12 февраля (30 января по старому стилю) православные христиане отмечают Трехсвятие, Васильев день.
Василий великий, которому церковь посвящает этот день, известен также под именем Василия Кесарийского. Он почитается наряду с Иоанном Златоустом и Григорием Богословом. Всех этих трёх святых вспоминают 12 февраля — поэтому праздник также называется Трехсвятием.
Трехсвятие празднуют только православные, католики чтут этих святых по отдельности. Отмечать Васильев день стали в конце XI века, после раскола церкви в 1054 году.
Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст сделали много для формирования христианских верований, они почитаемы христианами за добрые и праведные дела, милосердие. При правлении византийского императора Алексея I Комнина церковники стали спорить, кто из троих святителей более важен для церкви. Споры разгорелись нешуточные. Остановить раздор сумел патриарх Иоанн Мавропод, которому приснились Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст и заверили митрополита, что перед Богом они все равны. Святые наказали патриарху отмечать их память в один день. Это событие произошло в 1084 году и вошло в византийские богослужебные книги.
Святители жили в IV веке. Василий и Григорий дружили, но неизвестно, были ли они знакомы с Иоанном Златоустом. Василию Великому и Григорию Богослову принадлежат догматы о Богочеловечестве Христа и Триединстве Бога, Иоанн Златоуст составил чин литургии.
Василий Великий боролся с неверием, ересью, был аскетичным, составил устав для монахов и предложил использовать иконостас.
Григорий Богослов тоже был аскетом, боролся с еретиками, он оставил потомкам стихи, письма, поэмы, проповеди.
Святой Иоанн известен яркими и красноречивыми проповедями, он направлял все свои деньги в больницы и приюты для паломников.
По народному поверью, в эту дату нельзя было прясть, поэтому её называли ещё «днём трёх святителей-непрядильщиков». Также считалось, что на Трехсвятие в лесах начинается звериный свадебник: звери образуют пары, идут бои между самцами, начинается звериный род. Люди отмечали этот «праздник» своеобразно — подавали на стол блюда из дичи и дикого зверя (например, вепря).
По поведению диких животных судили также о погоде. Если зайцы приходят в сады — будет ещё зима суровая. Если волки воют близко к жилью — тоже к морозу. Снегирь щебечет скрипучим голосом — значит, стоит ждать вьюгу. Зато мыши предсказывают оттепель: за сутки до повышения температуры выходили из-под лесной подстилки на снег. Тепло предвещали и покрытые инеем деревья.
Красная луна на Трёхсвятие сулила сильный ветер; а ветер, в свою очередь, обещал сырой год.