День Рода и рожаниц

Род и рожаницы
Опубликована: 21 сентября 2023 года

Введение

21 сентября или 8 сентября по юлианскому стилю на Руси отмечается старинный славянский праздник, посвящённый Роду и рожаницам, символизирующим семейное благополучие. Этот праздник своими корнями уходит в отдалённое прошлое, в котором прославляются единые для русских и славян ценности дома, семьи, урожая и благополучия.

С приходом на Русскую землю Христианства, началась борьба с прежними верованиями русских людей, и прежде всего с почитанием Рода, как верховного бога на Руси. Эта борьба велась долго и жёстко, имея целью вытравить из памяти русских людей любое упоминание о Роде. Результатом этой борьбы стало то, что имя верховного бога славян и руси было предано забвению, а на его место пришёл христианский праздник «Рождество Пресвятой Богородицы».

Возможно, имя Рода так и кануло бы в лету, потому как большинство исследователей славянских верований даже не упоминают Рода, ставя во главу угла Перуна и других славянских богов. Некоторые «знатоки язычества», как бы сжалясь, отводят Роду незначительную роль домового — «подпечника», но многочисленные труды христианских «борцов с язычеством» указывают на Рода, как на своего главного противника. Хорош домовой, если против него ополчилась вся «церковная рать».

Род ещё сравнивают со Светом, и это символично. Потому что, именно в день почитания Рода, 8 сентября 1380 года, состоялась Куликовская битва, в которой была одержана победа над многонациональными войсками крымского темника Мамая. И именно там, и только там, фигурирует имя Пересвет. На Руси принято было «перенимать славу» у неприятеля, тем самым возвращать себе победу, утерянную когда-то. Одних городов Переяславлей насчитывается не менее шести. А вот Пересвет всего один. И это символично, что он появился в день почитания Рода, когда русские полки вернули себе некогда утерянный «Свет».

Кем был Род для русских людей

Если задаться целью и поискать информацию о Роде, то найдётся немного. В основном публикуется описание праздника и сопутствующие ему ритуалы, не говоря об истоках этого празднества. В книге советского учёного-археолога, академика Рыбакова Бориса Александровича (1908 — 2001) «Язычество древних славян» даётся объёмная характеристика Роду и рожаницам, как главному богу русского народа и славян до принятия Христианства.

Б. А. Рыбаков в своих исследованиях опирается на труды богословов, которые вели непримиримую борьбу с дохристианскими верованиями славян. В частности, это написанное русским книжником 12-го века «Слово об идолах», основанное на поучении Григория Богослова, направленное против кровавых жертв и вакханалий античного язычества, при этом насыщенное своими вставками о славянских верованиях.

В «Слове об идолах» автор расписывает историю возникновения верований на Руси от примитивных упырей и берегинь, до принятия Христианства. При этом, славянский бог Род сравнивается со многими богами прошлого, но более всего Род сближен с египетским богом Осирисом.

«Наш автор прослеживает историю того славянского культа, который доставлял наибольшее беспокойство русским церковникам, разоблачению и бичеванию которого писателями XI — XII вв. посвящены специальные поучения, — культа Рода и рожаниц; по отношению к этому культу распределяются остальные, более ранние и более поздние.

Исходной точкой культа божеств, связанных с глаголом «рождать», автор «Слова об идолах» считает культ египетского Озириса: «… проклятого же Осирида рождение. Мати бо его ражающи оказися и того створигаа богом и требы ему силны творяху, оканьнии».  В соответственном месте Григорий Богослов ограничился одной фразой: «Здесь (в христианстве) … не растерзание Озириса, другое бедствие, чтимое египтянами, не несчастные приключения Изиды… не ясли Аписа тельца…» Никаких связей культа умирающего и воскресающего Озириса с верованиями других народов у Григория нет; это уже конструкция русского книжника».

© Б. А. Рыбаков. Язычество древних славян.

