалась Русью от варягов, когда они пришли с Рюриком. А это значит, что ранее она называлась по-другому. Как? Тут несколько вариантов. Наиболее вероятный — Земля кривичей, которых было три разновидности: Смоленские, Полоцкие и Изборские (Псковские). Примечательно то, что в летописи только о кривичах говорится — «всех кривичей»: «Варяги из заморья взимали дань с чуди и со славян, и с мери, и с всех кривичей». Это говорит о том, что сами кривичи были разными и существенно отличались друг от друга. Примерно так же, как в Российской империи: великороссы, малороссы и белоруссы считались одним — русским народом, а во времена Советской власти, те же великороссы стали русскими, малороссы — украинцами, а белоруссы — белорусами; и все они стали отличаться друг от друга, чем дальше, тем сильнее. Скорее всего, такая же метаморфоза произошла и с кривичами. 

«А другое [княжение] на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город Смоленск. Именно там сидят кривичи, от них же происходят и северяне.» © Повесть временных лет.

Полота, река вытекающая из Псковской области и впадающая в Западную Двину в районе города Полоцка. Смоленские кривичи произошли от полочан, скорее всего, задолго до появления города Полоцка. Ведь к моменту призвания Рюрика в летописи говорится следующее: «Коренное население в Новгороде — славяне, в Полотске — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».

Место размещения основных, смоленских, кривичей указано в районах, прилегающих к Валдайской возвышенности. Как подметил летописец: не в месте истока (на Валдае), а лишь в верховьях Волги, Двины и Днепра. Скорее всего, произошло смешение славянского племени полочан с «исконной русью», отчего и появились «кривичи». У этих кривичей главным городом был Смоленск. А недалеко от Смоленска, в 120 км к югу, на реке Сож, стоит город Кричев (Могилёвская область Белоруссии; кстати Могилёв стоит на Днепре, как и Смоленск, только ниже по течению). Есть мнение, что «кривичи» произошли от собственного имени Кричев. А слово «Кричев» произошло от старорусского слова «кръч», означающего «кузнец». В старославянском языке такого слова [кръч] нет. Вполне возможно, что русские прозвали полочан кривичами, за их умение обращаться с железом.

Если обратиться к латышскому языку, то слово «русский» будет звучать как «krievu». То есть, у латышей русские также называются «кривичами». Почему именно у латышей? Да потому что латышский город Рига (столица Латвии) стоит в устье Западной Двины, впадающей в Балтийское (по-латышски Белое) море; и через Ригу проще всего добраться до Полоцка, морем и рекой. А Полоцк — это Белоруссия, то есть Белая Русь.

Но, полоцкие кривичи были названы не столько нарицательным словом «русские», принятым у латышей; а, возможно, также имели собственное имя «kretē», что в переводе с латышского означает «кречет» или сокол, атакующий добычу сверху, пикированием. Такой «сокол-кречет» был изображён на печати Святослава Игоревича, киевского князя. Этот вопрос подробно рассмотрен в повести Греческий герой Геракл — мифы и реальность. По всей видимости, полоцкие князья хотели подтвердить свою близость с Рюриком-соколом, потому стали звать себя «крече», на прибалтийский манер, когда заходили в Двину из Балтики.

Гордый нрав полоцкой княжны Рогнеды, отказавшейся выходить замуж за князя Владимира, говорит о высоком положении её рода, полоцких князей кривичей. Отец Рогнеды, Рогволод, прибыл в Полоцк из-за моря, скорее всего по Балтийско-Двинскому маршруту. Дело в том, что существует ещё один Полоцк, вернее Плоцк, стоящий на реке Висле, в 100 км ниже по течению от Варшавы. Плоцк известен с 10-го века, так что Рогволод мог быть из тех, кто основал этот город на Висле. Не исключено, что Плоцк основали кривичи-кречеты с Полоцка, что на Двине.

При этом, Плоцк был первой столицей Польши. Может быть поэтому, полоцкая княжна Рогнеда назвала князя Владимира «сыном рабыни», посчитав связь князя Святослава Игоревича с русской женщиной Малушей из северянского Любеча, морганатическим браком.

Полоцк
Полоцк, Белоруссия.
Плоцк
Плоцк, Польша.

Третьи кривичи были в Изборске. Скорее всего, они пришли туда вместе с Трувором, младшим братом Рюрика. Название у них «прибалтийское», то есть просто «русские». Изборск находится в 30 км к западу от русского города Пскова. Псков, стоящий на реке Великой, сам является городом-защитником Новгорода; в нём расквартирована 76 гвардейская десантно-штурмовая дивизия. Как известно, город Рязань является главным центров российских десантников, а 76-я псковская дивизия — старейшее и прославленное соединение ВДВ. Вот такая прослеживается взаимосвязь между русскими городами-защитниками.

Что интересно, под Псковом, в 10 км юго-восточнее, находится деревня Будник, на реке Черёхе; в этой деревне родился князь Владимир Святославич, Креститель Руси. В 4 км от Будника, рядом с местом впадения реки Черёхи в Великую, в посёлке Черёха расквартирован 104 гвардейский десантно-штурмовой полк. Так что, по русской традиции, важные населённые пункты, какого бы размера они ни были, все они прикрыты войсками. Такую же роль выполняли Переяславли на Русской земле, защищали важные русские города от любого супостата.

Таким образом, кривичи были славянами, наиболее близкими к русскому народу. Кстати, в русской летописи при перечислении тех, кто говорит на славянском языке, кривичи не указаны. «Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане.» Нет в этом перечне и ляхов: радимичей и вятичей. Скорее всего, и ляхи, и кривичи разговаривали на старорусском языке, который в чём-то походил на старославянский; но, всё равно, старорусский был отдельным языком. Это подтверждают не только Константин Багрянородный, но и современные лингвисты.

