Иван Купала

Автор:

Опубликована:
07 июля 2023 года

Ежегодно, 7 июля, различными народами, не только в нашей стране, отмечается старинный народный праздник — Иван Купала. По поводу этого праздника и того, как он проводится, имеется масса информации. В июле этот праздник отмечается в основном русскими и славянами, в то время как другие народы отмечают Ивана Купалу, как «Иванов день» в июне, 24-го числа. А изначально, Иван Купала или Купало, праздновался в день летнего солнцестояния, который наступает 21 июня. Почему произошло такое смещение праздника, попробуем в этом разобраться. 

День летнего солнцестояния

Изначально, этот праздник был посвящён солнцу, как связанные дни летнего и зимнего солнцестояния. Возможно, это были первые «праздники Солнца», появившиеся у людей, которые затем стали дополняться определёнными ритуалами и событиями. И, скорее всего, эти два праздника, которые сейчас называются Купало и Коляда, возникли в ту эпоху, когда люди шли вслед отступающему Леднику. Согласно расчётам учёных, основная часть Европы освободилась от ледникового покрова примерно 13 — 14 тысяч лет назад. Вот к этому времени и необходимо относить появление праздников летнего и зимнего солнцестояний.

На заре Христианства, около двух тысяч лет назад, популярная у народов Европы пара дат, разделённых половиной солнечного года, приобрела главенствующее значение. Самый почитаемый римский языческий «Праздник Солнца», отмечавшийся в 6-й день до январских календ (25 декабря) был установлен Христианской церковью как день празднования Рождества Христова. А отстоящий от него на полгода, день 24 июня, стал отмечаться христианами как Рождество Иоанна Крестителя. Потому как эпитет Креститель, в переводе с древнегреческого, означает «купатель, погружатель».

Вне всякого сомнения можно считать, что дни празднования «рождения» или Рождества основателей Христианства были приурочены к более ранним, дохристианским народным поверьям. Так было проще приобщать народ к новой религии — Христианству. На этой основе, на Руси, получившей Крещение в 10-м веке, многие православные праздники дублируют ранние народные поверья. При этом, в Русской православной церкви, Иоанн Креститель носит эпитет «Предтеча», что означает «предшественник». Перенося «христианские традиции» на более ранние народные поверья, можно сделать вывод о том, что праздник Купало предшествовал появлению празднования Коляды. Исходя из этого, можно по существующим православным и народным праздникам, «отмотать плёнку назад» и посмотреть, что было основой популярного народного праздника, называемого Иван Купала.

Если посмотреть на те ритуалы и обычаи, которые совершаются на Ивана Купалу, можно проследить определённую последовательность событий:

Сначала идёт купание в открытом водоёме (реке или озере); затем обязательные прыжки через костёр, как ритуал «допуска» к последующим брачным играм.

После того, как определятся участвующие в играх на Купальскую ночь, происходит отбор невест и женихов. Как правило, у многих пар был договор кто за кем будет бегать, чтобы создать семейный союз, основанный на взаимной любви. Те пары, которые обретали «законную связь» на играх, посвящённых Ивану Купале, в последующую ночь начинали играть уже во взрослые игры, как муж и жена. Те девушки, которых никто не выбрал в свои невесты, опускали свои венки в воду, в надежде найти суженного в другой раз. Купаться после игр с костром было запрещено.

На следующий день после Ивана Купалы (8 июля), в России отмечается День семьи, любви и верности.

С чем связаны подобные обряды

В стародавние времена, когда человечество в южных краях пережидало обледенение, оно надеялось в последующем вернуться на свои исконные земли. И когда процесс таяния ледников пошёл, 13 — 14 тысяч лет назад, то за отступающим холодом устремился и человек. Зачем человеку потребовалось идти на север, разве ему было плохо жить на юге? Желание вернуться на земли своих предков, а также поклонение Солнцу, заставляли отчаянных людей отправляться в далёкий и опасный путь.

Ещё с давних времён человек начал использовать календарь, основанный на наблюдениях фаз Луны. Однако подобный календарь был неточен и его приходилось всё время поправлять. Для того, чтобы использовать в своих наблюдениях Солнце, необходимо было знать точную продолжительность «солнечного года». Сделать это в средней полосе России или в Европе практически невозможно. Для этого нужно увидеть «Коло», то есть полный «беспосадочный» проход Солнца по всему небосводу. В Европе такое увидеть невозможно, а вот в России, на границе Полярного круга, такой эффект наблюдается каждый год в день летнего солнцестояния.

Подсчёт количества дней между двумя «Коло» давал точную продолжительность Солнечного года. Вот для чего устремились отчаянные смельчаки вслед за уходящим Ледником, чтобы добыть информацию о Солнце.

Составителем первого европейского календаря был Коляда, который подарил народам Европы «Коляды Дар» или календарь. Этот календарь был лунным, хотя и достаточно точным. Точность достигалась правильной вставкой дополнительных месяцев и дней. И чтобы её достичь, Коляде потребовалась информация о «Коло». Сколько экспедиций было отправлено Колядой на Север, остаётся загадкой, наверное не менее двенадцати, по числу народов, объединённых Колядой в единый союз. Так проще было выживать в тех суровых условиях.

