День памяти князя Владимира

Главное > Поверья, праздники и памятные дни > День памяти князя Владимира

Автор:

Опубликована:
28 июля 2023 года

28 июля Русская православная церковь вспоминает уроженца Псковской земли, Святого равноапостольного великого князя Владимира, преставившегося 15 (28) июля в Лето 6523-е (в 1015 году от Р. Х.) в возрасте 55 лет. За свою непродолжительную жизнь, князь Владимир сделал многое. Главным его свершением является Крещение Руси, осуществлённое в Лето 6496-е (в 988 году).

Стоит обратить внимание на то, что князь Владимир Красное Солнышко является персонажем многих русских былин, в которых упоминается княжеская власть. Причём упоминаний о других князьях почти нет. Разве что, Вещий Олег, сподвижник Рюрика и первый собиратель русских земель. В былинах Олег представлен князем-воином Вольгой Всеславичем, который разбивает южного врага Руси — Индею богатую, Корелу проклятую, более известную в наше время как Галицию.

В русских былинах нет даже упоминания о славянских князьях — Рюрике, Игоре и Святославе, при этом много внимания уделено русским князьям — Олегу и Владимиру. Олег — собиратель русских земель, который ставил славян под русские знамёна; а Владимир — Креститель Руси, который создал защитный механизм, позволивший выстоять и пережить великие бедствия, свалившиеся на голову русского народа во время Монголо-татарского нашествия и последовавшего многовекового порабощения Руси.

Русская летопись о князе Владимире

Великий князь Владимир являлся правнуком Рюрика, внуком Игоря и Ольги, сыном Святослава и Малуши, родился в Псковской земле, ориентировочно в 960 году от Р. Х. и умерший в 15 июля 1015 года в своей резиденции Берестово, что под Киевом.

Первое упоминание о Владимире относится к 968 году.

«В Лето 6476 (968 год). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга в городе Киеве со своими внуками — Ярополком, Олегом и Владимиром.» 

Ярополк и Олег были старше Владимира, потому как через два года, в 970 году, они уже назначались на самостоятельное княжение, да к тому же имели собственное мнение. Владимир был ещё мальчиком 10 лет, потому всё решали за него, даже не спрашивая, хочет он этого или нет.

«В Лето 6478 (970 год). Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошел к вам?». И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: «Просите Владимира». Владимир же был от Малуши — ключницы Ольгиной. Малуша же была сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей Владимиру. И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира». Он же ответил им: «Вот он вам». И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец (на Дунае).»

В 972 году, при возвращении домой из Дунайского похода, погибает князь Святослав на Днепровских порогах, от рук печенегов, в возрасте 30 лет. При этом, летопись упоминает Свенельда, во времена которого был убит древлянами отец Святослава — князь Игорь Рюрикович. Свенельд знался тогда с древлянами, потому как получал от них всю дань. В войске Святослава Свенельд также был воеводой, как и при Игоре. Зная тяжелую ситуацию со Святославом, который вынужден был зимовать в Белобережье у Днепровских порогов, Свенельд не предпринял никаких действий, чтобы помочь своему князю, а оставил его погибать с малой дружиной от нападок печенегов.

«В Лето 6480 (972 год), когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку.» 

Через три года после гибели Святослава, не без участия воеводы Свенельда, разгорается противостояние между сыновьями Святослава: Ярополком, Олегом и Владимиром. Поводом для этого послужило убийство на охоте сына Свенельда, Люта, Олегом Святославичем.

Как известно, Олег был отправлен Святославом княжить в Древлянскую землю, где раньше, во времена Игоря, Свенельд брал дань с древлян, на которой нажил себе богатое состояние. В княжеском окружении всегда найдётся тот, кто расскажет много интересного о предыдущих ставленниках Киева в Древлянской земле. Скорее всего, Олег Святославич узнал от древлян не мало информации о Свенельде и о его роли в убийстве деда Игоря.