Это был язык «кузнецов», на котором говорили не только кривичи, но и тот народ, «исконная русь», который проживал в «Оковском лесу»; там где берут своё начало истоки рек Волги, Двины и Днепра. Это место — центр Валдайской возвышенности, где находится озеро Валдай; на котором стоит город Валдай, расположенный в 130 км от Великого Новгорода и в 360 км от Переславля-Залесского. На сайте Новости Великого Новгорода, по поводу названия города и озера Валдай сказано следующее:

«Валдай можно с полным правом отнести к самым известным малым городам России. Происхождение его названия точно не установлено, на этот счет существуют различные версии. Согласно первой, оно восходит к немецкому Wald (лес), что вполне вероятно, учитывая обилие здешних лесов. По другой версии, название происходит от фино-угорского слова valda, – светлый, чистый – с намеком на чистоту здешних вод. А согласно поэтической легенде, Валдой звали красавца-кузнеца, имя которого нашептывали волны, когда он приходил умываться к озеру.»

И здесь, в центре «исходной Руси», мы находим упоминание о «кузнеце», которого звали Валда. Неоднократное упоминание кузнеца наводит на мысль о Свароге, боге-кузнеце, которого изображали в виде медведя. На старорусском языке медведя называли «росом». Потому Россию называют «медвежьей страной», по имени покровителя небесного огня, бога-кузнеца Сварога. Потому у первых Рюриковичей, до крещения Руси, был в почёте Перун, считавшийся сыном Сварога. Вполне возможно, что представители царского рода Роса-Сварога — Рюриковичи именовались варягами-росами, а прибывший с ними русский народ «русь» дал общее название всем русским, имевшим «кузнечные» названия своих племён.

Да и само слово «варяг» очень близко к имени «Сварог». Кстати, на Руси таких, близких по произношению, слов достаточно много. Взять к примеру: Сварог — Варяг, Волга — Ольга, Игорь — Гор. Вполне возможно, что летописные «варяги-росы», были не кто иные, как Свароги-Росы, «русские медведи», цари великой Росии.

Сам Сварог отсылает нас ко времени Всемирного Потопа; с которого, собственно, и пошла Русская земля; ибо с этого начинается «Повесть временных лет». Но, загадка города Ростова Великого и его «защитника» Переславля всё ещё остаётся. Подсказку может дать то, что в Ростове, уже после крещения Руси, долгое время сохранялось поклонение Велесу. Велес — от слова «великий». А «великих» названий в нашей стране не так много. Одна река — Великая, с городом Псковом на берегу, да ещё четыре города: Великий Новгород, Великий Устюг, Великие Луки и Ростов Великий. Причём все эти города локализованы в одном месте, на Северо-Западе Руси.

Велес, это ещё более ранние поверья русского народа, чем Сварог. Вполне возможно, что Велес был основателем земли, называвшейся «Слава». Слава имела пограничные реки — «лавы», ограничивавшие Славу там, где не было моря, то есть по земле. Названия этих рек дошли до нас в греческом прочтении, когда греческая буква «Б» заменялась на нашу «В» и наоборот; например, греческий царь назывался «Базилевс», а у нас его звали «Василевс» или Василий. Так могло произойти и с реками, когда «Лава» стала называться «Лаба». И таких рек известно две: Эльба (Лаба) в Германии и Лаба, приток Кубани, в Краснодарском крае.

Возвращаясь к трем «нашим» Переяславлям можно также предположить, что они, помимо оборонительной функции, выполняли ещё и защиту народных верований русского народа. В «Повести временных лет» говорится о различных нравах, присутствующих у славян, от людоедства до многожёнства и многомужества; и только поляне сохранили обычаи отцов (заветы Сварога), очень близкие к христианским.

Переяславль-Русский был основан через четыре года после крещения Руси, и первые владыки находились в нём, а не в Киеве. Этот город защищал Христианскую Веру и «законы отцов» полян от поругания «погаными» печенегами. Переяславль-Рязанский защищал город Рязань и «законы Сварога» от ляхов и угров. Переславль-Залесский оберегал самые старые русские поверья, «заветы прадедов», или память Велеса.

Исходя из этого можно предположить что, если название «Русская земля» появилось при Потопе и Свароге, а затем вернулось на Русь вместе с потомками Сварога — Рюриковичами; то в допотопные времена Русь могла называться «Славой», потому как территориально эти образования находились в одном месте. Отсюда можно сделать вывод, что русский народ во времена Велеса назывался «славами». Потому и назвали русские города Переяславлями не только как «перенявшие славу», но и как «первые славы»; тем самым сохраняя для потомков информацию о том, что первые русские назывались «славами», а их земля Славой. Потому и действия по освобождению Русской земли названы «перенятие Славы», то есть «возвращение Славы».

Переяславец на Дунае

Следующий Переяславец, упомянутый в «Повести временных лет», находится на Дунае. Это столичный город Святослава Игоревича, «середина земли» его. По поводу дунайского Переяславца русская летопись говорит следующее:

«В лето 6475 (в 967 году). Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там, в Переяславце, беря дань с греков.»

«В лето 6476 ( в 968 году). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга в городе Киеве со своими внуками — Ярополком, Олегом и Владимиром. И осадили печенеги город силой великой: было их бесчисленное множество вокруг города… И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих… Услышав эти слова, Святослав с дружиною скоро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, прогнал печенегов в поле, и наступил мир.»

«В лето 6477 (в 969 году). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае, — там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и челядь [во времена Святослава — это рабы-пленники, объект купли-продажи]

«В лето 6479 (в 971 году). Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе. И вышли болгары на битву против Святослава, и была сеча велика, и стали одолевать болгары. И сказал Святослав своим воинам: «Здесь нам и умереть! Постоим же мужественно братья и дружина!» И к вечеру одолел Святослав, и взял город приступом, и послал к грекам со словами: «Хочу итти на вас и взять столицу вашу, как и этот город».» © Повесть временных лет.

У учёных до сих пор нет определённого мнения насчёт того, где находится столица Святослава, Переяславец на Дунае. Ведь в настоящее время города с таким названием на Дунае нет. Но, если внимательно прочитать сведения, указанные в русской летописи, то этот город-крепость найти будет не сложно. Только искать нужно не на территории современной Болгарии, а по всему Дунаю. Подсказку дают дары, откуда они приходят к Святославу. Серебро и кони приходят из Чехии и Венгрии. В дополнение к этому, в летописи есть такие слова, говорящие о происхождении славян: «Так, например, одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другии назвались чехи.» 

