Троян Зимний

Автор:

Опубликована:
18 февраля 2024 года

Существует большое количество славянских праздников, которые проводятся в определенный период года. К примеру, 18 февраля наши предки проводили празднование дня Воинской славы или же, как его принято называть Троян Зимний. Также праздник имеет другие названия – Стрибожьи внуки, поминание падших у Троянова Вала.

Это один из самых почитаемых зимних славянских праздников для наших прародителей. В праздничный день происходило почитание воинов Руси павших от римских мечей у Трояного Вала, во время страшной битвы, отдавших жизнь за светлое будущее потомков.

Многие исследователи пытались определить этимологию названия «Троян». На сегодняшний день существуют разные предположения: наши предки так называли насыпь защищающую воинов на поле битвы или же воздвигнутый форпост. Конечно, узнать подлинную этимологию спустя два тысячелетия весьма проблематично, но все же попытки найти истину не оставлены.

Рассказы предков о той страшной битве сумели преодолеть время и даже сегодня мы можем восхищаться храбростью воинов. Ее рассказывали детям сидя у большого костра вечером для того, чтобы они помнили и гордились воинами, которые боролись беззаветно и неистово. Они не сдавались, не отступали и проявили всю свою отвагу. Естественно, ни о каких радостях и веселье в этот день речи и не шло. Наши предки собирались на капищах со жрецами и молились за души погибших, после чего происходила поминальная трапеза, а после старшие начинали свой рассказ.

К сожалению, конкретики в данном празднике очень мало, ведь об этом героическом подвиге русских воинов, как впрочем, и точной даты исследователям и историкам пока неизвестны. Единственное, что удалось установить — данная битва все же была в истории примерно в 101 году нашей эры, так как подтверждение этому находят в древнеславянских письменах «Велесовой книге» и в «Слове о полку Игореве».

Еще одной традицией и неотъемлемой частью празднования зимнего Трояна 18 февраля было совершение благородных, героических и порой опасных поступков, которые помогут окрепнуть Руси-матушке, и сумеют принести благо своей семье.

© Материал взят на сайте «Славянские обереги»

В другом исследовании этого праздника, на сайте «Календарь событий» в рубрике «Славянские праздники» находится описание праздника «Троян Зимний», отмечаемый 18 февраля:

«Троян зимний — важная дата для древних славян. Этот день они считали днём Воинской славы, когда много русских воинов пали от Римских воинов в придунайской области, у Трояного Вала (этимология названия не выяснена до сих пор). Скорее всего, Троян Вал был оборонительной насыпью, но, возможно, на этом месте был воздвигнут небольшой форпост.

Воины те бились, не сложив оружия и не показав спины. Этот эпизод в истории Древней Руси четко упоминается в Велесовой книге:

«То ведь римляне нам завидовали и замыслили зло на нас — пришли со своими возами и железными бронями и ударили на нас, а поэтому долго отбивались от них и отбросили их от земли нашей; а римляне, видя, что мы крепко защищаем свою жизнь, оставили нас».

«И они на прямом пути к тризне полегли, и Стрибоговы внуки пляшут над ними, и плачут о них осенью, а студеной зимой о них причитают. И голуби дивные так говорят, что погибли они славно и оставили земли свои не врагам, а своим сыновьям. И так мы потомки их, и не лишимся мы земли».

Троян также восхваляется в «Слове о полку Игореве».» 

Троян в "Слове о полку Игореве"

В «Слове о полку Игореве» четыре раза употреблено прилагательное «трояни» («трояня»), которое образовано, как полагает большинство ученых, от имени собственного «Троян»:

«О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы!..»;

«Были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля, были плъци Олговы, Ольга Святьславличя»;

«Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука, вступила дѣвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синѣмъ море у Дону, плещучи, убуди жирня времена»;

«На седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребій о дѣвицю себѣ любу. Тъй клюками подпръся о кони, и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружіемъ злата стола кіевскаго».

