День памяти княгини Ольги

Главное > Поверья, праздники и памятные дни > День памяти княгини Ольги

Автор:

Опубликована:
24 июля 2023 года

24 июля Русская православная церковь вспоминает уроженку Псковской земли, Святую равноапостольную княгиню Ольгу, преставившуюся 11 (24) июля в Лето 6477-е (в 969 году от Р. Х.) в возрасте 76 лет.

К лику святых в чине «равноапостольный» в Русской православной церкви причислены несколько деятелей и правителей прошлого. Да и Христианская церковь не много кому посвящает этот «лик святости». Что он означает для церкви?

На сайте «Журнал Фома» дано определение понятиям «Апостол» и «Равноапостольный»:

«Апостолы (с древнегреческого «посланник») — название ближайших учеников Иисуса Христа. После Его Вознесения они основали Христианскую Церковь и отправились проповедовать Евангелие по всему миру.»

«Равноапостольный — лик святости (как преподобный, святитель или мученик), который говорит об огромном вкладе святого в распространение христианского учения. Человек потрудился для Церкви как апостол и потому приравнивается к ним. Самый известный равноапостольный святой в Русской Церкви — князь Владимир, Креститель Руси.» 

На Руси к лику святости «Равноапостольный» из всего множества святых причислены только трое:

Княгиня Ольга (893 — 969), жена князя Игоря Рюриковича, мать князя Святослава Игоревича и бабушка Крестителя Руси — князя Владимира Святославича.

Князь Владимир Святославич (около 960 — 1015), который в Лето 6496-е (в 988 году от Р. Х.) крестился сам и крестил всю Русь.

Митрополит Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов) (1797 — 1879), Креститель Камчатки, Якутии, Приамурья и Русской Америки (Аляски), один из основателей города Благовещенска.

На Руси также почитаются равноапостольные святые — Кирилл (827 — 869) и Мефодий (815 — 885), создатели старославянской азбуки и церковнославянского языка.

Годы жизни княгини Ольги

Первое упоминание об Ольге, как невесте князя Игоря Рюриковича, датируется 903 годом в «Повести временных лет»:

«В лѣто 6411. Игореви же възрастъшю, и хожаше по Олзѣ и слушаша его, и приведоша ему жену от Пьскова, именемъ Олгу.» (В Лето 6411 (год 903). Игорь вырос и собирал дань после Олега, и слушались его, и привели ему жену из Пскова именем Ольгу). 

В «Архангелогородском летописце» есть информация о том, что Ольге исполнилось 10 лет, когда она выходила замуж за 25-летнего князя Игоря. Таким образом, можно сделать предположение о том, что Ольга родилась на Псковской земле в Лето 6401 или 893 году.

В общей сложности, Игорь и Ольга прожили в браке 42 года. В 945 году, после трагической гибели князя Игоря Рюриковича от рук древлян, Ольга овдовела, оставшись одна с трёхлетним сыном Святославом на руках на великом киевском княжении. Возникает вопрос, почему у Ольги и Игоря на протяжении 39 лет супружеской жизни не было детей. Возможно, какие-то обстоятельства не позволяли этой княжеской чете заводить наследников.

Если брать в расчёт то обстоятельство, что Игорь осиротел в годовалом возрасте, так как его отец Рюрик умер своей смертью в 879 году, и его опекуном стал князь Олег, то многое проясняется. Олег, при всех существовавших после смерти Рюрика обстоятельствах, не покидал пределов Новгорода до тех пор, пока Игорь не окрепнет и ему не исполнится 4 года. До того момента, пока Игорь не вырос и не возмужал, Олег занимался собиранием русских земель в единое государство, при этом продолжая опекать Игоря, как завещал ему Рюрик.

Даже после женитьбы Игоря на Ольге, Олег позволил ему только собирать дань с тех земель, которые были послушны и не представляли угрозы Игорю. Участвовать в войнах Игорю не позволяли, о чём говорит запись в «Повести временных лет» за 907-м годом: 

«В Лето 6415 (907 год). Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве…»

Скорее всего, новым «опекуном» Игоря стала его жена, 14-летняя девушка-воин из славной земли Чуди, отличный стрелок, потомок легендарных скифов, тёзка «старого опекуна» — княгиня Ольга.