На реке Дунай есть два одноимённых притока: левый, текущий с севера; и правый, текущий с юга, которые называются — Морава.

Верхняя Морава берет своё начало в Чехии; затем, в нижнем течении, проходит по границе Австрии и Словакии. У места впадения Моравы в Дунай стоит город Братислава (столица Словакии), который граничит с Австрией и Венгрией.

Нижняя Морава или Велика-Морава берет своё начало в Македонии и протекает по Болгарии и Сербии. Впадает в Дунай возле сербского города-крепости Смедерево.

Расположение Переяславца на участке Дуная, между двумя Моравами: одной текущей из Чехии, а другой из Греции — отвечает утверждению Святослава, что это середина его земли. Если предположить, что Переяславец находился в устье северной Моравы, тогда это город Братислава.

Название «Братислава» состоит из двух частей: «брати» и «слава». На старославянском языке «брати, братися, борю» означает — «воевать, сражаться». Отсюда следует, что Братислава — это «слава, добытая в бою», что полностью соответствует фразе «перенявший славу». Однако, есть одно «но». Между устьями «чешской» и «греческой» Морав по прямой около 500 км. А в летописи сказано, что взяв Переяславец, Святослав стал брать дань с греков. Отсюда выходит, что Переяславец стоял, всё таки, на «греческой» Велико-Мораве, текущей из Македонии; там где сейчас сербская крепость Смедерево.

Когда пришла весть из Киева о том, что он осаждён печенегами, Святослав с дружиной сел на коней и помчался на выручку своей матери и детей. Расстояние от Братиславы и от Смедерево до Киева по прямой примерно одинаковое, около тысячи километров.

В то время город Братислава назывался Преслав, почти как Переяславец; но, с 907 года (за 60 лет до прихода Святослава) он был завоёван уграми (венграми) и находился в составе Венгрии аж до 1918 года. А русская летопись гласит, что князь Святослав выбивал из Переяславца именно болгар, а не венгров, в 967 и 971 годах. Поэтому, под Переяславец больше подходит сербский город Смедерево.

Смедерево — город в Сербии, стоящий на стечении Велико-Моравы и Дуная, в 50 км юго-восточнее Белграда. В средневековье Смедерево было самым крупным городом и столицей Сербии. Город-крепость Смедерево был построен сербским правителем Георгием Бранковичем в 1430 году на фундаменте другой крепости, предположительно римской, и имел большое значение для региона.

Смедерево имеет несколько названий: римское — «Aureus Mons», русское — «Переяславец», сербское — «Смедерево». Aureus Mons в переводе с латинского означает «Золотая Гора». Возникает ассоциация с Прусским городом-крепостью Кёнигсбергом — «Королевской Горой». Ведь Рюрик с братьями прибыл из балтийского Поморья (Померании), названной затем Пруссией. А Святослав был внуком Рюрика. Не исключено, что он знал где делать столицу своего государства, на Золотой Горе.

Переяславец на Дунае
Переяславец (Смедеревская крепость, Сербия)

Римляне могли построить свою крепость на месте старого славянского укрепления. Ведь граница Римской Империи со славянами проходила по реке Дунай. Если брать в расчёт, что Переяславль-Рязанский построен как форпост на другой стороне Оки, относительно русских земель; то и Переяславец на Дунае построен по тому же принципу: на другой стороне Дуная, относительно славянских земель. Это наводит на мысль, что крепость или городище было построено славянами или русскими ещё до римлян.

Называлось то укрепление также по-разному: по-русски — «Переяслав»; по славянски, допустим что — «Смедерево»; а пришедшие сюда римляне назвали так, как крепость называлась у местных. Римляне никогда не меняли местных названий, чтобы не путаться потом, нанимая проводников для своих легионов. В последствии, в ходу были несколько латинских названий: «Smedris» — когда римляне приняли местное название славянской крепости; «Aureus Mons» (Золотая Гора) — когда крепость стала римской; «Semendria» — в последствии, когда римляне потеряли над ней контроль.

Современное название города-крепости сербское — «Смедерево». Вряд ли она была построена из дерева, хотя этого варианта исключать нельзя. Скорее всего, сербы приняли искажённый вариант первого римского названия, дошедшего до них. Если мы разложим слово «смедерево» на две составляющие и рассмотрим их по отдельности, то получим следующий результат: «сме» + «дерево».

Латинское словосочетание «sme» могло быть сокращением от «smich». При этом, «смич», в переводе с латинского, означает «кузнец».

Слово «дерево, древо» отсутствует в старославянском языке, поэтому здесь, скорее всего, имелось ввиду «деревня, село». Славянские поселения в старину так и назывались «селищами». По-латински, «деревня, село» звучит как «rus». Поэтому, не стоит исключать того, что изначально укрепление называлось как «селение русских кузнецов»; вполне возможно, в нём был славянский храм «Сварогу-кузнецу». И это укрепление было построено не славянами, а русскими, пришедшими на Дунай с военными целями. Может даже, наряду со Сварогом, в укреплении велось почитание Святогора, соратника бога-кузнеца. Былинный богатырь Святогор имел обычное имя «Рус», от него-то и пошло название Руси. Сварог тоже имел обычное «гражданское» имя — Рос, то есть «медведь».

Наличие дохристианского храма почитания Сварога и Святогора может объяснить двойственность в названии крепости. Сварог, бог-кузнец, повелитель небесного огня, имел тотем медведя и в простонародии именовался Росом. Святогор, первый русский былинный богатырь, Святой Гор, в обычной жизни именовался Русом. Отсюда крепость могла именоваться по-разному: «Сварога и Святогора», «кузнеца и селянина», «Роса и Руса»; а также в разных сочетаниях этих названий: «Сварога и Руса», «Кузнеца и Гора», кому как нравилось; ведь русский язык очень гибкий в этом отношении. Мало какой город имеет одно официальное название, обычно местные и приезжие называют города по разному, кому как нравится. А какое из названий доходит до потомков, тут как повезёт. 