Существует множество мнений о том, кто такой Троян, и как следует толковать приведенные выше темные места «Слова». Исследователь вопроса Л. В. Соколова классифицировала позиции ученых в энциклопедической статье:

«Все высказанные точки зрения можно условно разбить на пять направлений: историческое, мифологическое, абстрактное (или метафорическое), компилятивное, негативное. Каждое из названных направлений представлено несколькими точками зрения.» 

1. Историческое направление, представители которого считают, что:

а) Троян — римский император Траян, царствовавший в 98—117 годах н. э.;

б) Троян — римский полководец IV века Траян;

в) Троян — реальное имя русского князя, предполагаемого предшественника Игоря Рюриковича на киевском столе;

г) Троян — символическое прозвание одного из русских князей. Называются: Рюрик, Кий, Владимир Святославич, Олег Святославич, Святослав Игоревич;

д) «Трояны» (не Троян!) — общее, собирательное прозвание трех русских князей-братьев, княжеский триумвират. Называются: Кий, Щек и Хорив; три сына Святослава Игоревича: Ярополк, Олег, Владимир; три сына Ярослава Мудрого: Изяслав, Святослав, Всеволод; также сюда можно добавить трёх братьев, правивших Русью после призвания варягов первые два года: Рюрика, Синеуса и Трувора;

е) Троян — символическое название русского княжеского «трехбратнего» рода;

ж) Троян — прозвище антского князя Атиллы;

з) Троян — имя полководца Олега Вещего — Труана, упомянутого в договоре с греками 912 года;

и) Троян — певец князя Мстислава, живший в начале XI века.

К этому же направлению примыкают точки зрения, согласно которым прилагательное «трояня», «трояни» образованы от имени «Троянь» или «Троя» — это либо гомеровская Троя, либо предполагаемая держава V века, объединившая три племени — полян, древлян и русь. Есть также мнение, что упоминаемая в «Слове» Троя или Троянь это: древнее название Киева, Киевской земли и населявших ее полян; название города в земле торков, упоминаемое арабским географом XII века Идриси, — ныне местечко Трояны возле города Бердянска Запорожской области; искаженное «Тмуторокань».

2. Мифологическое направление, сторонники которого видят в Трояне языческое божество, определяют функцию этого бога по-разному: его называют богом Солнца; богом Луны; богом Зимы;  богом зла в зооморфном облике змея; богом войны, покровителем военных сил; кузнецом подземного металлического царства, наподобие северогерманских альфов-ковачей; демоническим духом развалин, скитающимся по ночам и творящим зло; царём ночи, погибающим от первых лучей солнца; духом тьмы, убегающим от солнца великаном-мраком.

3. Абстрактное (или метафорическое) направление, сторонники которого видят в Трояне либо некую метафору, абстрагируясь от той исторической или мифической личности, которая лежит в ее основе; либо эпитет; либо некое абстрактное понятие, например «троянь» — три особенности душевные: ум, чувство, воображение.

4. Компилятивное направление, сторонники которого пытаются совместить две или даже три точки зрения на Трояна. Одни считают, что это обожествлённый римский император Траян, с именем которого связались некоторые мифические сказания; другие — что это обожествлённый князь, русский или славянский.

5. Представители последнего, негативного, направления отрицают наличие в «Слове» прилагательного «трояни», читая вместо него другие слова: «бояни», «краяни», «Тмуторокани».

Сторонники «римской» точки зрения, видящие в Трояне «Слова» римского императора Траяна, считают преимуществом своей гипотезы то, что она имеет исторические и материальные основы (историческая личность и сооружения на Балканах, носящие имя императора). Но трактовка с этой позиции четырех фрагментов «Слова» и объяснение их поэтического смысла не могут быть признаны безупречными, особенно в толковании «веков Трояна» и «седьмого века Трояна».

