Временной способ сохранения истории

Главное > Методы исследования > Временной способ сохранения истории

Автор:

Опубликована:
05 мая 2020 года

Для сохранения Истории существуют разные способы. В настоящее время используется традиционный метод – последовательное летоисчисление. Это письменная или документальная запись событий, происходящих в конкретный год, в виде непрерывной ленты, постепенно переходящей от более раннего года к последующему.

В давние времена, практически во всех странах, происходящие события разделяли на временные интервалы. За основу брали период жизни какого-либо царя или другого правителя. Как правило, эти временные интервалы имели разную длительность. Все зависело от продолжительности жизни данного правителя. Помимо этого, временной интервал жизни правителя дополнительно делился на определённые отрезки, внутри каждого интервала.

Мы привыкли к тому, что существующий счёт времени является единым, практически, для всего населения Земного шара. Поэтому, последовательное летоисчисление более понятно и не вызывает больших споров относительно точности даты исторического события. Но, в старину, начало летоисчисления было у всех разным, оттого возникает много путаницы с датами событий.

Облегчает эту работу то, что наши предки использовали «временные интервалы» или «отрезки времени», которые шли один за другим, будто вагоны одного поезда. Зная число интервалов (вагонов), можно определить продолжительность определённой эпохи в жизни какого-либо народа (длину поезда). При этом, важно выяснить, где находится локомотив, то есть исходная точка, от которой отсчитываются все временные интервалы, а по ним уже можно рассчитать и даты событий.

Мерилом всему является «время», потому и способ определения даты события назван «временным». Для справки: 

«Время — это непрерывная последовательность существования и событий; которая происходит в кажущейся необратимой последовательности: из прошлого, через настоящее, в будущее. Это составная величина различных измерений, используемая для последовательности событий, сравнения продолжительности событий или интервалов между ними© Википедия — Время.

Как это отражено в Библии

Для примера, посмотрим, как «временной способ» использовался при написании Библии. В ней, для каждого участника событий, указан один временной интервал, разбитый на два отрезка. Сначала указывается первый временной отрезок – сколько лет прожил некий человек до рождения его наследника. Затем второй временной отрезок – число прожитых лет этим человеком после рождения наследника. И как итог – указывается единый временной интервал – общая продолжительность жизни этого человека.

5:1  Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
5:2  мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.
5:3  Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
5:4  Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.
5:5  Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.
5:6  Сиф жил сто пять лет и родил Еноса.
5:7  По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь лет и родил сынов и дочерей.
5:8  Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер.

При этом, для Адама было сделано некоторое исключение. Его временной интервал состоит не из двух, а из трёх отрезков:

  • времени жизни в Раю, до вкушения Запретного плода, так называемого «безгрешного периода» его жизни;
  • времени, прошедшего после изгнания Адама и Евы из Рая и до рождения Сифа;
  • затем, сколько прошло лет после рождения Сифа и до смерти Адама.

В конце указан общий временной интервал жизни Адама, от рождения и до смерти.

Что интересно, в Библии отражены семь поколений от Адама, у которых первые сто лет жизни считались “безгрешными”. Это отражено в разнице изложения Библии на церковнославянском и синодальном (современном русском) языках. Исключение сделано только для представителя шестого поколения – Иареда. Видно число шесть не может ассоциироваться с безгрешностью. Ведь не зря три шестёрки считаются числом зверя.

Написание текста в различных вариантах Библии

Синодальный
Церковнославянский
Первое поколение

5:3  Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

Поживе́ же Ада́мъ лѣ́тъ двѣ́стѣ три́десять и роди́ сы́на по ви́ду сво­ему́ и по о́бразу сво­ему́, и нарече́ и́мя ему́ Си́ѳъ.

Второе поколение от Адама

5:6  Сиф жил сто пять лет и родил Еноса.

Поживе́ же Си́ѳъ лѣ́тъ двѣ́стѣ пя́ть и роди́ Ено́са.

Третье поколение от Адама

5:9  Енос жил девяносто лет и родил Каинана.