Переяславец стоял на пересечении нескольких торговых путей: из Чехии и Венгрии, Греции и Руси; потому названий у него могло быть много. К примеру, в старорусском языке человека, обрабатывавшего железо, называли «кръч», то есть «кузнец» в современном понимании; но, в этом же старорусском языке было и слово «кузнец», только имевшее другое значение — «ювелир». Вот и причина римского названия «Aureus Mons» (Золотая Гора), когда римляне первую часть названия «кузнец-ювелир» приняли за золото, а вторую «Гор» — оставили без изменений. Сербское слово «Сме-Дерево» могло сформироваться из римской транскрипции старого русского названия «Кузнец и Рус». В этой фразе перекликаются с «Перея-Слав-цем» названия русского народа: русы и славы.

В 1242 году монгольское войско Батыя возвращалось в свою Орду после завоевательного похода на Европу. Путь проходил через Боснию, Сербию и Болгарию. Вполне возможно то, что в этом походе Батый встретил ещё одну «Рязань», в виде крепости Переяславец, и у него всплыли неприятные воспоминания. Скорее всего, населённый болгарами Переяславец был взят монголами и разрушен до основания; иначе бы Георгию Бранковичу не пришлось бы, спустя 188 лет, отстраивать эту крепость заново.

Моравы (словаки), по аналогии со Святославом, называли свой город Преслав (перенявший славу). Однако, во времена Римской империи на месте моравского Преслава стоял римский лагерь Посониум. Когда угры (венгры) захватили Преслав в 907 году, то дали ему своё название — Пожонь, аналогичное римскому лагерю. Австрийцы называли этот город Бреславбург и Пресбург. И только в 1918 году словаки смогли вернуть своей столице старое славянское название — Братислава, означающее то же самое, что и русский Переяславец — «слава добытая в бою».

Другие Переяславли и "рубежные" реки

Велики-Преслав

В 967 году киевский князь Святослав захватил 80 болгарских городов, расположенных по Дунаю. Так говорит русская летопись. Однако, столицу Болгарского царства, город Преслав, расположенный в 100 км к югу от Дуная и в 500 км к востоку от Переяславца, Святослав не тронул. Не тронул он и болгарское население захваченных городов. Из-за этого, ему пришлось в 971 году повторно выбивать болгар из своего Переяславца. Скорее всего, Болгарская земля Святослава не интересовала. Ему важно было взять контроль над прежней границей первого русского государства «Славы», проходившей по реке Дунай. На основании этого можно предположить, что Преслав — это «первый слав».

Велики-Преслав — город в Болгарии, рядом с которым находятся руины столицы Первого Болгарского царства, называвшегося Преслав.

«В 893 году после свержения Владимира Расате, новый болгарский царь Симеон Великий перенёс столицу в город Преслав, которая в противовес старой языческой столице Плиске стала центром христианизации Болгарии.

В 919 году на церковном соборе в Преславе была провозглашена автокефалия Болгарской церкви и возведение её в ранг патриархата.

В 968 году город вместе со всей Болгарией, очевидно, оккупировал киевский князь Святослав Игоревич. Столицей Святослав сделал город Переяславец, тождество которого с Преславом не установлено.

В 971 году византийские войска Иоанна Цимисхия захватили Преслав, и Восточная Болгария вошла в состав Византии.»

© Википедия. Велики-Преслав.

Велики-Преслав
Велики-Преслав, Болгария

Во времена византийского владычества, бывшая болгарская столица, город Преслав, пришёл в состояние упадка. В конце 13-го века город был окончательно разрушен татарами, а его жители переселились на новое место, там где сейчас находится Велики-Преслав. Такая судьба была у Рязани; и, скорее всего, эту участь повторил Переяславец на Дунае.

Согласно русской летописи, в 869 году: «В лето 6377. Крещена была вся земля Болгарская».

Спустя 24 года, болгарский царь Симеон Великий перенёс свою столицу из города Плиска в Преслав и сделал его центром христианизации Болгарии. Между Плиской и Преславом всего 30 км, зачем было менять «шило на мыло», какой был в этом прок?

Ответ на этот вопрос не сложен, если вспомнить, почему князь Владимир крестился сам в Херсонесе Таврическом (руины находятся в черте города Севастополя); крестил сначала население Киева, а затем остальную Русь; а центром Христианства сделал Переяславль-Русский, что под Киевом. Дело в том, что в Киеве проживал славянский народ поляне, верования которых были наиболее близки к Христианству:

«Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день просят за нее — что дают.» © Повесть временных лет.

У других славян нравы значительно отличались в худшую сторону.

Переяславль-Русский был сделан центром Православия потому, что там соблюдался не только «обычай отцов», но и «заветы прадедов»:

«не заниматься любодеянием и прелюбодеянием, не красть, не клеветать или убивать и, особенно, не делать зло… Эти по заветам прадедов и из благочестия не едят мяса и не пьют вина, не творят блуда и никакого зла не делают, имея великий страх божий.»

© Повесть временных лет.

Не исключено, что такие обычаи в Переяславль-Русский были принесены из Переяславля-Рязанского; то бишь из Оковского леса, находящегося в Междуречье Волги и Оки; а значит из сердца Русской земли. Интересна фраза «имея великий страх божий». Для дохристианских верований, весьма необычное изречение. Кто же мог привить народу Руси «великий страх божий»?

Ответ можно найти в книге советского археолога, академика Бориса Александровича Рыбакова (1908 — 2001), «Язычество древних славян». Академик Рыбаков Б. А.  раскрывает значение записи в русской летописи под 1114 годом, поясняя её значение для нашей истории:

«Последний случай увлёк автора [русской летописи], и он выписал фантастическую генеалогию древних царей-богов (приуроченных к Египту, хотя там действует и греческий Гефест). Эта генеалогия богов важна для нас тем, что летописец снабдил их имена славянскими параллелями. Третьим царем после всемирного потопа был «Феоста (Гефест) иже и Съварога нарекоша егуптяне» Сварог, очевидно, божество неба, так как индийское «svarga» означает небо; в русских источниках известен и сын Сварога — огонь-Сварожич. В соответствии с этой огненно-небесной сущностью Сварог одарил людей умением ковать металл.»

