Происхождение слова «богатырь»

Главное > Русские былины > Происхождение слова богатырь

Автор:

Опубликована:
23 сентября 2021 года

Героем русских былин, да и не только русских, является богатырь — защитник рубежей, несущий службу на дальней заставе. Как правило, этот народный герой обеспечен всем необходимым для своей нелёгкой и опасной службы, и имеет оружие и снаряжение самое лучшее. За свою службу по защите родной земли от нападок всяческих врагов, богатыри обрели всенародную любовь и щедрое княжеское вознаграждение. Самый известный и любимый народом Муромский богатырь Илья Иванович за свои заслуги имел в стольном Киев-граде белокаменные палаты, широкий двор и доброго коня.

Так откуда возникло это слово «богатырь» на Русской земле? Каково его было предназначение? Сколько богатырей имела Русская земля? И как назывался воин, до того как он стал именоваться богатырём? Ответы на эти четыре вопроса можно получить, прочитав эту повесть.

Что говорят о богатырях авторитетные источники

В статье Википедии «Богатыри» можно прочитать следующее:

«Богатыри — герои былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги религиозного или патриотического характера. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе.

В подлинной истории основу войска Руси составляли дружинники — «храбры», «витязи», «богатыри», — военная элита русских земель и княжеств, тяжеловооруженные конники и пехотинцы. Они же могли использоваться при решении административно-экономических задач — как судьи, управленцы, сборщики податей, послы и т. п.

Согласно этимологическому словарю М. Фасмера, слово «богатырь» заимствовано из древнетюрк. baɣatur (откуда и венг. bátor «смелый»), дунайско-булг. βαγάτουρ, тур., чагат. batur «смелый, военачальник», киргиз. баатыр «герой», «храбрец», а также почётное прозвище багатур за особые военные заслуги в армии со времён Чингисхана и Тамерлана. Многие специалисты склоняются к (древне)тюркской этимологии термина.

Согласно Л. Н. Гумилёву, багадур — слово монгольского происхождения, вошедшее в тюркский в VI в. Многие западные исследователи также поддерживают монголо-тюркскую версию происхождения. В источниках известны разные версии написания: bahadar, bahadir, bahadur, batur, batyr, bator.

Богатыри обладают более или менее общими для них свойствами: силой и молодостью. Хотя в былинах часто говорится о «старом казаке» Илье Муромце, однако здесь слово старый не значит «обременённый летами», а только возмужалый, опытный в военном деле.

Совокупность воинских доблестей и добрый, честный нрав составляют главнейшие черты русского богатыря, но недостаточно одних физических доблестей, надо ещё, чтобы вся деятельность богатыря имела религиозно-патриотический характер. Вообще народ идеализирует своих богатырей, и если он гиперболически представляет их физические качества: силу, ловкость, тяжёлую походку, оглушительный голос, продолжительный сон, то всё-таки в них нет той зверской обжорливости других являющихся в былинах чудовищных великанов, не принадлежащих к разряду богатырей.»

В толковом словаре Даля слову богатырь дано такое определение:

«БОГАТЫРЬ м. татарск. человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. Сказочные богатыри, великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища. Богатырями назывались (в твер. и др.) лубочные картинки, разные изображения для народа, cuб. панки. Южн. зап. богатина, богач. Богатырь дивится, чем худак живится? Богатырка, женщина-богатырь. Богатыренок м. мальчик-богатырь; богатыришко(а?) умалит. и унизит., богатырище, богатырчище(-ща?) увелич. и бранно. Сморчком глядит, а богатырем кашу (щи) уплетает. Горе-богатырь пьян с вина на алтын. Богатырь Аника, сказочный герой; не от Аники ли, при Петре I? Богатырев, принадлежащий богатырю; богатырский, принадлежащий, свойственный богатырям. Богатырство ср. состояние, свойство богатыря. Счастье лучше богатырства. Богатырщина ж. богатырский быт, времена; сказки и предания о богатырях. Он сказывает богатырщину. Богатырствовать, витяжествовать, искать богатырских похождений и совершать доблестные воинские подвиги.»

В Полном церковнославянском словаре, составленном священником магистром Григорием Дьяченко (1850 — 1903), дано такое пояснение слову «богатырь» на странице 50, в закладке (бога — бога):

«Богатырь — силач, храбрец. Корень этого слова — китайское ба, что значит «держать крепко», «вырывать». Все слова, производные от него, в китайском языке обозначают силу, твердость, насилие. Одно из таких слов от китайцев заимствовано было маньчжурами в форме батуру. Монголы, переняв его от маньчжуров, переделали в последствии батур в багадур. Наконец, от монголов это слово в измененной форме перешло в большинство иранских и тюркских языков (перс. багадир, др. осет. багатир, осет. багатар, тур. багадыр, кум. багатыр) и только киргизы и башкиры сохранили первоначальную форму этого слова батыр и батур, да алтайцы — пэттыр. Из всех приведенных слов ближе всех к нашему слову куманское (полов.) багатыр. По всей вероятности, мы взяли его от половцев, так как слово богатырь, в первый раз встречающееся в нашей летописи под 1240 г., уже стоит как знакомое нам, известное раньше, а не только что принесенное татарами. Производство разбираемого слова от кит. ба держать крепко, вырывать (припомним кстати, что как в наших, так и в восточных былинах богатыри проявляют свою физическую силу, между прочим, в вырывании из земли деревьев) и маньчж. батуру дает основание утверждать, что киргизское и башкирское сл. батыр не испорчено и не сокращено из сл. богатырь, как думают ориенталисты, а первоначальное, очень древнее и ближе всех стоящее к основной своей форме.»

Всё вроде понятно и объяснимо, только вот у русского человека возникает вопрос: каким образом могут стыковаться два понятия — защитник Руси богатырь (слово якобы монгольского или тюркского происхождения) и главная беда русских людей, «собака» и «поганый татарин», однозначный представитель тюркского народа? 

Стоит обратить внимание на то, что былины — это не летопись и не научный труд, где «бумага всё стерпит», а устный народный эпос, передававшийся из уст в уста на протяжении многих столетий. Вряд ли русский сказитель, распевающий во всех красках беды от нападений всевозможных захватчиков, стал бы употреблять как «положительный образ защитника» слово монгольского и тем более тюркского происхождения. Скорее всего, слово «богатырь» имеет собственные, русские источники.

Сказание о Русской земле. Русские и европейцы
Русские источники в слове богатырь

Даже на первый взгляд становится очевидным то, что корнем слова богатырь являются «бог» и «богатство», а также дополнительное слово «тыр». Вряд ли кто может усомнится в русском происхождении этих слов. Однако, для того, чтобы сложилось понятие о том, какова связь между Богом, богатством и богатырём, рассмотрим все слова более подробно.