По смерти князя Олега (в 912 году), князь Игорь, с 913 года, когда его жене Ольге исполнилось 20 лет, стал княжить в Киеве, а затем и на всей Русской земле, после похода на древлян и победы над ними в 914 году. Скорее всего, рядом с Игорем всегда была его верный «Ангел-хранитель», жена и боевой соратник, настоящая поляница, княгиня Ольга.

Как известно из русских былин, поляницами были девушки-воины, в частности, жена Добрыни Никитича, Настасья Никулична. Но, после того, как поляница становилась женой и матерью, она оставляла своё ратное мастерство, и посвящала себя дому и семье, как обычная женщина.

Возможно, по этой причине, княгиня Ольга долгое время не могла себе позволить детей, чтобы оставаться поляницей как можно дольше и быть рядом со своим мужем, князем Игорем, единственным на тот момент Рюриковичем и законным правителем Русской земли. Не исключено то, что Игорь отличался бесстрашием и пренебрежением к собственной безопасности, поэтому ему требовался «опекун», чтобы не позволял себе излишний риск.

Однако, поход морем на Царьград (Константинополь) в 941 году оказался для Игоря неудачным. Используя «греческий огонь», византийцами были сожжены многие русские корабли, только малая часть их вернулась обратно в Киев. Возможно, этот поход стал тем ключевым событием, когда Ольга решила больше так не рисковать и подарить Игорю наследника, надеясь, что это остановит воинственный пыл её мужа.

В 942 году в Киеве родился новый Рюрикович, сын Игоря и Ольги — Святослав. С этого момента Ольга перестала быть поляницей, хотя ей и так уже исполнилось 49 лет, и стала заботливой матерью и «домохозяйкой». При всём при этом, Игорь не оставлял надежды на реванш и не собирался прощать обиду, нанесённую ему греками.

Когда Святославу исполнилось два года, Игорь отправился в новый поход на Царьград. Была ли в этом походе Ольга? Скорее всего нет. Однако, её верные дружинники, «псковские кривичи», стали незримым оком, опекавшим князя Игоря.

«В Лето 6452 (944 год). Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и славян, и кривичей, и тиверцев — и нанял печенегов, и заложников у них взял, — и пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя. Услышав об этом, корсунцы послали к Роману со словами: «Вот, идут русские, без числа кораблей их, покрыли море корабли». Также и болгары послали весть, говоря: «Идут русские и наняли с собой печенегов». Услышав об этом, царь послал к Игорю лучших бояр с мольбою: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани». Также и к печенегам послал паволоки и много золота.»

Дойдя до Дуная (старой границы Русских земель), Игорь стал держать совет со своей дружиной. На что дружина Игорева сказала:

«Если так говорит царь, то чего нам еще нужно, — не бившись взять золото, и серебро, и паволоки? Разве знает кто — кому одолеть: нам ли, им ли? Или с морем кто в союзе? Не по земле, ведь, ходим, но по глубине морской: всем общая смерть».

Послушал Игорь дружину свою, взял дань греческую, и без боя вернулся обратно в Киев.

В следующим году, 945-м, прислали византийские цари Роман, Константин и Стефан своих послов в Киев, чтобы заключить мирный договор с Русью, как было при Олеге. На что в Царьград была отправлена представительная делегация от князя Игоря, Святослава и княгини Ольги. Это посольство подписало Договор с Византией и, прибыв обратно в Киев, отчиталось за него перед князем Игорем.

В этом же году, пошел Игорь со своей дружиной в землю древлян собирать дань. Дани собрали много, больше, чем в прошлые годы, творя насилие над древлянами, и после этого поехали обратно. Ольга при этом находилась в Киеве со своим сыном Святославом и не чувствовала беды, так как вместе с её мужем Игорем находились её верные дружинники.

