Путь из Варяг в Греки

Главное > Повесть временных лет > Путь из Варяг в Греки

Автор:

Опубликована:
29 апреля 2023 года

Путь из Варяг в Греки известен из русской летописи «Повесть временных лет». Монах Нестор описывает этот путь, который проделывали греки, чтобы добраться до варягов. А варяги грекам нужны были, чтобы с их помощью попасть в Рим. Чтобы понять, к чему были нужны все эти сложности, и написана предлагаемая повесть.

Русские моряки и варяги

Русские моряки и варяги

Понимание России немыслимо без знания основ её военно-морского флота. Военно-морской флот несёт свою частицу памяти о прошлом, с помощью которой можно прояснить многие моменты нашей не простой истории.

На флоте есть своя традиция сохранения прославившихся имён, и связанной с ними памяти о важных событиях. Как правило, имена даются кораблям, а потом они передаются от одного корабля к другому, и таким образом сохраняется не только имя, но и то, с чем это имя связано.

Для примера, рассмотрим военные корабли с давним и прославленным именем «Варяг». Сейчас это имя носит флагман Тихоокеанского флота, Гвардейский ракетный крейсер «Варяг». А всего «Варягов» в Русском военно-морском флоте было шесть.

1. Парусно-винтовой корвет «Варяг», проходивший службу в составе Балтийского флота с 1863 по 1886 годы. Порт приписки — Ревель (ныне столица Эстонии — город Таллин).

2. Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг», в составе флота с 1901 по 1904 годы и с 1916 по 1917 годы. Порт приписки — Порт-Артур (ныне район городского подчинения Люйшунькоу китайского города Далянь). Служба корабля проходила в составе Первой Тихоокеанской эскадры (1901 — 1904 годы), а также в составе флотилии Северного Ледовитого океана (1916 — 1917 годы).

3. Артиллерийский крейсер «Варяг», с 1954 года строившийся на «Заводе им. С. Орджоникидзе» в г. Ленинграде (ныне Балтийский завод), в 1956 году спущен на воду. Однако, 2 сентября 1959 года снят со строительства и при технической готовности в 40 % исключён из состава Военно-морского флота.

4. Гвардейский лёгкий ракетный крейсер «Варяг», в составе Тихоокеанского флота с 1965 по 1990 годы. Порт приписки — Владивосток.

5. Тяжёлый авианесущий крейсер «Рига», заложен в 1985 году на судостроительной верфи в городе Николаеве, в 1990 году переименован в «Варяг». После развала СССР достался Украине, в 1992 году строительство прекращено. В 1998 году продан Китаю.

6. Ракетный крейсер «Червона Украина», в составе флота с 1989 года по настоящее время. В 1996 году корабль переименован в Гвардейский ракетный крейсер «Варяг». Порт приписки — Фокино. Служба проходит на Тихоокеанском флоте. С 1996 года является флагманским кораблём.

Чем же знамениты корабли, носящие имя «Варяг»?

Первым кораблём, получившим наименование «Варяг», был парусно- винтовой корвет, построенный в 1862 году. Всего кораблей данного проекта было построено четыре. Головной — «Богатырь», затем «Варяг», «Витязь» и «Аскольд». Корабли данного типа использовались для океанских путешествий. В 1863 году, в составе эскадры контр-адмирала Лисовского Степана Степановича, корветы «Варяг» и «Витязь» оказывали поддержку Северо-Американским Соединённым Штатам в борьбе за независимость от Англии. Также, эти корабли совершили несколько кругосветных путешествий. Первым из них был корвет «Варяг», что было очень символично. Вспомним, как в 1-м веке апостол Андрей, вместе с варягами, на их корабле, совершил путешествие от берегов Варяжского моря, вокруг всей Европы и до Рима. Спустя восемнадцать веков, корвет именуемый «Варяг», под Андреевским флагом, благополучно совершил кругосветное путешествие, пройдя по всем океанам.