В чём состоял «страх божий» можно прочитать в русской летописи, в которой, на примере «якобы Египта», показано за что и как наказывали на Руси во времена царя Сварога:

«В лето 6622 (в 1114 году). Скончался Святослав, сын Владимиров, марта 16 и погребен был в Переяславле в церкви святого Михаила; там ведь отец ему дал стол, выведя его из Смоленска…

Если же кто этому не верит, пусть почитает Хронограф… И после потопа и после разделения языков «начал царствовать сначала Местром, из рода Хама, после него Иеремия, затем Феоста», которого и Сварогом называли египтяне. «В царствование этого Феоста в Египте упали клещи с неба, и начали египтяне ковать оружие, а до того они палицами и камнями бились. Тот же Феоста закон издал о том, чтобы женщины выходили замуж за одного мужчину и вели воздержанный образ жизни, а кто впадет в прелюбодеяние, тех казнить повелел. Потому и прозвали его бог Сварог».

«Прежде же женщины сходились с кем хотели, точно скот. Когда женщина рожала ребенка, она отдавала его тому, кто ей был люб: «Это твое дитя», и тот устраивал праздник, и брал себе ребенка. Феост же этот обычай уничтожил и постановил одному мужчине одну жену иметь и жене за одного мужа выходить; если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную».

«Того ради прозвали его Сварогом и чтили его египтяне. И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждь-богом, 7470 дней, что составляет двадцать лет с половиной. Не умели ведь египтяне иначе считать: одни по луне считали, а другие днями годы считали; число двенадцать месяцев узнали потом, когда начали люди дань давать царям. Солнце царь, сын Сварогов, то есть Даждьбог, был сильным мужем; услышав от кого-то о некоей богатой и знатной египтянке и о некоем человеке, восхотевшем сойтись с нею, искал ее, желая захватить ее (на месте преступления) и не желая отца своего закон нарушить, Сварога. Взяв с собою мужей несколько своих, зная час, в который она прелюбодействует, ночью в отсутствие мужа ее застиг ее лежащею с другим мужчиной, которого сама облюбовала. Он схватил ее, подверг пытке и послал водить ее по земле египетской на позор, а того прелюбодея обезглавил. И настало непорочное житье по всей земле Египетской, и все восхваляли его». © Повесть временных лет.

Тем самым летопись показывает кому какой закон принадлежал. Самым строгим, был закон отцов или Сварога, где прелюбодеяние наказывалось смертной казнью через сжигание в печи. Заветы прадедов или Велеса были намного гуманнее. Видно Сварогу пришлось «железной рукой» или, как говорят ещё, «калёным железом» останавливать «вакханалию вавилонскую», устроенную «дедами» или словенами, чтобы вернуть русский народ к заветам прадедов. Оттого и возник «страх наказания» перед богом-кузнецом, называвшимся Сварогом.

Это не было подобием инквизиции, лютовавшей в Европе в средние века. Наказанию подвергали только тех, кто разрушал семейные очаги. Кто рушил собственную семью подвергался пыткам и позору, а того, кто вторгался в чужую семью — казнили. Тем самым охранялись традиционные семейные ценности; оберегался очаг, растивший детей в любви и радости; когда ребёнок знал не только отца и воспитателя, но и не был лишён материнской ласки и любви.

Если почитать Библию, Ветхий Завет, то там говорится о том, что такой-то человек родил другого человека и ни слова о матери. Похоже там женщине отводилась роль «самки», которая производила на свет малыша и отдавала его отцу на дальнейшее воспитание. Этот момент чётко подмечен нашей летописью, потому и подвергнут осуждению. А ведь и в нашей летописи ни слова не говорится о матери Игоря Рюриковича; какие княжны были жёнами Святослава и матерями Ярополка и Олега;  сказано, что у Владимира Святославича было пять жён и все они безымянные, кроме первой — полоцкой княжны Рогнеды. К тому же, воспитывали Игоря, Ярополка, Олега и Владимира не их матери, а княжеские бояре. Даже мать Владимира, русская женщина Малуша, не участвовала в его воспитании.

Женское тепло и воспитание коснулось лишь Святослава, сына Ольги, и Ярослава Владимировича Мудрого, сына Рогнеды. Ярополка, Олега и Владимира коснулась только любовь бабушки, княгини Ольги.

Вот «эта система» одностороннего воспитания ребенка, на Руси находила своих противников в «заветах прадедов» (у Велеса); жёстоко ломалась «законами отцов» (у Сварога); побеждалась любовью «новой религии» (у Иисуса Христа). Все эти верования русского народа имели одну цель: на основе традиционных семейных ценностей, создать условия для полноценного и гармоничного развития народа на долгую перспективу.

В России символом семьи, любви и верности считаются муромские святые Пётр и Феврония, День почитания которых празднуется 8 июля, сразу за чудесным славянским праздником Ивана Купала (7 июля). И, если Пётр и Феврония — это прочная семья, основанная на любви и верности, то Иван Купала (канун семейного праздника) — выбор невесты и жениха по любви, без какого либо расчёта. Что интересно, на Руси сначала был выбор суженого по любви (Иван Купала — 7 июля или 24 июня по старому), а затем счастливая семейная жизнь в любви и верности (Пётр и Феврония — 8 июля или 25 июня по старому). И, если Иван Купала — это общеславянский праздник, то Пётр и Феврония — исключительно русский, да ещё принятый в городе Муроме; там где появился «старый казак» Илья Муромец; а также находится «исконная русь», в Междуречье Оки и Волги или «Оковском лесу».

Теперь остаётся понять, при чём тут Египет и Сварог.

В русской летописи Нестор не просто так связал небесного кузнеца, бога Сварога (он же третий славянский царь от Потопа), с египетской землёй. Здесь присутствуют два ключевых момента или ребуса, которые следует разобрать более подробно.