В «Слове об идолах» говорится о существовании культа Рода и рожаниц не только у египтян, но и у халдеев (вавилонцев), далее он проник к эллинам-грекам (где это связано с почитанием Артемиды), а затем и к римлянам. Не упускает книжник и славян:

«Даже и до словен доиде. Се же словене начали трапезу ставити Роду и рожаницам переже Перуна бога их. А преже того клали требы упиремь и берегыням.»

Далее автор пишет, что по святом крещении Перуна отринули, которому в тайне поклонялись лишь на окраинах. При этом, в открытую продолжали ставить вторые трапезы Роду и рожаницам на хулу святому крещению.

Ценность «Слова об идолах» заключается в том, что в нём показана периодизация этапов славянских верований:

1. Славяне первоначально «клали требы упырям и берегыням».

2. Под влиянием средиземноморских культов славяне «начали трапезу ставши Роду и рожаницам».

3. Выдвинулся культ Перуна (возглавившего список других богов).

4. По принятии христианства «Перуна отринута», но «отай» молились как комплексу богов, возглавляемому Перуном, так и более древним Роду и рожаницам.

Культ Перуна, по мнению русского книжника 11 — 12 веков, только-только выдвинулся на первое место в системе многообразных языческих представлений и не вытеснил, а лишь оттеснил предшествовавшие культы, которые оказались чрезвычайно живучими и доставляли значительно больше хлопот церковникам, чем быстро исчезнувший культ дружинного Перуна. Те самые княжеско-боярские круги, которые недавно вводили культ Перуна, очень быстро сменили его на Христианство.

Перуну после Крещения Руси молились только «по украинам», а о культе Рода и рожениц наши источники говорят как о повсеместном, устойчивом и неистребимом. Известна календарная дата празднеств и пиров в честь рожениц — 8 (21) сентября, день Рождества Пресвятой Богородицы; известно, что «череву работные попы» ради материальных выгод («откладов») примирились с бесовской трапезой в честь Рода и рожаниц.

Кем же был этот могущественный предшественник Перуна, с какой экономической и социальной эпохой связаны Род и сопровождающие его рожаницы, рассмотрим далее.

По непонятной причине исследователи полностью уравняли Рода с рожаницами, не обращая внимания на то очень важное обстоятельство, что Род всегда, во всех источниках упоминается в единственном числе, а рожаницы — всегда во множественном (или в двойственном).

Для славян-земледельцев было совершенно естественно сочетать в одном понятии судьбу и урожай. Культ рожаниц, как женских божеств, покровительствующих рождению чего-то или кого-то, должен был быть многозначным, в нём могли проявляться и черты культа общей плодовитости (людей, промысловых зверей, домашнего скота), и культ божеств, помогавших роженицам, и аграрно-магические представления земледельцев о богинях урожая.

С термином «рожаницы» могли быть связаны мифы охотничьих народов о двух небесных хозяйках, полуженщинах-полулосихах, рождающих всех земных лосей и оленей на потребу людям и волкам.

Очень важным аргументом в пользу того, что рожаницы связаны не с культом предков, а прежде всего с плодородием (или с благополучием через плодородие), является приурочение их годового праздника к празднику урожая — к следующему дню за Рождеством Богородицы, то есть к 9 (22) сентября. К этому сроку завершался обмолот яровых, самой основной части славянского хозяйства. К дню рожаниц становились ясны итоги всего земледельческого года, страда была закончена, хлеб был уже в закромах, и объем урожая был окончательно известен.

Рожаниц чествовали во время «второй трапезы» (то есть второго пира после Рождества Богородицы) хлебом, кашей, творогом и медом. Мед, вероятно, был хмельной, так как постоянно упоминается «питие» и «наполнение черпал». По этнографическим данным, отдельные семьи варили к этому празднику от 10 до 15 корчаг пива. На второй, языческой, трапезе праздника урожая главными были, однако, не рожаницы, а Род; его имя всегда стоит впереди, а рожаницы как бы сопутствуют ему.

