Новый год

Новый год в России
Опубликована: 1 января 2025 года

Новый год

Новый год — главный календарный праздник, который отмечает начало годового цикла. Дату Нового года определяет принятый в каждой конкретной культуре календарь. Отмечается многими государствами и их гражданами в соответствии с принятыми традициями.

Начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры. В Древнем Риме этот день был посвящён Янусу — богу выбора, дверей и всех начал. Январь получил своё название в честь бога Януса, которого изображали с двумя лицами: одно смотрело вперёд, а другое — назад.

В культурах народов северных и умеренных широт Северного полушария Новый год чаще отмечается на зимний период. Обычно его дата приходится на зимнее солнцестояние (22 декабря), откуда восходящая к европейской традиции и наиболее распространённая в современном мире дата 1 января, которая приблизительно соответствует солнцестоянию. Народы субтропического пояса отмечают этот праздник в весеннее (21 марта) например, Навруз, или ближе к осеннему равноденствию (23 сентября) например, византийский Новый год, который был перенесён на Русь после Крещения, примерно в 11-м веке и бытовал до 1700 года; реже (например, в Древних Афинах) Новый год приурочивается к летнему солнцестоянию.

Большинство стран отмечает Новый год 1 января, в первый день года по Григорианскому календарю. Новый год с учётом поясного времени начинается в Тихом океане, первой его встречает Республика Кирибати на островах Лайн (часовой пояс UTC+14). Позже всех встречает Новый год население Американского Самоа, островов Мидуэй и Ниуэ (часовой пояс UTC−11). Некоторые страны отмечают Новый год по лунному календарю.

С 1 января Новый год впервые стали отмечать в 153 году до н. э., поскольку с этого дня вступали в должность римские консулы. В 46 году до н. э. римский полководец и верховный жрец Гай Юлий Цезарь ввёл свой новый календарь («Юлианский») и окончательно утвердил начало года с 1 января 45 года до н. э. Именно при Цезаре под влиянием астрологии праздник Нового года приобрёл самостоятельное значение временной отметки начала года, и, таким образом, положил начало гражданскому году. 

Новый год в разных странах

Китайский Новый год, также известный как Праздник весны или Лунный Новый год, отмечается каждый год в новолуние первого лунного месяца, примерно в начале весны (Личунь). Точная дата может приходиться на любой день в период с 21 января по 21 февраля (включительно) по григорианскому календарю. Традиционно годы обозначались одной из двенадцати земных ветвей, представленных животными, и одной из десяти небесных ветвей, соответствующих пяти элементам. Эта комбинация повторяется каждые 60 лет. Это самый важный китайский праздник в году.

Вавилонский Новый год начинался с первым новолунием после весеннего равноденствия. Древние праздники длились одиннадцать дней.

Иранский Новый год, называемый Новруз, — это день, в который наступает равноденствие, обычно 20 или 21 марта, знаменующее начало весны. Зороастрийский Новый год совпадает с иранским Новым годом Новруз и отмечается парсами в Индии, а также зороастрийцами и персами по всему миру. В календаре бахаи Новый год наступает в день весеннего равноденствия 20 или 21 марта и называется Новруз. Иранская традиция также была перенята странами Центральной Азии, в том числе казахами, узбеками и уйгурами, и там известна как Наурыз. Обычно его отмечают 22 марта.

Халдейско-вавилонский Новый год, называемый Ха-б-Нисан или Реша-д-Шита, наступает 1 апреля.

Нейруз, коптский Новый год, является продолжением древнеегипетского Нового года после реформы календаря, проведённой римским императором Августом. Его дата, 1-е число месяца Тот, обычно приходится на 29 августа по юлианскому календарю, за исключением года перед високосным годом по юлианскому календарю, когда он приходится на следующий день. Високосные годы, исключённые из григорианского календаря, означают, что в настоящее время он приходится на 11 или 12 сентября.

Новый год по французскому революционному календарю, действовавшему с 1793 по 1805 год и недолгое время при Парижской коммуне в 1871 году, наступал в день осеннего равноденствия (22, 23 или 24 сентября). 

Новый год в средневековой Европе

В отличие от Русской земли, где в народной памяти сохранились прежние начала Нового года, несмотря на все старания церковнослужителей, в средневековой Европе всё было подвергнуто огню и мечу. Старые дохристианские обычаи европейских народов были истреблены вместе с этими народами во времена Римского порабощения Западной Европы, а затем и Римской католической церковью. Англо-германское нашествие на большую часть Европы, с унистожением целых этносов, довело этот процесс до того, что в самой Европе почти не осталось коренных народов, а значит и их старинных народных верований.

