Достоверность русских летописей

Главное > Повесть временных лет > Достоверность русских летописей

Автор:

Опубликована:
25 мая 2020 года

Долгое время не утихают споры по поводу того, насколько можно верить самой старой русской летописи «Повести временных лет». Эту «Повесть» написал монах Киево-печерского монастыря Нестор, ещё в 11-м веке.

С тех пор прошло много лет и оригинал текста, написанного самим Нестором, не сохранился. До нас дошли лишь переписанные другими монахами тексты летописей. Наиболее достоверной считается Лаврентьевская летопись 1377 года.

Именно её взял за основу для своей работы выдающийся советский учёный, академик Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906 — 1999).

Сказание о Русской земле. Русские и европейцы
Почему многие сомневаются в исторической достоверности Повести временных лет

Действительно, много людей не верят в подлинность того, что написал монах Нестор. Некоторые даже называют Повесть временных лет — хорошо отредактированными поздними записями.

Вот основные причины для сомнений:

  • Информация в Повести временных лет не подтверждена другими документами, их просто нет.
  • В связи с этим многие сомневаются в правдивости самого Нестора, уповая на то, что он мог писать под диктовку киевского князя.
  • Даже если Нестор написал правду, то кто даст гарантию, что за многие века, переписчики не исказили первоначальный текст.

Давайте вместе разбираться, что же на самом деле представляют из себя самые старые русские летописи. А также посмотрим, насколько можно им верить.

Для этого применим современные методики проверки достоверности информации.

Какая бывает информация

Любая информация подразделяется на:

  • просто информацию;
  • определённые сведения;
  • конкретные данные.

Информация бывает правдивой или ложной, достоверной и не очень. Случается и откровенное враньё. Все зависит от того, насколько мы доверяем этой информации.

Но есть и самая верная информация — истина, до которой докопаться бывает очень сложно. Но мы попробуем.

Что такое правда?

Правда — это такая информация, в которую мы не только искренне верим, но и считаем, что эта информация правильная и самая верная.

Всё было бы хорошо, если бы правда была одна на всех. Но, как говорится, у каждого человека правда своя. Заметим, у каждого! Поэтому сколько людей, столько и правд может быть. Многовато.

А что же тогда означает ложь?

Ложь — это такое понятие, означающее не правду. Или вернее это антиправда. Ложь мы применяем тогда, когда хотим скрыть правду от кого-то, от своих близких или от начальника. Когда правда не очень красива и мы стыдимся её.

Ложь применяют, чтобы исказить правду, добавить к ней другой информации, чтобы приукрасить, либо показать свою важность, а также присвоить себе чьи-либо достижения.

Ложь в нашем деле — полезная штука. В ней, как в зеркале, отражается правда, только перевернутая. Под любой личиной лжи скрывается правда. И если хорошенечко встряхнуть эту ложь, сорвать маску, расковырять штукатурку, то мы всегда докопаемся до правды.

Совсем другое дело враньё.

Враньё — это обычная придумка, фантазия или небылица. Порой даже откровенный бред. Тут правдой и не пахнет. Враньё применяют тогда, когда хотят желаемое выдать за действительное.

Тут главное выдать её подостовернее, чтобы человек поверил. И многие верят, потому что враньё обычно выглядит правдоподобно. Большинство людей даже не задумываются проверить достоверность вранья.

Кстати, если самому проверять ту информацию, на которую обычно ссылается нагло врущий источник, то можно легко вывести его на чистую воду. Как говориться — доверяй, но проверяй.

Если информацию проверить нельзя, то её относят к разряду бессмысленной.

И только истина бывает непреложной. Только она верна на сто процентов. Но до неё очень сложно докопаться.

Как убедиться в том, что источник не врёт

Хороший вопрос, и ответ на него не сложен. Самое простое — это найти не менее двух независимых источников, подтверждающих нашу информацию.

Хорошо, когда они есть. А если их нет, что тогда делать?

Тут необходимо разобраться, а существовали ли эти независимые источники и куда они могли деться.

В этом случае необходимо понимать две вещи:

  • независимые источники, по всей видимости были, но они не смогли преодолеть ту пучину времени, насыщенную войнами, пожарами, сменой власти и другими катаклизмами; они не сохранились, или как говорят — не дошли до нас; здесь это ключевая фраза — то есть, источники были, они шли сквозь время, но не дошли, в силу объективных причин; это важно понимать;
  • независимых источников не было вообще и проверяемая история — обычная выдумка или враньё.