Обратим внимание на то, как были названы корабли данного проекта: «Богатырь», «Варяг», «Витязь» и «Аскольд». В названии кораблей прослеживается определённая взаимосвязь, как будто они посвящены представителям воинской профессии, существовавшей на Руси в давние времена. Все эти корабли были построены для Балтийского флота. А Балтийское море в старину называлось Варяжским. Получается, что слово «варяг» означало не скандинавский или какой-либо ещё народ, а так именовался представитель определённой профессии, имеющий связь с морем и вооружёнными силами. Одним словом варяги — это военные моряки.

Как об этом гласит наша летопись, «Повесть временных лет»:

«Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы), а иные норманы и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти прозывались».

Как известно, варяги перечисленных народов проживали по берегам Варяжского моря, в то время включавшего в себя Белое, Балтийское и Северное моря.

Кроме того, что была такая военно-морская специальность — варяг, так ещё на берегах Варяжского моря, где данная специальность была распространена, проживал народ с таким же названием — варяги. Русский летописец Нестор так об этом говорил:

«В странах же Иафета сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочьская чудь, пермь, печера, емь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, либь. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близь моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку — до пределов Сима, сидят по тому же морю и к западу — до земли английской и волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманы, готы, русь, англы, галлы, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуэзцы и прочие, — они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем хамовым».

© Повесть временных лет

Как видим, варяги перечислены среди прочих народов, населявших Европу в то время. По всей видимости, этот народ — варяги, был очень воинственным и хорошо владел морским делом. Ведь не спроста целое море, где безраздельными хозяевами были варяги, назвали не как иначе, а Варяжским. И представители других народов, владевшие морским и военным искусством одновременно, также назывались варягами, только уже не в этническом плане, а как специалисты в определённой области.

Каковы особенности пути из Варяг в Греки

Путь из Варяг в Греки

Помимо того, что варяги были хорошими военными моряками, они активно торговали со многими странами и народами. В частности, в русской летописи указан конкретный маршрут торговли, либо других сношений, между варягами и греками:

«Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти входят в Ильмень озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река.»

© Повесть временных лет

О «пути из Варяг в Греки» сказано только в одном документе — «Повести временных лет». Ни у скандинавов, ни у византийцев, нет никаких упоминаний о подобном пути. У византийцев также нет упоминаний о том, чтобы к ним прибывали какие-либо варяги или скандинавы, а вот о прибытии «россов» к стенам Константинополя рассказано достаточно подробно.

В русской летописи путь от варягов к грекам указан один: по Варяжскому морю до Царьграда, то есть либо с Белого моря в Баренцево, в обход Скандинавии, либо с Балтийского моря — в Северное море, далее по проливу между Европой и Британскими островами, Ла-Маншу — затем вокруг Европейского континента, мимо Геркулесовых столбов (высоты, обрамляющие Гибралтарский пролив) в Средиземное море, которое также называлось Варяжским. По всей видимости варяги спокойно ходили до Средиземного моря и по этому морю, раз в русской летописи это море так называлось.

Варяги пользовались хорошо известным и проверенным маршрутом. Имея корабли морской зоны — лодьи, варяги спокойно бороздили морские просторы, не связываясь со сложной логистикой рек. А вот скандинавы таких кораблей не имели, потому их никто и никогда не видел в Средиземном море, а тем более в Греции. Они там появились не ранее второго тысячелетия нашей эры.

В летописи неспроста указан маршрут: Варяжское море — Рим — Царьград — Понт море (Черное море) — устье Днепра. Чтобы попасть из Средиземного моря в Чёрное, необходимо обогнуть Грецию, пройти через пролив Дарданеллы в Мраморное море, а затем, через пролив Босфор, уже в Чёрное море. При этом, город Рим находится в стороне от этого маршрута. И чтобы пройти по Средиземному морю, посещать Рим не обязательно.

Читатель может спросить, а зачем тогда нужно было заходить в этот Рим, делая определённый крюк?

Варяги в Рим не заходили без надобности. Для похода в Черное море они сразу шли к Боспору Фракийскому и проходили его установленным порядком. Пролив Босфор всегда имел и по сей день имеет стратегическое значение. Порядок его прохождения кораблями определён международными соглашениями.

