Трехсвятие, Васильев день

Три Святителя Памятный день

12 февраля (30 января по старому стилю) православные христиане отмечают Трехсвятие, Васильев день.

Василий великий, которому церковь посвящает этот день, известен также под именем Василия Кесарийского. Он почитается наряду с Иоанном Златоустом и Григорием Богословом. Всех этих трёх святых вспоминают 12 февраля — поэтому праздник также называется Трехсвятием.

Трехсвятие празднуют только православные, католики чтут этих святых по отдельности. Отмечать Васильев день стали в конце XI века, после раскола церкви в 1054 году.

Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст сделали много для формирования христианских верований, они почитаемы христианами за добрые и праведные дела, милосердие. При правлении византийского императора Алексея I Комнина церковники стали спорить, кто из троих святителей более важен для церкви. Споры разгорелись нешуточные. Остановить раздор сумел патриарх Иоанн Мавропод, которому приснились Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст и заверили митрополита, что перед Богом они все равны. Святые наказали патриарху отмечать их память в один день. Это событие произошло в 1084 году и вошло в византийские богослужебные книги.

Святители жили в IV веке. Василий и Григорий дружили, но неизвестно, были ли они знакомы с Иоанном Златоустом. Василию Великому и Григорию Богослову принадлежат догматы о Богочеловечестве Христа и Триединстве Бога, Иоанн Златоуст составил чин литургии.

Василий Великий боролся с неверием, ересью, был аскетичным, составил устав для монахов и предложил использовать иконостас.

Григорий Богослов тоже был аскетом, боролся с еретиками, он оставил потомкам стихи, письма, поэмы, проповеди.

Святой Иоанн известен яркими и красноречивыми проповедями, он направлял все свои деньги в больницы и приюты для паломников.

По народному поверью, в эту дату нельзя было прясть, поэтому её называли ещё «днём трёх святителей-непрядильщиков». Также считалось, что на Трехсвятие в лесах начинается звериный свадебник: звери образуют пары, идут бои между самцами, начинается звериный род. Люди отмечали этот «праздник» своеобразно — подавали на стол блюда из дичи и дикого зверя (например, вепря).

По поведению диких животных судили также о погоде. Если зайцы приходят в сады — будет ещё зима суровая. Если волки воют близко к жилью — тоже к морозу. Снегирь щебечет скрипучим голосом — значит, стоит ждать вьюгу. Зато мыши предсказывают оттепель: за сутки до повышения температуры выходили из-под лесной подстилки на снег. Тепло предвещали и покрытые инеем деревья.

Красная луна на Трёхсвятие сулила сильный ветер; а ветер, в свою очередь, обещал сырой год.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Сказание о Русской земле
Добавить комментарий