Русское слово «богатырь» — сложносоставное, состоящее из двух частей: «богат» и «тыр». Каждая часть этого слова имеет по два значения, к примеру первая часть — Бог и богат. Слово «тыр» тоже имеет два значения и мы их разберём.

Для начала нужно понимать, какие функции выполнял богатырь. Основным его предназначением была защита рубежей Русской земли от внешнего врага. Функции другого порядка, такие как охрана князя и его города, были не свойственны богатырям и возлагались в основном на княжескую дружину и городское ополчение. А русские люди проживали не только в городах, защищённых крепостными стенами, но и по всей территории Русской земли, включая и самые окраины. Так вот, люди, живущие на окраине, подвергались вражескому нападению в первую очередь. Тут надеяться им, кроме как на свои силы, да на «божью помощь», было не на кого. И прибывшее подкрепление, в виде богатыря с войском, для отчаявшихся людей оказывалось «божьим посланием», а сами богатыри — «божьими заступниками». Потому богатырей воспевали в своих песнях простые русские люди, как своих защитников, называя их «божьей помощью». Однако, не только характер деятельности богатыря, связывал его с Богом, было и ещё одно сравнение, о котором пойдёт речь далее.

Второе значение корня «богат» связано как раз с богатством. Как известно, богатыри были очень состоятельными людьми и могли позволить себе любое вооружение, причём самое лучшее. Что интересно, многие предметы роскоши, такие как шёлк, золото, оружейную сталь булат, богатыри использовали для изготовления конской сбруи. И не потому, что хотели показать своё богатство, а из-за высоких эксплуатационных характеристик этих дорогостоящих материалов. Понятие «дорого» для богатырей не существовало. Княжеское вознаграждение за их нелёгкую и опасную службу на границе было столь щедрым, что богатыри могли позволить себе всё что угодно. 

К примеру, в былине «Илья Муромец и Калин-царь» говорится о том, как готовил своего коня наш славный богатырь:

«А и тут старыя казак да Илья Муромец,

Стал добра коня он заседлывать:

На коня накладывает потничек,

А на потничек накладывает войлочек,

Потничек он клал да ведь шелковенький,

А на потничек подкладывал подпотничек,

На подпотничек седелко клал черкасское,

А черкасское седелышко недержано,

И подтягивал двенадцать подпругов шелковыих,

И шпилечки он втягивал булатные,

А стремяночки покладывал булатные,

Пряжечки покладывал он красна золота, —

Да не для красы-угожества,

Ради крепости все богатырскоей:

Еще подпруги шелковы тянутся, да оны не рвутся,

Да булат-железо гнется, не ломается,

Пряжечки-ты красна золота,

Они мокнут, да не ржавеют.» © С. Н. Азбелев. Былины. 1984.

О том, что русские богатыри были состоятельными людьми и даже богатыми, говорится в ещё одной былине: «Три поездки Ильи Муромца». Это та былина, где Илья нашёл придорожный камень с надписью:

«Да на камешке подпись подписана:

«Старому-де казаку да Илье Муромцу

Три пути пришло дорожки широкие:

А во дороженьку ту ехать, убиту быть,

Во другую-ту ехать, женату быть,

Да во третью ту ехать, богату быть».

Да сидит-де старик на добром коне,

Головой-то качат, приговариват:

«Да я кольки по святой Руси ни езживал,

Такова-то чуда век не видывал.

Да на что мне-ка, старому, богачество,

Своего-де у меня много злата-серебра,

Да и много у меня скатного жемчугу.» © С. Н. Азбелев. Былины. 1984.

Поехал Илья туда, где «убиту быть» и встретил там разбойников, грабивших всех проезжих по дороге:

«Да наехал на дороге-то станицу разбойников;

Да разбойников стоит до пяти их сот,

Да хотят они у старого коня отнять,

Да сидит-де старик на добром коне,

Да головой-то качат, проговариват:

«Да вы разбойники, братцы, станичники!

Вам убити-де старика меня некого,

Да отняти у старого нечего,

Да с собой у меня денег семь тысячей,

Да тесьмяна узда в целу тысячу,

Да ковано мое седло во девять тысячей,

Своему-де я добру коню цены не знай,

Да я цены не знай Бурку, не ведаю:

Да меж ушми у мня у коня скатен жемчуг,

Драгое самоцветное каменьё,

Да не для ради красы-басы молодецкие, —

Для ради темной ночки осенние,

Чтобы видно, где ходит мой добрый конь». © С. Н. Азбелев. Былины. 1984.

Илья Муромец хотел объяснить разбойникам, что у него и брать-то нечего, по его, богатырским понятиям. Однако, дорожные грабители посчитали, что у них будет «большой куш», если удастся ограбить богатыря. Но, не тут-то было:

«Да скочил-де старик со добра коня,

Да хватил-де он шапку со буйной головы,

Да и начал он шапкой помахивать.

Дак куда-де махнет — туда улицы,

Да назад отмахнет — переулочки.

Да разбил он станицу разбойников,

Да разбойников разбил подорожников.» © С. Н. Азбелев. Былины. 1984.

Илье Муромцу даже не пришлось использовать своё оружие для того, чтобы ликвидировать шайку разбойников. После разгрома придорожных бандитов, Илья Муромец вернулся к камню с надписью, да ту надпись подправил, дописав, что та дорожка прочищена. Тем самым Илья Муромец, будучи благородного нрава, предупреждал других путников, что в том направлении опасности больше не существует; как в таких случаях пишут сапёры: «мин нет», то есть можно идти и ехать спокойно.

Щедрое вознаграждение за богатырский труд было не столь обременительным для княжеской казны, как может показаться. Потому что, количество русских богатырей было строго ограничено числом двенадцать. И новый человек мог стать богатырём только в случае, если появлялась вакансия в богатырской дюжине. А если кто-то пытался «влезть» в число богатырей, по «знакомству» или «блату», чтобы обрести богатое содержание, его ждало жестокое наказание, богатыри таких номеров не прощали. 

В былине «Илья Муромец, Ермак и Калин-царь» рассказано о том, как племянник князя Владимира, молодой боярин Ермак Тимофеевич, захотел стать богатырём и сражаться с неприятелем. Он даже просил благословения у своего дядюшки, Киевского князя. Однако, князь Владимир его предупредил, что тот молод ещё и сие ему не под силу. Ермак не послушался и занялся богатырским делом, стал рубить и крушить наседавших на Русь татар. Узнав об этом, Илья Муромец отправил двух богатырей, чтобы те усмирили самозванца. Однако, Ермак никого не послушал и продолжил рубиться с врагами, чтобы заслужить славу богатырскую. Тогда Илья Муромец вынужден был убить племянника князя, Ермака Тимофеевича, а затем все двенадцать русских богатырей навалились на врага:

«От них литва поганая в побег пошла.