В прошлом этот пролив находился в ведении Римской империи. А это значило, что порядок прохождения этого пролива судами и кораблями оговаривался определёнными правилами, или римскими законами. Те древние законы, скорее всего, мало чем отличались от современных, ведь Римское право до сих пор является образцом для изучения правовой системы государства.

Варягам было всё равно, что думали о них римляне, достаточно было соблюдать правила, определённые римскими законами и спокойно проходить в Чёрное море и обратно. А вот грекам было значительно сложнее это делать, и вот почему.

Греческое государство является колыбелью западной цивилизации и образовалось многие тысячи лет назад. В середине первого тысячелетия до нашей эры Греция достигла пика своего могущества. Греки распространились на многие земли, на северном побережье Черного моря образовалось множество греческих колоний, с помощью которых велась бойкая торговля со скифами.

Греческий историк Геродот, живший в 5-м веке до нашей эры, подробно рассказал в своей «Истории» о многих греческих колониях, располагавшихся на территории Скифии. Главной из них была Ольвия — богатейшая греческая колония, располагавшаяся в устье Днепра.

В середине 2-го века до нашей эры, Эллада (так называлась Греция в то время) была покорена римлянами и вошла в состав Римской республики. Но влияние римлян не распространялось на скифские земли. Получилось так, что греческие колонии Причерноморья оказались сами по себе, и не вошли в состав Римского государства, вместе с покорённой Элладой.

Бесцеремонные римляне вряд ли спокойно относились к тому, что помимо покорённых ими эллинов, где-то еще находились их братья — свободные греки, которых римлянам было не достать. Скифское государство препятствовало этому.

Несмотря на древность, Римская империя была правовым государством. Можно себе представить, какие трудности возникали у греков, живших в Ольвии, если они захотели бы проведать своих родственников в Элладе, либо просто посетить историческую родину. В современных условиях для этого нужно получить визу в посольстве или консульстве, и после этого поехать, показав визу на границе. Это если перемещаешься из государства в государство. А как же тогда быть греческим городам-колониям, которые оказались вне государства? Ведь они не стали римскими колониями, и в состав Скифии также не вошли.

В настоящее время такое положение вещей называется — непризнанные республики. Жить в них можно как и прежде, если никуда не выезжать. А вот международное путешествие из этой непризнанной республики весьма проблематично. Для этого нужен документ, а вот где и как его получить — непонятно.

Но римляне, не были бы римлянами, если бы не придумали для подобной ситуации свой закон. Ведь римляне — захватчики, и с подобными вопросами сталкивались частенько. Грек, из не присоединённой колонии, мог посетить территорию Римской империи и потом вернуться обратно, лишь получив для этого разрешающий документ.

Становится понятно, что за таким документом пришлось бы ехать в Рим. И уже с этим разрешением, можно было не только посетить родную Грецию, но и выехать обратно домой, в Ольвию, предъявив этот документ римским «пограничникам» в Боспоре Фракийском (нынешний Стамбул).

Далеко ходить не надо, с подобной дискриминацией столкнулись жители Республики Крым, после возвращения полуострова в состав России. Рыбаки с российскими паспортами и крымской регистрацией, при ловле рыбы в Азовском море, были арестованы украинскими пограничниками и силой уведены в украинский порт Мариуполь.

Несмотря на российское гражданство, с рыбаками обращались как с гражданами Украины, совершившими акт государственной измены. И только вмешательство дипломатов из Москвы, путём переговоров с Киевом, позволило через какое-то время освободить наших рыбаков и вернуть их домой, в Крым.

Примерно подобным образом относились римляне к грекам, из независимой Ольвии. И только указания Рима, не позволяли римским солдатам поступать как вздумается с непокорными греками, прибывшими из Ольвии.

Как проходил путь из Варяг в Греки

Варяги

Давайте еще раз внимательно перечитаем, что сказано в «Повести временных лет» об этих греках:

«… тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти входят в Ильмень озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река.»