Под «веками Трояна» понимаются либо все века, прошедшие от 102 года, то есть от покорения Дакии Траяном, либо от II до VII или IX века, то есть время от покорения римлянами Дакии до образования в VII веке славянской державы болгар и в IX веке Киевского государства, либо II—IV веков — время от покорения Дакии до падения римского владычества в Причерноморье под натиском гуннов и готов. Седьмой век Троянов отсчитывается представителями данного течения либо от покорения Дакии Траяном, либо от падения римского владычества в Дунайской области.

«Земля Трояня», согласно «римской» точке зрения, это либо Дакия, либо Болгария, либо вся Римская империя. Под «тропой Трояней» подразумевается одно из сооружений на Балканах, носящее имя Трояна: древняя дорога, пролегающая через Малую Валахию, от Дуная до Карпат, известная под именем «Via Traiani» — дороги Траяна; «Tropaeum Traiani» — памятник в Добрудже в честь победы Траяна над даками; проложенная или использованная императором Траяном дорога через Балканский хребет, носящая имя Траяна. Ученые указывают также на древние валы на территории Болгарии, Румынии, Украины, носящие название Трояновых или Змиевых.

Костомаров выдвинул гипотезу, согласно которой Трояны — это три полянских князя, основатели Киева: Кий, Щек и Хорив. Эта точка зрения приняла несколько иной поворот в работе Шевчука, который полагает, что Трояном мог называться Кий, старший из трех братьев, но прилагательным «трояни» во всех четырех фрагментах толкует, скорее, как образованное от имени собственного «Троя». Так, согласно приведенным Шевчуком свидетельствам, назывался в древности Киев и, вероятно, вся Киевская земля «на трех горах» и жившее на ней племя полян.

Данная гипотеза, связывающая Трояна «Слова» с основанием Киева и Киевской земли и предложенная еще в 1870 году, никогда не пользовалась признанием. Между тем она заслуживает самого внимательного рассмотрения, так как толкование с этой точки зрения Трояна делает поэтический смысл всех четырех фрагментов «Слова» ясным и органично вписывающимся в основную идею «Слова о полку Игореве».

«Земля Трояня» — земля Киевской Руси (Троя или Троянь), основанная троянами, то есть тремя братьями, на трех горах. «Века Трояна» Костомаров объясняет как «древнюю священную старину народных преданий, воспетую Бояном», а Шевчук — как «время от начала до наивысшего расцвета Киевской земли, единой Руси, начало распаду которой положили времена Олега».

Думается, однако, что «века Трояна» в «Слове» — это начальные времена Киевской земли, время основания Киева, время «троянов» — Кия, Щека и Хорива. Это «начало» Киевской земли дважды сопоставляется с XI веком — «концом» единой Киевской Руси. Седьмой век Трояна Шевчук предлагает понимать как седьмое столетие от основания Киева, который, по преданию, был основан в V или VI веке. Можно, однако, понимать «седьмой» и символически — «последний», в таком случае Всеслав Полоцкий и Олег Гориславич как зачинатели княжеских междоусобиц действуют на седьмом, последнем веке существования единой Киевской Руси — «Трояни» или «Трои».

«Тропа Трояня» — путь полян из степей (полей) на Киевские горы под предводительством «троянов», трех братьев. «Рища в тропу Трояню» — значит «обращаясь к начальным временам Киевской Руси».

Большинство исследователей считает, что «земля Трояня» – это либо Русь, либо Дакия или Болгария. Или так названа та земля, в которой потерпело поражение войско Игоря, а именно – «на синем море у Дона», «на бреге быстрой Каялы». А названа эта земля именем Трояна в том же смысле, что и «тропа Трояня» – ведь автор «Слова» говорит, что Игорь повел свои полки «на землю Половецкую, за землю Русскую», называет ее «землей незнаемой» и восклицает:

«О, далеко залетел сокол, птиц побивая, – к морю!».

Таким образом, «земля Трояня» понимается как далекое место, где произошло сражение, подобно тому, как «тропа Трояня» – далекий путь. Такое толкование вполне соотносится с аналогичным значением эпитета относительно времени – далекие, прошедшие «вечи Трояни». Вероятно, таково наиболее общее значение всего «Троянского» в «Слове».