Тут они скрятали татарина поганого.» © С. Н. Азбелев. Былины. 1984.

Штат богатырей всё время обновлялся, одни уходили по понятным причинам, их место в строю занимали достойнейшие воины. Тем самым сохранялась дюжина самых «дюжих» людей на Руси. В бытность Ильи Муромца были богатырями: Самсон Самойлович Колуван, Дунай Иванович, Василий Касимеров, Михаил Игнатьев, Поток Иванович, Добрыня Никитич, Алеша Попович, два брата Ивана и еще два брата Суздальца. Однако, широкую известность получили только трое из этих двенадцати русских богатырей. И дело тут вот в чём.

В былине «Илья Муромец и Калин-царь» произошла ситуация, когда князь Владимир разгневался на Илью Ивановича и заточил его в погреб на верную погибель. Взамен якобы умершего Ильи Муромца укомплектовали богатырей до «полного штата». Однако, когда Калин-царь подошёл с бесчисленным войском к Киеву, сражаться с супостатом было некому. Вышел Илья из темницы и поехал в чисто поле, кликать русских богатырей на сражение. Однако, ни один из двенадцати богатырей не сдвинулся с места (Илья Муромец в этой былине назван тринадцатым, то есть, как бы, уже сверхштатным богатырём). И ответ богатырей был таков:

«А и не будем мы да и коней седлать,

И не будем мы садиться на добрых коней,

Не поедем мы во славно во чисто поле,

Да не будем мы стоять за веру, за отечество,

Да не будем мы стоять за стольный Киев-град,

Да не будем мы стоять за матушки божьи церкви,

Да не будем мы беречь князя Владимира

Да еще с Апраксой-королевичной:

У него ведь есте много да князей-бояр,

Кормит их и поит да и жалует,

Ничего нам нет от князя от Владимира.» © С. Н. Азбелев. Былины. 1984.

Объяснение тут вышло простое, богатырям не заплатили положенное им жалование, вот они и отказались от исполнения своих обязанностей. И ничего их не волновало, ни князь, ни отечество, ни вера православная. Принцип у них был простой: Заплатит князь, пойдём воевать, не заплатит — гори всё огнём. Из двенадцати русских богатырей только трое исполняли свой воинский долг не за злато, а по совести: Муромский богатырь Илья Иванович, Рязанский Добрыня Никитич и Ростовский Алёша Попович. Оттого они и заслужили всенародную любовь у простых русских людей.

Так что богатыри на Руси были очень состоятельными людьми, если не сказать — богатыми. Поэтому, слово «богат» наряду с «богом» составляет прочную основу русскому слову «богатырь».

Слово «богат» имеет своё происхождение ещё от праславянского слова «богатъ», означавшего «счастье, богатство, изобилие». Как известно, у славян на Руси не было денежного обращения, а занимались они в основном земледелием. Так от чего зависел достаток у человека того времени? Конечно же от обильности урожая и разных промыслов. Хороший урожай обеспечивали плодородие семян, ухоженная земля и трудолюбивые крестьянские руки. В словаре Даля при определении богатства есть такая фраза: «В аду не быть, богатства не нажить.» Колоссальный труд по выращиванию зерновых культур давал русскому крестьянину изобилие, граничащее с богатством.

Богатыри получали своё богатство не производством и не ремёслами, а тяжелейшим ратным трудом, подобным крестьянскому, но ещё и связанным со смертельной опасностью. Потому их служба щедро вознаграждалась. Нужно отметить тот факт, что богатырская служба по охране рубежей строилась на ротационной основе. Отбыв определённый срок на дальней заставе богатырь возвращался к своей семье в белокаменные хоромы и ни в чём не чувствовал какой либо нужды.

Слово богатырь вошло в употребление на Руси около 13-го века. Однако, события, описанные в былинах, относят нас к князю Владимиру, жившему в 10-м веке, то есть на три столетия ранее. Получается так, что русский конный воин в те времена уже имел определённое название, а затем был переименован в богатыря. Отсюда возникает резонный вопрос: как на Руси назывались богатыри во времена князя Владимира?

Мудрствовать особо не надо, ведь если сопоставить ключевые слова «бог» и «богатство», последнее из которых тесно связано с плодородием, получается, что богатырь — это «бог плодородия или богатства». И имя ему — Ярило. Ведь Ярило считается славянским богом плодородия. Наши предки были мудрыми людьми, которые легко находили замену словам, вышедшим из употребления, при этом сохраняя их истинный смысл.

На сайте «Славяне», сборник славянских знаний, можно найти значение слова Ярило:

Ярило
Изображение с сайта Славяне. Ярило.
Ярило — славянский Бог весеннего Солнца

«Ярило (Яровит, Ярый Вихрь, Ярый Бог, Волчий пастырь) – славянский Бог Весеннего Солнца, почитаемый славянами как Бог Плодородия и страсти, умелый воин и первый земледелец. Ярило почитают как Волчьего пастыря. Пастухи обращаются к Богу Ярило с просьбами защитить домашний скот от диких зверей. Земледельцы обращаются к Ярило во время праздника первой борозды. Чтят его и воины.

Вместе с Ярило приходит возрождение земной жизни, пробуждение чувств, приток сил. Именно Ярило приводит к людям Лёлю, Богиню Весны в день весеннего равноденствия.

О славянском Боге Весеннего Солнца, Ярило, сохранилось много мифов и легенд. Самый известный миф о Ярило связан с ним, как с Богом Плодородия.»

«Согласно этому мифу, славяне не всегда возделывали землю и выращивали хлеб. Долгое время они не знали как растить рожь, делать муку и выпекать из неё хлеб. Впервые Бог Ярило попробовал чудесные лепешки в заморской стране, а позже и сам научился делать их. Народ, у которого гостил Ярило, научил его делать хлеб, и Бог Весеннего Солнца принес эти знания славянам. Сперва Ярило дал попробовать хлеб Богам, а после уж все вместе решали, как научить людей сеять зерно. Славяне считали тело Матери Сырой Земли неприкосновенным и не согласились бы причинять ей боль. Но Богиня Земли сама согласилась на то, чтобы её сын Микула Селянович сделал первую борозду, а Ярило посеял первые зерна. С тех пор Ярило почитают Богом Плодородия.»

Стоит обратить внимание на то, что Ярило, помимо прочего, был ещё и умелым воином. И не стоит исключать того, что ему доводилось бывать «на границе», потому что в этом случае ему проще было найти контакт с иноземцами, угостившими Ярилу «чудесными лепешками». Находясь на дальней заставе, Ярило имел возможность наблюдать процесс выращивания хлеба у соседей. Возможно даже, он брал у них зерно, молол его в муку и выпекал из неё хлеб. Когда Ярилу сменили другие воины, он вернулся домой и привёз с собой зерно. А уже следующей весной попробовал выращивать это зерно у себя дома. Судя по всему, у него получилось. Тем самым, Ярило научился сам возделывать землю, выращивать рожь, молоть из неё муку и выпекать хлеб. А потом он поделился своими технологиями с другими людьми.