Также Олег, носитель имени «храбрейших» Вещего Олега и княгини-поляницы Ольги, с презрением относился к поступку Свенельда, возвратившемся безопасным маршрутом в Киев и оставившим погибать его отца Святослава на Днепровских порогах. Видно богатство Свенельда, накопленное за счёт древлянской дани, препятствовало обязанностям воеводы защищать князя своего, даже рискуя собственной головой. В любом случае, у князя Олега Святославича накопилось достаточно вопросов и ненависти к роду Свенельда.

Встреча Люта Свенельдича на охоте в своих землях переполнило чашу терпения Олега Святославича и он решил отомстить, сразу за деда и отца.

«В Лето 6483 (975 год). Однажды Свенельдич, именем Лют, вышел из Киева на охоту и гнал зверя в лесу. И увидел его Олег, и спросил своих: «Кто это?». И ответили ему: «Свенельдич». И, напав, убил его Олег, так как и сам охотился там же. И поднялась оттого ненависть между Ярополком и Олегом. И постоянно подговаривал Свенельд Ярополка, стремясь отомстить за сына своего: «Пойди на своего брата и захвати волость его».

Через два года, в 977 году, пошёл Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю. И было сражение между дружинами двух братьев, и победил Ярополк. И побежал Олег со своими воинами под защиту стен города Вручий (Овруч Житомирской области), но в суматохе свалился с моста через оборонительный ров и погиб. Олега смогли найти только на следующий день, после взятия киевлянами Вручего. Ярополк оплакал своего брата, погибшего по наущению Свенельда, и похоронил его в поле. Весть о гибели Олега вскоре дошла и до Новгорода, где княжил 17 летний Владимир со своим дядей Добрыней.

«Когда Владимир в Новгороде услышал, что Ярополк убил Олега, то испугался и бежал за море. А Ярополк посадил своих посадников в Новгороде, и владел один Русскою землею.» 

Спустя три года, возмужавший 20 летний Владимир вернулся в Новгород с сильным варяжским войском. Владимир собрался наказать Ярополка за все злодеяния и вернуть власть в Киеве, принадлежавшую его отцу Святославу. Он отправил из Новгорода посадников Ярополка и решил жениться на невесте Ярополка, полоцкой княжне Рогнеде, нанеся удар братцу и в этом вопросе.

«В Лето 6488 (980 год). Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал посадникам Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: Владимир идет на тебя, готовься с ним биться». И сел в Новгороде.

И послал к Рогволоду в Полоцк сказать: «Хочу дочь твою взять себе в жены». Тот же спросил у дочери своей: «Хочешь ли за Владимира?». Она же ответила: «Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка». Этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке, а Туры держал власть в Турове, по нему и прозвались туровцы. И пришли отроки Владимира и поведали ему всю речь Рогнеды — дочери полоцкого князя Рогволода. Владимир же собрал много воинов — варягов, славян, чуди и кривичей — и пошел на Рогволода. А в это время собирались уже вести Рогнеду за Ярополка. И напал Владимир на Полоцк, и убил Рогволода и его двух сыновей, а дочь его взял в жены.

И пошел на Ярополка. И пришел Владимир в Киев с большим войском, а Ярополк не смог выйти ему навстречу и затворился в Киеве со своими людьми и Блудом.»

Осадив Киев, Владимир не стал брать его и рушить, так как это была вотчина отца его. Используя подкуп Блуда, обманом выманил Ярополка из Киева, и тот бежал и заперся в городе Родне, у места впадения реки Роси в Днепр. Используя того же Блуда, выманили Ярополка пойти на поклон к брату Владимиру в Киев. Когда Ярополк прибыл в терем своего отца, он был убит варягами. Так закончилось княжение старшего сына Святослава, Ярополка, который слушал больше своих советчиков Свенельда и Блуда, вместо того, чтобы водить дружбу со своими братьями, за что и поплатился.

А Владимир стал княжить в Киеве. Беременную жену Ярополка, гречанку, привезённую Святославом из похода, взятую из монастыря за красоту её, и затем подаренную Ярополку, Владимир оставил себе и стал жить с ней, творя блуд с женой убиенного брата своего. Родившегося в последствии у гречанки сына Святополка, Владимир признал своим, тем самым создал ему все условия для взросления, как княжеского сына, а не как изгоя.