Но Игорь, оставшись без опеки жены, решил ещё пощипать древлян. Отправив основную (Ольгину) часть дружины в Киев, со своими боярами (дружинниками) Игорь отправился обратно к древлянам.

«Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь. И древляне, выйдя из города Искоростеня против Игоря, убили Игоря и дружину его, так как было ее мало.»

Княгиня Ольга встретила известие об убийстве её мужа, князя Игоря Рюриковича, древлянами с большим самообладанием. Несмотря на то, что она не смогла уберечь своего «бесшабашного» мужа, 67 лет от роду, от напрасной гибели, тем самым не выполнив «завещание» князя Олега, Ольга решила жестоко отомстить древлянам за смерть Игоря.

Месть Ольги не знала границ. И в этом вопросе ей помогала княжеская дружина, безропотно выполняя все её указания, каких древлян и каким образом убивать. Княжеская дружина на Руси была привилегированным, элитным воинским подразделением, не просто подчинявшимся князю, но также выполняла роль советника, и даже близкого друга, чуть ли не родственника.

После смерти князя Игоря, именно дружина стала главным распорядителем всех дел. И то, что дружинники принялись выполнять все без исключения указания Ольги, даже унизительные, говорит о том, что она для них была не просто женой их князя, а таким же как они дружинником, которого они знали много лет. Только находясь в княжеской дружине в качестве поляницы (богатырши), показав своё бесстрашие и отвагу в бою, а также обладая определённой хитростью и недюжинным умом, княгиня Ольга могла заполучить непререкаемый авторитет среди своих боевых товарищей.

А, согласно воинской иерархии, вторым лицом после князя в дружине являлся старший боярин, а не родственники князя. Похоже, что этим старшим боярином долгое время была псковская лучница, жена и телохранитель князя — княгиня Ольга. Став матерью наследника киевского княжеского стола, Ольга утратила возможность быть частью дружины в качестве поляницы. Но, при этом, её непререкаемый авторитет перед всей дружиной никуда не делся, что и помогло ей справиться со всей ситуацией, возникшей из-за древлянского мятежа.

А ведь ситуация складывалась совсем не простая. Древляне собирались уничтожить ненавистную русскую власть в Киеве, чтобы поставить там своего славянского князя Мала, а внука Рюрика, ребенка Святослава, пустить в расход.

«Сказали же древляне: «Вот убили князя мы русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала, и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим». И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге.»

Не известно ещё, какова была роль во всех этих событиях воеводы Свенельда. Ведь из-за него возроптала дружина Игорева, жалуясь на то, что:

«Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, да и ты добудешь и мы».

Свенельд находился у древлян, получая с них хорошую дань, которой не делился с Киевом. При этом, он был воеводой и имел определённое влияние на княжескую дружину. Возможно, Свенельд сыграл не последнюю роль в попытке захватить власть в Киеве и женить Мала на Ольге, которой к тому времени исполнилось уже 52 года. Однако, причастность его доказана не была и он продолжил свою службу воеводой при Святославе. И только неукоснительная исполнительность киевских дружинников дала возможность Ольге переломить непростую ситуацию в свою пользу.

И, благодаря тому, что княжеская дружина видела в Ольге законного правопреемника власти в Киеве и во всей остальной Руси, позволило Ольге подавить древлянский мятеж и жестоко наказать причастных к нему. Тех двадцать лучших древлянских мужей, что прибыли к Ольге в ладье, сватать её за Мала, приказано было дружине принести в этой ладье на плечах на теремной двор, терпя насмешки, и сбросить в яму.

«И, приникнув к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?». Они же ответили: «Пуще нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.»  

После этого послала Ольга к древлянам, чтобы прислали ещё лучших людей, иначе не отпустят её киевляне. Услышав это требование, древляне собрали ещё одно свадебное посольство из лучших людей, управлявших Деревской землей, и отправили их к Ольге. Когда те прибыли, Ольга предложила им помыться в бане с дороги, а потом уже идти к ней.