Таким образом, нарицательное название воина на дальней заставе «ярило», стало прозвищем сообразительного воина-хлебороба — Ярилы. В последствии, спустя много времени, тот Ярило, привёзший со службы домой зерно, стал богом плодородия у славян. С гражданской составляющей бога Ярилы всё понятно, осталось выяснить само происхождение термина «ярило».

Корнем этого слова является «яр». Так называли князей в стародавние времена, которые со своими товарищами, по очереди, выезжали на дальние рубежи, чтобы защитить своих подданных от набегов соседних племён. В старину зимой никто не воевал, из-за суровости климата и непроходимости путей в глубоком снежном покрове. Поэтому «яры» с войском выезжали к окраине своих земель ранней весной, а возвращались поздней осенью. «Полевой выход» князя-яра осуществлялся на несколько месяцев, в течение одного года — яра.

В дославянские времена привычный нам календарный год назывался яром, в славянские — годом, а с приходом на Русь христианства — летом, потому что Русь крестилась от греков, а по гречески год звучит как etos (написано на латинском, а не на греческом, для простоты понимания). Вот, с тех пор, год на Руси стал называться «летом», с 11-го века от Р. Х., когда был принят Византийский календарь, и никак не раньше.

Кстати, в немецком языке, год до сих пор именуется «яром», как и раньше, когда славяне и германцы были одним народом — индоевропейцами. Германцы не знали римского порабощения и монгольского нашествия, потому сохранили первозданность своего языка. В английском языке год также называется «яром», потому что он является частью германского языка. Кстати, Пётр Первый, когда проводил календарную реформу, он отменил греческое слово «лето» и заменил его славянским «год». Но при этом, в Православной церкви греческой конфессии, понятие «Новолетие» было сохранено. Пётр Великий хорошо знал немецкий язык и симпатизировал британцам, как мореходам, он мог вернуть в обиход дославянское слово «яр», однако не стал этого делать, потому как это слово было дискредитировано на Руси и употребляться уже не могло. По той же причине, в петровские времена начало выходить из обихода слово «боярин» (корень слова тот же «яр») и заменяться на дворянин. Та же причина повлекла замену слова «ярило» на «богатырь». Причина будет раскрыта ниже, а далее разговор о возникновении слова «ярило».

Одного из русских князей, сына Владимира, звали Ярослав. Так вот, это имя включает в себя два понятия: яр и слав, так на Руси называли князей (яр) и царей (слав). Когда славы правили, их соплеменники, яры (младшие князья) выезжали на окраины — для службы ратной. По всей видимости, срок правления одного слава ограничивался двенадцатью годами, или одним кругом Коляды Дара. В этот период, славу требовалось 12 яров, которые ежегодно, по очереди, выезжали на границу. Не исключён и такой вариант, что сам слав входил в число 12-ти яров, потому что сам был таким же князем одного племени. Просто он был самым лучшим и мудрым из всех яров, то есть «славным», потому и выбирался на роль слава на 12 лет.

Вот тут и появился вопрос: кто возглавит войско, когда придёт очередь служить на границе тому яру, которого выбрали славом?

По всей видимости, княжеское войско стали делить на две части. Одна часть войска оставалась с князем (яром), и их стали называть — боярами, потому как приставка бо- означает возле. Вторая часть войска, укомплектованная самыми сильными и смелыми воинами, отправлялась защищать рубежи. Вполне возможно, эту часть стали называть «дюжими», то есть здоровыми и сильными, а командиром у них был самый сильный и сообразительный воин, исполнявший обязанности князя (яра), как его заместитель, или «ярило».

Толковый словарь Даля даёт понятие слову «дюжий»:

«ДЮЖИЙ, дюжой, дужий, здоровый, плотный, сильный, крепкого сложенья; крепкий, прочный. Стар, да дюж: и свеж, и гож. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Дюжой мороз на дворе. Дюже или дюжо, крепко, сильно, больно, очень, весьма. Он дюже велик. Не дюже давича, орл. не так давно. Дюжесть ж. крепость, сила, плотность или толщина. Дюжесть лошади. Дюжесть духа. Дюжесть глиняного пласта. Дюжить, выдерживать, выносить, терпеть. Добрый конь долго дюжит. Дюжить кого, что, арх. влад. одолевать или измогать, осиливать, смогать. Дюжеть, становиться дюжим, рослым, плотным, сильным.»

Не стоит исключать того, что со временем, ту часть войска, которая отправлялась на заставы стали называть дюжиной, по их числу. Потому как русских богатырей, предназначенных для службы на заставах, также было двенадцать. Ни больше, ни меньше. Однако, с ростом численности населения, расширялась и обитаемая территория. Ярил с войском для защиты рубежей становилось всё больше. Вполне возможно, число ярил стало таким же, как и количество яров, то есть двенадцать. Ту часть войска (боярскую), что оставалась при князе, стали называть другой, или дружей. Выходило так, что княжеское (ярое) войско стало состоять из дюжины (для защиты рубежей) и дружины (для нахождения вместе с князем, яром).

В Толковом словаре Даля о слове «другой» говорится следующее:

«ДРУГОЙ, арх. другой, следующий за первым, второй; первой, другой, третий. Иной, инный, не тот или не этот. Такой же точно, вполне сходный. Стар. дружка, товарищ, помощник по должности, службе. Одной рукой собирай, другою раздавай. В одной руке пусто, в другой ничего. Одно за другим: одно к одному. От беды бежал, да на другую напал (да в напасть попал). Потужи о себе, а там, и о других. Не нашел в себе — не ищи и в других. Чего себе не хочешь, того и другому (и другу) не твори. Хоть бы худое, да другое (да иное). Один не годится, другой хоть брось, третий маленько похуже обоих. Не будет Маланьи, будет другая. Что мне до других, был бы я сыт (жив)! Добрая жена, да жирные щи, так другого добра не ищи!»

Вполне возможно, таким образом в русском языке появились слова «ярило», «дюжина» и «дружина». Тем самым, мы рассмотрели значение слова «богат», означающее славянского бога плодородия Ярило, который «по совместительству» — был ещё и командиром конного отряда, предназначенного для защиты рубежей. Теперь следует подробнее разобрать и вторую часть слова «богатырь», именуемую «тыр».

Происхождение «тыр» от слова тырить не может быть применимо к богатырю, из-за абсолютного различия этих понятий. Потому что, слово «тырить» жаргонное, придуманное мазуриками, и означающее «красть, стащить». Кто такие мазурики?