Вернувшись от варягов и взяв власть в Киеве, Владимир воздал хвалу славянским богам, согласно обычаям того времени.

«И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот.»

«Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу.»

«Был же Владимир побежден вожделением, и вот какие были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода — и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини — Вышеслава, а еще от одной жены — Святослава и Мстислава, а от болгарыни — Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в этом, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц.»

Таков был киевский князь Владимир в свои 20 лет.

Владимир Святославич не получил бы свою славу и всенародную любовь, если бы только предавался пирам и плотским утехам. Несмотря на все соблазны и удобства спокойной городской жизни в Киеве, Владимир не оставил походную жизнь военного, полную лишений и опасности, и продолжил укреплять своё государство и Русскую землю, доставшуюся ему от предков — Рюриковичей. И прежде всего, необходимо было увеличивать численность народа Руси, в основном, за счёт обращения в своё подданство славян.

В 981 году пошел Владимир на поляков, захватил города их Перемышль, Червен и другие города. В этом же году были побеждены и вятичи, бывшие ляхи, севшие по реке Оке. Как говорится, одно к одному, возложив на них дань, как и его отец Святослав, с каждого плуга. Вятичам это не понравилось, на следующий год они пошли войной на Русь, на Киев, но были разбиты Владимиром.

В 983 году пошел Владимир на ятвягов и победил их. Ятвяги — западнославянский балтийский народ, живший к западу от реки Неман, родственный пруссам.

В 984 году пошел Владимир на радимичей и победил их. Радимичи, как и вятичи, были славянами из рода ляхов, которые обосновались в старину на Русских землях между реками Днепр и Сож, и платившие дань Руси.

В 985 году пошел Владимир на болгар в ладьях вместе с дядей своим Добрыней, и победил болгар. С болгарами, живущими по Средней Волге, был заключен долгосрочный мир без выплаты дани Руси. После чего Владимир вернулся в Киев.

В следующем, 986 году, Владимир дал своему войску отдых, а сам занялся княжескими делами, в частности, приёмом иностранных посольств, которые хотели приобщить Владимира, а с ним и всю Русь, к своему вероисповеданию. Выслушав внимательно всех, Владимир никому из них не отдал предпочтения, а решил послать своих мудрых мужей, чтобы на деле посмотреть, как выглядят предлагаемые ему религии.

«В Лето 6495 (987 год). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира.»

«И сказали бояре и старци: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай какая у них служба и кто как служит богу».»

После возвращения посольства собрал Владимир совет и решил всех заслушать. Рассказали посланники обо всех местах, где им довелось побывать, и насколько им понравилось то, что они увидели. Более всего впечатлила русское посольство служба церковная в Константинополе, о чём и было доложено в Киеве князю, боярам и старцам. Кроме своего отчёта, они добавили существенную фразу, подытожившую всё их выступление.

«Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его баба твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?». Они же сказали: «Где тебе любо».»

А любо было князю Владимиру спуститься из Киева по Днепру и взять греческий город Херсонес Таврический, расположенный в Крыму (рядом с нынешним городом Севастополем). На русский манер этот город назывался Корсунь, в честь славянского бога Солнца — Хорса, стоявшего вторым по значимости в киевском пантеоне богов после Перуна.

«И когда прошел год, в 6496 Лето (в 988 году) пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город.»

Владимир знал из рассказов своей бабушки Ольги, как ничем закончилась её поездка в Константинополь; а также про издевательские притязания византийского императора Константина, пожелавшего прибрать к рукам Русь, женившись на пожилой женщине, думая что она «старая дура», которую ничего не стоит обвести вокруг пальца.

На Руси есть поговорка: «Долг платежом красен». Потому Владимир решил креститься не на греческой земле, а на русской, прибрав греческий город Корсунь к своим рукам. Сделав это, русский князь Владимир, языческий многоженец, имевший 800 наложниц, потребовал от византийских императоров в жёны девицу-христианку, и не кого-нибудь, а царицу Анну, их родную сестру.

«Вот взял уже ваш город славный. Слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И, услышав это, опечалились цари. И послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников; если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя».

