Алеша Попович и Еким Иванович

Алеша Попович и Еким Иванович

     Ай во славном-то было-то в прекрасном Острове,

Во прекрасном-то было, славном городе,

Там два ясного два сокола вылетыват,

Выезжают два дородна добра молодца,

Во два русского могучего богатыря:

Во-первых-то, всё Алешенька Левонтьевич,

Да Левонтьевич Алешенька Попович млад,

Во-вторых-то, ведь крестовый его брателко,

Еще тот ли Еким да все Иванович.

Они едут, едут братьица крестовые,

Они бок ведь о бок едут, плечо о плечо,

Нога о ногу гуляют, стремя о стремя;

Да поехали они-то в три дорожки прямоезжие,

В ту дорожечку поехали, к чисту полю.

Они ехали по полю, полю чистому,

Ничего совсем во поле не наехали,

Что ни гуся-та они, ни белой лебеди,

Никакого они зверя-та рысучего,

Да рысучего зверя, всё бегучего,

Только наехали два брателка крестовые

Во чистом они поли всё сер горюч камень. 

     Говорил-то Алешенька Попович млад,

Что Попович млад Алешенька Левонтьевич,

Говорил своёму брателку крестовому,

Что крестовому он брателку, названому,

Ай тому ли он Екиму всё Ивановичу:

«Уж ты гой еси, крестовый ты мой брателко!

Ты смотри-ко, смотри грамоту, прочитывай».

Он смотрел-то скоро грамотку, прочитывал;

Как написана была-то грамотка словами золотыми всё.

Говорил-то он крестовому всё брателку,

Богатырю Алешеньке Поповичу:

«Прочитал я, рассмотрел всё эту эту грамоту;

Всё расписаны дорожечки да прямоезжие:

Как перва лежит дорожка прямоезжая,

Что во тот она лежит, лежит во Муром-град,

Как втора лежит дорожка прямоезжая,

Что во тот лежит она Чернигов-град,

Что третья лежит дорожка прямоезжая,

Она прямо во славен красен Киев-град,

Ко тому ли всё ко князю ко Владимиру».

Говорил-то тут Еким да всё Иванович:

«Ты подумай-ко, крестовый ты мой брателко,

Нам куда-то теперь ехать, куда путь держать?»

Говорит ему Алешенька Левонтьевич:

«Мы поедем, брателко, теперече в чисто поле,

Из чиста поля поедем в красен Киев-град». 

Материал дополняется

     Ще по утру-ту было, утру раннему,

По восходу-ту было солнца красного,

По закату-ту было луны светлые:

У того ли у старого стариньшины,

У того ли всё у Ильи, Ильи Муромца,

Как забил-то ёго конь да правой ножечкой

Що о ту ли о матушку сыру землю,

Що о те ли всё о камешки о серые.

Пробужается Илья ведь от крепкого сну;

Он свежой водой ключевой умывается,

Тонким, белым полотенцем утирается,

Он ведь смотрит во трубочку подзорную. 

     Там ведь ездит татарин на добром кони,

Величиной-то ведь татарин как сильнёй бугор;

Он ведь ездит, собака, похваляется:

«Я приеду же, приеду ко белым шатрам,

Отрублю я, отсеку я буйны головы,

Раскинаю, размечу я по чисту полю.

Я ведь только боюсь же старого стариньшины,

Я того ли ведь Ильи да боюсь Муромца:

Що гремит-то про него слава великая,

Разошлась же эта славушка по всей земли,

Що ведь силой же Илья да весьма сильный есть,

Во чистом же поли ему смерть была не писана». 

     Говорит-то тут Илья, да Илья Муромец:

«Проезжайте-ко вы, братцы, попроведайте.

Я пошлю разве Алешеньку Поповича:

Еще сила у ёго да не против людей,

Не против будет Добрынюшки Никитича».

Тут ведь скоро как Алешенька собирается,

Как садится он ведь всё да на добра коня. 

     Они съехались с татарином, ударились,

Еще друг друга до-болька не ранили,

Еще съехались они да во второй же раз;

Победил-то тут Алешенька Попович млад.

Как упал-то тут татарин на сыру землю, —

Не доехал же до города до Киева,

Не доехал же, собака, он до князя до Владимира,

Как до душечки ведь Марфы, Марфы Митревны. 

     И скоро же они да собиралися,

Как поехали они да в красен Киев-град

Що ко ласковому князю ко Владимиру.

Как встречает, князь Владимир, он богатырей,

Собирает он на радости почесён пир. 

     Повелась ведь тут да славушка великая.

Как его-то честь-хвала да богатырская

О том об Алешеньке Поповиче. 

(«Былины», Лениздат — 1984 г., стр. 124 — 125)

Пояснение С. Н. Азбелева: Текст былины взят из сборника «Материалы, собранные в Архангельской губернии летом 1901 года А. В. Марковым, А. Л. Масловым и Б. А. Богословским» (былина № 6). Былина может расцениваться как эпическое отражение «типовой» исторической ситуации — столкновений со степными наездниками во времена Киевской Руси и позднее. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Сказание о Русской земле