В словаре Даля им дано определение:

«МАЗУРИК новг. мазурник, мазурин (от мазур. поляк или от мозуля, замарашка, оборванец?), карманный вор, комнатный и уличный в городах, особ. в столицах, где они придумали свой язык, байковый или музыку.» 

Как сейчас не принято употреблять уголовный жаргон или «ботать по фене», так и раньше обычные русские люди не использовали жаргон мелких воришек, то есть «не ходили по музыке». Поэтому, вероятность происхождения слова «тыр» от «тырить» — можно спокойно исключить.

Но есть другое слово, от которого возможно произошло «тыр», это «тырло».

В словаре Даля слову «тырло» дано такое объяснение:

«ТЫРЛО ср. южн. тул. тырлище тамб. стойло оренб. притон, приют для скота на дальней пастве, место водопоя и отдыха в жар, или место ночевки; иногда также зимнее пастбище, напр. в камышах, плавнях, зимний притон.»

Ключевым в этом слове является — дальнее пастбище и зимнее стойбище. По всей видимости, богатыри на дальней заставе, для собственного прокорма, не только выращивали хлеб, но и содержали домашний скот, благо места для пастбища вокруг заставы было достаточно. В этом случае напрашивается аналогия: «тырло» и «ярло». И если слово тырло означает «зимовку на дальнем пастбище», то такого слова, как «ярло», в русском языке нет, либо оно вышло из употребления (как имеющее корень «яр»), или было заменено на тырло. И если тырло означает зимнее или может даже круглогодичное использование дальнего пастбища, то ярло могло значить только летний период (яровой), от весны до осени.

Отсюда можно предположить, что Ярило, во время службы на заставе, помимо того, что выращивал хлеб, ещё мог пасти скот. А после своего «дежурства» возвращался домой не только с мешками, набитыми зерном, но и пригонял хорошее стадо, от того слыл богатым человеком. Ведь Ярило был богом плодородия, волчьим пастырем, то есть, покровителем домашнего скота, оберегом от волков. В связи с этим, дальние заставы, где нёс службу Ярило, вполне возможно, стали называть «ярлами». А когда эта служба стала круглогодичной, то и место из ярла превратилось в тырло, так потом и сохранилось это название.

Славянский Ярило, как и русские богатыри, не нёс свою дальнюю службу в одиночку. Он был командиром определённого воинского подразделения, имевшего свою численность. Что это было за подразделение и его размер попробуем вычислить из того же слова «тыр». А поможет нам в этом похожее слово — «тыс» или тысяча.

Сколько это было в старину - тысяча

Большинство читателей скажет, что тысяча равнялась 1000 или десяти сотням. Однако, это не совсем так. В старославянском языке все числа писались буквами, использовалась, так называемая, алфавитная запись чисел. Нуля тогда не было, а было 9 единиц, 9 десятков и 9 сотен. Поэтому, для счёта использовалось 27 букв. И единица и тысяча обозначались одной буквой А, с использованием разных значков. К примеру, тысяча писалась следующим образом «҂а» и говорили «тысяща», а не тысяча, потому как была разница в этих понятиях.

Слово тысяща использовалось в гражданском обороте и означало действительно десять сотен. А «тысячами» называли численность городского гарнизона, состоявшего из княжеской дружины и городского ополчения. Тут значение «тысячи» варьировалось от двухсот до тысячи с гаком. Чтобы это понимать, обратимся к происхождению слова «тысяча»:

«Тысяча. Восходит к общеславянскому tysetja, в котором set, возможно, имеет ту же индоевропейскую основу, что и латинское centum («сто»). По одной из версий, начальное ты (ty) одного корня с тук. Тогда первоначально — «жирная (большая) сотня». Родственные слова в других языках: thousand — в английском, Tausend — в немецком.»

В Полном церковнославянском словаре на странице 743 (тыс — тел) находим следующие значения:

«Тысяща — тысяча; иногда берется в неопределенном значении множества или полноты; тысяча тем — бесчисленное множество.»

«Тысящник — начальство над тысячью и более воинов.»

Что интересно, военачальник тысячи воинов назывался «тысящник», а какую роль тогда выполнял «тысяцкий»? Ответ на этот вопрос находим в том же словаре:

«Тысяцкий — глава числового распределения городских обывателей, который, вероятно, назван так не по точному исчислению подвластной ему среды, а по общему понятию о крайнем, самом большом количестве числового населения. По смыслу последующей роли тысяцкого, он был в собственном смысле градодержатель, воевода собственного городского населения в общем его составе, и представлял в своем лице особую силу, которая после князя была первая сила. Это был старший из всех бояр. Но его значение и смысл его властительной роли не ограничивался интересами одного боярства или одной военной дружины города: он был представителем и головою, так сказать, всего гражданства. Поэтому и вес его власти иногда очень перевешивал в сторону этого гражданства и уравнивался с властью самого князя. В Москве это звание просуществовало до княжения Дмитрия Иоанновича; значительно дольше оно встречается на страницах летописей Новгорода и Пскова, где тысяцкие были начальниками городской полиции.»

Слово «тысяцкий» имеет корень «тыс», означающий — большая (жирная) сотня. Отсюда следует, что под этими тремя буквами «тыс» подразумевается какое-то число, кратное ста (100). В нашем случае, следует рассмотреть два трехбуквенных слова «тыс» и «тыр», причём обратить особое внимание на последние буквы С и Р.

В старославянском кириллическом счёте этими буквами  обозначены следующие числа: буквой Р — сто (100), а буквой С — двести (200). Отсюда можно предположить, что «тыс» — воинское подразделение, численностью в 200 всадников, или большая сотня, а тыр — такое же подразделение, только в 100 конных воинов.

Конница всегда была элитным родом войск, из которой состояла княжеская (боярская) дружина. Русские богатыри всегда изображались верхом на конях. Все русские цари, как великие князья и военачальники дружины, также, традиционно изображались верхом на коне. Тем самым показывалась неразрывная связь времён между славянскими ярами (князьями) и российскими императорами. Выходит так, что большой сотней командовал князь (яр) и ему помогал в этом тысяцкий (старший боярин), а на долю богатыря (ярилы) выпадало охранять рубежи, тоже во главе сотни, только «дюжей». При всём при этом, князь был также и главным военачальником над обеими «сотнями» — то есть над «тройной сотней».

Раз уж зашёл вопрос о коннице, то не лишним будет сказать о том, что в Российской империи охрану рубежей осуществляли войска, называемые казачьими. И что интересно, казачьи полки состояли как раз из сотен, подобно тем богатырским сотням (дюжим сотням), которые несли службу на дальних заставах. А вот в кавалерийских полках, дислоцированных преимущественно в городах, подразделение, равное сотне, называлось уже эскадроном. Эскадрон, от слова «эскорт», то есть «сопровождающий», аналог боярской дружине, всегда находящейся возле князя.