А Владимиру только этого и надо было. Он ответил грекам, что крестится, потому что люба ему вера их. Такой ответ обрадовал греческих царей Василия и Константина, осталось дело за малым, как-то уговорить Анну. А та упиралась из всех сил. Тогда греки хотели слукавить и предложили Владимиру свой вариант. На что Владимир ответил им в стиле, ребята, так дела не делаются, сначала царевна, а потом крестины, а не наоборот.

«И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: «Крестись и тогда пошлем сестру свою к тебе». Ответил же Владимир: «Придите с сестрою вашею и тогда крестите меня». И послушались цари, и послали сестру свою, сановников и пресвитеров. Она же не хотела итти, говоря: «Иду как в полон, лучше бы мне здесь умереть». И сказали ей братья: «Может быть обратит тобою бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не пойдешь, то сделают и нам тоже, что в Корсуни». И едва принудили ее. Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море.»

По прибытии в Корсунь, Анне были оказаны царские почести горожанами и разместилась она в палатах. Узнав о прибытии царицы, князь Владимир повелел крестить себя. Что и было сделано епископом корсунским с царицыными попами. Дружина княжеская последовала примеру своего князя и тоже крестилась. После крещения Владимира привели к нему царицу для совершения брака.

«После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива ученика его, взял и сосуды церковные, и иконы на благословение себе… Корсунь же отдал (Владимир) грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы, — одних изрубить, а других сжечь.»

«Затем послал Владимир по всему городу со словами: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый или бедный, или нищий, или раб — да будет мне враг». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь наш и бояре».»

На следующий день крестили киевлян в реке Днепр и была радость великая. И было Владимиру на момент Крещения Руси — 28 лет от роду, но сделал он, к тому времени, уже не мало.

«И просветился Владимир сам, и сыновья его, и земля его. Было же у него 12 сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав… И сказал Владимир: «Нехорошо, что мало городов около Киева». И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей лучших от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал с ними, и побеждал их.»

После крещения зажил Владимир в христианском законе. При этом он строил города, воевал с печенегами и хорватами. В 1000 году преставилась Рогнеда, первая жена Владимира, с которой он прожил в браке 20 лет, родившая Владимиру шестерых детей. 

В 1011 году преставилась Владимирова царица Анна, с которой он прожил 23 года. Так как у Анны и Владимира был христианский брак, то он не должен был уже жить со своими прежними жёнами, а значит Анна могла стать матерью троих сыновей: Станислава, Позвизда и Судислава, указанных во втором списке детей Владимира.

Киевлян Владимир щедро угощал на пирах каждое воскресенье, даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных. Летописец отмечает:

«И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мёд в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: „Где больной или нищий, не могущий ходить?“ И тем раздавать всё, что им нужно».

Особое внимание оказывал дружине, с которой советовался о делах государственных и военных, ни в чём ей не отказывал, говоря:

«Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиною доискались золота и серебра

Преставился Владимир в возрасте 55 лет, тяжело заболев, 15 июля 1015 года.

«В Лето 6523 (1015 год). Когда Владимир разболелся, был у него в это время Борис. Между тем половцы пошли походом на Русь, Владимир послал против них Бориса, а сам сильно разболелся; в этой болезни и умер 15 июля. Умер он на Берестове, и утаили смерть его, так как Святополк был в Киеве… Узнав об этом, сошлись люди без числа и плакали по нем — бояре как по заступнике страны, бедные же как о своем заступнике и кормителе. И положили его в гроб мраморный, похоронили тело его, блаженного князя, с плачем.

То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил подобно тому. Если и обращался он прежде к скверной страсти, однако после усердствовал в покаянии, по слову апостола: «Где умножится грех, там преизобилует благодать». Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее.»

«Вот почему память его чтут русские люди, вспоминая святое крещение, и прославляют бога молитвами, песнями и псалмами, воспевая их господу, новые люди, просвещенные святым духом, ожидая надежды нашей великого бога и спаса нашего Иисуса Христа; он придет воздать каждому по трудам его неизреченную радость, которую предстоит получить всем христианам.»

© Повесть временных лет.