Времена владычества Латинской церкви в Европе, пришедшиеся на пору средневековья, отложили свой отпечаток на празднование Нового года европейскими странами.

В Средние века в Европе в качестве начала юлианского года стали использовать несколько важных праздников из церковного календаря Римско-католической церкви:

В стиле Благовещения или стиле Дня Девы Марии новый год начинался 25 марта, в праздник Благовещения (традиционно называемый Днём Девы Марии). Эта дата использовалась во многих частях Европы в Средние века и позже.

В пасхальном календаре новый год начинался в Страстную субботу (за день до Пасхи), а иногда в Страстную пятницу. Этот календарь использовался по всей Европе, но особенно во Франции, с одиннадцатого по шестнадцатый век. Недостатком этой системы было то, что, поскольку Пасха была переходящим праздником, одна и та же дата могла выпадать дважды в год; эти два случая назывались «до Пасхи» и «после Пасхи».

В рождественском стиле или стиле Рождества новый год начинался 25 декабря. Этот стиль использовался в Германии и Англии до XI века, а в Испании — с XIV по XVI век.

На протяжении веков в разных странах преобладали разные стили, пока не утвердился современный стиль (1 января). Например,

В Англии и Ирландии стиль Благовещения (25 марта) или стиль Рождества (25 декабря) использовался до Нормандского завоевания в 1066 году, когда был принят современный стиль (1 января); но стиль Благовещения снова использовался с 1155 года.

Шотландия перешла с юлианского календаря (25 марта) на григорианский с 1 января 1600 года (по приказу Тайного совета короля от 17 декабря 1599 года).

Несмотря на объединение шотландской и английской королевских корон после восшествия на престол короля Якова VI и в 1603 году и даже объединение самих королевств в 1707 году, Англия продолжала использовать стиль Благовещения, в то время как Шотландия использовала современный стиль.

Окончательное изменение произошло, когда парламент принял Акт о календаре (новом стиле) 1750 года. Этот акт состоял из двух основных частей: он перевёл все части Британской империи на григорианский календарь и одновременно объявил 1 января гражданским новым годом в Англии, Уэльсе, Ирландии и колониях (как это уже было в Шотландии). Он вступил в силу 3 сентября (по старому стилю) или 14 сентября (по новому стилю) 1752 года.

Более необычный случай — Франция, которая отмечала день осеннего равноденствия (обычно 23 сентября) как «Новый год» по французскому республиканскому календарю, который использовался с 1793 по 1805 год. Это был первый день месяца вандемьер.

Новый год в России

На Русской земле в разные времена использовались свои календарные системы, приуроченные, в основном, к солнечному календарю. Даже принятие Христианства в 988 году от Рождества Христова не смогло в полной мере заменить существовавшие ранее календари. Солнечные точки, являвшиеся ключевыми для определения начала года, в зависимости от исторического периода, стали основой для начала Нового года в разных местах Русской земли.

Первым Новым годом, не только в Русской земле, но и на Европейском континенте, стал день зимнего солнцестояния (22 декабря по Григорианскому календарю), который более известен как Коляда, отмечаемый 25 декабря. В разных странах этот день считался «праздником Солнца», который, в последствии, совпал с Рождеством Христовым. Поэтому народный праздник Коляды, символизировавший зарождение молодого Солнца и начало Нового года, перешёл в Рождественский стиль начала Нового года во многих европейских странах.

На Русской земле Рождественский стиль Нового года никогда не использовался, даже несмотря на принятие Христианства. Дело в том, что Русская земля стала использовать другой календарь, отличный от Коляды, потому за точку отсчёта был взят день весеннего равноденствия (21 марта по Григорианскому календарю). Новый календарь был связан с Велесом, самым почитаемым божеством в Русской земле.

Великий Велесов день приходится на 24 февраля, поэтому, с принятием Христианства на Руси за начало Нового года был принят не Рождественский стиль (25 декабря как в Европе) и не сентябрьский стиль (1 сентября как в Византии), а 1 марта, наиболее близкий день к весеннему равноденствию и дню Велеса. Новый год 1 марта стали отмечать на Руси с 11-го века, а до этого, вполне возможно, была разносортица по разным уголкам Руси, от Коляды и Велеса до Ярилы, связанного с днём летнего солнцестояния.

В 1492 году от Рождества Христова на Русской земле произошла кардинальная перемена, связанная с переносом Начала Лета на 1 сентября. Этому событию способствовали ряд событий, повлиявших на жизнь русского народа.