© Повесть временных лет

Обратим внимание на то, что маршрут греков (не варягов, а именно греков) расписан довольно подробно. Начинается он от Днепра, и что интересно, заканчивается также устьем Днепра. Тут не вооруженным глазом видно указание на греческую Ольвию, которая и располагалась в устье Днепра. В летописи не говорится о том, для чего понадобилось днепровским грекам (из Ольвии) совершать столь сложное путешествие, чтобы вернуться туда, откуда они собственно и выехали. Зато прямо указано на то, чтобы посетить Царьград (это выход в Черное море через пролив Босфор), нужно обязательно побывать в Риме. Казалось бы, зачем? Значит была причина у этих греков.

Те самые греки хорошо знали, куда нужно было обращаться, чтобы доплыть до Рима. А там, получив разрешение, посетить свою родину — Грецию, попавшую в римскую зависимость, а затем вернуться домой кратчайшим путём.

Посмотрим, куда же отправлялись эти греки, чтобы совершить путешествие в Рим. А они поднимались вверх по реке Днепр, затем по волоку перебирались в реку Ловоть. По Ловоти попадали в озеро Ильмень, из него по реке Волхов плыли до большого озера, которое сейчас называется Ладожским. В те времена Ладожское озеро соединялось своим устьем в Варяжским морем, по всей видимости, с Финским заливом Балтийского моря. И это соединение проходило не по сегодняшней реке Неве, а имело другой путь к морю. Хотя этот вопрос не принципиальный. Главное в другом.

Многие исследователи этого вопроса уверены в том, что варяги — это скандинавы, либо, на крайний случай — жители южного побережья Балтийского моря. Это, так называемая, нормандская теория. И что интересно, эта теория опирается на «Повесть временных лет».

В таком случае, возникает вопрос, почему греки использовали такой сложный речной маршрут? Намного проще было бы грекам, если бы им нужно было добраться к берегам Скандинавии: проплыть вверх по Днепру, волоком переместиться не в Ловоть, а в Западную Двину, затем уже по этой реке спокойно плыть до Рижского залива Балтийского моря, а там и до «варягов-норманнов» рукой подать.

Однако греки держали путь в другое место — на берега нынешнего Ладожского озера, в местность, находящуюся недалеко от устья реки Волхов. Именно там они находили варягов, договаривались с ними, и уже на варяжских морских кораблях — ладьях (или лодьях, как говорят на севере Руси) по морю — океану добирались до города Рима. Наиболее вероятным местом расположения варягов, к которым приплывали греки из Ольвии, по нашим расчётам является город Лодейное Поле. Этот город стоит на реке Свирь, впадающей в Ладожское озеро.

Такие выводы можно сделать, если внимательно читать «Повесть временных лет», единственный исторический документ, который упоминает путь из Варяг в Греки и из Греков в Рим.

О значимой роли варягов в ту эпоху говорит еще один факт.

Греки, с помощью варягов, путешествовали до древнегреческого города Византий (в летописи Царьград, а ныне Стамбул) только лишь по Варяжскому морю: «… море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду…»

Если бы греки проделывали этот путь сегодня, то он выглядел бы так: Балтийское море — Северное море — пролив Ла-Манш — Атлантический океан — Гибралтарский пролив — Средиземное море — Тирренское море — устье реки Тибр (оттуда в Рим и обратно) — Тирренское море — Средиземное море — Эгейское море — пролив Дарданеллы — Мраморное море — бухта Золотой Рог города Стамбула.

Если это обобщить, то получается, что весь маршрут пролегал по акватории Атлантического океана. Другими словами — Атлантический океан в прошлом назывался Варяжским морем. И если в старину океан назывался Варяжским морем, в честь варягов, то сейчас этот океан называется Атлантическим, в честь атлантов.

Кто такие атланты, и почему их именем назван океан?

Атланты
В древнегреческой мифологии есть два толкования того, кто такие атланты. Вообще-то Атлант — это имя и имя не простое. Атлантом звали одного из титанов, могущественных существ, богов второго плана, которые вступили в борьбу с олимпийскими богами. И когда олимпийцы победили, то титанов подвергли суровому наказанию, они были низвергнуты в бездну. А вот Атланта заставили держать на своих плечах небесный свод.

