Старый Новый год и другие «Новые года»

Старый Новый год
Опубликована: 14 января 2025 года

Существующие традиции

Празднование Нового года в России носит ритуальный характер и связан с соблюдением множества традиций. Самым главным и знаменательным праздником России в настоящее время является День Победы — 9 мая. На втором месте стоит Новый год, который отмечается каждой семьёй и расходы на подготовку к этому празднику самые значимые во всём календарном году.

Принято считать, что традиция пышного и торжественного отмечания Нового года — 1 января началась во времена Советского Союза, с целью замены религиозного праздника Рождества Христова, отмечаемого 7 января, на общегражданский — Новый год.

Традицию отмечать Новый год 1 января ввёл русский царь Пётр Первый, своим указом от 20 декабря 1699 года. Пётр также ввёл новое летосчисление от Рождества Христова, отменив прежнее «от Сотворения Мира». Таким образом, спустя пару недель после петровского Указа, наступил 1700 год, сменивший Лето 7208-е.

Что интересно, сторонник всего европейского, а также глубоко религиозный русский царь Пётр не стал придерживаться принятого почти во всей Европе Григорианского календаря, а ввёл в Русском царстве языческий Юлианский стиль, отстававший на тот момент от европейского времени на 10 суток.

Спустя 218 лет со времени введения в России Юлианского календаря, Советская власть своим «Декретом о введении в Российской республике западно-европейского календаря» от 26 января 1918 года, ввела в действие христианский Григорианский календарь. К тому времени, разница между двумя календарями составляла уже 13 суток.

Ни Юлианский, ни Григорианский календари, хоть и считаются солнечными по названию, такими являются с большой натяжкой и имеют определённую погрешность относительно звёздного года. Всему виной прецессия земной оси, которая сдвигает солнечные точки равноденствий и солнцестояний на один день назад каждые 72 года.

Юлианский календарь был создан по указанию римского диктатора Гая Юлия Цезаря в 46 году до нашей эры, когда о Христианстве не было и речи. За основу был взят существовавший тогда Египетский календарь продолжительностью 365 дней со вставным, 366-м днём каждые четыре года. Юлию Цезарю помогали создавать его календарь египетские учёные из Александрийской обсерватории. Погрешность Юлианского календаря была таковой, что солнечные точки равноденствий и солнцестояний начали опаздывать на 3 суток каждые 400 лет.

К 16-му веку отставание Юлианского календаря достигло 10 суток. Возникло разногласие по времени наступления дня весеннего равноденствия, от которого отсчитывали первое новолуние для определения даты Воскресения Христова. Папа Римский Григорий XIII решил этот вопрос кардинально. Он вычел из Юлианского календаря три високосных года в каждом четырёхсотлетии, чтобы зафиксировать точку весеннего равноденствия на одной дате — 21 марта.

Введение Григорианского календаря было продиктовано исключительно религиозными, христианскими соображениями. Но это нововведение было воспринято в штыки всем Христианским миром. Папе Римскому пришлось угрожать анафемой (отлучением от церкви), после чего страны католического вероисповедания подчинились требованию Папы. Восточная православная церковь осталась верной Юлианскому календарю, опять же, по причине назначения даты Воскресения Христова.

Помимо Нового года 1 января, в нашей стране были и другие даты «начала года», которые нашли своё отражение в существующих традициях. Достаточно вспомнить Византийскую (греческую) традицию, пришедшую на Русскую землю вместе с Христианством.

Слово «год», по-гречески, звучит как «етос». Отсюда и название «лето» и «летосчисление». Новое Лето на Руси стали отмечать 1 марта, вместе с началом весны. Затем, из-за особо впечатлительных натур, ожидающих «конец света», Новое Лето стали отмечать 1 сентября, тогда же появился праздник — Новолетие. В Новолетие начинается годовой цикл богослужений Русской православной церкви. Когда Пётр Первый вводил празднование Нового года 1 января, Новолетие 1 сентября никто не трогал, оно по сей день отмечается Русской православной церковью как Начало Нового Лета (Новолетие).