Богатырь с сотней (дюжей или дюжиной) на дальней заставе, князь с двойной сотней (другой или дружиной) в своём стольном граде, с этим понятно, а зачем тогда понадобился тысяцкий? Дело в том, что тысяцкий сам был боярином, то есть входил в число дружинников и был одним из двухсот (численность княжеской дружины). Но, помимо прочего, на него, как на старшего боярина, возлагалась обязанность формировать городское ополчение, или пехоту. Слово «тысяцкий» составное, состоящее из «тыс» (конной боярской дружины) и «сечь» (пешего войска, вооруженного секущим, рубящим оружием, преимущественно топорами). В крупном городе пехоты можно было набрать много, до нескольких тысяч. Поэтому ополчение делили на «тысящи» (1000 бойцов), командовали ими тысящники. А всё пешее войско и княжеская дружина одного города  именовались тысячей. Обратим внимание на то, что городскую пехоту (ополчение) иногда называли «войском». Это делалось в том случае, если численность ополчения переваливала за несколько тысящ.

А вот когда к тысяче добавлялась пограничная «дюжая сотня», то всё воинское формирование, состоящее их жителей одного города, стали называть «полным количеством». ПОЛное Количество, со временем, перешло в сокращённое название — ПОЛ-К. Отсюда и появилось старинное русское слово «полк», означающее полное воинское формирование одного города.

В городе обычно все друг друга знали, поэтому сплочённость полка в бою была высокой. Когда в каком-то гражданском коллективе появляется новый человек, которого многие знают, то про него обычно говорят: «нашего полку прибыло». Это значит, что добавился хороший работник, которого все знают, и ему не нужно будет тратить время на «притирание в коллективе». Вот что значит слово «полк».

Полк состоял из постоянного (оперативного) ядра — конницы или сотен (боярской сотни или дружины и богатырской сотни или дюжей), а также из набираемой из жителей города —  вооружённой пехоты или ополчения. Ополчение созывалось только в случае необходимости, княжеская дружина и богатырская сотня были штатными подразделениями полка, то есть имели определённую численность. Эти сотни реально существовали в нашей истории.

О богатырях ещё будет несколько слов, а теперь о «ярилах», предшественниках богатырей, поговорим поподробнее. За одно и выясним причины, по которым ярил стали именовать богатырями. 

Причины, по которым ярил стали называть богатырями

На самом деле таких причин несколько. И возникли они в разное время. Основная причина заключалась в том, чтобы найти замену словам с корнем «яр», которые изменили свой смысл. В дославянские времена календарный год назывался яром, а с возникновением славянства «яр» как год стал выходить из употребления и заменяться на «год», от слова «годить, угождать». 

Это было связано с тем, что славяне изменили порядок правления своей землёй и народом. Скорее всего, обстоятельства сложились так, что правителем стали выбирать того, кто был лучшим из достойных, и срок его правления был значительно увеличен, скорее всего, до 40 лет. Само слово «сорок» имеет много общего с понятием «срок». В русской летописи, там где перечислены сроки правления русских князей, самым продолжительным был у Ярослава — 40 лет.

А до этого система правления была возможно такой, что цари (славы) правили по очереди, как было в своё время в Югославии и сейчас практикуется в Евросоюзе. Также, по очереди, яры выезжали на границу для сторожевой службы. Отсюда следует, что яр — это «ежегодный князь», а слав — «двенадцатилетний царь». Потом цари менялись согласно графику, установленному Колядой, так называемому «Коляды Даром» или «святками», произошедшими от СВЯТого Круга. Этот круг содержал 12 тотемных животных, по числу племён, входящих в сообщество. Каждый год происходила смена правителя, в день зимнего солнцестояния, или на Коляду. Сейчас, в память о том событии, после Коляды, празднуют «святки» — это когда рядятся в разных животных и колядуют. Что интересно, святки длятся ровно 12 дней. Так и появился у славян «год», заменивший «яр».

Изменение «сроков правления» яров привело к тому, что их стало неудобно называть. Так появилось слово «князь», означающее — «правящий» или «старейшина рода». Со временем, переименование дошло и до «ярил». Дольше всех из этой категории продержалось слово «боярин» (находящийся возле князя), но и оно также было заменено на «дворянин» (находящийся при дворе князя).

Исследователь народного культурного наследия белорусов Павел Михайлович Шпилевский (1823 — 1861), работавший под псевдонимом П. Древлянский, дал следующую характеристику «народному герою Яриле»:

«П. Древлянский описывал образ Ярилы (Ярила), как человека на белом коне и (если его изображала девушка) в белой мантии. Если Ярилу изображал парень, зачастую он был голым. Голову Ярилы покрывает венок из весенних цветов, в его руках — колосья. Сам он молодой, светлоглазый и со светлыми кудрявыми волосами. Где Ярило пройдёт — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце разгорается любовь. Во многих песнях, присказках люди обращаются к этому божеству с просьбой о тёплом лете и хорошем урожае. Ярило в белорусских праздниках участвует в виде Яры-Ярилихи.»

Ярило-охотник
Изображение с сайта "Религия древних славян"

Ярила, помимо ратной службы на границе, был ещё и частым участником всевозможных брачных игрищ, символизируя собой весну, любовь, зарождение новой жизни. У разных славянских народов были свои обычаи и порядки, связанные с поиском невесты или суженного. С приходом христианства, многие славянские обычаи были названы бесовскими, и с ними стали вести непримиримую борьбу. Как известно, Крестителем Руси был киевский князь Владимир — Красно Солнышко. Что интересно, в русских былинах про богатырей, как правило, фигурирует один и тот же князь — Владимир. Вполне возможно, с именем князя Владимира связано и появление на Святой Руси (крещёной) слова «богатырь», как замена дохристианскому «яриле».

Косвенным подтверждением этому является текст в «Повести временных лет», связанный с главным князем русских былин — Владимиром Святославичем:

«… а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в этом, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц.» 

«В лето 6499 (991 год). Владимир заложил город Белгород, и набрал для него людей из иных городов, и свел в него много людей, ибо любил город этот.»

Если не брать в расчёт «моральный облик князя», который насилия над женщинами не творил, а обладал таким мастерством обольщения, что и замужние и просто девицы не могли перед ним устоять и шли за князем «словно на поводке». В этой фразе из русской летописи стоит обратить внимание на количество наложниц в разных городах и местах. Рассмотрим подробнее указанные места. В Википедии можно найти следующую информацию:

«Берестово — историческая местность Киева. 

Находится между Липками, Кловом, Зверинцем и Днепровскими склонами. Бывшее княжеское село. Было расположено на территории парка Славы и верхней части Киево-Печерской Лавры. Название — от деревьев породы берест.

В Берестове находился загородный дворец великого князя киевского Владимира Святославича, который здесь и умер.»

