Богатырская чара в полтора ведра

Главное > Русские былины > Богатырская чара в полтора ведра

Автор:

Опубликована:
11 сентября 2023 года

11 сентября 1943 года на стекольном заводе в городе Гусь-Хрустальный был выпущен первый советский гранёный стакан. Стакан имел 16 граней, по числу Советских республик в составе СССР, и объём 200 миллилитров или грамм. Этот стакан обычно сравнивают с употреблением горячительных напитков, что было актуально для периода Великой Отечественной войны. Ведь бойцам и командирам на фронте выдавали «чарку водки» для аппетита, а кому надо было, то и «для храбрости».

В зависимости от категории военных, размер и наполнение «чарки» были разными. Пехоте давали 100 грамм водки, а вот танкистам — 200. Лётчикам же наливали вместо водки — коньяк. Судьба танкиста в бою была незавидной, в начале Великой Отечественной войны большинство советских танков были бензиновыми и часто горели при боевых повреждениях. С дизельными танками тоже было не всё гладко, потому как у танка Т-34 топливный бак располагался в передней части, под бронёй, в ногах у механика-водителя. Несмотря на то, что советские танки в бою часто горели, боевой дух у личного состава танковых частей был наиболее высоким.

Способствовало этому не какое-то особое воспитание танкистов, а в основном то, что танковые части формировали из кавалерийских полков, всегда отличавшихся высокой дисциплиной и сплочённостью, словно русские богатыри.

Существует бытующее мнение о том, что «чарку водки» выдавали бойцам Красной армии перед наступлением, чтобы уменьшить чувство страха; однако, перед боем большинство солдат старалось не употреблять. Опытные бойцы шли в бой всегда трезвыми, чтобы иметь максимальную концентрацию внимания, да ещё и на голодный желудок, чтобы в случае ранения в живот, иметь шанс на выживание. А положенную чарку выпивали уже после боя, за приёмом пищи, чтобы снять напряжение и немного вздремнуть, если обстановка позволяла.

У танкистов ситуация была другая. От пуль и осколков защищала броня, а вот пожар внутри танка при его подбитии был явлением частым. И тут важно было совладать со своей болью и страхом, чтобы быстро покинуть горящую машину не только самому, но и вытащить из неё своих товарищей, не могущих этого сделать. Здесь порция «снадобья», повышающая болевой порог, необходима была перед боем. Потому и норма была увеличена вдвое относительно пехотной.

Под танкиста и делался 200-граммовый гранёный стакан в 1943 году, чтобы налил его до краёв, потянул сразу всю порцию, и в бой, без страха и упрёка громить врага. Ведь танкистам приходилось не всегда гореть в машине, но ещё и давить гусеницами врага при прорыве его позиций. А на трезвую голову давить людей, пусть и относящихся к противнику, не у каждого поднимется рука. Любая неплановая остановка танка в бою грозит гибелью экипажа, поэтому «наркомовская» норма была обязательной и для механиков-водителей танков.

Генерал-лейтенант артиллерии Сапожников Алексей Митрофанович в своей книге «Записки артиллериста» рассказывал, как ему приходилось заменять водителей тягачей артиллерийских орудий. При наступлении под Ельней в 1941 году, когда позиции тяжелых орудий перемещали вперёд, за наступающими войсками, ехать пришлось по дорогам, заваленным убитыми немецкими солдатами. Времени на расчистку путей не было, нужно было поспевать за наступающей пехотой. Водители тягачей, не привыкшие к такой картине, обычной для переднего края, отказывались ехать.

Алексей Митрофанович, понимая ситуацию, привёз с наблюдательного пункта нужное количество солдат, обкатанных такой картиной, и посадил их за рычаги тягачей. Батареи поехали вперёд, занимать новые позиции, чтобы продолжать громить врага и поддерживать огнём свою пехоту. А водители тягачей, постепенно пришли в себя от увиденного, и продолжили свою работу. Война есть война. И если у артиллеристов есть хоть какие-то возможности для манёвра, то у танкистов в бою каждая секунда дорога, времени миндальничать нет. Оттого и чарка до краёв, и взять её нужно одним махом.

Согласно постановления Государственного комитета обороны, сражавшимся в передовых частях действующей армии полагалось ежедневная норма в 100 грамм водки на человека. Это была официальная порция. Но, на фронте, там где «до Бога высоко, а до царя далеко», были и свои, не официальные нормы. Генерал Сапожников А. М. рассказывал, что в гвардейских частях, где выплачивалось полуторное довольствие, этот коэффициент распространялся и на «чарку водки». В некоторых гвардейских частях, по своему усмотрению, выдавали не 100, а 150 грамм водки, «полторы стопки», чтобы отличать гвардию от простой пехоты. 