Помимо старинных народных традиций отмечать начало нового года, в нашей стране существуют и современные традиции, связанные с празднованием Нового года по Восточному (Китайскому) календарю.

Кроме того, Россия является не только многонациональной, но и многоконфессиональной страной. Помимо православных, мусульманских, буддистских, иудейских традиций встречи Нового года, у некоторых народов нашей страны сохранились и «народные» или «языческие» традиции этого праздника.

"Новые года" государственного значения

Новый год - 1 января

1 января в нашей стране отмечается общегосударственный праздник — Новый год, объединяющий все народы нашей страны. Этот праздник отмечается как и заведено во всех существующих и прошлых календарях: первого числа первого месяца наступающего года. С 1918 года в нашей стране действует Григорианский календарь, потому Новый год отмечается 1 января по этому календарю. Более подробно об этом празднике рассказано в повести «Новый год».

Что интересно, Китайский новый год имеет переменную дату, связанную с фазами луны, и отмечается в период с 21 января по 20 февраля Григорианского календаря. В Китае это второе новолуние после точки зимнего солнцестояния, которое становится первым днём первого месяца китайского Нового года. В Китае Новый год принято отмечать от новолуния до полнолуния или две недели, до Праздника фонарей.

Китайский новый год считается главным национальным праздником народа хань (по-русски «китайцы»), самым многочисленным в Китае (1,2 млрд человек или 91 %), а также объединительным для других народов Китая.

По аналогии с Китаем, бережно хранящим свои старинные традиции, российский Новый год (1 января), отмечаемый с широким размахом аж до 14 января (Старого Нового года), также можно назвать главным национальным праздником русского народа, составляющего 80 % от численности всех россиян. Подробнее об этом празднике в статье «День русского народа» повести «День Ильи Муромца».

Новый учебный год в Вооружённых Силах - 1 декабря

Изначально, на территории нашей страны первой точкой отсчёта Нового года был день зимнего солнцестояния (22-23 декабря). С введением солнечно-лунного календаря Коляды (около 13 тыс. лет назад) из-за погрешностей этого календаря, первый день первого месяца Нового года (1 коледара) сместился назад на 23 дня. Оттого все солнечные точки года (равноденствия и солнцестояния) сместились к концу соответствующего месяца примерно на такое же число.

Из-за этого начало астрономической зимы, совпадающее с днём зимнего солнцестояния (22 декабря) разошлось с началом календарной зимы, отмечаемой 1 декабря. Начало зимы было и началом Нового года, который наступал 1 коледара. Точно также и начало новых суток у наших предков совпадало с заходом солнца. А когда начало Нового года перекочевало ближе к середине зимы (1 января), то и сутки стали начинаться в полночь, а не с заката, как было раньше. В природе всё взаимосвязано.

С введением Юлианского календаря в Русском царстве, в конце 17-го века, месяцы года стали называться на римский манер. Отсюда месяц коледар стал именоваться «декабрём», что означало «10-й месяц года», который в Риме начинался 1 марта. Память о названии первого месяца Нового года сохранилась только в Сербском народном календаре, в котором первый месяц зимы именуется «коледар».

Русская летопись не сохранила ни одного названия месяца года, за исключением одного. Это дополнительный 13-й месяц, который периодически вставлялся в конце лунного года, чтобы выровнять его с солнечным. 13-й месяц называется «грудень». В Сербском народном календаре так называется месяц (груден), предшествующий началу зимы или коледара. Это месяц «ноябрь». Что ещё раз подтверждает тот факт, что Новый год у наших предков начинался 1 декабря (коледара).

Грамоте на Руси начинали учить с детства, в то время, когда заканчивались основные полевые и хозяйственные работы, то есть с приходом зимы. Днём начала учёбы стал Наумов день, отмечаемый 1 декабря «по старому стилю». В разных местах нашей необъятной страны учили по своему.

Если в Новгороде грамоте обучали всех без исключения, то в Южной Руси и в самом Киеве население было неграмотным. Князь Владимир, который с малых лет начинал княжить в Новгороде, хотел ввести такую же практику и в Киеве. Но киевлянки взмолились за своих чад неразумных и упросили князя избавить их от учения.