Значение Крещения Руси для русского народа

Крещение Руси

Почитание князя Владимира как Святого равноапостольного на Руси началось ориентировочно в 14-м веке. Днём почитания, согласно традиции Русской православной церкви, принят день его кончины — 15 июля, что в настоящее время соответствует 28 июля.

Некоторые приверженцы старых славянских поверий считают, что Владимир зря отказался от славянских богов, что они были ближе и роднее для Руси, чем Христианство. Такое положение вещей допустимо в тихой и спокойной обстановке, когда никто не пытается завладеть твоим имуществом, не посягает на твою жену и детей, не загоняет тебя самого в рабство, тогда это приемлемо. А вот защититься этими богами от внешней агрессии уже не получится, это всё равно, что выходить на войну с деревянным автоматом. Если его качественно вырезать, грамотно покрасить, это оружие выглядит как настоящее. С ним можно позировать, фотографироваться, совершать показательные действия, но стрелять из него не получится, а значит и защитить он не сможет.

При всём уважении к славянским и старым русским верованиям и богам, только истинная вера в Господа Иисуса Христа, которую принёс на Русь князь Владимир, позволила выдержать тяжелейшее испытание, выпавшее на долю русского народа и частично досталось славянам, спустя два с половиной столетия после Крещения, когда пришли на Русь орды Батыя. Тогда пали Рязань, Переяславль, Киев и многие русские города, уцелели лишь чудом Новгород и Псков.

240 лет продолжалось монгольское порабощение Русской земли, ещё 220 лет русский народ подвергался жестоким набегам и разорениям со стороны татар, платя при этом унизительную дань «собаке» Крымскому хану. И ещё 83 года висел «дамоклов меч» над южной Русью, пока Крымское ханство не было ликвидировано успешным наступлением Русской армии князя Потёмкина-Таврического Григория Александровича.

От взятия Киева монгольскими войсками Батыя (1240 год) до «усмирения Крыма» и татар (в 1783 году), Русская земля подверглась немыслимой по тем временам опасности, грозившей полным исчезновением русского народа, а следом и славян. На протяжении этих 543 лет, только вера в Христа давала силы русским полководцам для борьбы с нечистью: князю Дмитрию Донскому, царю Петру Первому, князю Григорию Потёмкину и многим другим воинам, благодаря усилиям и свершениям русского князя Владимира Святославича из рода Рюриковичей.

Вряд ли вера в Перуна и других славянских богов смогла бы выстоять в таком многовековом испытании. Тому, кто считает, что это не так, следует обратиться к мировому опыту других народов, надеявшихся на своих языческих богов.

Сейчас об этом легко говорить, ведь, вопреки всем испытаниям, славяне живы и многое сохранили из своего прошлого. В этом сохранении славянской идентичности немалую роль сыграл русский народ, единственный, кто поддерживал на плаву «братский» славянский этнос.

А вот кельтам, галлам, этрускам, инкам и ацтекам повезло меньше. Эти коренные народы Европы и Америки были истреблены завоевателями: римлянами, арабами, европейцами, индейцами и прочими. От них осталось лишь память в камне и частично в языках. А вот кто жил в Греции до прихода туда эллинов, и в Месопотамии до прихода туда шумеров, выяснить уже невозможно. Только археология указывает на представителей другой культуры, отличной от эллинской и шумерской, более ничего. Так что славянам, можно сказать, ещё «повезло», они уцелели в череде всевозможных войн и потрясений.

Кстати, если внимательно посмотреть на то, по какой причине смогли сохранить свой этнос многие народы, вырисовывается интересный факт. Древний Египет был в своё время завоёван арабами, а его население подвержено исламизации и в большинстве своём ассимилировалось с арабами. Однако, коренные египтяне всё же сохранились, и их миллионы. Копты, потомки египтян — строителей пирамид, смогли сохранить свою национальную идентичность благодаря тому, что они — православные христиане. Древние египетские боги Ра, Гор и Анубис оказались бессильны перед натиском арабов. И только Вера в Христа объединила коптов и не позволила им раствориться в «плавильном котле» истории, как это произошло со многими азиатскими народами.