Для примера, посмотрим на историю Древнего Рима, написанную римским историком Титом Ливием. Его «История от основания города» насчитывала в общей сложности 142 книги. До нашего времени дошли лишь 35 книг, а остальные 107 — безвозвратно утеряны. И никто не сомневается в достоверности сохранившейся информации. Потому что римляне — захватчики, они всегда старались отражать достоверную информацию, чтобы потом их легионы не запутались и не заблудились.

С римлянами понятно. А что же русские? Как у нас сохранялась информация о прошлом? Кто-то подумает — да никак, и будет не прав.

Главными собирателями и хранителями информации были образованные люди, как правило князья и их окружение. А с принятием Христианства на Руси — исторические документы стали собирать и хранить монастыри, ставшие источником просвещения.

Население южной Руси к грамоте относилось прохладно и не желало её осваивать. В то время как северная Русь была в большинстве своём — образованной. Раскопки показывают, что среди жителей Новгорода грамотных было большинство, включая детей и стариков.

В результате войн и пожаров, а также всевозможных революций и других катастроф, много исторического материала погибло. Впрочем как и у римлянина Тита Ливия. До нас дошло лишь то, что хранилось в монастырях, да и то далеко не всё.

Так что, чудом уцелевшая, и дошедшая до нас «Повесть временных лет» имеет право называться историческим документом.

Как появилась Повесть временных лет

В стольном граде Киеве, да и в других русских городах хранилось много исторических сведений о прошлом. Собиранием всевозможных летописей занимались и монастыри. Помимо письменных источников, были и специальные «запоминатели истории — сказители», которые перекладывали информацию в песенные былины. Города были ведь деревянными, часто горели и не только от нападений. Поэтому существовал и альтернативный, скажем так «архив». Но сейчас не о нём.

В 1096 году Киево-печерский монастырь пережил жестокое нападение половцев. Тогда пострадали не только город Киев, но и его окрестности. Монастырь был практически сожжён, многие иноки убиты или угнаны в плен. Пострадало очень многое, включая и архивы монастыря.

Тогда-то и было решено собрать уцелевший материал в одну книгу. Чтобы, размножив её, отправить в различные монастыри. Таким образом хотели сохранить то немногое, что осталось после набега половцев. И это удалось. Книга дошла до наших дней.

Работу над книгой поручили самому достойному монаху, Нестору. Среди иноков Нестор был известен своей честностью и образованностью, а также высокой работоспособностью.

Для справки:

Если невозможно подтвердить подлинность информации независимыми источниками, то главным гарантом становится — имя автора документа.

Если человек, в честности которого никто не сомневается, подписывается под каким-либо документом, то вся информация считается достоверной. Гарантом выступает — имя этого человека.

«Повесть временных лет» написал монах Нестор.

Насколько можно верить этому человеку — проверить проще простого.

Дело в том, что Нестор причислен к лику Святых Православной церкви, как Преподобный. Это высшая степень признания для монаха. Она означает, что Нестор всю свою жизнь уподоблялся Иисусу Христу. Другими словами, монах Нестор был — безгрешен.

Поэтому, кто бы что ни думал, а Нестор в своей «Повести» ну никак не мог слукавить. Потому как лжесвидетельство — тяжкий грех. А Нестор был абсолютно честным человеком.

Святым в высшем чине Преподобный может стать только монах. Такой же чин в Русской православной церкви имеют:

Александр Пересвет — победитель монгольского воина Челубея в Куликовской битве, и павший смертью храбрых после поединка.

Илья Иванович Муромец — монах, носивший имя прославленного русского былинного богатыря, ныне покоится в славном городе Муроме.

Сергий Радонежский — основатель многих монастырей, духовный собиратель русского народа. Духовный наставник Дмитрия Донского перед Куликовской битвой.

Серафим Саровский — великий подвижник Русской Православной Церкви и один из наиболее почитаемых монахов.

А также многие другие, о которых в этой повести не говорим.

Другими словами — это солдат, совершивший подвиг у всех на виду и получивший звание Героя Советского Союза.