Ласковый князь Владимир (как величают его в русских былинах) пошёл навстречу просьбам горожан и повелел обучать грамоте только детей бояр (военных, дружинников) и священников. С тех пор многое поменялось в обучении грамоте населения Русской земли. Но, с созданием Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) в 1918 году, основу которой составили рабочий класс и многочисленное трудовое крестьянство, начало обучения военных установили 1 декабря (коледара), как и в старину начинали учить крестьянских ребятишек. День Наума к тому времени «переехал» на 14 декабря.

Традиция начала Нового учебного года, принятая в Красной Армии, перешла на Советскую Армию, а затем и на Российские Вооружённые Силы. Тем самым сохранилась память о самом первом Новом годе, отмечаемым нашими предками. 

Новый учебный год - 1 сентября

После Коляды, использовавшего для своего календаря точку зимнего солнцестояния и лунно-солнечные циклы, настали другие времена, потребовавшие нового календаря и другой точки отсчёта. Наступило время Велеса. Был принят новый солнечный календарь, более точный, чем календарь Коляды, и за точку отсчёта взят день весеннего равноденствия.

В отличие от зимнего солнцестояния, день весеннего равноденствия стало намного проще вычислять, что и определило его высокую популярность на многие тысячелетия. В этот день Солнце встаёт строго на Востоке, а садится на Западе, то есть на одной линии с точкой наблюдения. Поэтому, обсерваторию для наблюдения за Солнцем можно было устраивать в любом месте.

Ко времени наступления эпохи Велеса, солнечные точки сместились ещё на несколько дней назад (с 23 до 26 дней). И если мы отложим от дня весеннего равноденствия (21 марта) 26 дней назад, то получим дату — 24 февраля или Великий Велесов день. Эта дата на долгое время стала началом Нового года.

С принятием Христианства на Руси (в 988 году), стал входить в оборот и Византийский календарь, который окончательно утвердился на Руси в 11-м веке. Что интересно, в самой Византии Новое Лето (год) начиналось 1 сентября уже с 462 года. Но на Руси эту дату не приняли. Потому, за начало Нового Лета была принята дата Сотворения Мира или 1 марта, как наиболее близкая к Велесову дню.

Почти полтысячелетия продержалось на Русской земле летосчисление от 1 марта 5508 года до нашей эры. Но, с приближением даты «конца света», выпадавшего на 7000-е Лето от Сотворения Мира, Великий князь Московский Иван Третий решил «конец света» перескочить и ввёл новое летосчисление от Сотворения Мира, начинавшегося 1 сентября 5509 года до нашей эры. Таким образом, наступавшее в этом же году Рождество Христово (25 декабря) пришлось не на 7000-е, а уже на 7001-е лето от Сотворения Мира.

Священникам пришлось переделывать весь церковный год на новую дату Новолетия, переместившееся с 1 марта на 1 сентября. Но этим пришлось так и так заниматься, потому что даже Пасхалии не были рассчитаны на 7001-е Лето и далее, все ждали «конца света».

Запланированный на исход 15-го века «конец света» благополучно «пережит», Русская земля в то время уже восстанавливалась после многовекового Монголо-татарского ига, и русскому народу, в большинстве своём крестьянскому, потребовалась грамотность и образованность. Во время ордынского ига многое было утрачено из знаний и технологий, надо было восполнять.

Главным хранителем знаний на истерзанной захватчиками и междоусобицами Русской земле стали монастыри и многочисленные приходы Русской православной церкви. На их основе, в 17-м веке стали образовываться церковно-приходские школы, где крестьянские дети в течение одного-двух лет изучали письмо, арифметику, чтение, а также историю. Но главным предметом стал Закон Божий. Потому занятия в этих сельских и городских приходских школах стали привязываться к началу церковного Новолетия, или к 1 сентября.

С приходом Советской власти началась непримиримая борьба с религиозностью русского народа, когда были отменены религиозные праздники. Канули в лету отмечание Рождества Христова и церковного Новолетия, которые сместились из-за нового календаря на 7 января и 14 сентября соответственно.