Если сравнивать добычу информации о Солнце со штурмом Рейхстага Красной Армией в 1945 году, то результат мог быть идентичным. В Советском Союзе, а затем и в России сохранена ценная реликвия — Знамя Победы. Это штурмовое знамя 150 стрелковой дивизии. Всего штурмовых знамён было 9, по числу дивизий, входивших в состав 3-й ударной армии, окружившей Рейхстаг. Из этих девяти знамён, «Знаменем Победы» стало штурмовое знамя № 5, водружённое над куполом Рейхстага 2 мая 1945 года.

По аналогии с этим историческим событием, информацию Коляде о «дне Коло» (летнем солнцестоянии) мог принести воин по имени Иван. Оттого и могло появится у праздника это имя.

Особенностью праздника Купало является обязательное купание. На Русском Севере, где климатические условия не позволяют это делать в открытом водоёме, нашли простой выход — в этот день купаться и париться в бане, охлаждаясь в открытой воде.

Отряд Ивана, первым достигший точки, откуда можно наблюдать Коло, должен был также совершить этот ритуал — купание. Бани поблизости быть не могло, это очевидно, поэтому для согревания был разведён большой костёр. Вполне возможно, что такая традиция купания и последующего согревания у костра пришла на Русь от того Ивана, купавшегося в проруби в Заполярье, на день летнего солнцестояния.

Брачные игры в день Купалы, также несут на себе печать суровых климатических условий Послеледникового периода в истории нашей страны. Если создавать семью во время летнего солнцестояния, то ожидать пополнения стоит уже к весеннему равноденствию, так как период созревания плода в чреве женщины составляет 9 месяцев. Рождение младенца в начале весны давало ему больше шансов окрепнуть за тёплые летние месяцы и пережить свою первую суровую зиму.

Главной задачей брачных игр на Купалу было создание пар, основанных на любви. Это являлось хорошим основанием для формирования крепких семей, где у детей было оба родителя. В тех суровых условиях, растить детей в одиночку было более чем проблематично. Возможно не спроста, у русского народа, после Ивана Купалы наступает важный семейный праздник — День семьи, любви и верности. Семейные обычаи, заложенные в те далёкие времена сурового холода, позволили создать у русского народа прочный генетический код, а также стойкие «человеческие» традиции, основанные на любви, верности и долге.

Как могли доставлять информацию о "Коло"

Это сделать было совсем не сложно. Потому как составитель календаря Коляда за его начало брал другую точку — день зимнего солнцестояния, который приходится на 22 декабря. У Ивана с его отрядом было целых полгода или шесть месяцев, чтобы доставить нужную информацию заказчику, то есть Коляде.

Если провести простые астрономические расчёты, исходя из современных данных (которые не меняются уже десятки тысяч лет), по состоянию на 2023 год имеем: летнее солнцестояние — 21 июня в 17 часов 57 мин 47 сек московского времени; зимнее солнцестояние — 22 декабря в 06 часов 27 мин 19 сек. Отсюда выходит, что между летним и зимним солнцестояниями проходит — 183 дня. А это значит, что этот период легко разделить на 6 месяцев, в котором три месяца по 30 дней и три месяца по 31 дню.

Используя узелковое письмо, которое известно с самых стародавних времён, необходимо было к доске привязать шесть верёвок с узелками, чередуя их по 30 и 31 узлу. Чтобы донести до «заказчика» нужную информацию, необходимо было в день Коло — летнего солнцестояния, когда солнце не заходит за горизонт, произвести обряд купания и со следующего дня, с рассвета, начать развязывать узлы, по одному в день. Времени, чтобы добраться до дома, было достаточно. И с развязыванием последнего узла наступал день зимнего солнцестояния, а на следующий день — первый день Нового года.

Для уточнения календаря не было необходимости посылать экспедицию каждый год на Север. Для этого использовались определённые циклы: лунный — раз в 19 лет, солнечный — раз в 28 лет. А так как первые календари были лунными, то уточнения производились по лунному циклу. В пользу этой версии говорят древнегреческие мифы про Аполлона, ездившего каждые 19 лет на север, в Гиперборею. Из Гипербореи Аполлон привозил «дары», возможно даже это была та самая доска с верёвочными узлами, с помощью которой уточнялся архаичный греческий календарь.

Почему Иван Купала не совпадает с днём летнего солнцестояния

Праздник Ивана Купалы отмечается в России — 7 июля. Это связано с тем, что совмещённый с ним праздник Русской православной церкви — Рождество Иоанна Предтечи, который крестил в водах реки Иордан Иисуса Христа, отмечается по Юлианскому календарю. В настоящее время, отставание Юлианского календаря от Григорианского составляет 13 дней. По этой причине, даты празднования Ивана Купалы и Рождества Иоанна Предтечи «переехали» с 24 июня на 7 июля.