Подвиг солдата известен, имя его живо в веках, и никто не сомневается в его подлинности. Вот что означает Преподобный Нестор.

Так что за подлинность информации в «Повести временных лет» автор отвечает своим безгрешным именем.

Многие с автором в этом вопросе согласятся, однако есть одно очень существенное НО!

Нестор жил в 11-м веке, а самая ранняя рукопись его книги, дошедшая до нас, датируется 1377 годом. Лаврентьевская летопись.

За три сотни лет, сколько раз была переписана «Повесть временных лет», никто не может сказать. И поэтому, не могут быть исключены исправления и дополнения в рукописи.

С современной точки зрения такое сомнение оправдано. Потому что часто, а в наше время особенно, правду пакуют в такой слой штукатурки, что её трудно выделить среди массы лжи и вранья.

К сожалению такое положение вещей существует сейчас, но не во времена Нестора.

Это был удивительный человек. Глубина его знаний и находчивости просто поражает. Он не только написал величайший труд, но ещё сделал так, чтобы его труд дошёл до нас. И не просто дошёл, а сохранился в неизменном виде, почти. И об этом следующий рассказ.

Цифровая подпись в Повести временных лет, возможно ли такое

Для того, чтобы сохранить информацию в своей «Повести» в первозданном виде, Нестор применил одну вещь. Он ввёл в повествование — числовой код. В настоящее время подобное действие называется — цифровой или электронной подписью.

Электронная подпись подтверждает, что информация, заверенная ею, соответствует исходному образцу, то есть подлинна.

Вот такую штуковину мы находим в «Повести временных лет», написанную 900 лет назад, монахом Нестором.

Числовой код выглядит так:

«По смешении же народов бог ветром великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются эти остатки.»

Кто-то может подумать, что чушь какая-то, и перестанет обращать внимание на эту запись в тексте. Ведь длинна локтя примерно 45 см. Это каким должен был быть столп, если его остатки в высоту — почти  2,5 километра.

Для сравнения, самое высокое здание в мире — небоскрёб Бурдж-Халифа, в Дубае (Арабские Эмираты). Его высота 830 м, что в три раза меньше предполагаемых остатков Вавилонского столпа.

Напрашивается вывод — это нереально. Значит у числа 5433 имеется какое-то другое значение. Какое?

Давайте порассуждаем:

  1. Сам Нестор причислен к чину Преподобных, то есть безгрешных. А вот в тексте указан размер остатков Вавилонского столпа. И это сделано неспроста. Потому что Вавилон всегда считался оплотом греха, во все времена.
  2. В качестве меры длины указан локоть. На Руси в то время использовались различные единицы измерений. Однако локоть часто упоминается в Библии. Скорее всего, по этой причине указан именно локоть, а не аршин или сажень. Хотя именно сажень чаще всего использовали в строительстве в 11-м веке.
  3. Раз локоть направляет нас к Библии, посмотрим, что говорится в ней. И будем рассматривать тему борьбы добра со злом. Потому что в «цифровой подписи Нестора» прямо указано на разрушение Вавилонского столпа, то есть оплота греха или зла.
  4. Как известно из Библии, из второй её части — Нового Завета, победа над злом состоялась после распятия Иисуса Христа, в тот же день. Зло было побеждено и низвергнуто в ад. Иисус Христос спустился в ад и освободил оттуда всех праведников. После чего Он вознёсся на Небеса.
  5. Когда закончилось торжество греха мы вспомнили. Теперь нам стоит разобраться с тем, а когда же оно началось. Тут секрета нет. Когда Адам вкусил запретный плод и не захотел в этом раскаяться, то его отправили из Райского сада на грешную Землю.
  6. Адам был создан на 6-й день от Сотворения Мира. Сколько-то времени прожил в Раю, совершил грех, который называют первородным, и был отправлен на Землю, грешить дальше.
  7. Дата Сотворения Мира известна — 1 марта 5508 года до нашей эры. Осталось узнать, сколько времени находился Адам в Раю безгрешным. Для этого нам потребуется Библия, изданная в двух вариантах: на церковнославянском языке — для священников, и на русском языке — для обычных мирян.
  8. В Книге Бытия про жизнь Адама сказано так: Поживе́ же Ада́мъ лѣ́тъ двѣ́стѣ три́десять и роди́ сы́на по ви́ду сво­ему́ и по о́бразу сво­ему́, и нарече́ и́мя ему́ Си́ѳъ. Бы́ша же дні́е Ада́мовы, я́же поживе́, по е́же роди́ти ему́ Си́ѳа, лѣ́тъ се́дмь со́тъ, и роди́ сы́ны и дще́ри. И бы́ша вси́ дні́е Ада́мовы, я́же поживе́, лѣ́тъ де́вять со́тъ и три́десять: и у́мре.
  9. В синодальном переводе Книги Бытия говорится уже про земную жизнь Адама: Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.
  10. Из приведённых текстов мы видим, что Адам прожил в общей сложности 930 лет. Также замечаем определённое расхождение в годах — ровно в 100 лет. По земному Адам родил Сифа через 130 лет, а по церковному — Адаму на тот момент исполнилось уже 230. Выходит, что целую сотню лет Адам прожил в Раю, ведя безгрешную жизнь.
  11. Исходя из полученной информации и проведённых расчётов у нас получается — торжество греха на Земле началось через 100 лет после Сотворения Мира, и закончилось после распятия Иисуса Христа.
  12. Так как победа над злом совершена Иисусом Христом, в год его 33-летия, то и Сотворение Мира следует считать от рождения Спасителя. А как известно, Иисус Христос родился в 5500 году от С. М. Вот такая арифметика у нас.