Пустота не может долго быть не занятой ничем. 1935 год в СССР стал ключевым в этом вопросе. В этом году было возрождено празднование Нового года с ёлкой, а также вышло Постановление Совета народных комиссаров СССР о начале учебного года 1 сентября.

С тех пор, по традиции, заведённой ещё в церковно-приходских школах, Новый учебный год в СССР, а затем и в современной России, начинается 1 сентября не только в школах, но и в средних профессиональных, а также высших учебных заведениях. Для тех, кто впервые идёт в школу, в этот день устраивают настоящий праздник, сравнимый с Новым годом. Для всех остальных школьников этот день такой же торжественный, как и для первоклашек. С 1984 года 1 сентября отмечается ещё и как «День знаний».

Что интересно, в Вооружённых Силах Новый учебный год начинается 1 декабря, состоит из двух временных отрезков: зимнего и летнего периодов обучения. Но военные учебные заведения, как училища, так и академии, начинают своё обучение вместе со всей страной — 1 сентября. 

Народные "Новые года" в России

Старый Новый год - 14 января

Новый год 1 января, как праздник, появился веяниями русского царя Петра Первого, который отделил от церковного Нового Лета (1 сентября) гражданский Новый год, введя дополнительный праздник 1 января. Таким образом, в календаре Русского царства произошли существенные изменения. Лето 7208-е от С. М., начавшееся 1 сентября, через четыре месяца (1 января) сменил Новый 1700 год от Р. Х.

К тому времени, в Европе, куда так стремился царь Пётр, уже более века действовал Григорианский календарь, заменивший устаревший Юлианский календарь. Что интересно, русский царь не стал пользоваться европейским календарным новшеством, а принял языческий Юлианский календарь, принятый ещё в 46 году до нашей эры. К тому времени Юлианский календарь отставал от общеевропейского Григорианского уже на 10 суток.

Какова была необходимость вводить 10-дневную календарную разницу с Европой, если Пётр Первый туда стремился? Скорее всего, дело было не в Европе.

В 1700 году Пётр Первый объявил войну Швеции и вступил в Северную войну. Результатом победы в Северной войне стал выход к Балтийскому морю, построение новой столицы на его берегу (г. Санкт-Петербург), создание военного Балтийского флота и преобразование Русского царства в Российскую империю. Но, перед этим, царь Пётр решил другую важную задачу: укрепление позиций на южных рубежах. Русские вышли к Азовскому морю и закрепились на нём.

Это было первым шагом в стремлении идти дальше, на юг, в Египет, который в далёком прошлом был русской вотчиной, и запись об этом имеется в русской летописи. В те времена Азовское море было русским и называлось Сурожским, из которого, через Босфор Киммерийский, выходили в море Русское, которое сейчас называется Чёрным. Из Русского моря, через Босфор, шли морем дальше, в Сирию и Египет.

Египет был конечной целью, куда хотел расширить владения Российской империи Пётр Великий. Для этого и был принят Юлианский календарь, разработанный в египетской Александрии в 1-м веке до нашей эры. Дела Петра Великого, закрепившегося на берегах Азовского моря, продолжили другие российские императоры, освободившие Крым и создавшие Черноморский флот. Последовательно освобождая Балканы от турецкого владычества, Россия отвоёвывала инициативу на море, не только Чёрном, но и в Средиземном, громя там Турецкий флот.

Последний российский император, объявляя войну Германской, Автро-Венгерской и Османской империям, в 1914 году, ставил своей задачей освободить Балканы и Кавказ от турок и взять под свой контроль турецкий Стамбул вместе с проливами, вернув городу историческое название Константинополь или Царьград, согласно русским летописям. Но, трагические события марта 1917 года не позволили этим планам реализоваться.

Отрёкшийся от престола российский император Николай Второй погубил Российскую империю. Пришедшие к власти в октябре 1917 года революционные массы, возглавляемые большевиками и эсерами, вывели Россию из войны, потеряв всё, что было достигнуто за четыре года войны.

Советская власть своим Декретом, в январе 1918 года отменила Юлианский календарь на территории Российской Республики (РСФСР ещё не было) и ввела в действие западно-европейский Григорианский календарь. Согласно этого Декрета в России 1 февраля 1918 года наступило сразу 14 февраля. 1 января 1919 года наступил Новый год уже по новому стилю, но его никто уже не отмечал.