Атлантом звали сына Посейдона — верховного морского бога, одного из трех главных богов-олимпийцев. Атлант стал первым царём острова, названного в его честь — Атлантидой. А народ, живший на этом острове, называли в честь их царя — атлантами, что вполне естественно для того времени. Точно также называли скифов — по имени их царя Скифа, а страну Скифией.

Отсюда выходит, что Атлант — имя собственное, причём мужское, впрочем как и Скиф. Однако страны назывались Атлантида и Скифия, на женский манер. Потому что Земля — как мать, может быть только женского рода.

Интересная аналогия в названии государств: Эллада и Атлантида — Скифия и Россия. Все эти названия греческие, имеют схожие окончания, только содержание у этих названий своё. Если Элла-ДА и Атланти-ДА бесспорно греческие, то Скиф-ИЯ и Росс-ИЯ — уже не греческие, а относятся к другим народам, скорее всего родственным между собой.

Все мы знаем русскую фигурку — матрешку. Которая содержит в себе такие же как она фигурки, только меньшего размера. Причем в каждой матрешке помещена только одна фигурка, а в ней ещё одна и так далее, до самой меньшей.

Барон Сигизмунд фон Герберштейн, дипломат Священной Римской империи, в своих «Записках о Московии» четко позиционировал различные уровни русского государства. По его авторитетному мнению: Московия — это часть Скифии, а Скифия, в свою очередь — часть России.

Это как в матрёшке. Смотришь на неё и думаешь, вот она Россия. Открываешь её, предвкушая увидеть несметные богатства. Ан нет, тебя встречает Скифия, населённая суровыми и неподкупными воинами, не знающие денег. Тут объяснят как вести себя дальше, в более глубоких уровнях, чтобы не попасть потом опять к скифам, не знающим пощады. Инструктаж простой — не укради, иначе умрёшь. И только потом Московия, богатая и хлебосольная, населённая добродушными людьми, живущими как говорят «У Христа за пазухой».

Сейчас такой прослойки нет, поэтому русский народ, привыкший жить под защитой, нередко обкрадывается проходимцами всех мастей. Чего греха таить, такие проходимцы находятся и в структурах, призванных этот самый народ защищать и оберегать. Принцип — не укради, а то умрёшь, отменён. Вот и разворовывают матушку Россию всякие прохиндеи.

Итак, раз Скифия была частью России, то можно предположить, что название Росс-ИЯ также несёт в себе имя царя — Росс. Ведь именно с подачи греков, а вернее их царя, Константина Багрянородного, мир узнал название нашей страны — Росия, а народ её — росы, скифы и другие, во множестве своём.

Чтобы всё было понятно, выясним происхождение названия греческой страны. Эллада названа в честь царя Эллина, родоначальника греческого народа. Эллин, в свою очередь, был сыном Девкалиона, прародителем всех людей, выжившим после Потопа, подобно библейскому Ною. По другой версии, Эллин — сын самого Посейдона. Помимо прочего, Эллин ещё и внук Прометея, того самого, подарившего людям огонь.

При этом у греков или, точнее сказать, у эллинов, Прометей числился царём скифов, братом Атланта и двоюродным братом Зевса.

Исходя из всего этого, можно высказать предположение, или по научному — выдвинуть гипотезу о том, что Россия названа в честь Росса, её первого царя. То есть: Россия — страна царей Россов. И если Росс был первым царём России, то он же был основателем царской династии Россов. Царская династия Россов вряд ли была первой на Русской земле, однако в России она была первой.

Основанием для этой гипотезы является то, что Россия называется на греческий манер. А в Греции есть несколько примеров, позволяющих так рассуждать:

— Эллада — названа в честь Эллина, первого царя этой страны, родоначальника народа эллины.

— Атлантида — названа в честь Атланта, первого её царя, по имени которого был назван весь народ — атланты.

— Скифия — названа в честь Скифа (сына Геракла), первого скифского царя, в честь которого называли весь его народ — скифы.