Местопребывание Рода указывается в источниках не в доме или под печью, что было бы естественно для домового, а «на воздусе», на небе. Отсюда, с неба, Род «мечеть на землю груды», совсем как античный Зевс бросает на землю громовые камни-метеориты. С именем Рода связаны молния «родиа», наземные источники — «родники» и подземный огонь пекла — «родьство огненное». Этимологически имя Рода связано с такими понятиями, как «природа», «народ», «урожай», «плодородие» и так далее.

Но самым главным и самым существенным является то, что церковные писатели 11 — 13 веков уравнивали Рода со своим верховным Богом, Богом-Отцом Саваофом, Творцом всего мира. Особенно интересно в этом смысле специальное поучение, условно названное издателем «О вдуновении духа в человека». Русские комментатор 12 — 13 веков всю свою статью посвятил противопоставлению языческого Рода христианскому Саваофу как двух равных по могуществу божеств, с той лишь разницей, что язычники, по его мнению, ошибочно приписывают своему богу зарождение жизни и вдуновение духа в человека:

«То ти не Род, седя на воздусе мечеть на землю груды и в том ражаются дети… всем бо есть Творец Бог, а не Род!» 

Торжественные пиршества в честь Рода стали главным объектом церковных обличений, и церковники стремились разубедить языческих теологов, считавших, что Род, а не христианский Бог создал всё живое на земле.

Переход от охотничьего, присваивающего хозяйственного комплекса к производящему земледельческо-скотоводческому означал крупнейший переворот во всей жизни человечества, в том числе и в сфере религиозной. Длительная эпоха упырей и берегинь сменилась аграрным культом рожаниц и Рода. Земледелие распространялось по послеледниковой Европе весьма неравномерно, продвигаясь из Малой Азии на Балканский полуостров, на Дунай и далее в более северные области. На территории нашей страны земледелие было известно в V — IV тысячелетии до нашей эры.

Род и рожаницы

Род

Самым загадочным и наименее изученным из всех славянских божеств является Род — божество, известное только восточным славянам и не уцелевшее в этнографическом материале. Исследователь Гальковский Н. М. в 1916 году написал в своей работе «Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси»:

«Вопрос о почитании Рода и рожаниц принадлежит к самым темным и запутанным».

При обзоре литературы вопроса поражают две тенденции, в равной мере противоречащие источникам: одни из авторов стремятся представить Рода маленьким семейным божком, близким к домовому, а другие идут ещё дальше и просто умалчивают о Роде.

Сторонники «теории домового» должны были бы задуматься хотя бы над тем, что если рожаницы, как правило, упоминаются во множественном (или двойственном) числе, то Род — неизменно в единственном. Какой же это домовой, если он на всех людей один? Кроме того, в тех же самых источниках, где говорится о Роде, упоминается среди всякой демонской мелочи и сам домовой: «бес хороможитель» или «кутный бог». С другой стороны, этнографии совершенно неизвестно наименование домового Рода.

Единственным историком язычества, не уклонившимся от рассмотрения Рода и рожаниц, был Николай Михайлович Гальковский (1868 — 1933). Гальковский закончил Московскую духовную академию со степенью кандидат богословия, потому писал всегда в рамках официального православия. В своих работах он не затронул сущности культа Рода, не коснулся опасного уподобления Рода библейскому Саваофу и искусственно свёл всё к тому, что рожаницы — это мойры, духи, помогающие при родах и определяющие долю, судьбу человека; рожаницы связаны с узкосемейным культом предков. Примерно так же определяет он и Рода, уравнивая его с рожаницами: «почитание Рода и рожаниц было делом семейным, частным». Рода Гальковский приравнивает к деревенскому домовому, «подпечнику». В. О. Ключевский, говоря о Роде, заключает: «Средоточием культа предков является (со значением охранителя родичей) Род со своими рожаницами, то есть дед с бабушками…»

В то время, как исследователи 12-го века, в работе «Слово об идолах», определяли Рода, как значительного славянского божества, предшественника Перуна. Следовательно, Род был главным божеством у славян, до утверждения дружинного культа Перуна-громовержца. Соотношение примерно такое же, как между культом Урана и Кроноса и вытеснившим их со временем культом Зевса.

