Рождество Христово на Руси

Главное > Поверья, праздники и памятные дни > Рождество Христово на Руси

Автор:

Опубликована:
7 января 2021 года

Рождество Христово на Руси или точнее в Российской Федерации празднуется ежегодно в одну и ту же дату — 7 января. Многие считают, что Западная церковь, католики и протестанты, празднуют Рождество Христово 25 декабря, а восточные христиане или православные — 7 января, и связано это с разницей между Юлианским и Григорианским календарями. На сегодня эта разница составляет 13 дней или почти две недели.

Однако не все православные христиане празднуют Рождество Христово 7 января, многие Поместные Православные Церкви перешли на новый стиль и празднуют Рождество вместе с западными христианами — 25 декабря. Некоторые люди считают, что в России переходу на новый календарь мешает «упрямство» Русской Православной Церкви или РПЦ. Но дело тут не в упрямстве, а в сути самого праздника. И спасибо РПЦ, что она не идет в угоду общепринятой моде, а стоит твёрдо на своей позиции, не склоняя голову перед Западом.

В общей сложности Православная Константинопольская, а в прошлом Византийская Церковь подразделяется на 15 Поместных Православных Церквей, одной из которых является и Русская Православная Церковь. Так вот, Рождество Христово 7 января празднуют только Русская, Иерусалимская, Грузинская, Православная церковь Чешских земель и Словакии, Сербская и Польская Поместные Православные Церкви, а также монахи святой горы Афон. Остальные православные христиане отметили своё Рождество Христово 25 декабря. Кстати, Армянская Апостольская Церковь празднует Рождество — 6 января.

Почему так много дат празднования Рождества Христова

Дело в том, что в Библии не указана дата рождения Иисуса Христа. Там есть только дата крестной смерти Спасителя — 14-го числа месяца нисана. Воскресение Христово или Пасха имеет плавающую дату и празднуется каждый год в разное время. Основой для определения даты праздника считается некое правило: Пасха празднуется в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое в свою очередь наступает не ранее дня весеннего равноденствия. В этом 2021 году Пасха наступает 2 мая.

Первые христиане праздновали только два события: Воскресение Христово (Пасху) и Богоявление. Богоявление включало в себя воспоминание о рождении Иисуса Христа, Его крещении Иоанном Крестителем и свадьбу в Канне Галилейской, где Иисус превратил воду в вино. Изначально все христиане праздновали Богоявление в одно время — 6 января. Кстати, Армянская церковь сохранила исконную традицию и 6 января празднует Богоявление, включающее в себя Рождество и Крещение Иисуса Христа.

Однако, в 4-м веке Римская церковь решила выделить Рождество Христово в отдельный праздник и совместить его с языческим праздником рождения солнечного божества. Этот праздник широко отмечался римлянами 25 декабря, потому как наступал после зимнего солнцестояния или солнцеворота и день начинал прибавляться. Тем самым Западная церковь хотела набрать популярности среди римских граждан. А вот Крещение Господне осталось 6 января, как и было.

В России были свои народные праздники, отличавшиеся от римских языческих. Хотя по правде сказать, слово «народный» и «языческий» по сути своей означает одно и то же. Потому как в стародавние времена народ назывался — язык. И люди, разговаривавшие на одном языке, считались одним народом или языком. Однако в православной России слово «языческий» стало ассоциироваться с человеческим жертвоприношением, поэтому более уместно употреблять слова «народный» или «дохристианский».

В Российской империи, когда правила династия Романовых, ко всему римскому относились с почтением, потому и даты церковных праздников совпадали с теми, что праздновала Римская католическая, или как у нас называли, Латинская церковь. Да и календарь был один — Юлианский, названный в честь Юлия Цезаря, который своим указом ввёл в действие этот календарь в Римской республике. Календарь начинался 1 января, потому что с этой даты вступали в должность избранные римские консулы.

Новый, усовершенствованный календарь был введён в обращение папой римским Григорием XIII в католических странах ещё в 16-м веке. Однако это нововведение не коснулось Русской Православной Церкви и Русского Царства, перешедших при Петре Первом на Юлианский календарь. С падением Российской империи, Российская республика в 1918 году перешла на Григорианский календарь. Однако Православная церковь по всему миру продолжила придерживаться Юлианского календаря, категорически не принимая католический Григорианский календарь.

И только в 1923 году, Вселенский патриарх в Константинополе (этот город с 1453 года называется Стамбул) ввёл в действие Новоюлианский календарь, который имеет полное совпадение с Григорианским вплоть до 2800 года. С того времени большинство Поместных православных церквей стало праздновать Рождество Христово 25 декабря. Вроде дата одинаковая, только католики празднуют по своему Григорианскому календарю, а православные по своему — Новоюлианскому. Но всё равно это уловка, потому что 25 декабря изначально было римским языческим праздником. А раз римским, значит латинским. А латинское для православных всё равно что католическое. Как ни крути и не ухищряйся, а многие православные стали праздновать Рождество Христово 25 декабря на латинский манер.