По какой причине Советская власть приняла «буржуйский», да ещё и «христианский» западно-европейский календарь, понять не сложно. Вождь мирового пролетариата и глава советского правительства Владимир Ильич Ленин собирался устроить мировую революцию в Европе, потому проблемы и трудности Советской России его особо не волновали. Главным было разжечь «мировой пожар» революции, потому и ввели Григорианский календарь, чтобы стать ближе к европейским пролетариям.

Аналогичным образом поступило руководство Советской Армии, планировавшего, в случае войны с НАТО, дойти до Атлантического океана. Советская автомобильная техника того времени работала на низкооктановом бензине А-76, который в Европе уже не выпускался. Чтобы не подвергать военный автомобильный транспорт преждевременному износу двигателя, в случае войны в Европе, был разработан автомобиль Урал-375Д, двигатель которого работал на высокооктановом бензине АИ-93. Таким образом, советский транспорт планировалось заправлять европейским бензином, что значительно упрощало транспортную логистику возможной войны.

С введением Григорианского календаря в 1918 году не согласилась Русская православная церковь, которая подверглась гонениям. Православная церковь в Советской России продолжила использовать Юлианский календарь, ставший «старым стилем». Несмотря на то, что церковный год — Новолетие начинался 1 сентября, русский православный народ продолжил отмечать петровский Новый год по старому стилю. С введением нового календаря датой этого праздника стало 14 января.

Советская власть отменила все существовавшие ранее праздники, включая и Новый год. Поэтому, праздник из государственного превратился в народный. Таким образом, Советское государство начало отсчёт года по новому с 1 января 1919 года, а праздник Нового года сохранился только в народе и стал отмечаться 14 января.

В 1935 году возникла необходимость устраивать Новогоднюю ёлку для детей. Исходя из этого, 1 января 1936 года появился новый советский праздник «Новый год». Отмечавшийся в народе «Новый год» по старому стилю 14 января, получил обновлённое название «Старый Новый год». С тех пор в нашей стране отмечаются два новогодних праздника: собственно «Новый год», как начало года 1 января; и народный «Старый Новый год», встречаемый в ночь с 13 на 14 января.

Восточный Новый год

Стало уже доброй традицией называть наступающий Новый год на восточный манер, как это делают в Китае и других странах. Но, в отличие от Китая, использующего лунный календарь с плавающей датой начала Нового года, в нашей стране Новый год имеет фиксированную дату — 1 января. Восточный лунно-солнечный год всегда начинается с Новолуния, поэтому 2025-й, названный годом Зелёной Деревянной Змеи, начнётся только 29 января.

В Китае, интергированном в общемировую экономику, Новый год отмечают два раза:

общепринятый Новый год — 1 января по Григорианскому календарю;

национальный Новый год — с 29 января по 12 февраля 2025 года, как начало года Змеи.

Китайский календарь считается лунно-солнечным, почему? Потому что, за точку отсчёта в этом календаре принят день зимнего солнцестояния. После наступления самого короткого дня в году ведётся поиск подходящего новолуния, которое и станет началом китайского Нового лунного года.

В 2024 году точкой зимнего солнцестояния стало 23 часа 3 минуты 21 декабря по Пекинскому времени (UTC +8:00). Первое новолуние после зимнего солнцестояния наступило в 9 часов 28 минут 31 декабря. Второе новолуние наступает в 23 часа 37 минут 29 января.

Как мы видим, первое новолуние после зимнего солнцестояния наступило ещё в 2024 году и для празднования Нового 2025 года не подходит. Потому, в Китае приняли мудрое решение и отмечают свой национальный двухнедельный праздник — Новый год со второго новолуния, которое гарантировано наступает уже в следующем году после декабрьского солнцестояния.

Точно такая же ситуация возникает у христиан с определением даты Воскресения Христова. За точку отсчёта принят день весеннего равноденствия — 21 марта. Затем определяется день первого полнолуния — 13 апреля 2025 года. И затем принимается первое воскресение после этого полнолуния. Так как 13 апреля выпадает на воскресный день, то Пасху празднуют в следующее воскресенье — 20 апреля.