Род в той работе сопоставлен с Осирисом — «проклятым богом» египтян; говорится, что культ Осириса был заимствован халдеями:

«… от тех [египтян] извыкоша древле халдеи и начаша требы творити своима богама — Роду и рожаници».

Трудно сказать, какое вавилонское божество было заменено здесь Родом и рожаницей. Быть может, это библейский Ваал (Баал-Хадд), почитавшийся в Халдее-Вавилоне.

В одном из списков «Слова об идолах» есть дополнение, где Род и рожаница уподоблены эллинским «Артемиду и Артемиде». В античной мифологии бога Артемида мы не знаем; единственное мужское божество, близкое Артемиде, — это её брат Аполлон.

Здесь является важным следующее: автор «Слова об идолах» считал культ Рода одной из мировых религий, которая некогда охватывала Египет (Осирис), Вавилон, Грецию («Артемид» — Аполлон?), Рим и славянский мир. Примечательно то, что автор, ища аналогии Роду, обращался не к мелким домашним демонам вроде лар и пенатов, а к божествам наивысшего калибра.

Ещё одним документом, показывающим важность и значимость Рода и рожаниц, является «Слово Исайи пророка, истолкованное святым Иоанном Златоустом о поставляющих вторую трапезу Роду и рожаницам».

На основе библейских пророчеств русский автор создал великолепное по форме новое произведение, использовав гневные тона Исайи и направив все свое сочинение, освященное авторитетом пророка Исайи и Иоанна Златоуста, против единственного раздела древнерусского язычества — против Рода и рожаниц. Уже одно это должно показать важность и значительность культа Рода, противопоставленного, как явствует из всего сочинения, ни много, ни мало — самому христианскому Господу Богу.

В поучении бичуются те, которые отклонились от веры в истинного библейско-христианского Бога и «избрали себе враждебных Ему» — Рода и рожаниц. Здесь противопоставление является и сопоставлением: Род сопоставлен с Саваофом и с Иисусом Христом. Все кары, все «судороги сердец» и горение в адском пламени, предназначенные отступникам от библейского Бога, здесь обещаны поклонникам Рода и рожаниц. И только им.

Не меньший интерес представляет сопоставление русского сочинения с Библией, так как оно выявляет имя библейского двойника Рода, того божества, с которым приходилось соперничать библейскому Богу: это — Гад, или Ваал (Баал-Хадд), ханаанской (сиро-палестинской) мифологии, бог плодородия и жизни части древних евреев и финикийцев. Ваал посылает дождь и росу, орошая нивы и виноградники. Ваала представляли умирающим и воскресающим богом, подобно Осирису или Дионису.

Женской парой Ваала была богиня Анат (она же Рахмаи). Исследователи установили, что в ханаанской мифологии, как и во многих других, действуют два поколения богов. Старший бог Эл (вроде Урана или Крона) выступает, подобно Роду, совместно с двумя женщинами. Две женщины, сотворенные над огнем на морском берегу, становятся женами Эла и рождают ему двух дочерей — Утреннюю Зарю и Вечернюю Зарю. Последующее потомство Эла — божества плодородия. В мифах о плодородии Ваал и Анат, боги младшего поколения, преобладают над старшим богом Элом.

Здесь возникает полная параллель Роду и его двум рожаницам: Ваал, бог плодородия, и две богини, связанные с полем и урожаем, причем богини, как и в охотничьих мифах, — мать и дочь-дева. Иногда выступает другая пара женщин — Анат и Астарта.