Вот на эту уловку и не «ведётся» Русская Православная Церковь, отстаивая свои, русские народные традиции. В чём же эти традиции заключаются? Нужно рассмотреть поподробнее.

Сакральное число семь

В повести «Иван Купала и магия чисел» подробно рассказано о главном славянском празднике — Иване Купала, а также о значении числа семь в истории России. Пока не будем обращать внимания на то, что в России Рождество Христово отмечается не 6-го, а именно 7-го числа месяца января.

Для начала посмотрим какие праздники отмечает Русская православная церковь. Это — один главный праздник — Воскресение Христово или Пасха и 17 великих праздников; а также множество средних и малых праздников. Великие праздники, к которым относится Рождество Христово, подразделяются на двунадесятые, которых по числу — 12 и недвунадесятые — которых — 5. Двунадесятые праздники получили своё название от своего количества, потому как по-старославянски число 12 читается как «два на десять».

И если Римская церковь связала Рождество с римским языческим праздником, то Русская церковь связывает Рождество с русским народным праздником. И связь здесь такая. Дело в том, что двунадесятый праздник Рождество Христово напрямую связан с недвунадесятым праздником Рождеством Иоанна Крестителя, между ними ровно 6 месяцев. Обратим внимание на то, что не 180 дней, а именно 6 месяцев, день в день. 

Вот тут и «выплыла» неточность Григорианского календаря. Потому что у латинян Рождество Христово — 25 декабря, а Рождество Иоанна Крестителя — 24 июня. Несовпадение по дате в один день, но оно есть. А вот в Юлианском календаре, которого придерживается РПЦ, Рождество Христово — 7 января, а Рождество Иоанна Крестителя — 7 июля, разница ровно в 6 месяцев, день в день. Мало того, 7 июля славяне празднуют свой главный летний праздник — День Ивана Купала. Вот они три семёрки и единство христианской и дохристианской Руси. Не будем забывать, что июль — это седьмой месяц и участвует также в подсчёте семёрок.

Кстати, на своей заре Христианство относилось крайне негативно к народным верованиям, и стремилось их истребить. Делалось это с особой жестокостью, особенно в Европе, как говорится огнём и мечом. На Руси этот процесс происходил несравнимо мягче, однако без перекосов и гонений не обошлось и у нас. И когда говорят, что церковь сильно пострадала после 1917 года, во время гонений, то не лишним будет вспомнить год этак 988-й, когда гонения на русские верования были наверное похлеще. Но не будем о грустном, потому как светлый Праздник.

Если раньше христиане имели всего один зимний праздник — 6 января, Богоявление, то сейчас в России, с учётом всех произошедших исторических событий, мы имеем целых семь! Опять это счастливое для нас число.

Как мы уже знаем, Рождество и Крещение Христово разделилось на два: Рождество Христово — 7 января и Крещение Господне — 19 января (6 января плюс 13 дней, такова разница в календарях). Чтобы не оставлять без внимания изначальное 6 января, были добавлены два празднования: канун Рождества и Крещения. Канун Крещения, или 18 января, сохранил прежнее название праздника — Богоявление, а канун Рождества, или 6 января, стал называться Навечерие Рождества Христова. Вот первые четыре праздника.

В советское время, чтобы переключить внимание народа от празднования Рождества, было введено празднование Нового года — 1 января. А раз Новогодний праздник стал некоторой заменой Рождества Христова, то к нему перекочевало и празднование кануна Нового года, или 31 декабря. В этот день мы празднуем наверное даже сильнее, чем в сам Новый год. Проводы старого года бывают настолько обильны, что Новый год отмечают уже не все. Этот праздник хоть и не официальный, но поистине народный. И в 2020 году, по всей России 31 декабря был объявлен нерабочим днём, чтобы дать возможность людям отметить его как следует. Вот ещё два праздника.

А какой же седьмой, спросит внимательный читатель? Тут уже скажем так, дополнительный праздник появился из-за того, что на празднование Нового года накладывается Рождественский пост. И чтобы не оставлять без празднования Нового года постящихся, появился ещё один, седьмой праздник, отмечаемый 14 января, Старый Новый год. Такой праздник есть только в России, наверное, но он есть! Итак, благодаря Русской Православной Церкви и Советскому правительству, мы имеем семь зимних праздников в самом начале года! Разве это не здорово?!

Всех с праздником, дорогие друзья, не забывайте своих близких!

Возможно заинтересует

Русские повести. Выпуск 1.
Валерий Салфетников. Русские повести. Выпуск 1
Сказание о Русской земле. Варяги
Валерий Салфетников. Варяги
Сказание о Русской земле. Революции, цари и палачи
Валерий Салфетников. Революции, цари и палачи
Сказание о Русской Земле. Город Святого Петра.
Валерий Салфетников. Город Святого Петра
Сказание о Русской Земле. Русские и европейцы.
Валерий Салфетников. Русские и европейцы
Каковы особенности России. Том 1. Иллюстрации
Валерий Салфетников. Каковы особенности России. Том 1.

Оставьте комментарий

ru_RUРусский