Во времена автора «Слова», а быть может и раньше, Троян мог представляться мифическим царем, великаном или богом, жившем в незапамятные времена и в какой-то дальней земле (наподобие «тридевятого царства»). Интересно, что лабиринт, представляющий собой запутанный путь к некоему сакральному месту (где живет, например, Минотавр), и где герой должен преобразиться тем или иным образом (обряды инициации, в которых герой вступал в битву, умирал и воскресал), называли нередко Троей. В статье А. Голана из книги «Миф и символ» сказано:

«Для выяснения семантики лабиринта показательно … его название – «троя». Повсеместно в Западной Европе, там, где есть лабиринты, отмечено, что в народе они называются этим словом. На этрусском изображении лабиринта написано truya. Вергилий сообщает, что игры у лабиринта назывались у римлян «Троя». В Сербии есть народный танец троянка.

Е. Краузе в своей монографии о лабиринтах сопоставляет его название «троя» с именем славянского божества Троян и высказывает мнение, что Троян — это демон преисподней, а лабиринт-троя — это крепость Трояна. В славянских сказках Троян — враг солнца, имеет три головы и крылья. Трехглавому Трояну соответствует трехглавый Драогха или Друйа персов (обратим внимание на сходство персидского Друйа и этрусского Труйа). Е. Краузе считает, что слова Троян и дракон являются вариантами названия одного и того же мифического существа…

В публикациях о лабиринтах обычно упоминается рисунок на этрусской вазе с изображением всадников, выезжающих из лабиринта. На лабиринте написано «Троя». Почему лабиринт назван именем легендарного города?  В играх, устраивавшихся у каменных или дерновых лабиринтов, участвовали всадники или фигурировал деревянный конь. Сами же лабиринты носили название «троя». Конечно, не под влиянием Гомера. Троя — исконное название лабиринта и олицетворявшейся им мифической крепости. По-видимому, в поэме Гомера предание об осаде греками города в Малой Азии смешалось с популярным мифом, и поэтому город, который в действительности назывался Илионом, прозвали Троей.»

Не исключено, что на древнее значение наслоились позднейшие ассоциации, например, оборот «тропа Трояня» мог действительно применяться к «Via Traiani», или «Траяновым валам», то есть связываться со временами Римской империи – это никак не противоречит мифологическому толкованию, поскольку в исторической перспективе слова и обороты обогащаются самыми разнообразными оттенками смысла, тем более, что бывает и обратное переосмысление – могла забыться сама принадлежность римской дороги и валов римлянам (ведь называли же валы Змиевыми), и эти сооружения стали приписываться мифическому герою, или же римский император слился в один образ с мифическим царем. Все эти варианты вероятны, и вряд ли сегодня можно достоверно определить, какие из них действительно «сработали» – возможно, что все.

Ко времени же создания «Слова» первичный мифический смысл, скорее всего, уже потерял актуальность, бытуя в сильно ослабленном виде (как и исторический – времен Рима). Выражения, вроде «тропа Трояня», «земля Трояня» или «вечи Трояни» воспринимались как метафоры далекого пути, дальней земли, куда воины отправлялись на опасные испытания, или древних славных времен, когда жили мудрые князья – воплощения Трояна. В таком качестве они и были использованы автором «Слова о полку Игореве».

© Константин Юдин. Троян в «Слове о полку Игореве». 2004.

Траяновы валы и император Траян

«Трояновы или Змиевы валы», которые в Европе называют ещё «Траяновыми валами», — название систем древних валов на территории Киевской и Одесской области, в Молдавии и Румынии. Впервые название «Траянов вал» встречается в источниках 14-го века. Сооружение их часто связывают с деятельностью римского императора Марка Ульпия Траяна в Дакии.