Имя Ваала означает «владыка», «хозяин». Интересны эпитеты Ваала: «Могучий Воин», «Владыка Земли», «Ездящий на облаках» и другие. В мифах Ваал погибает в схватке с морским богом Яммом, но затем воскресает вновь, и снова начинаются тучные годы плодородия.

Ваал почитался и в Иудее и в Вавилоне, где знаменитая Вавилонская башня была его храмом.

Третьим важным источником после «Слова об идолах» и «Слова Исайи пророка» является интереснейший комментарий к Евангелию в рукописи XV — начала XVI века, обнаруженной Н. В. Калачовым в Архиве иностранных дел. На основании этого комментария, историк К. Н. Бестужев-Рюмин (1829 — 1897) сделал заключение:

«Род не есть олицетворение рода (gens), а сам создатель.» 

Язычники именно Роду приписывают возникновение новой жизни на земле. Для того чтобы родились дети, языческий бог должен сбрасывать с неба какие-то «груды», содействующие рождению. Из разных значений этого слова исследователи почему-то выбирали одно: груды — кучи, глыбы. Непонятно, как это увязывалось с рождением детей.

Следует обратить внимание на другое значение: «грудие» — капли, «грудие росное» — капли росы, «градные груды» — дробинки града. Наиболее вероятно, что слово «грудие» без дополнительного определения (росное, градное) означало просто дождевые капли. Это больше подходит к контексту — ведь роса образуется из тумана; капли росы не падают с неба, а древний комментатор утверждает, что Род именно с неба («седя на воздусе») мечет свои плодотворные капли. Если принять это толкование, согласующее все части интересующего нас текста, то в нашем распоряжении будет большое количество примеров веры в универсальную оплодотворяющую силу дождя как в отношении земли, так и в отношении женщин. Здесь Род может выглядеть Зевсом, сошедшим к Данае золотым дождем, от которого Даная забеременела.

Получив представление о Роде, как о божестве, которое противопоставлялось Саваофу и сопоставлялось с Осирисом и Ваалом, необходимо рассмотреть разветвленный комплекс древне-русских слов, содержащих корень «род». Это прежде всего группа слов, связанных с понятием родства и рождения:

Род — Народ — Родня

Родичи — Родина — Родить

Природа — Рождать — Урожай

О. Н. Трубачев в своем исследовании о терминах родства пишет, что род, родити означало сначала «успех», «процветание», «урожай», «забота». Трубачев считает старославянское «РОДЪ» «чисто славянским новшеством», новым использованием индоевропейских морфем и отмечает часто встречающуюся метатезу: род — ард — арт. Это дает дополнительные значения: «происхождение», «род» (нем. Art); «высокий», «большой» (ирл. ard, галльское ardu). Обращаясь к иранским языкам, мы видим, что в скифском Ard является культовым термином, обозначением божества. В. И. Абаев считает, что arta — ard — одно из важнейших религиозных понятий иранского мира — «божество», «олицетворение света»; осетинское «ard» — клятва, первоначально «божество, которым клянутся».

Таким образом, слово «род» и метатеза (взаимная перестановка звуков или слогов) «ард» в значении «божества», «рода», «высокого» оказываются распространёнными значительно более широко, чем только в славянском мире, и в какой-то мере объясняют стремление автора «Слова об идолах» показать географический диапазон культа Рода. Возможно, что и имя Артемиды связано с этим корнем.

Обилие славянских слов с корнем «род» в значении красного и огненного (сравнимо латинское ardeo — гореть, ardor — жар, зной) позволяет считать фразу «Родьство огньное» славянским обозначением пекла. Вполне возможно, что с богом Родом может быть связано не только рождение живого (род, народ, родить), но и природа и вода (родище, родник), и дождь (грудие, падающие с воздуха), и даже молния — родия, и огонь пекла.