Прежний отсчёт лет вёлся от 1 марта 5508 года (мартовский стиль), или от библейского Сотворения Мира. Согласно учениям богословов, «конец света» должен был наступить через 7 тысяч лет от Сотворения Мира, которому предшествовало бы Второе пришествие Христа, намечаемое на Его день рождения — 25 декабря в 7000-е Лето от Сотворения Мира или 1492 года от Р. Х.

Русская земля к тому времени была измучена многовековым Монголо-татарским игом, от которого освободилась только 12 лет назад (в 1480 году от Р. Х.), и наступающий «конец света» многих приводил в паническое состояние. Византийская империя, использовавшая сентябрьский стиль, была уничтожена османами совсем недавно, в 1453 году (менее 40 лет назад), а наследница византийского императора, Софья Палеолог, была женой Великого князя Московского, Ивана Третьего.

Потому, переход Московского княжества и всей православной Русской земли на Новолетие 1 сентября, знаменовал принятие византийских традиций по наследству. Отсюда и название Москвы — Третий Рим (Рим — Константинополь — Москва). Великий князь Иван Третий Великий, за четыре месяца до «конца света», 1 сентября 1492 года от Р. Х. объявил своему народу, что в этот день наступило Новое Лето 7001-е от Сотворения Мира. А это означало, что Второго пришествия Христа, а значит и «конца света» в ближайшей перспективе не будет.

Новый год 1 января был введён русским царём Петром Первым в 1700 году от Рождества Христова, тогда же было отменено летосчисление от Сотворения Мира. Своим Указом царь Пётр определил недельное празднование с 1 по 6 генваря и украшения домов в эти дни.

Что интересно, Пётр Первый не стал вводить Рождественский стиль празднования Нового года, принятый в большинстве стран Европы, а также Григорианский календарь. А ввёл именно Юлианский календарь, отличавшийся в то время от Григорианского на 10 суток. Дело в том, что Григорианский календарь был установлен для всех католических стран Европы под страхом анафемы, с октября 1582 года. И его особенность заключается в том, чтобы зафиксировать на одной дате (21 марта) точку весеннего равноденствия, от которой рассчитывается дата наступления Христианской Пасхи, без учёта прецессии земной оси.

Юлианский же календарь — языческий, принятый за 45 лет до рождения Иисуса Христа, а значит отражает в себе дохристианские поверья. Принятие Петром Первым празднование Нового года 1 января подводит нас к самой первой точке отсчёта, принятой нашими предками — ко дню зимнего солнцестояния, или Коляде.

Что интересно, 1 сентября никуда не делось, а так и осталось днём Новолетия, как и было раньше. Этот праздник стал чисто церковным и празднуется Русской православной церковью по сей день, как начало Нового Лета, как и было установлено Иваном Третьим ещё в 1492 году от Р. Х. Пётр Первый отделил Новый год от Нового Лета, чтобы вернуться к русским дохристианским традициям, связанным с началом года зимой, во время зимнего солнцестояния.

Празднование Нового года 1 января по Юлианскому календарю отмечалось с 1700 по 1918 годы. Советская власть своим Декретом отменила языческий «юлианский стиль» и ввела европейский Григорианский календарь, который, по иронии судьбы, является христианским. Вместе с этим было отменено празднование Нового года, как буржуазный пережиток.

Спустя какое-то время, в СССР было восстановлено торжественное отмечание Нового года, начиная с 1 января 1936 года. Вместе с этим были возвращены старые традиции этого праздника и добавлены новые. Появились новогодняя ёлка и Дед Мороз со Снегурочкой.

В советское время также появились собственные атрибуты Нового года: мандарины, салат оливье, бой курантов, во время которого нужно обязательно загадать желание, торжественное обращение государственного лидера к гражданам страны.

В Российской империи в новогоднюю ночь проводились балы, в советское время на смену им пришли, как и в ряде других стран, новогодние огоньки и застолья, которые сопровождают традиционные песни. В 1954 году впервые зажглась главная ёлка страны — Кремлёвская.

С конца 1970-х годов в Советском Союзе и других странах Европы появилось модное веяние связывать приход Нового года с одним из животных китайского гороскопа (крыса, бык, свинья и другие), даже несмотря на то, что китайский Новый год наступает позже.

С Новым годом дорогие друзья! Пусть этот год принесет нам только все самое лучшее. Пусть нам сопутствует удача, успех и везенье. Желаем всем крепкого здоровья, настоящего счастья и хорошего настроения. Пусть нас всегда окружают любимые люди. И все, что загадано под бой курантов, обязательно сбудется. 

Возможно заинтересует

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Сказание о Русской земле
Добавить комментарий