В Бесарабии (части Молдавии, Одесской и Черновицкой областей) выделяют две линии валов: Нижний Траянов вал и Верхний Траянов вал. Археологические исследования одного из участков вала на территории Молдавии свидетельствуют о том, что вал был насыпан римлянами приблизительно на рубеже 1 — 2-го веков нашей эры. Также обнаружено, что в 3 — 4-м веках вал использовался для обороны от римлян, при этом ров, выкопанный с северной стороны, был засыпан, а с южной — выкопан новый.

Но больший интерес представляет собой Траянов вал в Румынии.

Траяновы валы Румынии — укреплённая линия длиной около 60 километров, пересекает перешеек между Дунаем и Чёрным морем возле городов Чернаводэ и Констанца и состоит из трёх валов — двух земляных и одного каменного. Высота валов ныне на разных участках колеблется от 3 до 6 метров. Два земляных вала находятся севернее, а южный, каменный вал, по разным оценкам является древнейшим. 

Траянов вал в Румынии
Траянов вал в Румынии

Румыния, как государство независимое от Молдавии, было образовано в 1877 году, когда началась Русско-турецкая война 1877 — 1878 годов. Во время этой войны Российская империя сражалась с османами за освобождение братских славянских народов, живущих на Балканах: болгар, сербов, черногорцев, а также молдаван и румын. В ходе той войны была освобождена от османского порабощения Болгария, которая вновь обрела свою государственность; а Сербия и Черногория увеличились до своих исторических границ; также была образована Румыния — «государство римлян».

В античную эпоху, если посмотреть на карту, та часть побережья Черного (Русского) моря, от Измаила до Констанцы, ограниченная с запада рекой Дунай, называлась «Малая Скифия»; и принадлежала она греческим, тавро-скифским и русским поселенцам, примерно с 7-го века до нашей эры. Там где на карте указан город Бухарест (столица современной Румынии), к северу и западу от Дуная, в те времена располагалась Дакия. Земли между Дакией и Малой Скифией в 1-м веке нашей эры были завоёваны римлянами и стали их провинцией «Верхней Мёзией».

Русские войска в своём Болгарском походе (1877 — 1878 годов) просто освободили бывшие скифско-русские земли, арендуемые греками, от завоевания Османской империи. Крупный город Констанца, основанный греческими колонистами, совместно с тавро-скифами (крымчанами) и русскими, был также освобождён от турок.

В связи с тем, что в Бессарабии проживало много русских, эти земли были присоединены к Российской империи. Но, чтобы не обижать потомков римлян — румын, Россия подарила Румынии свой город-порт Констанцу на Чёрном море, чтобы дать возможность молодому румынскому государству вести собственную торговлю. Потому как крупнейшие черноморские порты Новороссийск и Одесса и так были российскими. Благородство и справедливость во всём — принцип российского государства.

В 27 году до нашей эры пала Римская республика и возникла Римская империя. Спустя 120 лет, к концу 1-го века нашей эры, Римская империя стала угрожать своим северным соседям, расположенным за Дунаем. Это, в первую очередь, Дакия и расположенная на черноморском побережье Малая Скифия. Наиболее агрессивные и амбициозные планы по расширению Римской империи были у императора Марка Ульпия Нервы Траяна (53 — 117), правившего Римской империей с 98 года.

Марк Траян происходил из аристократического рода и начал свою карьеру в 96 году, когда был назначен наместником римской провинции «Верхняя Германия». Там проявился его полководческий талант и уже в 97 году он получил победный титул «Германский». В том же году в Риме произошёл солдатский мятеж и император Марк Кокцей Нерва вынужден был приблизить к себе популярного в армии Марка Траяна, назначив его своим наследником.

После смерти Нервы, в 98 году Троян становится императором Римской империи. Однако в Рим он приехал не сразу, приняв решение временно остаться в Германии. Там Траян занимался продолжением укрепления границ между верховьями Рейна и Дунаем. Весной 99 года Траян начал инспектировать положение дел на дунайской границе, посетив провинции Паннонию и Мёзию, пострадавшие от нашествий давнего врага Рима, дакийского царя Децебала, и лишь в сентябре следующего, 100 года вернулся в Рим.

