В этот день празднуются именины Агафангела. Это мужское имя греческого происхождения, означающее «Добрый вестник», на Руси носили преимущественно монахи.
Святой Климент жил в III–IV веках. Он рано лишился родителей и остался на попечении благочестивой женщины Софии, которая воспитала его в страхе Божьем. Мальчик вырос способным и добродетельным. В 18 лет он получил сан пресвитера, а через два года был рукоположен во епископа Анкирского. Когда император Диоклетиан начал гонения на христиан, Климента попытались принудить к поклонению языческим богам, однако он остался тверд в своей вере. За это святого подвергли страшным пыткам, но он каждый раз чудесным образом исцелялся.
Как бы не старались мучители, Климент не только оставался жив, но и не получал особого вреда. Видя это, Диоклетиан приказал отправить его в Никомидию к своему соправителю Максимиану. В пути к святому присоединился его ученик Агафангел, сумевший избежать преследования, но добровольно решившийся на страдания во имя Христа. Вместе они претерпели немало испытаний и лишений.
После смерти Максимиана Агафангел был казнен. Климента освободили из темницы анкирские верующие и увезли в далекий пещерный храм. Однако воины императора нашли его и закололи мечами.
На Руси день памяти святых Климента и Агафангела называли Агафьев день или Агафий-полухлебник. Традиционно в этот день проводили ревизию зимних запасов — должна была остаться ровно половина из заготовленного, иначе до весны людям и скотине придется голодать. Существовала поговорка: «Агафонник в закромах спины не разгибает, здоровому зерну счет ведет».
Хозяева также наводили порядок в погребах и амбарах: латали дыры в стенах и кровле, избавлялись от испорченных продуктов, при необходимости устраняли сырость и вредителей.
Женщины готовили пирог с куриным мясом, рецепт которого, как правило, передавался в семье поколениями. Считалось, что такое угощение символизирует здоровье и богатство, поэтому все домочадцы должны были съесть хотя бы кусочек. Остатки трапезы и крошки со стола не выкидывали, так как, согласно поверьям, вместе с ними можно «выбросить» удачу и достаток. Вместо этого всё отдавали домашней птице.
Незамужние девушки в Агафьев день брались за рукоделие. Существовала примета, согласно которой, в праздник следовало вышить на полотенце распускающийся цветок. Если девушка успеет закончить узор за день, в скором времени ее поведут под венец.
Не меньше крестьян заботило, сколько снега на полях — хватит ли его, чтобы напоить землю. «Снег глубок — хлеб хорош», — говорили по этому поводу.
Также на Агафия-полухлебника полагалось провести тщательную уборку, уделив особое внимание углам. Люди верили, что после Святок там могла притаиться нечисть, которую следовало прогнать, чтобы избежать болезней и несчастий.
Согласно народным поверьям, на Агафия святые отправлялись в путь, ведомые ангелами. Поэтому в праздник особое почтение оказывали странникам. Их приглашали в дома, щедро угощали и предоставляли любую помощь. Считалось, что мученики Климент и Агафангел вознаградят тех, кто проявляет милосердие к путешественникам. Также заботились о сиротах — в память о том, что епископ Анкирский рано потерял родителей.
С Агафием-полухлебником на Руси связывали различные суеверия. В этот день старались не поднимать с земли чужие вещи или деньги. Считалось, что вместе с находкой человек может забрать себе неудачи и болезни незнакомца.
Также запрещалось устраивать праздники с танцами и песнями, так как бурное веселье могло привлечь злые силы. После наступления темноты люди не смотрели на звезды — по поверьям, после этого можно было потерять члена семьи.
На Агафия-полухлебника наши предки следили за природой. Считалось, что погода до полудня соответствует первой половине следующей зимы, а после — второй половине. Обращали внимание и на размер снежного покрова — чем он толще, тем урожайнее будет лето. Яркое солнце в праздник сулило раннюю весну, а мороз — жаркий август.
Узнать, какой будет погода в ближайшие дни, можно было по поведению животных. Если с утра громко кричали синицы, ждали скорого похолодания, а если белки скакали с ветки на ветку — готовились к оттепели. На приближение теплых дней также указывали гуси, купающиеся в снегу, и домашние кошки, спящие животом вверх.