Момент первый. В русской летописи говорится: «Солнце царь, сын Сварогов»; что относит нас в древнеегипетскую мифологию, где верховным был бог Солнца по имени «Ра». Ра изображался в виде человека с соколиной головой, то есть соколом. В западнославянской же мифологии есть божество Рарог (Ра + Рог), который символизирует огненного сокола, покровителя очага. Что интересно, в западнославянском языке, слово «рерик» означает «сокол». «Огненный сокол» и «рерик», то есть Рюрик, говорят о близком родстве. Отсюда делается намёк на то, что Рюриковичи являются «детьми» или потомками Сварога, символом которого был «медведь». Даже можно проследить взаимосвязь между двумя славянскими божествами: Сва-Рог и Ра-Рог, один из которых «медведь» (Сварог и отец), а другой «сокол» (Рарог и сын). В роду Рюрика, помимо прочего, большое значение имел главный бог позднего славянского пантеона — Перун, которого многие считают сыном Сварога.

Момент второй. В египетской мифологии в образе сокола был ещё один бог. Это бог неба — Гор. Имеющие общие черты сокола, боги Солнца и Неба, именовавшиеся Ра и Гор, тесно перекликаются с русской мифологией, связанной со Сварогом и Рарогом. Дело в том, что на Руси словом «Ра» называлась ещё и река, которая в настоящее время именуется «Волга». Здесь прослеживается взаимная связь между Гором (Святогором) и Волгой, которая была воспроизведена у Рюриковичей: сын Рюрика (Сокола), Игорь (И-Гор) был женат на Ольге (Волге), у которых родился сын Святослав (Свето-Слав) или русский царь Солнца.

Между египетским Гором, русским Святогором, Георгием-Победоносцем и Игорем Рюриковичем существует определённая последовательность. Чтобы её понять, следует обратиться к славяно-греческому счёту, который использует буквы алфавита: А — 1, В — 2, Г — 3, Д — 4, Е — 5, Ѕ — 6, З — 7, И — 8, ϴ — 9. Кроме того, потребуется стародавняя транскрипция слова «свят». В дохристианскую эпоху у славян словом «свят» называли тех, кто поклонялся Свету или Солнцу. Имя «Святогор» могло означать — «солнечный Гор».

Всем известно, что у монархов, носящих одинаковые имена, существует определённая порядковая нумерация. Примером тому могут быть: Пётр I Великий, Николай II, Александр III, Иван IV Грозный. Если мы применим славянскую алфавитную нумерацию и поставим номер впереди имени, то получим следующий результат:

Египетский Гор (Гор-1 или просто Гор); вполне возможно, что этот Гор участвовал в победе над словенами, воинами Света;

Русский Святогор (без нумерации или Гор 1+); вполне возможно, что русский юноша по имени Рус победил в бою заморского Гора-Солнце и взял себе прозвище Свято-Гор или Солнечный Гор, ставший названным сыном Сварога; он же на Руси — первый Гор-победитель.

Георгий-Победоносец, победитель Змея, по-русски именуется Егор (Е-Гор — то есть Гор-5), русский воин, пятый победитель супостата в виде Змея; к слову сказать, в мифологии разных народов, воинов-победителей змея или дракона, бесчисленное множество; наш Георгий (Егор) — пятый в этой череде.

Игорь Рюрикович (И-Гор — это Гор-8), по рождению получил легендарное имя и стал первым законным князем Киевским, откуда начала своё восстановление Великая Русь.

Возникает вопрос, а какое отношение ко всему этому имеет Болгария?

Дело в том, что эта страна своим названием обязана пришедшим сюда русским: царю Сварогу и его лучшему воину — Святогору; а также, скорее всего, дочери Сварога и невесте Гора, девушке-воину, по имени Волга, которая не дожила до своей свадьбы, погибнув в бою.

В России есть такая традиция, называть улицы городов именами девушек, погибших при защите своего Отечества; тех, кто не успел испытать счастье материнства и сложил голову в борьбе за свободу и независимость своей Родины. Таких улиц немало в наших городах, носящих имена: Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Зины Портновой, Юты Бондаровской и многих других. У этих девушек даже имена детские, они не успели повзрослеть, совершая свой подвиг, и погибли от рук врага. Не случайно и то, что великая русская река носит молодое девичье имя — Волга.

Волгой была названа не только река, но и целая страна, в которую прибыли русские полки для того, чтобы довершить разгром врага, начатый на Руси. Название страны состоит из двух женских имён: Волги и Рии. Рия — это древнее индийское имя означающее «певчая», возможно это была какая-то птица. От этого имени произошли другие женские имена: Ария и Мария. Ария — это Рия-1 (Рия первая), а Мария — Рия-41. На Руси используются другие транскрипции этого имени Дарья и Марья, а также самое распространённое сказочное имя Машенька. Имя Дарья могло появиться раньше Марьи, но всё равно, это родственные имена. Об этом говорит старославянский счёт, в котором Д — это 4, а М — это 40.

Ничего удивительного в том нет, что страна названа именем девушки. Потому что название целого континента Европы — произошло от финикийской принцессы, дочери царя Агенора, по имени Европа. Волга и Рия тоже могли быть царевнами либо принцессами; и уж точно они были чьими-то дочерями, не исключено, что самого Сварога. Мы уже знаем, что в южных странах, особенно в Греции, рядом с которой находится Болгария, принято заменять нашу букву «В» на свою «Б». Исходя из этого правила выходит, что из «Волги-Рии» спокойно получается «Болга-Рия» или Болгария.

Заявления о том, что название Болгария произошло от кочевого племени Булгар, не выдерживает критики. Потому что есть казанские татары, которые раньше назывались волжскими булгарами, а их страна — Волжской Булгарией. Булгар — имя собственное и от него произошло слово «Булгария». Волга не имеет никакого отношения к слову Булгар, иначе бы страна не называлась Волжской Булгарией, так как получалась бы тавтология «масло масляное».

Скорее всего, Болгария получила своё название от русского войска, пришедшего на Дунай. Ведь в русской летописи много внимания уделено Болгарской и Венгерской земле. Причём, вызывает некоторое удивление, каким образом князю Святославу за короткое время, всего в течение нескольких месяцев, удалось взять 80 болгарских городов, расположенных по Дунаю. Вполне возможно, болгарский народ воспринял Святослава как потомка Сварога, сына Гора и Волги (Игоря и Ольги). Оттого так легко и быстро покорялись болгарские города и крепости русскому войску Святослава. И если бы не набеги печенегов на Киев, заставившие Святослава срочно покинуть Переяславец, то ещё не известно, как бы дальше развивались события. Но, что произошло, то произошло. Святослав «перенял славу» у болгар, но был убит печенегами на днепровских порогах. Его сын Владимир, чтобы вернуть славу отца, вступил в сражение с печенегами и вернул «отцовскую славу», взятую ранее у болгар. Тому свидетель — город Переяславль-Русский.