В самом начале правления Траян стал готовиться к дакийской кампании, призванной раз и навсегда отвести серьёзную угрозу, долгое время нависавшую над дунайской границей. Подготовка велась почти год — в горных районах Мёзии были построены новые крепости, мосты и дороги, к девяти стоявшим на Дунае легионам были добавлены войска, вызванные из Германии и восточных провинций. На базе VII Клавдиева легиона, на востоке современной Сербии, был собран ударный кулак из 12 легионов, общей численностью до 200 тыс. человек.

После этого, в марте 101 года, римская армия, разделившись на две колонны (западной командовал сам Траян), по понтонному мосту перешла Дунай. Этим силам противодействовала приблизительно 160-тысячная армия Децебала. Римлянам пришлось вести тяжёлые бои; агрессор столкнулся с достойным противником, который не только стойко сопротивлялся, но и отважно контратаковал на римской стороне Дуная. Эта кампания продолжалась до декабря 102 года, когда римские войска всё же отпраздновали триумф, существенно потеснив даков. За победу над даками император Траян получил почётный титул «Дакийский».

В ходе второй дакийской кампании, 105 — 106 годов, римлянам удалось разгромить войска даков; их царь Децебал был убит в бою, а его голова и правая рука — отрублены и отправлены в Рим, чтобы показать их императору Траяну. К концу лета 106 года войска Траяна подавили последние очаги сопротивления, и Дакия стала римской провинцией. На вновь завоёванные земли хлынули переселенцы из империи, преимущественно из её балканских и вообще восточных окраин. Вместе с ними на новых землях воцарились новые религиозные культы, обычаи и язык. Переселенцев привлекали богатства прекрасного края и прежде всего золото, обнаруженное в горах. 

© Википедия. Траян.

Русские источники и анализ обстановки

В «Повести временных лет» о тех местах и происходивших на Балканах событиях имеется интересная запись:

«Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими, где кто сел на каком месте. Так, например, одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другии назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских и поселились среди них и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные — мазовшане, иные — поморяне.

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами.»

© Повесть временных лет.

Исходя из всего вышесказанного следует, что те славяне, которые были названы дунайскими, пришли (предположительно с русской земли, с берегов Оки) на берега реки Дунай и сели там, но не по всей реке, а там «где теперь земля Венгерская и Болгарская».

Как известно, Венгрия с Болгарией не граничит, потому как между ними находится Румыния, земли которой в 1-м веке нашей эры назывались Дакией. В то же время «земля Венгерская» была римской провинцией Паннонией, а «земля Болгарская» — римской провинцией Мёзией. Римляне, в русской летописи названные «волохами», «напали на славян и поселились среди них», так возникли две новые римские провинции Паннония (на западе) и Мёзия (на юго-востоке) от Дуная. Говоря военным языком — на флангах беспокойной Дакии, которой правил воинственный царь Децебал.

Во время инспекции императором Траяном римских провинций Паннонии и Мёзии, в 99 году, волохи (римляне) стали притеснять славян. Потому как Траян готовился к войне с Дакией и ему не нужны были дружественные дакам славянские народы в приграничной полосе. Таким образом, дунайские славяне превратились в беженцев со своих земель.

Славяне из римской провинции Паннонии отправились на север, огибая Карпаты с запада; пройдя долгий путь, они нашли безлюдные земли на реке Висла и сели там. Так появился новый славянский народ, но назвавшийся не «вислянами» (по названию реки), а ляхами, по имени князя Ляха, который вывел свой народ в безопасное место. Исходя из этого, по всей видимости, польское слово «пан», означающее «господин», является наследием унизительного пребывания польских предков в римской провинции Паннонии.

У тех же славян, которые жили в римской провинции Мёзии, судьба оказалась иной. Верхняя Мёзия с запада граничила с Дакией, а с востока, через широкий Дунай, с Малой Скифией. А вот Нижняя Мёзия (Болгария) с Малой Скифией имела уже сухопутную границу, на которой римлянами была возведёна 60-ти километровая каменная стена, получившая название — «Траянов вал».