Но, ведь 24 июня не совпадает с днём летнего солнцестояния (21 июня), а отстаёт от него на три дня. Справедливости ради отметим, что и праздник Коляды (25 декабря) отстаёт от дня зимнего солнцестояния (22 декабря) на те же три дня. Как такое могло получиться?

Опять же, всё дело в календаре, которым мы сейчас пользуемся. А это — созданный Юлием Цезарем в 45 году до нашей эры — Юлианский календарь, который был уточнён, несколько позже, первым римским императором Октавианом Августом. Григорианский календарь представляет собой точную копию Юлианского, созданного в 1-м веке до н. э., с одной лишь разницей, в нём было проведено астрономическое согласование календаря с днём весеннего равноденствия. В 16-м веке этот сдвиг составлял 10 дней, а в настоящее время увеличился до 13-ти.

При чём здесь Аполлон

Аполлон был одинаково высоко почитаем как в древней Греции, так и в древнем Риме. В Римской республике культ Аполлона появился в 5-м веке до нашей эры, а наивысшего почитания достиг при императоре Октавиане Августе, одном из авторов Юлианского календаря. Если брать в расчёт то обстоятельство, что «дары гиперборейцев» доставлялись Аполлоном в греческие Дельфы, а к римлянам они с какого-то времени перестали доходить, то погрешность календаря могла возникнуть и по этой причине. Ведь сказано в греческих мифах, что гиперборейские жрицы, доставлявшие дары, подверглись насилию и перестали заниматься «доставкой даров». Возможно, этому поспособствовали римские солдаты.

В любом случае, римляне, которые почитали Аполлона также как и греки, в отличие от последних, уточнённого календаря не получали. Согласно правил соотношения Григорианского и Юлианского календарей, каждые 400 лет разница в этих календарях увеличивается на три дня. Если учесть тот факт, что с начала почитания Аполлона в Риме (5 век до н. э.) до создания Юлианского календаря (45 год до н. э.) прошло около четырёх веков, в которые римский календарь уже не уточняться по «гиперборейским дарам», то за это время отставание Купалы и Коляды от точек солнцестояний составило как раз три дня.

Из-за этой погрешности, Юлианский календарь со дня своего принятия уже имел трёхдневный сдвиг дат солнцестояний. А когда папа римский Григорий XIII вводил свой календарь (в 1582 году), уточнённый по астрономии, то даты Рождества Христова (25 декабря) и Рождества Иоанна Крестителя (24 июня) трогать не стали, а сосредоточились на Пасхалиях, которые были связаны с днём весеннего равноденствия, но это уже другая история.

Какова же роль Аполлона во всём этом деле?

Аполлон являлся тем «курьером», который доставлял сведения об уточнённом календаре в родную ему Грецию. Тем самым он повторил подвиг Ивана, первого добытчика «гиперборейских даров», став ему, как бы, кровным братом. О связи Аполлона с тем первым Иваном, а также с праздником Купало, говорит дата рождения Аполлона. Согласно греческим мифам, Аполлон родился семимесячным, седьмого числа. И если поставить рядом седьмой месяц и седьмое число, то мы получаем — 7 июля — День Ивана Купалы. А связь Аполлона с Колядой заключается в том, что он был зачат в день зимнего солнцестояния, раз он родился в июле семимесячным.

Тем самым, перенос даты празднования Ивана Купалы с 24 июня на 7 июля, восстанавливает историческую традицию, связанную с «курьерами гиперборейских даров» греческим Аполлоном и русским Иваном, имя которого на санскрите, по мнению многих исследователей, читается как «первородный». 

Что интересно, в древнем Риме, ежегодно, с большим размахом отмечалось рождение Аполлона. Этот праздник назывался Аполлинариями или Аполлоновыми играми и отмечался в третий день до квинктильских нон или 5 июля. Если судить по русскому обычаю, то день Аполлона отмечался третьего дня от Ивана Купалы. Может быть эти три дня символизировали то отставание от дня летнего солнцестояния, которое возникло с созданием римского календаря? Ведь даже соавтор этого календаря, первый римский император Октавиан Август, считал себя никак не иначе, а сыном Аполлона.

Вот такие взаимосвязи были обнаружены у старинного, доброго и почитаемого русского народного праздника Ивана Купалы. Всех с праздником и всего вам доброго, уважаемые соотечественники!

Возможно заинтересует

Русские повести. Выпуск 1.
Валерий Салфетников. Русские повести. Выпуск 1
Сказание о Русской земле. Варяги
Валерий Салфетников. Варяги
Сказание о Русской земле. Революции, цари и палачи
Валерий Салфетников. Революции, цари и палачи
Сказание о Русской Земле. Город Святого Петра.
Валерий Салфетников. Город Святого Петра
Сказание о Русской Земле. Русские и европейцы.
Валерий Салфетников. Русские и европейцы
Каковы особенности России. Том 1. Иллюстрации
Валерий Салфетников. Каковы особенности России. Том 1.

Оставьте комментарий

ru_RUРусский