По поводу скифов, их все считают отменными всадниками, основоположниками целого рода войск — конницы. Всё так, только изначально скифы были мореходами. И очень хорошими мореходами. В дальнейшем скифы разделились на морских и сухопутных. Повелители рек и степей так и продолжили называться в честь своего первого царя — скифы, а вот повелители морей взяли имя своего главного флотоводца Варяга. Поэтому морские скифы стали именоваться варягами.

Какова связь варягов со скифами

Варяги и скифы

Интересный момент, у греческого историка Геродота упоминается о восьми скифских реках, которые греки называли не по-скифски, а на свой манер, как им было удобно. К примеру, скифскую реку Дон реки называли Танаис, опять же скифский Днепр у греков назывался Борисфен, а Дунай — Истр.

Всем известно, что «дон» — по-скифски означает вода. У потомков скифов — осетин, многие реки так и называются, с приставкой «вода»: Ардон, Асабч-Дон, Билягидон, Геналдон, Гизельдон, Каббагаутдон, Карцадон, Кутардон, Лахумедон, Садон, Сардидон, Сказдон, Скуммидон, Суадагдон, Тамиксдон, Фастаргонадон, Фиагдон, Хазнидон, Хайдон, Ханикомдон, Хаталдон, Ходдон, Хос-Апараныдон, Цраудон. В Северной Осетии половина рек названы на скифский манер.

А теперь вспомним, а как же звали главного морского древнегреческого бога — Посейдон. Уж не на скифский ли манер был назван этот бог, Посей-ДОН? Кто знает, ведь не всегда поймешь этих греков, считающих себя эллинами.

Исходя из этого можно предположить, что если Атлантический океан назван в честь греческого царя Атланта, сына Посейдона, то его прежнее именование Варяжское море, было названо в честь Варяга. И если всё сопоставить, то с высокой долей вероятности можно утверждать, что Варяг был скифским царём, хозяином морей и океанов. А его скифский народ, занимавшийся мореходством, назывался по имени своего царя — варяги.

И уже не представляется фантастической теория о том, что у варягов был свой столичный город-порт, носивший имя царя — Варяг. У эллинов и атлантов именем царя назывались их страны то есть земли, на которых жили эти народы. Именем Варяга было назван целый океан. Однако люди не рыбы, и не могут все время жить в море, поэтому у них была своя земля, варяжская, а у царя свой город.

Не стоит удивляться тому, где была варяжская земля, восточный берег Ладожского озера, и насколько распространялось Варяжское море. Ведь сколько там той Греции, расположенной в южной части Балканского полуострова, по сравнению с акваторией Атлантического океана. Однако целый океан назван по имени одного грека, сына повелителя морей.

Ещё немного о пути из Варяг в Греки, а также из Грек в Греки через варягов. Большинство исследователей считает, что главным было направление: варяги — греки, а не наоборот. То есть от Скандинавии, сложнейшим речным путём, со многими волоками, через Днепр, Черное море и в Константинополь. Однако эти же исследователи скептически относятся к существованию этого пути. Ведь в скандинавских раскопках не находят ничего византийского и наоборот. Да и скандинавские саги, и византийские летописи молчат об этом. Только русская летопись сообщает о том, что такой путь был.

Все исследования данного пути сводятся лишь к географии и археологии, ничего не говоря о времени существования этого пути. А ведь в «Повести временных лет» ясно написано: «Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру…»

Из исследований этой темы известно, что:

Во-первых, поляне — это дунайские славяне, которые в начале 2-го века были вытеснены римлянами со своих земель и перебрались на пустующие земли, расположенные по Днепру, в районе нынешнего Киева.

Во-вторых, поляне не сразу назвались полянами, а только после 375 года, когда было разрушено единое славянское государство — Россия, то есть в конце 4-го века.

В-третьих, поляне не сразу стали жить отдельно, потому как белые угры или гунны наследовали славянскую землю, и правили ею около 70 лет, то есть до середины 5-го века.

В-четвёртых, полянский город Киев, был самостоятельным до 882 года, когда русский князь Олег вошел в этот город и сделал его столицей Русского государства, то есть до конца 9-го века.