Река Дуная более надёжная граница, нежели каменная стена. Потому император Траян, во время инспекции Нижней Мёзии, возможно решил обезопасить свой правый фланг и тыл от скифских войск в случае его нападения на Дакию. Вполне возможно, он дал команду двум римским легионам, находящимся в Мёзии, напасть на Малую Скифию и разгромить её войско. Тем самым, римляне могли бы захватить земли Малой Скифии и обезопасить свой тыл, заняв всё западное побережье Черного моря.

Но, это сражение римских легионов с греко-скифско-русскими полками не принесло Траяну желанной победы. Римское войско было отброшено за Траянов вал, а доблестные «троянцы», хоть и понесли значительные потери, но смогли отстоять свою землю и защитить свой народ. Видя упорство «троянцев» и славянскую симпатию к ним, римский император Траян решил изгнать славян из провинций Паннония и Мёзия, чтобы создать надёжный плацдарм для нападения на Дакию (без славянских партизан). 

И если изгнанные с берегов Дуная славяне из Паннонии отправились в том же году на берега Вислы. То их собратья в Мёзии, скорее всего, переселились в Малую Скифию, под защиту «троянского» войска. В последствии, когда Траян разгромил и захватил Дакию, ему ничего не стоило поработить и Малую Скифию, в которой укрылись притесняемые им славяне. Сильно поредевшее войско «Троянцев», после кровопролитной битвы с римлянами в феврале 100 года, не могло уже дать надёжный отпор и, скорее всего, было окончательно разгромлено в 106 — 107 годах.

Вот эти времена можно считать началом ухода славян с берегов Дуная на реку Днепр, за пороги, туда где возвышаются Киевские горы. Вполне возможно то, что выводили славян на новые земли, на Днепр, выжившие «троянцы», три брата Кий, Щек и Хорив. Оттого новая земля полян стала называться «Троей» или «землёй Трояна», а путь полян с Дуная на Киевские горы (рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы!) — «тропой Трояна». Что и нашло отражение в легендарном «Слове о полку Игореве».

Трояны - три русских богатыря

Есть ещё один вариант объяснения слова «Троян». Оно хорошо сочетается с информацией, раскрытой в повести «Что есть Русская земля», в главе «Роль богатырей — анов, защитников Русской земли». Потому как «Трояны» — это триумвират трёх князей, каждый из которых, для защиты Малой Скифии, привёл с собой по войску.

В русской мифологии княжеское войско обычно представлялось в виде могучего русского богатыря. По имени этого богатыря можно было определить, из какой русской земли прибыло это войско, именуемое «русскими полками». Русские богатыри ещё именовались «анами», этот вариант ранее уже был рассмотрен в нашем проекте.

В этом случае, слово «Троян» можно представить как «ТРО-ян», в котором первые три буквы означают имена богатырей, либо названия городов, откуда прибыли эти богатыри, или знаменуемые ими войска, а корень «ан» (ян) — показывает их принадлежность к богатырскому сословию.

В русском былинном эпосе, среди множества русских богатырей, наибольшую известность получили муромский богатырь Илья Муромец, рязанский богатырь Добрыня Никитич и ростовский богатырь Алеша Попович. Но эти прославленные русские богатыри не имеют отношения к «битве на Трояновом валу». Здесь проявили свою доблесть другие богатыри, в именах и принадлежности которых мы и попытаемся разобраться.

В этом нам поможет «Слово о полку Игореве», в котором есть вся нужная информация о Троянах. Прежде всего, это упомянутые имена Ярослава, Олега и персонажа девы. Дева упоминается дважды: «вступила дѣвою на землю Трояню» и как невеста Всеслава. Таким образом, мы имеем аббревиатуру Т-Р-О, а также имена: Дева, Ярослав и Олег.