Как это дело было поставлено у богатырей

Опыт Красной армии по поддержке бойцов и командиров действующей армии «чаркой водки» был не новым. Выдача нормы алкоголя в Русском императорском флоте, а затем и в Русской императорской армии была введена ещё во времена Петра Первого. Матрос ежедневно получал чарку водки (120 грамм), а солдат такую же чарку три раза в неделю во время походов, а также по праздникам.

В эпоху богатырей, о которой рассказывают нам русские былины, практика употребления алкоголя в бою не приветствовалась. По крайней мере, нигде об этом не говорится. Употребляли «горячительное» только за праздничным столом, да на пиру у князя Владимира. При этом, «чара зелена вина» была своеобразным тестом, который проходили все охотники до приключений.

Наиболее известной былинной нормой является «чара зелена вина в полтора ведра». Её обычно предлагали всем заезжим гостям и незнакомым богатырям, чтобы проверить силу их и стойкость. Как и в случае с «наркомовской» нормой Красной армии, богатырская норма также имела разные ёмкости: пол-ведра, целое ведро и полтора ведра (гвардейская норма).

Из этих трёх норм наиболее известной стала последняя и самая серьёзная — полтора ведра зелена вина, которую нужно было принять одной рукой и выпить единым духом. Подобная норма распространялась как на мужчин, так и на женщин, не зависимо от того, кто слабый пол, а кто сильный. Наиболее часто в былинах эта норма присутствует на пирах князя Владимира Красное Солнышко, в былинные времена которого главным злодеем обычно являлся Калин-царь, представитель Орды.

А сама норма изначально была принята русскими богатырями задолго до Времени Владимирова, ещё во времена борьбы со Змеями, главными разорителями Русской земли. Змеи прилетали и приходили на Русь в разном обличье. Как правило, это были «рептилии» о трёх, шести и девяти головах, которые похищали и пожирали красных девиц, не исключая и царевен. Потому приходилось выставлять против них различных воинов.

Уровень подготовки и «боевого духа» этих воинов был не одинаковым, кто-то хорошо владел качествами «змееборца», а кто-то не очень. Но для боя годны были и те и другие, потому что и Змеи, нападавшие на Русь, оказывались «разного калибра».

Поэтому требовалось эти качества проверять заранее, чтобы не ставить воину невыполнимую задачу. И сам погибнет, бедолага, и девушек погубит, которых придётся потом отдать Змею-победителю. Норма тогда считалась полувёдрами зелена вина (водки).

Тот воин, который одним духом выпивал чару в пол-ведра, шёл сражаться со змеем о трёх головах. Тот, который мог осилить чару в целое ведро, его ставили против змея о шести головах. А тот «гвардеец», который справлялся с чарой в полтора ведра, вступал в битву со змеем о девяти головах.

Со временем, малокалиберных змеев не стало, но зато появились другие — о двенадцати хоботах (головах). Чтобы сражаться с ними, потребовалось вернуть «высшую» норму для проверки богатырей. Эта норма требовалась не только для «змееборства», но и для сражения с полчищами татар, наседавших на Русь. 

Состав чары в полтора ведра

Если применить тот состав, который наливали в чару богатырю, ко времени сегодняшнему, то не всякий здоровяк, выпив норму «гвардейца» (150 грамм), а тем более «танкиста» (200 грамм), сможет устоять на ногах через 15 минут. Хотя есть ещё более суровая норма, её применяют технари, отвечающие за ремонт и подготовку вооружения. В качестве чары они используют не боевой «гранёный» 200-грамовый стакан, а его гражданский вариант, применявшийся в советских столовых, поездах и автоматах с газированной водой — гранёный стакан с ободком, емкостью 250 грамм.

Вооруженцы его называют «лафетник». И если «боевую грань» можно наполнить только до краёв, точно соблюдая «норму танкиста», то «лафетник», благодаря ободку, легко наполняется «с горкой». И тут важно единой рукой поднять стакан, не расплескав ни капли, и одним духом опустошить, не закусывая. Иначе, если дёрнется рука или не хватит духа, можно прослыть «слабаком» среди своих боевых товарищей.