В итоге получается, что путь из Варяг в Греки существовал около 400 лет. Примерно от времени окончания царствования Аттилы и до начала княжения Олега.

Ещё одно уточнение. Греческая составляющая этого пути нами была рассмотрена с привязкой к античной греческой колонии Ольвии, располагавшейся в устье реки Днепра. Эта колония славилась своим богатством и свободолюбием.

Скифы её не трогали, потому как обеспечивали торговые пути с этой колонией. Ведь одно дело морем везти товары в Элладу, и потом обратно. А тут греки сами разместили свой город-порт на скифских землях и взяли на себя морскую часть пути по подвозу и отправке товаров.

Во времена Александра Македонского (4 век до нашей эры) греки попытались взять контроль над Ольвией. В частности, наместник Фракии Зопирион, с 30 тысячным войском перешёл Дунай и вдоль побережья Понта Эвксинского дошёл до Ольвии. В 331 году до нашей эры Зопирион осадил этот город и попытался его взять. Однако у этого греческого полководца ничего не вышло, жители Ольвии отчаянно оборонялись.

Видя, что ничего не получается, Зопирион снял осаду с города и повел свои войска обратно в Грецию. Жители Ольвии, не откладывая в долгий ящик, пожаловались скифам на своих обидчиков.

Скифы молниеносно собрали нужное войско и отправились в погоню за греками. Такое поведение непрошенных гостей на скифской земле не допускалось. Скифы догнали греческое войско и полностью его разгромили, не оставляя никого в живых и не беря пленных. В той схватке Зопирион был убит. Ни один из греческих солдат, перешедших Дунай, не вернулся домой. Все нашли свою погибель на Скифской земле.

Александр Македонский, узнав о гибели крупного греческого войска и своего родственника Зопириона, объявил трехдневный траур в своём войске, тем и ограничился. Никто не хотел связываться со скифами.

Римляне до Ольвии вообще не дошли. Перейдя Дунай и увязнув в войне с Дакией, римляне уже не помышляли углубляться дальше в славянские земли.

Ольвия, как процветающий город и порт, прекратила своё существование в 4-м веке нашей эры, когда было разгромлено славянское государство. Родственники скифов — гунны, они же азиатские скифы, взяв контроль над большей частью славянских земель, пришли под стены Ольвии. Однако греки и дальше захотели оставаться независимыми ни от кого.

Гуннов такое положение вещей естественно не устроило, и Ольвия была снесена с лица земли. Расположенные вокруг Ольвии греческие поселения, скорее всего уцелели. И когда гунны пошли дальше, на запад, громить римлян и всех, кто попадется под руку, оставшиеся греки стали думать как жить дальше.

Какие возникали сложности на пути из Варяг в Греки

Сложности пути из Варяг в Греки

Греки, по своему традиционному укладу того времени, привыкли жить в городах или полисах. Поэтому, после потери Ольвии, в том же районе, в устье Днепра греки, по всей видимости, построили новый город со своим, греческим названием. Как он мог называться, трудно сказать, однако русские или славяне, ходившие торговать к устью Днепра, называли его просто — Грек, потому как в нем жили греки.

Ведь не заморачивались же русские с названием главного города Византии, Константинополя. А называли его просто и понятно для себя — Царьград, то есть крепость, в которой сидит царь, и все. А чей это царь и как его звали, для русских было не важно. Так и с греческим городом, называли так как удобно, Грек и всё. Возможно даже, греческая колония, с красивым и мелодичным названием Ольвия, для славян и тех же скифов называлась также просто — Грек.

Такое наименование греческих колоний, на свой славянско-скифский манер было повсеместно. Херсонес называли Корсунь, Пантикапей — Керчь, Керкинитида — Евпатория и так далее. Горгиппия имеет турецкое название — Анапа.

Заслуживает внимания также и применяемые летописцем предлоги: «тут был путь из Варяг в Греки». Если бы имелось в виду, что путь пролегал от одного народа к другому, то надо было бы использовать другие предлоги. Рассмотрим подробнее, как следует писать:

если от народа к народу, то следует писать от варягов к грекам, как от русских к татарам, к примеру;

если из государства в государство — из Варяг в Греки, как из России в Турцию;

если из города в город — из Варяг в Греки, как из Ленинграда в Москву.