2025 год уникален тем, что католики и православные христиане празднуют Пасху в один и тот же день — 20 апреля. Но так бывает не всегда. Потому что, Католические церкви используют Григорианский календарь, а большинство Православных церквей — Юлианский. Использование Григорианского календаря периодически приводит к казусу, при котором Воскресение Христово наступает раньше еврейского Песака, накануне которого был распят Иисус Христос. Русская православная церковь использует Юлианский календарь, в котором все даты наступают на 13 дней позже и нарушения евангельской последовательности событий не происходит никогда.

Так и китайцы, использующие для своего календаря второе новолуние, спокойно отмечают наступающий Новый год по Григорианскому календарю, а затем и свой национальный Новый год, который всегда наступает позже, благодаря мудрому решению.

В нашей стране 1 января наступает национальный Новый год, который можно считать Днём русского народа, вместе с ним наступает и соответствующий год по Восточному календарю (год Змеи — 2025), а спустя две недели новогодних праздников — Старый Новый год 14 января (1 января по Юлианскому календарю). 

Адыгский Новый год - 21 марта

В нашей стране, помимо русского народа, традиционно отмечающего свой Новый год 1 и 14 января, проживает ещё большое множество других народов, имеющих свои национальные «Новые года», отличающиеся от общепринятых религиозных. Все народы перечислить вряд ли удастся, потому как их более 190. А вот те народы, которые имеют национальную автономию, в виде руспублики, округа или области, охватить удастся. И первый национальный регион по алфавитному списку — Республика Адыгея.

Адыгский Новый год наступает в день весеннего равноденствия. В эту ночь созвездие Вагоба выходит из земли. А раз так, отныне в землю бу­дут проникать солнечные лучи, они разбудят и вытянут, позовут из земли траву, растения, злаки.

Новый год у адыгов празднуется 21 марта, когда природа сбрасы­вает с себя оковы зимнего сна и наполняет сердца обещанием счастья, удачи и благополучия.

В этот день адыги ежегодно ждут появления героя эпоса адыгов «Нарты», бесстрашного и самоотверженного САУСЭРЫКЪО (прообраза греческого Прометея). Много подвигов совершил могучий нарт: вернул похищенные великаном-злодеем семена проса, которые некогда даровал народу Бог плодородия Тхагаледж, отнял у богов бесценный дар, эликсир бессмертия САНЭ (оттуда и пошло название «нарзан»), любимой мине­ральной воды Кавказа, а главное — добыл у великанов огонь и спас свой народ от гибели.

Погиб герой, но каждую весну, когда природа просыпается, звенят ручьи, набирает силы природа, из-под кургана, где он похоронен, доно­сится стон и голос Саусэрыкъо: «Ах, если бы я мог вернуться на землю хотя бы на три дня, я бы уничтожил все зло на земле и мой народ был бы счастлив и свободен!».

Ожидая возвращения любимого героя и заступника, в каждом черкес­ском (адыгском) доме выбеливали очаг, разводили новый огонь, который приносила в дом самая красивая девушка селения, накрывали в госте­вой комнате стол для желанного гостя, а в конюшне раскладывали овес и сено для верного коня героя, Тхожия.

Первый день Нового года, который адыги празднуют 21 марта, счи­тается днём отделения «тепла от холода», приходом долгожданного тепла, по которому люди соскучились, которого ждут с нетерпением, тепла, предвестника щедрых даров милостивой матери-природы.

Издревле адыги считали, что чистая вода, особенно родниковая и дождевая, а также роса имеют целебные свойства и являются формой божественной милости, даром матери-земли или небесных богов. Рано утром, чуть свет, после новогодней ночи мать будила детей и всем семейством шли к речке. Искупаться в чистой речной воде спозаранку считалось доброй приметой и залогом крепкого здоровья и счастья. Малышей также несли к реке взрослые, им мыли лицо и ручки.

Материал дополняется

Возможно заинтересует

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Сказание о Русской земле
Добавить комментарий