Такая проверка проходила и на пирах, в которых участвовали могучие русские богатыри. В былине «Добрыня Никитич и змей» русскому богатырю выпало освобождать дочку княженецкую, которую похитила змея пещерская. Приехал Добрыня на княженецкий двор и пошёл к князю Владимиру; усадили его за стол на почётное место и дали испить богатырскую чару в полтора ведра, традиционную для таких случаев.

«А и проводили-то Добрыню во большо место,

А за ты за эти столы за дубовые,

А за тыи ли за ества за сахарные,

А за тыи ли за питья за медвяные.

Наливали ему чару зелена вина,

Наливали-то вторую пива пьяного,

Наливали ему третью меду сладкого,

Слили эти чары в едино место, —

Стала мерой эта чара полтора ведра,

Стала весом эта чара полтора пуда.

А и принимал Добрыня единой рукой,

Выпивает-то Добрыня на единый дух.»

Крепкая чара оказалась, не всякий добрый молодец в состоянии её выпить и потом устоять на ногах. Такой «коктейль» сейчас называется ёрш и считается довольно-таки ядрёным напитком, а во времена богатырей этим «ершом» проверяли силу и стойкость богатырскую. По своей способности валить с ног, такой ёрш поспорит с любой ёмкостью с обычной водкой, даже если это гранёный стакан или «лафетник».

Кстати, армейская фляга имеет ёмкость 800 грамм, как раз норма на танковый экипаж из четырёх человек: командира танка, наводчика, заряжающего и механика-водителя. На ранних версиях танков, роль наводчика выполнял командир, а четвёртым членом экипажа был пулемётчик, сидевший рядом с мех-водом, выполняя роль его помощника.

Так что ничего не бывает в нашей жизни просто так. Всё имеет свой смысл и опирается на опыт наших предков, проверенный в бою и походе.

Вывод

Богатырская чаша в полтора ведра, наполненная на треть водкой, ещё на треть пивом и сверху мёдом (слабоалкогольным русским напитком), представляет собой гремучую смесь, валящую с ног многих любителей до спиртного. Кому-то этот «ёрш» подсовывают на пирушках, чтобы «выключить» особо рьяных гостей, мешающих мероприятию; кто-то сам храбрится его выпить, показывая свою удаль, но потом валится «замертво»; в любом случае, желающих испить «богатырскую чашу» хватает и по сей день.

Потому и названная «чара зелена вина в полтора ведра» считалась по силе только людям с богатырским здоровьем. Не каждому она по силе, даже если всего-то налито 100 грамм. Но, эту чашу придумали не ради веселья, а для того, чтобы проверить годность человека для сражения, чтобы не погубить в бою неподготовленного. Сильный похвальбой, особенно во хмелю, но слабый на деле, уж лучше пусть проспится пьяным под столом, чем подведёт товарищей в бою.

Алкогольная норма, выдаваемая воинам на Руси, имела вынужденную необходимость, помогавшая многим справиться с боязнью первого боя, либо используемая как средство против стресса. Бой, он бывает разный, заранее не знаешь, как он пойдёт и каким образом он закончится для конкретного человека. Потому «чарку» предлагали всем, но каждый решал как и когда её принимать.

В настоящее время такая практика в армии, и особенно на фронте, находится под запретом. Но тот, кто хочет выпить, найдёт зелье даже в окопе на переднем крае. Обычно такое поведение заканчивается плачевно для тех, кто променял свою жизнь на «чару зелена вина», пусть и воспетую в былинах.

Былинная же чара зелена вина, весом в полтора пуда, говорит о непростой судьбе русских воинов, которым приходилось защищать свою землю не только от всевозможных Змеев «разного калибра», но и от полчищ других захватчиков, приходивших на нашу землю со злобой и ненавистью. Пока жив русский дух, будет жива и Русская земля, а вместе с ней и вся Россия.

Возможно заинтересует

Русские повести. Выпуск 1.
Валерий Салфетников. Русские повести. Выпуск 1
Сказание о Русской земле. Варяги
Валерий Салфетников. Варяги
Сказание о Русской земле. Революции, цари и палачи
Валерий Салфетников. Революции, цари и палачи
Сказание о Русской Земле. Город Святого Петра.
Валерий Салфетников. Город Святого Петра
Сказание о Русской Земле. Русские и европейцы.
Валерий Салфетников. Русские и европейцы
Каковы особенности России. Том 1. Иллюстрации
Валерий Салфетников. Каковы особенности России. Том 1.

Оставьте комментарий

ru_RUРусский