И поживе́ Ено́съ лѣ́тъ сто́ де́вятьдесятъ и роди́ Каина́на.

Четвертое поколение от Адама

5:12  Каинан жил семьдесят лет и родил Малелеила.

И поживе́ Каина́нъ лѣ́тъ сто́ се́дмьдесятъ и роди́ Малелеи́ла.

Пятое поколение от Адама

5:15  Малелеил жил шестьдесят пять лет и родил Иареда.

И поживе́ Малелеи́лъ лѣ́тъ сто́ шестьдеся́тъ пя́ть и роди́ Иа́реда.

Шестое поколение от Адама

5:18  Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.

И поживе́ Иа́редъ лѣ́тъ сто́ шестьдеся́тъ два́ и роди́ Ено́ха.

Седьмое поколение от Адама

5:21  Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала.

И поживе́ Ено́хъ лѣ́тъ сто́ шестьдеся́тъ пя́ть и роди́ Маѳуса́ла.

Восьмое поколение от Адама

5:25  Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха.

И поживе́ Маѳуса́лъ лѣ́тъ сто́ о́смьдесятъ се́дмь и роди́ Ламéха.

Девятое поколение от Адама

5:28  Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына,

5:29  и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь [Бог].

 

И поживе́ Ламéхъ лѣ́тъ сто́ о́смьдесятъ о́смь и роди́ сы́на,
 
и нарече́ и́мя ему́ Но́е, глаго́ля: се́й упоко́итъ на́съ от­ дѣ́лъ на́шихъ и от­ печа́ли ру́къ на́шихъ, и от­ земли́, ю́же прокля́ Госпо́дь Бо́гъ.

 

В византийских источниках, упомянутых в «Повести временных лет», в частности во «Временнике монаха Георгия» или «Хронике Георгия Амартола», применяется тот же самый временной способ:

«Достигнув 500 лет, Ной родил Сима, <и> Хама, <и> Иафета, а через 100 лет после рождения своих трех сыновей, в возрасте 600 лет, взошел в ковчег, и наступил потоп на земле. А на 601 году своей жизни он вышел из ковчега и после потопа прожил 350 лет и умер, всего прожив 950 лет.»

В русской летописи, также как и в Библии, использован «временной способ». Правда немного изменённый, учитывающий свои особенности. В русском варианте указаны только временные интервалы правления князей, без указания времени рождения. Это несколько усложняет работу. Но такая уж специфика наших отечественных летописей.

В Повести временных лет

«В год 6360 (852 год от Р. Х.), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнем и числа положим.

«От Адама и до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама до исхода Моисея 430 лет, а от исхода Моисея до Давида 600 и 1 год, а от Давида и от начала царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет, а от пленения до Александра 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333 года, а от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года».

А от первого года царствования Михаила до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет, а от первого года княжения Олега, с тех пор как он сел в Киеве, до первого года Игорева 31 год, а от первого года Игоря до первого года Святославова 33 года, а от первого года Святославова до первого года Ярополкова 28 лет; а княжил Ярополк 8 лет, а Владимир княжил 37 лет, а Ярослав княжил 40 лет. Таким образом, от смерти Святослава до смерти Ярослава 85 лет; от смерти же Ярослава до смерти Святополка 60 лет.»

«От Адама же и до потопа прошло 2242 года, а от потопа до разделения народов 529 лет.»

«И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа, и рассеял по всей земле. По смешении же народов Бог ветром великим разрушил столп;

По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама – южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета – так называемые норики, которые и есть славяне.»

Важность русских летописей для истории России

Людям свойственно ошибаться, и порой собственное невежество мы приписываем и другим.

Как автор “Истории государства Российского” Карамзин, так и многие другие исследователи нашей истории не придавали значения тому, что написано в “Повести временных лет”. Они считали летописца Нестора тёмным и невежественным монахом, написавшим, по их мнению, много лишнего и непонятного.

Карамзин нет, а вот его последователи посчитали, что Нестор и с датами понапутал, да и вообще написал много того, чего нет в иностранных источниках.