Итальянцы смогли уцелеть после падения Западной Римской империи, когда захватившие страну «варвары» истребляли всё латинское. Помогла им в этом Католическая церковь. Когда массы разных народов хлынули на Апеннинский полуостров, заселяя земли латинов, безжалостно истребляемых, Ватикан запретил селиться в центральной Италии всем, кроме итальянцев. Так, с помощью Римской Католической Церкви, был сохранён коренной народ — италики, в последствии восстановленный и приумноженный. Не Юпитер, не Марс и не Нептун способствовали сохранению и возрождению итальянцев, а опять же — Вера в Христа.

Греки, имеющие богатейшую историю, традиции и культуру, могли исчезнуть как народ с мировой арены из-за жёстких притеснений в Османской империи. С греками — эллинами могло произойти то же самое, что и с большинством населения Египта — исламизация, а затем уже и отуречивание. Зевс, Афина и Посейдон не стали тем сохраняющим звеном для эллинов, каким обернулась для них Православная Вера в Христа и Богородицу, сохранившие греческий народ от многих напастей. Падение Византийской империи отразилось тяжкими бедствиями для греческого народа. Несколько веков османского владычества привели к тому, что численность греков резко сократилась и они оказались в меньшинстве на земле Древней Эллады. Только помощь христианских стран: России, Великобритании и Франции способствовали освобождению греков. А Православная вера греков помогла им восстановиться на земле их предков.

Подобная ситуация произошла с Русской землёй и русским народом. Во времена монголо-татарского завоевания, длившегося столетия, только Вера в Христа позволила русским выстоять и не потерять свою национальную идентичность. Перун, Хорс и Стрибог, почитаемые славянами, против монголов и татар оказались бессильны. По крайней мере, Александр Пересвет в Куликовской битве 1380 года шёл на смертный бой с Челубеем, имея в своём сердце Веру в Христа, и победил.

Что интересно, основатель Германской империи, канцлер Отто фон Бисмарк (1815 — 1898), по поводу русских и Веры Православной, говорил следующее:

«Даже самый благополучный исход войны никогда не приведет к распаду России, которая держится на миллионах верующих русских греческой конфессии. Эти последние, даже если они впоследствии международных договоров будут разъединены, так же быстро вновь соединяются друг с другом, как находят этот путь друг к другу разъединённые капельки ртути.»

Тем самым, германский канцлер показал всем, что русский народ имеет твёрдую сформировавшуюся структуру, устоявшиеся понятия о своей земле и народе, и главное — единую Веру в Христа на основе Православия.

Что же касается славян, то, при всём уважении к «братушкам», среди них единства как не было, так и нет по сей день. Каждый тянет одеяло на себя. Вот и новые славяне-арии, возрождая старых славянских богов, пытаются обвинять в своих невзгодах крещёный русский народ и его Веру Православную, не забывая помянуть князя Владимира и царя Петра Первого.

Про состояние славянства вообще хорошо высказался советский историк и археолог, доктор исторических наук, Лев Самуилович Клейн (1927 — 2019), который дал следующее определение славянам:

«Когда-то славяне были этносом, но уже много веков славяне — это только языковая семья. Нет ни славянской расы, ни славянской религии, ни славянского политического объединения, ни специфически славянской культуры, ничего. Нет даже славянского языка — только сходство языков. Это всё, что объединяет славян. И идея о том, что когда-то они были единым народом.»

Поэтому, вспомним 28 июля Русского святого равноапостольного великого князя Владимира Святославича, его великие дела, послужившие сохранению Русской земли и русского народа!

Возможно заинтересует

Русские повести. Выпуск 1.
Валерий Салфетников. Русские повести. Выпуск 1
Сказание о Русской земле. Варяги
Валерий Салфетников. Варяги
Сказание о Русской земле. Революции, цари и палачи
Валерий Салфетников. Революции, цари и палачи
Сказание о Русской Земле. Город Святого Петра.
Валерий Салфетников. Город Святого Петра
Сказание о Русской Земле. Русские и европейцы.
Валерий Салфетников. Русские и европейцы
Каковы особенности России. Том 1. Иллюстрации
Валерий Салфетников. Каковы особенности России. Том 1.

Оставьте комментарий

ru_RUРусский