«И разожгли баню, и вошли в нее древляне, и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от двери, и сгорели все.»

Затем Ольга отправилась с малой дружиной к тому месту, где был убит её муж, князь Игорь, чтобы совершить по нему тризну. По законам тризны проводятся мероприятия по увековечиванию памяти покойного князя или военачальника, а затем, тут же, выбирается его приемник, который вступает в права наследования. И это действие отмечается пиром. Для древлян это представлялось свадебной пирушкой на могиле убиенного ими князя Игоря, чтобы обручить своего князя Мала с вдовой киевского князя, Ольгой.

Ольга оплакала своего мужа, и насыпали над его могилой холм, затем накрыли столы и началось свадебное веселье, на котором счастливые древляне здорово захмелели.

«И когда опьянели древляне, велела отрокам своим пить за их честь, а сама отошла прочь и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. А Ольга вернулась в Киев и собрала войско против оставшихся древлян.»

Скорее всего, несостоявшийся жених, древлянский князь Мал пил и гулял на этой свадебной пирушке в последний раз. В летописи более не упоминается его имя.

В следующем, 946 году отправилась Ольга во главе войска на древлян. И разбили древлян, а те, которые уцелели, заперлись в своих городах. Подошла Ольга с войском к Искоростеню и осадила его. Всё лето продолжалась осада, однако взять город не получалось. Древляне отчаянно оборонялись, представляя, какая участь их ожидает. Делу помогла хитрость, на которую пошла Ольга, обманув древлян. Им пообещали помилование, если они принесут лёгкую дань в виде птиц с каждого двора. Когда дань была выплачена, Ольга приказала своим воинам привязать к лапкам птиц трут, поджечь его и отпустить птиц домой.

«Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи [нижний свисающий край крыши деревянного дома]. И так загорелись где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы не горело. И нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. И так взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

И возложила на них тяжкую дань. Две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольги. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок даней и налогов.»

Таким вот образом отомстила Ольга древлянам за убийство её мужа, князя Игоря Рюриковича. 

Поездка Ольги в Византию

В течение десяти лет после гибели мужа, княгиня Ольга, поддерживаемая княжеской дружиной, занималась обустройством Русских земель и воспитанием сына в любви и понимании. При этом ей не давал покоя «вечный мир» с греками, который прекратил своё действие сразу после подписания, в 945 году.

Дело в том, что подписываемые в те времена «вечные» договоры не имели неограниченный срок действия, как может показаться сейчас. Потому как, их называли «вечными» от слова «век», соответственно, они от этого слова и зависели. Веком (сейчас это столетие) в старину называли продолжительность жизни человека. Потому, «вечный договор» прекращал своё действие в случае смерти одного из подписавших его. Так было при князе Олеге, так случилось и с князем Игорем.

Поэтому, хочешь не хочешь, а ехать к грекам надо, подписывать новый «вечный» договор. Исходя из этих обстоятельств, в 955 году, княгиня Ольга отправилась в Греческую землю и её столицу, город Царьград. При этом, дома в Киеве оставался её 13-летний сын Святослав, который был смышлён не по годам и очень увлекался военным делом. Чтобы умерить его пыл, а также связать его хоть какими-то обязательствами, скорее всего, перед поездкой, Ольга женила Святослава на одной из киевских красавиц княжеского рода. Об этом говорят сыновья Святослава, Ярополк и Олег, которые уже в 970 году (спустя 15 лет) приступили к самостоятельному княжению в Киеве (Ярополк) и Древлянской земле (Олег).

Прибыв в Царьград (Константинополь), княгиня Ольга встретилась с императором Константином и завела речь о Договоре. Византийский император недвусмысленно стал намекать на то, что было бы неплохо сочетаться с ним браком, чтобы уже не требовались какие-то там договоры, а Русь вошла в состав Византийской империи, как Ольгино приданное.

«В Лето 6463 (955 год). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда цесарь Константин (Багрянородный), сын Льва (Философа), и пришла к нему Ольга, и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился ее разуму, беседуя с ней, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила цесарю: «Я язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам, — иначе не крещусь». И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом.»