Тут совет лишь один, внимательно читаем Карамзина, у которого в главе “Об источниках российской истории до XVII века” указаны 14 источников. На первом месте стоит “Повесть временных лет”, затем “Степенная книга” Иоанна Грозного, на третьем месте Византийские летописи.

А вот иностранные источники, на которые любят ссылаться многие исследователи, лишь на 13-м или предпоследнем месте.

Итак, обратимся к монаху Нестору и его величайшему труду.

Точный временной ориентир

Русский Летописец точен в своих расчётах и в этом мы убедимся.

Нестор в своей “Повести” никогда не использовал фразу “от Сотворения Мира”. Почему? Потому что дат Сотворения Мира множество. В одной православной традиции только три:

1 марта 5508 года до нашей эры;

1 сентября 5509 года до нашей эры;

А вот Иисус Христос вообще родился в 5500 году от Сотворения Мира.

Кто-то подумает, что там эти 6 месяцев или 8 лет, когда счёт идет на тысячелетия, тут можно и столетием пренебречь.

К счастью, Нестор не относился к такой категории людей, он скрупулёзно всё посчитал, со всей имеющейся точностью.

Первый временной ориентир, он же главный:

Рождение Иисуса Христа – на сегодня это 7 января первого года новой эры. Выглядит это так: 07.01.0001 г. Расхождение в 14 дней с католиками тут не существенно. Кому нравится можно записать: 25.12.0001 года до нашей эры. Просто январём считать удобнее.

Второй временной ориентир:

Создание Адама – как указано в Библии, Адам был создан на 6-й день от Сотворения Мира, то есть 6 марта 5508 года до нашей эры.

О том, что это именно 5508 год до нашей эры, а не 5509 и не 5500, Нестор дал понять ещё в начале абзаца: В год 6360, индикта 15. 

Индикт года узнать не сложно. Нужно к году в новой или нашей эре прибавить 3 и разделить на 15. Остаток даёт индикт года. Если остаток 0, то индикт равен 15. Проверяем все три даты от Сотворения Мира:

1. 6360 – 5500 = (860 + 3) : 15 = 57,53 | 863 – 57 х 15 = 8. Индикт будет 8

2. 6360 – 5508 = (852 + 3) : 15 = 57 | 855 – 57 х 15 = 0. Индикт будет 15

3. 6360 – 5509 = (851 + 3) : 15 = 56,93 | 854 – 56 х 15 = 14. Индикт будет 14

Тем самым Нестор подтвердил, что к Адаму относится именно 5508 год до н. э.

Считаем временные интервалы

Итак, мы имеем два опорных временных ориентира: рождение Иисуса Христа и отстоящий от него на 5508 лет Адам.

Первый временной интервал, протяженностью 2242 года, сигнализирует нам о начале стихийного бедствия, связанного с водой, под названием Потоп.

Считаем дальше: 1000 + 82 + 430 + 600 + 1 + 448 + 318 + 333 = 3212 лет.

Если мы сложим 2242 и 3212, то выходит 5454 года. Кстати, числа очень удобные для запоминания.

Тут мы видим, что не хватает для полного счета 5508 – 5454 = 54 года.

Нестор тут не мог ошибиться, значит есть какое-то важное событие, которое летописец не упомянул в своей летописи. Давайте его найдём.

Находим недостающий временной интервал

Чтобы найти недостающий временной интервал в 54 года, необходимо рассмотреть пример, с похожими периодами из истории нашей страны.

Итак, история княжеско-царского правления в России начинается с 862 года, когда призвали Рюрика и заканчивается в 1917 году, отречением Николая Второго. Всего этот временной отрезок занимает 1055 лет. Тоже кстати, легко запомнить.

Этот временной интервал включает в себя два больших периода: Династию Рюриковичей – 736 лет и Династию Романовых – 304 года.

Если мы сложим 736 лет и 304 года, то получим 1040 лет. Тоже удобное для запоминания число.

В нашем расчёте не получается 1055 лет, не хватает временного интервала в 15 лет. Но мы то знаем, что это за 15 лихих лет, название им Смута, очень тяжелое время для государства Российского.