Род оказывается всеобъемлющим божеством Вселенной со всеми её мирами: верхним, небесным, откуда идет дождь и летят молнии, средним миром природы и рождения и нижним с его «огненным родством». Тогда становятся понятным противопоставление Рода христианскому Богу Вселенной Саваофу. Этот взгляд на Рода закрепляется данными, получаемыми из ранних переводов Библии, где книга Бытие, в которой повествуется о сотворении мира, именуется «Родьство», а Бог-Творец — «рододелатель». 

Род и Свет - два имени одного бога

В ещё одном источнике «Слове о твари и о днии рекомом неделе», относящееся к 12 — 13 векам, речь идёт о почитании дня семидневки — воскресенья, «недели», как дня, посвященному солнцу и дневному свету. Культ этот овеществлялся: «невернии, написавше свет болваном и кланяються ему»; одновременно эти язычники «творца хулять».

В этом поучении рожаницы упоминаются, а Рода уже нет — его заменил Свет, противопоставленный христианскому Богу-Творцу. Праздником этого Света является каждый первый день семидневной недели — воскресенье, «День Солнца» у многих народов. Однако язычники поклоняются не солнцу («вещь бо есть слнце свету»), а «белому свету», Вселенной, «твари, написаней во образ человечь». Это, очевидно, тот самый свет, существовавший, по древним представлениям, независимо от солнца (например, в пасмурный день), о котором говорится в Библии при описании первого дня творения. Этой двойственностью света воспользовался Достоевский в романе «Братья Карамазовы», излагая спор юного Смердякова с лакеем Григорием. («Свет создал Господь Бог в первый день, а солнце, луну и звёзды на четвертый день. Откуда же свет-то сиял в первый день?»)

Вот этот-то свет, не имеющий видимого источника, «неосяжаемый и неисповедимый», как проявление божества, творящего мир, и был предметом поклонения средневековых язычников, а следовательно, и объектом обличений церковников.

С культом верховного небесного божества связан определенный символ — «колесо Юпитера» с шестью спицами. Круг с шестилепестковой розеткой внутри, «громовый знак», был многозначным: он выражал и идею солнца («вещь бо есть солнце свету»), и идею «белого света», всей Вселенной. Солнце в народном искусстве могло обозначаться разными способами (круг, крест, крест в круге, круг с восьмилепестковой или шестилепестковой розеткой), но понятие «белого света», идентичное понятию Рода, выражалось только шестилепестковой розеткой, только колесом с шестью спицами.

В славянской деревянной резьбе верховенство Рода подчеркнуто помещением его символа на высоких местах: на щипце кровли, над стенами, а внутри домов — на потолочной матице-сволоке. Иногда на деревянных «полотенцах», спускающихся от верха кровли, помещалась как на прялках, сложная композиция из нескольких солнц, как бы бегущих по небосводу, а центральное место занимало «колесо Юпитера», символизирующее белый свет. 

Колесо Юпитера в украшении крыши дома

Очень важным представляется взаимоотношение всеобъемлющего Рода со Светом, божеством, которому ставят идолов, посвящают первый день семидневки, отстаивая право культа «недели», дня солнца. Свет столь же всеобъемлющ, как и Род. Это сохранилось в русской лексике вплоть до 20-го века: «обойти весь белый свет» — обойти всю землю; «попал в белый свет, как в копеечку» (о плохом стрелке) — здесь белый свет понимается как необъятное небо.

Близость Рода и Света заставляет нас обратить внимание на важнейшего бога средневековых западных славян — Святовита, почитавшегося в Арконе и у других балтийских славян в качестве могущественнейшего из богов. Идол его был четырехглавым и находился в большом храме. Святовиту были посвящены белый конь и оружие. Святовит был покровителем плодородия, урожая; годичный праздник устраивался после уборки хлебов, а главным обрядовым действием было изготовление огромного, в человеческий роста, пирога.