Маловероятно, что русский летописец имел ввиду государства. Потому что он перечисляет следующие названия: Варяг, Грек, Рим, Царьград. Если город Рим можно одновременно ассоциировать с Римской империей, то Царьград — однозначно лишь город. Потому что государство называлось Византийской империей, со столицей в Константинополе, по нашему Царьграде.

Отсюда выходит, что Варяг и Грек были городами, подобно Риму и Царьграду, раз они употребляются в одной связке. Если брать в учёт, что Варяг и Грек действительно были городами, тогда текст русской летописи начинает дружить с логикой, как говорится, на все сто.

Как было сказано раннее, город Варяг находился в районе современного города Лодейное Поле Ленинградской области, на реке Свирь, или в то время на берегу Ладожского озера (озера Нево). А город Грек, в устье реки Днепр. Там было несколько греческих колоний, не только одна Ольвия.

Фраза из летописи «жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки» становится полностью понятной. Ведь нужно было из Ладожского озера, пройти по реке Волхов, пересечь озеро Ильмень, пройти по реке Ловоть, волоком перетащить свои суда в реку Днепр. Спуститься по Днепру мимо гор, на которых в последствии возникнет город Киев, до впадения реки в Черное море. Другого удобного маршрута, чтобы попасть из указанной точки А в точку Б, просто нет.

Это был торговый маршрут из города Варяг в город Грек. А вот жителям города Грек ходить для торговли в город Варяг было сложно и не нужно, да Варяг и не упоминается в этой части маршрута, из Грек в Греки.

Как было сказано, греки стали пользоваться этим маршрутом, через варягов, значительно раньше, чем возник торговый путь из Варяг в Греки. И давайте еще раз внимательно проследим, как и зачем греки выбрали такой сложный маршрут:

«… из Грек (имеется ввиду из города Грек) по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти входят в Ильмень озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское (как мы видим, грекам не нужен был город Варяг, потому что им нужны лишь корабли, чтобы плыть по Варяжскому морю дальше; а Варяг к тому времени находился уже далеко от береговой черты, на реке Свирь, но его корабли, или лодьи, по-прежнему стояли у берега озера; возможно с уходом моря и город Варяг постепенно перестал быть морским портом, превратившись в стоянку давно не используемых морских кораблей, лодей, или лодейное поле). И по тому морю можно плыть до Рима (заметим, не в Рим, а лишь до Рима, то есть до устья реки Тибр, а там бегом в Рим за пропуском), а от Рима (не из Рима, то есть в Рим корабли не заходили, а от Рима, или от устья реки Тибр дальше) можно приплыть по тому же морю к Царьграду (заметим, не в Царьград, а лишь к Царьграду, то есть для того, чтобы сойти на берег, отнести пропуск и вернуться обратно), от Царьграда (опять же, не из Царьграда, а от него) можно приплыть в Понт море, (Черное море для греков было родным и безопасным, там не было пиратства, практически почти дома) в которое впадает Днепр река.»

Вот каким образом можно объяснить, казалось бы простую фразу «Путь из Варяг в Греки». В старину люди были не многословны, поэтому в каждое слово и фразу вкладывали глубокий смысл. Наша же задача была этот скрытый смысл найти и раскрыть до современного понимания.

Возможно заинтересует

Русские повести. Выпуск 1.
Валерий Салфетников. Русские повести. Выпуск 1
Сказание о Русской земле. Варяги
Валерий Салфетников. Варяги
Сказание о Русской земле. Революции, цари и палачи
Валерий Салфетников. Революции, цари и палачи
Сказание о Русской Земле. Город Святого Петра.
Валерий Салфетников. Город Святого Петра
Сказание о Русской Земле. Русские и европейцы.
Валерий Салфетников. Русские и европейцы
Каковы особенности России. Том 1. Иллюстрации
Валерий Салфетников. Каковы особенности России. Том 1.

Оставьте комментарий

ru_RUРусский