По всей видимости, русским войскам Болгарская земля была нужна как плацдарм для наступления на Царьград. И само слово «Царьград» у русских имело отношение не только к Константинополю (нынешний турецкий Стамбул), но и к другим подобным городам. Скорее всего, название «Царь-град» имело значение, как «царская крепость» или город. Почему крепость? Да потому что, в любом старом русском городе, где была княжеская власть, имелась своя крепость, называемая «кремль». Русская земля всегда имела статус «княжество». Это ниже, чем царство и тем более империя. Чтобы вернуть себе статус «царство», Руси необходимо было это «царство» или «славу» перенять у захватчика, то есть вернуть обратно. Что и делалось нашими предками неоднократно. Свидетельством тому является образование Русского княжества в 862 году; его преобразование в Русское царство в 1547 году; и возрождение России (Росии-2) в 1721 году. При этом, города Переяславли в этом процессе сыграли значимую роль.

Болгарский Велики-Преслав — тому не исключение. Кстати, когда османы захватили Болгарию, город Преслав стал называться Эски-Стамбул, что у турок означает «Старый Стамбул». Стамбул — искажённое арабское название Византия — «Истинполин». Так по гречески назывался тот город Византий — Константинополь — Стамбул. Фраза «ис тин полин» в переводе с греческого языка означает «в городе». Тут обратим внимание на то, что слово «город» имеет корень «гор», а не «град». У нас есть и Белгород (Белый город) и Новгород (Новый город). А теперь ещё и «Старый город» (по-турецки Эски-Стамбул).

Если считать, что Гор — это Рус, то и Велики-Преслав — это «Старый город русского царя». Само название говорит о том, что «Велики» — является упоминанием старого русского божества Велеса; а Преслав — старое название Руси, то есть «Слава». В «Повести временных лет» говорится о том, что жители Новгорода были сначала славянами, а потом стали варяжцами, то есть русскими. И город Белгород был основан русским князем Владимиром, мать которого была простой русской женщиной, а не славянской княжной. Не лишним будет напомнить, что рядом с Переяславцем на Дунае (в 50 км) находится город Белград (Белая крепость), нынешняя столица Сербии.

Город Переяслав несёт ещё одну интересную информацию. В Полном церковнославянском словаре Григория Дьяченко есть трактовка слова «Перея».

«Перея — провинция Палестины, заключала всю страну на востоке Иордана, т. е. уделы колена Гадова, Рувимова и восточнаго полуколена Манассиина. Во время Иисуса Христа она разделялась на область тетрарха Филиппа и на Перею в собственном смысле. Первая область разделялась на несколько меньших областей: Трахонитиду, Авранитиду, Итурею, Голанитиду и Батанею.» 

Перея — это область в Малой Азии, границей которой с запада является река Иордан. Перея граничит с областью, называвшейся Самарией (сейчас эта область именуется Израиль); и находится она в 33 км к востоку от Иерусалима. Перея, в переводе с греческого, означает «страна за пределами». По всей видимости, те Переяславли, которые стоят на реках Трубеж, означали какой-то промежуточный рубеж, на котором было заключено перемирие, как в случае с Никитой Кожемякой и змеем.

Исходя из этого, должен быть и конечный рубеж, на котором заканчивалось война не перемирием, а Победой. Отсюда вырисовывается ещё один Царь-град, отличный от Константинополя. Тот, который стоит рядом с конечным рубежом, у реки Иордан, имя ему — «Иерусалим». Название города Иерусалим означает «основанный Шалимом» или на азиатский лад — Салимом. Салим или Салам — означает «мир» или «правитель мира». Таким, в те далёкие времена, мог быть и Ной (переживший Всемирный потоп); ведь он разделил принадлежащий ему Мир между тремя сыновьями: Симом, Хамом и Иафетом. Не стоит забывать о том, что один из Горов (под номером 5) носил прозвище — Победоносец; то есть он не «перенял славу», а «принёс победу».

В повести Временной способ сохранения истории говорится о двух эпизодах нашей истории: окончание «всемирного потопа» и «разделение народов», которые произошли в разное время. В то время как, греческая летопись эти два события не разделяет по времени, то есть, для греков они произошли одновременно, с разрушением Вавилонского столпа. Место этого столпа «между Ассирией и Вавилоном», говорит о Царь-граде, который был в районе Шалима (Иерусалима). Греки граничат с болгарами; а это значит, что русское войско смогло освободить «от змея» Болгарскую землю, а вот на греческую сил уже не хватило; заключили перемирие на 529 лет. Поэтому, болгарский Велики-Преслав с полным основанием может считаться самым первым (Великим) Переяславлем.

Река Иордан имеет значение, как «граница Земли Обетованной»; возможно, это был исходный рубеж для наступления на Царь-град (Шалим). Так как это наступление было неудачным, и войска откатились на исходный рубеж (в Болгарию), то Перея, как «страна за пределами», вполне могла означать плацдарм для наступления, который находится далеко (за пределами страны) от «исходного рубежа» (или Т-рубежа).

Пренцлау

На территории Пруссии находится ещё один город Переяславль — Пренцлау. Немецкое название города происходит от славянского Pribislav, то есть Прибислав. На славянском языке Прибислав означает «пробивающая слава», от слова «приби» — «пронзать, ломать». Вполне подходит под определение Переяславля — «пробивший себе славу».

Пренцлау — город в Германии, в земле Бранденбург, стоит на реке Иккер, впадающей в Балтийское море. В этой местности жили представители полабских славян — укране (не путать с украинцами). Пренцлау долгое время был «яблоком раздора между немецкими землями Бранденбургом, Померанией и Мекленбургом. Помимо этого, Пренцлау находится в 50 км к западу от польского города Щецин (вершины холма). Вполне возможно, что во времена ляхов (от которых потом произошли поляки), в Прибиславе находились племена укран (окраинные), защищавшие ляхов с запада от германских племён. Позже, во времена Речи Посполитой, для защиты Польши с восточной стороны, находились запорожские казаки, земли которых поляки называли Украиной, или восточной окраиной Польши.