Определяя важное значение Святовита, Гельмольд (немецкий хронист. священник и миссионер, 1120 — 1177) называет его «богом богов» (Deus deorum). В другом месте, рассказывая о второстепенной славянской демонологии, Гельмольд  снова говорит о том, что у славян есть главный бог, Deus deorum, не называя его по имени. «Между многообразными божествами, которым присвоены леса, поля, печали и радости, они признают единого бога на небесах, повелевающего прочими богами, и верят, что он, всемогущий, заботится только о небесном…»

Для восточных славян таким «единым богом в небесах» был Род; ему же, вероятно, поклонялись под именем Света. Для западных славян божеством «белого света» был Святовит, имя которого состоит из двух частей: первая (СВѦ) обозначала и «святость» и «свѣт», а вторая (ВИТ), недостаточно разъясненная лингвистами, сближается иногда с понятиями «радости», «тучности». 

Рожаницы - две богини, спутницы Рода

Для завершения обзора богов и богинь, представления о которых могли возникнуть еще в праславянское время, необходимо рассмотреть спутниц Рода — рожаниц.

Для понимания рожаниц чрезвычайно важно определить их количество. В большинстве сочинений, дошедших до нас в поздних списках, рожаницы упоминаются во множественном числе и в виде исключения — рожаница — в единственном. Но в том поучении, которое специально посвящено обличению Рода и рожаниц, где нет никаких иных богов, — в «Слове Исайи пророка» в одном из списков встречается довольно последовательно проведенное двойственное число. Следовательно, были две рожаницы.

Две «рожаницы»-лосихи (мать и дочь) известны по сибирским охотничьим мифам, две богини (сосуды с четырьмя женскими грудями) наполняют все трипольское земледельческое искусство, две богини, мать и дочь, видны в греческой мифологии: Деметра и Персефона — южная пара, Лето и Артемида — северная пара, к которой близка славянская пара «рожаниц» — Лада и Леля.

Культ рожаниц отличался от остальных языческих обрядов прежде всего своей явностью, открытостью, торжественными пирами в честь богинь, частично замаскированными празднествами Богородицы. Эти пиршества в известной мере противопоставляются «кладению треб» другим богам, которое производилось христианами тайно. Принесение в жертву животных и птиц могло производиться в своих дворах без особой огласки. Трапезы же Роду и рожаницам устраивались с соблазняющей всенародностью.

Календарное место праздника рожаниц в годовом цикле объясняет его значение, его неистребимость и торжественность рожаничных «собраний» с круговыми чашами. Рождество Богородицы празднуется 8 (21) сентября. Для всех восточнославянских областей — это праздник урожая. Не «первых плодов», не первых колосьев, из которых может быть испечен первый хлеб, а праздник завершения главнейшего цикла земледельческих работ: хлеб сжат, снопы свезены и обмолочены, урожай подсчитан, зерно — в закромах. Именно этот урожайный, аграрный характер праздника и определил состав яств, упоминаемых несколькими источниками: хлеб, каши, творог и мед или «добровонное вино». Вплоть до наших дней православная церковь на праздник Рождества Пресвятой Богородицы производит «благословение хлебов». Языческая сущность праздника урожая вошла в конце концов в церковную практику.

Были ли у рожаниц имена? Прежде всего следует отделить от рожаниц Макошь: эта богиня очень часто упоминается в одних текстах с рожаницами, но никогда не отождествляется с ними; заодно с ней упоминаются только русалки-вилы. Нет никаких данных о том, что у Макоши есть какая-то пара — дочь или мать; Макошь всегда индивидуальна.

Церковная наследница Макоши — Параскева Пятница точно так же единолична и не вписывается ни в одну из христианских родственных пар. Вероятнее всего, что пару рожаниц следует сближать с архаичной и широко распространённой божетсвенной парой: Лето и Артемида или Лада и Леля — в обоих случаях мать и дочь. Предостерегает от такого сближения только то, что ни в одном источнике, говорящем о рожаницах, нет упоминания их имён; авторы пользуются лишь нарицательным — «рожаницы».

По существу же Лада и её дочь, богини весенней возрождающейся природы, богини брака и размножения, вполне соответствуют двум рожаницам.