«Вышгород, расположенный в 16 верстах от Киева, вверх по Днепру, впервые упомнянут под 946 годом как город княгини Ольги, в который поступала треть древлянской дани. Он был её любимым местом и городом, обустройству которого она посвящала много забот.»

«Белгород — город на юге средней полосы европейской части России. Расположен на южной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах Белгородского водохранилища, рек Везелки и Северский Донец.

Город возник на месте Северского городища (Роменская культура), расположенного на меловой горе, вблизи впадения реки Везелицы в Северский Донец. Северское городище — селение восточных славян (северян), которые пришли сюда не позже VIII века. Господство нахлынувших в эти места с юга племён аланов сменилось властью воинственных кочевников-хазаров и печенегов. Поселение вероятно было разрушено в начале X века кочевниками печенегами.

В 884 году кочевников оттеснила дружина киевского князя Олега. В 965 году земли в верховьях Северского Донца были окончательно присоединены к Переяславскому княжеству, по ним прошла его восточная граница.»

Обратим внимание на то, что в киевской резиденции князя — Берестове было 200 наложниц, и численность княжеской (боярской) дружины была тоже 200 человек. А в других городах, Вышгороде (16 верст от Киева) и Белгороде (500 верст от Киева) по 300 наложниц. Если сложить элитную часть полка — княжескую дружину и богатырскую (дюжую) сотню, то тоже получается число 300.

Почему именно Берестово, Вышгород и Белгород стали центрами, в которых держал своих наложниц князь Владимир? Ведь городов в Киевской Руси было значительно больше. Несмотря на всю «охочесть» князя до женского пола, он не мог устраивать «оргии с дружиной» там где хотел. Славянские обычаи не позволяли этого делать где попало. И если в пригороде Киева — Берестове было 200 наложниц, ровно по числу княжеских бояр вместе с князем, то вряд ли эти «развесёлые девицы» были киевлянками. Потому что Киев был главным городом славянского племени полян. А у полян были строгие обычаи в отношении семьи и брака. Полянские юноши и девушки имели высоконравственное воспитание.

«Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее — что дают.» © «Повесть временных лет».

Потому киевский князь не стал устраивать «притон» в самом Киеве, а убрал его подальше с глаз людских в Берестово. Возникает вопрос, если киевлянки были недоступными и стыдливыми, то кем и откуда были наложницы в Берестове? Ответ на этот вопрос дают города Вышгород и Белгород. Как сказано в описании этих городов, в Вышгороде собиралась дань с земли Древлянской, а в Белгороде — с земли Северской. И что при этом гласит русская летопись:

«А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах. И браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены.» © «Повесть временных лет».

Ключевым для выбора «места для наложниц» было «отсутствие браков у тех славянских племён». Брак, это когда по закону одна женщина принадлежит одному мужчине при соблюдении обратной взаимности. Отсутствие браков у древлян и северян, давало право князю и его ярилам вольно обращаться с молодыми девицами этих племён. Подобное можно встретить и в  современном обществе — «шаляй-валяй», который называется почему-то «гражданский брак». Скорее всего, «владимирский гарем» в Берестово был набран из девиц древлянского и северского племён, по числу бояр в 200 человек. Не стоит исключать и того, что лучшие из трёхсот древлянок в Вышгороде и и лучшие из трёхсот северянок в Белгороде пополняли «сообщество развесёлых девиц» в Берестово. Возникает вопрос: кто занимался «комплектованием» вышгородского и белгородского «гаремов» для конников князя Владимира?

Ответ на этот вопрос напрашивается сам по себе. Яриловские пограничные сотни с двух полков (Киевского великокняжеского и Переяславского (Белгородского) княжеского), имевшие по сто удалых, отчаянных и не женатых молодцов, участвовали в различных брачных играх, проявляя свою удаль и лихость молодецкую в «поимке невест».

В те времена древлянские девушки уже с детства знали, что им предстоит, когда они повзрослеют. И чтобы не достаться в руки кому попало, они готовились к тому, чтобы «их умыкнули у воды». Этих «русалок», по всей видимости, было не так просто поймать у реки и завладеть ими. Мало того, они ещё могли и утопить незадачливого жениха. Ведь сказано в летописи, что древляне с лёгкостью убивали. По всей видимости, образ Ярилы в виде голого юноши на коне, как раз олицетворяет «ловца русалок» в Древлянской земле. Ведь рассказал об этом белорус-этнограф, носивший псевдоним «Древлянский». И конь тому смельчаку был подмогой, с ним проще было «не погибнуть в воде» от рук русалок.

Венок на голове Ярилы символизирует собой другой «брачный обычай», практикуемый у иных славянских племён, в частности у северян. В повести «Иван Купала и магия чисел» рассказывается о «брачных играх», которые были заведены у многих славян, в том числе и у северян:

«После всех проверок и отборов начинались собственно игры в догонялки по выбору невест. Игры проводились затемно, а пойманная девушка уже считалась замужней и второй раз ловить её было нельзя.

Чтобы в темноте не ошибиться, у незамужних девушек на голове был венок, который хорошо различим даже ночью. После того, как девушку ловили, она отдавала венок своему жениху и он надевал его себе на голову, а избранницу брал за руку. Девушка без венка на голове в «брачных догонялках» уже не участвовала. Что интересно, и молодой парень с венком на голове, также, в играх участия больше не принимал и вторую невесту на этом празднестве заиметь уже не мог. В ходе этих игр формировались пары, по взаимной любви, либо по согласию, добытому в честном поединке (догонялках), у всех на виду.

Правила были просты и понятны для всех.

Те девушки, которым не посчастливилось быть пойманной, после игр отправляли свой венок в реку, в надежде на то, что через год ей обязательно повезёт.»

Образ Ярилы, сформированный в народе, ясно указывает на то, что он принимал участие в «добывании невест» как у северян, так и у древлян, в строгом соответствии с обычаями этих племён. Не будем забывать о том, что это всё происходило в дохристианские времена, в соответствии с существовавшими тогда обычаями. Поэтому, вполне вероятно то, что в Вышгороде и Белгороде ярилами были собраны «невесты» на весь комплект «княжеского полка», то есть по 300 «наложниц» в каждом городе. Из этих городов и поступали самые лучшие древлянки и северянки в Киевское Берестово, которых, по всей видимости, бояре увозили с собой (которые более всего понравились).

Ярило-богатырь
Изображение с сайта "Религия древних славян"

С принятием христианства, «княжеские загулы с дружиной» были прекращены. Сошла на нет и «добыча невест» в Вышгороде и Белгороде. Однако, службу на заставах никто не отменял.