А теперь посмотрим, как звучал бы в летописи наш пример: “От Рюрика и до смуты 736 лет, а от смуты и до Михаила 304 года.”  Имеется ввиду Михаил Александрович Романов, в пользу которого подписал своё отречение Николай Второй, но тот не принял такого подарка от брата.

Всем известно, что Смута была великим бедствием для России.

Таким же бедствием по силе разрушающего воздействия можно назвать и Потоп. Получается что в летописи под названием потоп зашифровано какое-то бедствие для народа и земли, на которой тот обитал. И длилось то бедствие ни много ни мало, а целых 54 года.

Это бедствие началось в лето 2242 от Адама (3266 год до н. э.) и закончилось в (2242 + 54 = 2296) лето 2296 от Адама (3212 году до н. э.) Примерно также как и Смута, которая началась в лето 7107 от Адама (1598 год от Р. Х.) и закончилась в лето 7122 от Адама (1613 год от Р. Х.).

Находим важное историческое событие

Теперь нужно извлечь пользу из наших расчётов.

Берём фразу из летописи и раскладываем её “по винтикам”: “От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский”.

Что означает фраза: народ славянский? Ведь если бы речь шла просто о людях, то их бы так и назвали – славяне. А вот слово народ – это уже население государства, ни много ни мало.

Пример: русский народ – население Русского государства, советский народ – население Советского государства, а вот к какому государству относился народ славянский? Всё просто – это население Славянского государства.

У Нестора все разложено по годам. Если на создание определённого этноса, к примеру славян, ушли многие годы и определить время их появления достаточно проблематично. Другое дело государство. Оно создаётся одним днём, как СССР, где жил советский народ, был образован 30 декабря 1922 года.

А давайте узнаем год образования Славянского государства, о котором упомянуто в “Повести временных лет”.

Для этого нам понадобятся две фразы из русской летописи:

“И смешал Бог народы, и разделил на 70 и 2 народа” Это те самые 70 и 2 народа, от которых произошел народ славянский.»

А что у нас с разделением народов?

“От Адама же и до потопа прошло 2242 года, а от потопа до разделения народов 529 лет”.

Мы уже понимаем, чтобы получить время разделения народов, нужно брать время окончания этого самого потопа, то есть в лето 2296-е (3212 год до н. э.) И к нему прибавляем 529 лет, все просто:

2296 + 529 = 2825.

В результате несложного вычитания получаем лето 2825 от Адама (2683 год до н. э.).

5508 — 2825 = 2683.

Вывод

Временной способ позволяет объединять соседние «временные отрезки» в более крупные «временные интервалы». Которые, в свою очередь, складываются во «временную эпоху». Эпох, в жизни одного народа, может быть несколько. И каждая такая эпоха будет начинаться с нового летоисчисления, например, с Сотворения Мира или Рождества Христова. Заканчиваются эпохи, как правило, Концом света или какой-нибудь катастрофой в жизни народа.

С помощью временного способа, применяемого в “Повести временных лет” мы смогли рассчитать время образования одного из славянских государств, существовавших на территории нашей страны – лето 2825 от Адама или 2683 год до нашей эры. А это 27-й век до н. э.

Если считать от 2020 года, то 4703 года назад (2683 + 2020 = 4703). Как-то так.

Возможно заинтересует

Русские повести. Выпуск 1.
Валерий Салфетников. Русские повести. Выпуск 1
Сказание о Русской земле. Варяги
Валерий Салфетников. Варяги
Сказание о Русской земле. Революции, цари и палачи
Валерий Салфетников. Революции, цари и палачи
Сказание о Русской Земле. Город Святого Петра.
Валерий Салфетников. Город Святого Петра
Сказание о Русской Земле. Русские и европейцы.
Валерий Салфетников. Русские и европейцы
Каковы особенности России. Том 1. Иллюстрации
Валерий Салфетников. Каковы особенности России. Том 1.

Оставьте комментарий

ru_RUРусский