Сыграла свою роль и общая тенденция к устранению древней дуальности: как в античной мифологии Артемида-Диана стала вполне самостоятельной богиней, культ которой почти не был связан с ее матерью Лето, так и в древнерусской мифологии на первое место выдвинулась Лада. Но наряду с культом этой богини население наиболее отдалённых северных районов (а именно к нему и были по преимуществу обращены обличения культа рожаниц) продолжало ещё верить в двух рожаниц, сохраняя не только их безымянность, но и их теснейшую связь с архаичным охотничьим мифом о двух полуженщинах-полулосихах.

(В подготовке материала использован текст из книги Б. А. Рыбакова «Язычество древних славян»).

Праздничные обряды и традиции

К празднику Рода и рожаниц лето уже окончательно закончилось. Если днём Солнышко ещё может пригреть, приласкать, то ночью уже чувствуется суровое дыхание осени. И первые, кто замечают это – насекомые. Быстро остывая за ночь, они уже не всегда могут прогреться днём, поэтому мух, комаров, пауков и прочих насекомых можно увидеть нечасто. С этим связан и обряд «Похороны мухи».

Для этого отлавливалась муха. Для неё из большой морковки изготавливался гробик (домовина). Муха укладывается в гробик, после чего хоронится за околицей села. Это символизирует зимнюю спячку насекомых.

Ещё один увлекательный обряд – охота на лосих. На роль лосих выбирается девушка и молодая женщина. Они наряжаются соответствующим образом, после чего бегут в лес. Дав небольшую фору, следом бегут молодые парни. Их главная задача – догнать и поймать обеих лосих. Когда задача выполнена, одну из лосих отпускают, а вторую ведут в капище. Здесь её ритуально ругают за то, что парням пришлось долго бегать и тратить силы. После этого отпускают и её. Охотятся именно на «лосих», а не каких-то других животных. Это может послужить доказательством того, что в роли Рожаниц выступают именно Лада и Леля – Лосиха и Лосёнок.

Сам праздник Рода и рожаниц происходит в строго установленном порядке. Утром волхв славит Рода и рожаниц, освещая собранные хлеба. После этого хоронится муха и отлавливаются «лосихи». Следующее увеселение – хоровод. Практически вся деревня участвует в нём. Заводится хоровод вокруг пожилой, уважаемой женщины. Она должна держать в руках каравай хлеба – желательно овсяного. Когда хоровод завершен, этот каравай делится на куски и раздается присутствующим – считается, что с его помощью можно излечить многие хвори.

Заканчивается же праздник дружным застольем. На улице ещё тепло, поэтому столы сдвигаются прямо на главной дороге деревни. На столах обязательно должна быть лосятина (или говядина), яйца, сыр, творог, овсяная каша и ягоды.

© Славянская Лавка

Вывод

Старинный славянский праздник Рода и рожениц напоминает нам о тех временах, когда формировалось единое Славяно-Русское государство под названием Свет. А основателем Света можно смело называть Рода и его верных спутниц — рожаниц. Сравнивая славянского бога Рода с Богом-Творцом Саваофом следует вспомнить периодичность создания всего и вся, расписанную в Библии, в книге Бытие: в первый день творения был создан свет, а вот светила Солнце и Луна только в день четвертый.

Поэтому следует ставить бога Рода старше всех славянских «солнечных» богов.

Русский народ знал и почитал много кого: и Велеса, и Рода, и Сварога, и Перуна, и Христа, и Маркса с Лениным, и опять Христа с Богородицей, и много кого ещё. И у каждого почитаемого, будь то Бог или человек, остались свои сторонники и приверженцы. Будем относиться с уважением ко всем верованиям, ибо мы единый русский народ, умеющий жить в дружбе и добрососедстве со всеми! 

Всех с праздником, дорогие друзья! 

Возможно заинтересует

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Сказание о Русской земле
Добавить комментарий