Рождение Добрыни Никитича

Библиотека > Былины > Рождение Добрыни Никитича

     Как из далеча, далеча, из чиста поля,

Изо того было раздольца из широкого,

Что не грозная бы туча накаталася,

Что не буйные бы ветры подымалися,

Выбегало бы там стадечко змеиное;

Не змеиное бы стадечко — звериное.

Наперед-то выбегает лютый Скимен-зверь.

Как на Скимене-то шерсточка буланая,

Не буланая-то шерсточка — булатная,

Не булатна на нем шерсточка — серебряна,

Не серебряная шерсточка — золотая,

Что на каждой на шерстинке по жемчужинке.

Наперед-то его шерсточка спрокинулась,

У того у Скимена рыло, как востро копье,

У того у Скимена уши — калены стрелы,

А глаза у зверя Скимена, как ясны звезды.

     Прибегает лютой Скимен ко Днепру-реке;

Становился он, собака, на задние лапы,

Зашипел он, вор-собака, по-змеиному,

Засвистал он, вор-собака, по-соловьему,

Заревел он, вор-собака, по-звериному.

От того было от шипу от змеиного

Зелена трава в чистом поле повянула;

От того было от свисту от соловьева

Темны лесы ко сырой земле клонилися;

От того было от рева от звериного

Быстрый Днепр-река сколыбалася,

С крутым берегом река Днепр поравнялася,

Желты мелкие песочки осыпалися.

Со песком вода возмутилася,

В зеленых лугах разливалася,

С крутых гор камни повалилися,

Крупны каменья по дну катятся,

Мелки каменья по верху несет.

     Как заслышал Скимен-зверь невзгодушку:

Уж как на небе родился светел месяц, —

На земле-то народился могуч богатырь. 

(«Былины», Лениздат — 1984 г., стр. 73 — 74)

Пояснение С. Н. Азбелева: Текст былины взят из сборника С. И. Гуляева «Былины и песни из Южной Сибири» (былина № 21). Вероятно, это начало былины, которая в полном отдельном виде до нас не дошла. Хотя имя родившегося богатыря здесь не названо, из других записей ясно, что речь идет о Добрыне.

Пояснение В. В. Салфетникова: Скимен, в старорусском языке «скимьнъ», в старославянском — «скмьнъ», в греческом — «σκύμνος», означает одно и то же — «львёнок» или «молодой лев». Фраза «Скимен-зверь» говорит уже о будущем «царе зверей», который приходит на смену «владычества змея». В русском былинном эпосе Добрыня Никитич, как и его предполагаемый отец, Никита Кожемяка, являются «змееборцами». Добрыня Никитич — хоть и рязанский богатырь, однако, как сказано в былине, рождён был на берегах Днепра. А Никита Кожемяка был киевским мастеровым, что не мешало ему стать отцом Добрыни.

После того, как змей был повержен, на арене появляется другой враг, Лев — царь зверей, ополчившийся на человека. С ним в борьбу вступает Самсон — русский богатырь, защищавший западные рубежи Русской земли. О нём упоминается во многих былинах. Есть он и в Библии; ветхозаветный Самсон голыми руками разрывает пасть молодому льву, как Никита Кожемяка разрывал стопку из двенадцати бычьих кож одними пальцами.

Убийство Немейского льва было первым подвигом Геракла, героя греческих мифов, чья судьба была связана со Скифией. Дело в том, что грек Геракл является отцом Скифа, основателя воинственного народа — скифов, живших на просторах нашей страны. Это перекликается с подвигами богатырей в русской мифологии: сказках, песнях, старинах и былинах. Потому как, у русских, славян и греков слово «скимен» имеет одинаковое значение.

ru_RUРусский