По местности, ближе всего к Малой Скифии примыкают нижне-днепровские степи и полуостров Крым, населённый в то время тавро-скифами. У тавров главным божеством была Дева по имени Тева. Отсюда, первым «полком» среди «троянцев» было тавро-скифское войско во главе с князем-богатырём Тавром. Назовём его по современному — Крымский полк.

Вторым полком мог командовать яр Рос (ярами иногда называли князей), который прибыл издалека, с берегов Волги и Оки, оттуда, где сейчас стоит город Ярославль. Возможно, он прибыл для того, чтобы защитить своих земляков, ставших славянами и отправившимися в незапамятные времена на берега Дуная. Назовём его Ярославский полк. 

Третьим полком мог командовать Олег или Ольга (Оля — Ольвия). Потому как недалеко от устья Днепра, на берегу лимана, в который впадает Южный Буг, в те времена размещалась крупная греческая колония Ольвия, недалеко от современного города Николаева. Назовём его Николаевский полк.

Таким образом, у нас получилось войско «Троянов», состоящее из трёх полков: тавро-скифского с Крыма, русского с Волги и греческого с Южного Буга. Это объединённое войско, триумвират или Трояны встали на защиту славян на земле Малой Скифии и дали жёсткий отпор римским легионам. Несмотря на то, что в том сражении полегло много русских, греческих и скифских воинов, победа досталась защитникам славян — Троянам, а не римскому войску Траяна.

Если бы в том бою победили римляне, то император Марк Траян получил бы ещё один почётный титул «Скифский», как завоеватель Малой Скифии. Но этого не случилось. Римляне не любили проигрывать, потому о том поражении от трёх князей Троянов они умолчали, но при этом римляне никогда не присваивали себе чужих побед.

Победа объединённого войска «троянцев» над римлянами Траяна, со временем, обрела легенду и мифологически обожествила победителей, назвав их Троянами. А день победы «троянцев» Тавра (Девы), Роса (Ярослава) и Олега (Ольвии) над римлянами стал днём Воинской славы у славян, названный Трояном Зимним, отмечаемым 18 февраля.

Помимо Трояна Зимнего, славяне отмечают ещё один похожий праздник — Ярило Мокрый или Троян (Трибогов день) — 4 июня. Это можно объяснить тем, что в, ставшем мифологическим, имени Троян (Трибог) сошлись воедино три народа, почитающие трёх разных богов, но для единой битвы. Ими стали бог крымчан-тавров — Тева (великая дева), бог русских — Велес, главный храм которого находился в Ростовской земле, недалеко от Ярославля, и верховный бог греков — Зевс. Отсюда и название Трибог, отсюда и Троян. 

Вывод

18 февраля отмечается День воинской славы у славян, ставших свидетелями великой битвы объединённого греко-русско-скифского войска с захватчиками римлянами, прозванными волохами. Этот день получил название Троян Зимний, в честь трёх богов, Тевы, Велеса и Зевса, объединённые народы которых, под сенью триумвирата этих богов, или Трибога — Трояна, разгромили сильное римское войско, вторгшееся в пределы Малой Скифии.

Слава русским, скифским и греческим воинам, которые своей доблестью, не щадя своей жизни, показали стойкость объединённого многонационального войска, перед грозным и беспощадным врагом! Слава Трояну Зимнему! Слава! Слава! Слава!

Возможно заинтересует

Русские повести. Выпуск 1.
Валерий Салфетников. Русские повести. Выпуск 1
Сказание о Русской земле. Варяги
Валерий Салфетников. Варяги
Сказание о Русской земле. Революции, цари и палачи
Валерий Салфетников. Революции, цари и палачи
Сказание о Русской Земле. Город Святого Петра.
Валерий Салфетников. Город Святого Петра
Сказание о Русской Земле. Русские и европейцы.
Валерий Салфетников. Русские и европейцы
Каковы особенности России. Том 1. Иллюстрации
Валерий Салфетников. Каковы особенности России. Том 1.

Оставьте комментарий

ru_RUРусский