«И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил.» 

После крещения Ольги в Константинополе, заявился к ней император Константин со сватами. На тот момент Ольге исполнилось 62 года. И хотя она была ещё хороша собой, особенно лицом красива, всё же годы брали своё. На притязания 50-летнего византийского императора, русская княгиня Ольга ответила, что он её крёстный отец, а она его дочь, и потому жениться на своих детях у христиан не разрешается. Тем самым она дала «от ворот поворот» греческому монарху, решившему прибрать к рукам обширные Русские земли, потому как силой оружия это сделать было невозможно.

Подписать договор не получилось. И хотя Константин Багрянородный проводил Ольгу с богатыми дарами, условившись получить от Руси прежние товары, веря грекам на слово, обратно ничего не получил. Вернувшись в Киев, Ольга отправила греческих послов обратно, ни с чем. Уже позже, её сыну Святославу удалось заключить нужный договор с греками «проверенным дедовским способом» силой копья и меча. В подобной ситуации греки оказывались всегда сговорчивы.

Крестившись сама, Ольга попыталась крестить своего сына Святослава, но получила решительный отказ. А так как Крещение дело сугубо личное и добровольное, княгиня Ольга настаивать не стала, переключив своё внимание с выросшего и возмужавшего сына на внуков.

Умерла Ольга в Киеве, в 969 году, в возрасте 76 лет, в окружении своих родных, сына и внуков. По её просьбе тризну по ней справлять не стали, а похоронили по христианскому обычаю.

«В Лето 6477 (969 год от Р. Х.). Отвечала ему [Святославу] Ольга: «Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И продолжала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки ее, и все люди. И понесли, и похоронили ее на открытом месте. Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — этот и похоронил блаженную Ольгу.»

Роль княгини Ольги в истории

Русская княгиня Ольга, чудского происхождения, прожила сложную и, в то же время, знаменательную жизнь. Благодаря ей удалось сохранить род Рюриковичей, несмотря на гибель единственного сына Рюрика, рождённого в Новгороде, её мужа Игоря. Она смогла удержать власть русских князей в Киеве, хотя на неё покушались славянские князья из Древлянской земли.

Ольга была первой из русских князей, кто принял Христианство. И хотя последователей у ней было немного, она всё равно была причислена к лику святых «равноапостольной», как и римская царица Елена, именем которой была крещена Ольга.

Царица Елена была матерью римского императора Константина Великого, который сделал Христианство господствующей религией в Римской империи. Он же перенёс свою столицу в Византий, который затем назвали в его честь Константинополем. За существенный вклад в деле продвижения Христианства в Римской империи, император Константин Великий и его мать Елена были причислены к лику святых как равноапостольные.

В русской истории равноапостольными святыми стали князь Владимир, за Крещение Руси, и его бабушка княгиня Ольга, приложившая все усилия, чтобы Владимир появился на свет и дожил до своего главного свершения.

Как святая, Ольга стала почитаться на Руси с начала 11-го века. В 1547 году Ольга была официально причислена к лику святых равноапостольной. Днём памяти святой равноапостольной княгини Ольги стал день её смерти 11 июля. Русская православная церковь вспоминает её в этот день по Юлианскому календарю, который соответствует 24 июля.

Возможно заинтересует

Русские повести. Выпуск 1.
Валерий Салфетников. Русские повести. Выпуск 1
Сказание о Русской земле. Варяги
Валерий Салфетников. Варяги
Сказание о Русской земле. Революции, цари и палачи
Валерий Салфетников. Революции, цари и палачи
Сказание о Русской Земле. Город Святого Петра.
Валерий Салфетников. Город Святого Петра
Сказание о Русской Земле. Русские и европейцы.
Валерий Салфетников. Русские и европейцы
Каковы особенности России. Том 1. Иллюстрации
Валерий Салфетников. Каковы особенности России. Том 1.

Оставьте комментарий

ru_RUРусский