Ярилы продолжили свой тяжкий, опасный и почётный ратный труд по защите рубежей. Но вот название «ярило», связанное с языческими бесчинствами и вакханалиями, требовалось заменить более пристойным и соответствующим духу времени. Тут, как раз, подошло ещё одно качество Ярилы — бог плодородия. Вот и стал тогда «ярило» — «богатырём». А произошло это на границе язычества и христианства, как раз во времена Владимира, ставшего самым популярным князем всех русских былин.

Подтверждением тому, что богатыри на заставах командовали именно сотнями, а не какими-то другими подразделениями, служит название первой пограничной реки Русской земли — Волги. Да-да, именно Волги. Потому что, в старину Волга не впадала в Каспийское море, а была притоком Камы, которая тогда называлась — РА.

Как известно, славяне пользовались алфавитным счётом. И сочетание РА означало число 101.

И если принять во внимание то, что богатыри стояли на заставах, имея в своём распоряжении сто бойцов или сотню (рубеж номер сто); застава стояла на берегу реки Кама или вернее Ра (рубеж номер сто один); за этим рубежом, за Камой, находились земли татар, самых нежелательных элементов для русских людей времён богатырей.

Что интересно, в советское время, когда гонениям подверглось Православие, как в своё время язычество, было такое понятие — «отправить за 101 километр». 101 километр существовал во всех крупных городах советской эпохи, за который отправляли всех «нежелательных элементов». Уж не старославянское ли понятие «РА» было использовано советскими правоохранителями, чтобы избавить добропорядочных людей от общения с бывшими уголовниками и другими нежелательными элементами? Кто знает, кто знает…

Кстати, если богатыри стояли на берегу «рубежа № 101», а богатырей на Руси было двенадцать, по числу княжеских полков, значит и малых князей (яров) было одиннадцать плюс великий князь и его полк (двенадцатый). Тем самым, на Руси в те времена была столица и одиннадцать княжеских (губернских) городов, имевших свои полки. Исходя из того, что «101 километр» имелся у каждого крупного областного советского города, можно сделать вывод о том, что река РА была не государственной, а административной границей между Русскими княжествами. Тогда возникает вопрос, а как обозначалась «государственная граница» при том же князе Владимире? Не исключено то, что, если административная граница (рубеж 101) называлась «РА», то государственная граница могла именоваться как «княжеский рубеж».

Ответ на этот вопрос можно найти в русских летописях:

«В лето 6500 (992 год)… Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил печенежина руками досмерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали их. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того, и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу отрок тот. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победою и со славою великою.» © «Повесть временных лет».

Сражение между войсками князя Владимира и печенегами произошло на пограничной реке, разделявшей русские и печенежские владения. Победа досталась князю Владимиру и по этому поводу он основал здесь город Переяславль. Как известно, город Переяславль стоит на реке, называемой Трубеж. Из названия реки видно, что она представляет собой рубеж, с приставкой буквы Т — «Т-рубеж». Согласно славянского счёта, буквой Т обозначается число 300. Отсюда следует то, что название реки Трубеж можно перевести как «рубеж номер 300». И если «рубеж номер 101» был связан с богатырской сотней, то «300-й рубеж» — это однозначно «княжеский рубеж» или государственная граница. Потому что, как мы знаем, численность княжеского полка составляла 300 сабель (200 бояр и 100 богатырских воинов).

Название реки Трубеж, скорее всего, «техническое», а вернее определённый термин. Потому что, рек с таким названием на Руси, как минимум три. Помимо Переяславля-Русского, что под Киевом, на реках, именуемых Трубеж, стоят современный город Рязань (в прошлом Переяславль-Рязанский) и Переславль-Залесский, что в Ярославской области.

Вполне возможно то, что после Крещения Руси, ставшие скандальными «пиршества с девочками» князя Владимира, повлияли на скорейшее переименование «ярил» Киевского (боярская дружина в Киеве, а ярилова сотня в Вышгороде) и Переяславского (боярская дружина в Переяславле, а ярилова сотня в Белгороде) полков в «богатырей». А вот на дальних землях, за Московской заставой (упомянутой в былинах), командиры сотен ещё долгое время оставались ярилами. Ведь город Ярославль, имеющий сразу три корня «яр», «рос» и «слав», происходит от слова Яр. Вполне возможно, что предшественники русского богатыря Алёши Поповича, командира сотни Ростовского полка, где-нибудь на Ярославской заставе, что на берегу Волги (101-го рубежа) у места впадения реки Которосль, на которой стоит Ростов Великий (вытекая из озера Неро), долгое время были ярилами. И это несмотря на то, что город Ярославль был основан сыном Крестителя Руси, Ярославом Владимировичем, именуемым Ярославом Мудрым.

Окончательное переименование ярил в богатырей произошло во время монголо-татарского нашествия в 13-м веке, что и было зафиксировано в русской летописи. Это произошло по причине дискредитации слова «яр» термином «ярлык», означавшим «ханскую грамоту». В 1237 году, когда орда Батыя подошла к Рязани, то монгольский хан поначалу не хотел заводить свою конницу в непроходимые леса. Он послал рязанцам ярлык, с требованием выплаты десятипроцентной дани, тогда город был бы сохранён. Но русские люди в Рязани наотрез отказались что-либо давать «поганому». В наказание за это Рязань была взята штурмом и сожжена, а население города почти полностью перебито. А после взятия Киева в 1240 году, на все Русские земли (включая не занятые монголами Новгород и Псков) был наложен ежегодный налог, ставший тяжким бременем для русских людей.

И это ещё не всё. Русских князей обязали ездить в Ордынскую столицу — город Сарай для прохождения унизительной процедуры — получения «ярлыка на княжение». С помощью этой грамоты-ярлыка, русские князья получали право считаться главными над всеми другими князьями Русской земли, но под властью Ордынского хана. Осквернение слова «яр» монголами привело к тому, что защитники от «поганых» стали именоваться богатырями, все без исключения. А ярилам осталась только сельско-хозяйственная составляющая. Потому как статуса «героя-любовника» их тоже лишили.

Вывод

Былинное слово «богатырь» имеет русские корни «бог» и «богат». Никакой басурманщиной тут и не пахнет. За основу взято старинное славянское слово «ярило», связанное со многими действиями весны, праздника, любви, урожая и изобилия. И прежде всего, Ярило был воином, предшественником богатырей.

Возможно заинтересует

Русские повести. Выпуск 1.
Валерий Салфетников. Русские повести. Выпуск 1
Сказание о Русской земле. Варяги
Валерий Салфетников. Варяги
Сказание о Русской земле. Революции, цари и палачи
Валерий Салфетников. Революции, цари и палачи
Сказание о Русской Земле. Город Святого Петра.
Валерий Салфетников. Город Святого Петра
Сказание о Русской Земле. Русские и европейцы.
Валерий Салфетников. Русские и европейцы
Каковы особенности России. Том 1. Иллюстрации
Валерий Салфетников. Каковы особенности России. Том 1.

Оставьте комментарий

ru_RUРусский