Пренцлау, как и город Переславль-Залесский, стоит на берегу озера Унтеруккерзее, через которое протекает река Иккер. Какой город или местность мог защищать немецкий Переяславль в тех краях?

В 10 км к востоку от реки Уккер находится коммуна Россов, от которой Пренцлау расположен в 25 км. Вполне возможно, что этот Переяславль имел задачу «с боем отстаивать» местность, которая может быть «родиной Рюрика», потомка царей Россов.

Пренцлау
Переяславль (Пренцлау, Германия)
Рубежные реки Переяславлей

Мы рассмотрели шесть городов, носящих легендарное имя Переяславль. Три из которых стоят на реках, имеющих одинаковое название — Трубеж. Есть распространённое мнение, что слово «Трубеж», в переводе со старославянского языка, означает: «труба, проток или приток».

Однако не все так считают. Игорь Леванов, на сайте Проза.ру поделился вариантом, подмеченным в Переславле-Залесском:

«Щука подсказала «Т – рубеж» «Т» — символ развилки двух противоположных путей.  «Рубеж» — это разные пути России. С одной стороны реки церковь, где крестили Александра Невского, который смог договориться с Востоком, воевал с Западом. С другой стороны реки в пятидесяти километра Ростов Великий, ростовский князь Василько, которого так ласково называли жители, до последнего сражался с ордой монголо-татар, попал в плен, отказался воевать на стороне неприятеля, его убили.

Вероятно, есть и другие варианты названия реки, словом, которое не используется в русском языке.» 

По всей видимости, реки, на которых стоят все Переяславли, хоть и называются по разному, но имеют одно и то же значение. Это пограничная, «рубежная» река, разделяющая непримиримых врагов; Трубеж — своеобразная «межа» или Т-рубеж, а также 300-й рубеж или «княжеский рубеж». Можно его назвать и «русским рубежом», так как все Переяславли были построены русскими воинами.

Рубежной рекой болгарского Велики-Преслава является «вынесенная за пределы страны» пограничная река Иордан.

Немецкий Пренцлау стоит на реке Иккер, которая раньше называлась Укер (по-немецки Uker). В немецком языке есть похожее слово Ufer, которое переводится на русский язык как «берег». Вполне возможно, что немецкий Переяславль (Пренцлау) стоит на реке, называвшейся раньше «Берег» или «бережная, рубежная»; сменившие славян немцы, назвали реку на свой лад — «Уфер»; со временем, название реки несколько исказилось и стало собственным.

Остаётся узнать название реки, на которой стоял город Переяславец, столица князя Святослава. Это река Дунай. Дунай — скифское наименование реки, которую греки называли Истр, а римляне — Данубий. Но, если мы посмотрим на исток реки Дунай, который расположен в горах Шварцвальд («Чёрный лес», в переводе с немецкого), то узнаем, что эта река начинается со слияния двух других рек: Брег (Breg) и Бригах (Brigach).

Название реки «Бригах» — кельтского происхождения и означает «светлая, чистая вода».

«Breg» — слово не немецкое, по крайней мере, его нет в немецком словаре. Остаётся искать в других языках. В церковнославянском языке Григория Дьяченко есть следующая информация:

«Брег — (готский) 1) край земли, полагающий предел земле; 2) утес, стремнина, скала, с которой низвергали виновных; у Иоанна Златоуста — берег реки.»

«Брег — (старорусский) бережение, охрана.»

Так как город Переяславль выполнял сторожевые, охранные, функции, то и название реки, на которой стоял этот город, вполне соответствует старорусскому слову «Брег». Вполне возможно то, что старое славянское название реки Дунай было Брег.

Река Дунай протекает через многие страны, две из которых: Сербия и Болгария — славянские, использующие в своих языках кириллицу. Отличие славянских языков, применяющих кириллицу, от русского заключается в основном «экономией на гласных звуках». Поэтому славянское слово Брег, по-русски звучит несколько иначе — Берег.

Вполне возможно то, что когда Дунай был границей Русской земли, он назывался Берег. А когда русские ушли или были вытеснены, название поменялось на славянское Брег. В последующем, с приходом скифов, греков и римлян, у Дуная менялись и названия. От прежнего названия всей реки сохранился только исток — река Брег. 

Вывод

Русские города с легендарным именем Переяславль во все времена выполняли одну функцию: защиту Русской земли и её столичного города от супостата. Наравне с этой трудной, но почётной, задачей, Переяславли были хранителями «верований» русского народа, его традиций и обычаев. Все Переяславли стоят на реках, имеющих рубежное, оборонительное и даже охранное значение.

Переяславль даёт нам повод утверждать, что «первое» название Русской земли было «Слава»; во времена Всемирного потопа и Сварога она возможно называлась «Гория», ведь осталось на Балканах государство Черногория, то есть «Чёрная Гора». При этом, пограничная (охранная) река Брег (Дунай) вытекает из Чёрного леса (Шварцвальда) и впадает в Чёрное море, которое в старину называли Русским; поэтому, в давние времена слова «чёрный» и «русский» были синонимами. Но, для пояснения этого вопроса требуется отдельный разбор и публикация.

Исходя из вышесказанного, можно смело утверждать, что город Переяславль — это символ старой, доброй и русской Славы. 

Возможно заинтересует

Русские повести. Выпуск 1.
Валерий Салфетников. Русские повести. Выпуск 1
Сказание о Русской земле. Варяги
Валерий Салфетников. Варяги
Сказание о Русской земле. Революции, цари и палачи
Валерий Салфетников. Революции, цари и палачи
Сказание о Русской Земле. Город Святого Петра.
Валерий Салфетников. Город Святого Петра
Сказание о Русской Земле. Русские и европейцы.
Валерий Салфетников. Русские и европейцы
Каковы особенности России. Том 1. Иллюстрации
Валерий Салфетников. Каковы особенности России. Том 1.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Сказание о Русской земле