Наличие «столетнего безгрешного периода» у семи поколений Адама (за исключением одного) подробно описано в повести Временной способ сохранения истории.

В итоге, формула торжества Зла на Земле выглядит так:

5500 — 100 + 33 = 5433 года.

Эта формула, как числовой код, была выведена не только Нестором, но и многими христианами. Нестор был посвящён во все эти знания, и потому обладал колоссальной информацией. Все имеющиеся знания он вложил в свой шедевр — «Повесть временных лет».

Числовой код «5433», помимо прочего, ещё имеет непосредственное отношение к русскому народу. В повести про «временной способ» сказано, что потоп на Руси, как «великая смута», продолжался 54 года. Это число соответствует первым двум цифрам нашего кода. Согласно «Повести временных лет», начало Русской земли связано непосредственно с Потопом. А значит, и появление «вольного русского народа» можно ожидать после окончания этого Потопа, то есть спустя 54 года после его начала.

В лето 6496-е (в 988 году), волей киевского князя Владимира, была крещена Русская земля, а значит и весь русский народ (не путать со славянами). Как известно, Христианство возникло после распятия и воскресения Иисуса Христа, которому было 33 года. Отсюда следует, что числовой код «5433» может означать ещё и «единый код Русской земли», состоящий из двух значений: 54 — код русских людей с момента освобождения и до Крещения; 33 — код русских людей, уверовавших во Христа.

Вывод

Русские летописи, в большинстве своём, несут правдивую и достоверную информацию.

Повесть временных лет — уникальный источник по стародавней истории нашей страны.

В первом томе Сказаний о Русской земле, который доступен, рассказано, почему нельзя употреблять слово древний по отношению к истории Руси.

«Повесть временных лет» сохранилась почти в первозданном виде благодаря тому, что к её переписыванию допускались только монахи, прошедшие специальную подготовку и имеющие соответствующий допуск к работе.

Это требование жестко соблюдалось в стенах монастырей. Однако есть летописи, которые писались вне стен монастыря, обычными людьми, не знающих всех тонкостей обращения с шедевром.

Пример тому Ипатьевская летопись, где часть информации в Повести временных лет искажена.

Возможно заинтересует

Русские повести. Выпуск 1.
Валерий Салфетников. Русские повести. Выпуск 1
Сказание о Русской земле. Варяги
Валерий Салфетников. Варяги
Сказание о Русской земле. Революции, цари и палачи
Валерий Салфетников. Революции, цари и палачи
Сказание о Русской Земле. Город Святого Петра.
Валерий Салфетников. Город Святого Петра
Сказание о Русской Земле. Русские и европейцы.
Валерий Салфетников. Русские и европейцы
Каковы особенности России. Том 1. Иллюстрации
Валерий Салфетников. Каковы особенности России. Том 1.

Оставьте комментарий

ru_RUРусский